Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 сентября 2020 г. N Ф04-3420/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
15 июля 2020 г. |
Дело N А46-18920/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Воронова Т.А., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3168/2020) Министерства имущественных отношений Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 28.02.2020 по делу N А46-18920/2019, принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лента" (ИНН 7814148471, ОГРН 1037832048605) к Омской области в лице Министерства имущественных отношений Омской области (ИНН 5503079101, ОГРН 1045504006822) о взыскании убытков в размере 4 500 303 руб. 20 коп. и по встречному исковому заявлению Министерства имущественных отношений Омской области (ИНН 5503079101, ОГРН 1045504006822) к обществу с ограниченной ответственностью "Лента" (ИНН 7814148471, ОГРН 1037832048605) о взыскании 12 659 684 руб. 42 коп.,
при участии в деле, в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, общества с ограниченной ответственностью "Альтернатива и К",
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства имущественных отношений Омской области - Лукьянова Н.М. (по доверенности от 09.01.2020);
от общества с ограниченной ответственностью "Лента" - Горбунов М.И. (по доверенности от 30.11.2018);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лента" (далее по тексту - первоначальный истец, ООО "Лента", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Омской области в лице Министерства имущественных отношений Омской области (далее по тексту - первоначальный ответчик, Министерство) о взыскании убытков в размере 4 500 303 руб. 20 коп.
Определением суда от 19.11.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - департамент).
От Министерства имущественных отношений Омской области 13.12.2019 поступило встречное исковое заявление о взыскании с ООО "Лента" задолженности по договору аренды от 10.07.2014 N Д-Кр-14-10684 в общем размере 12 659 684 руб. 42 коп., из которых: 7 824 344 руб. 66 коп. - основной долг за период с 20.12.2016 по 14.05.2019 и 4 835 339 руб. 76 коп. - пени за период с 21.12.2016 по 15.11.2019.
Определением суда от 22.01.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, общество с ограниченной ответственностью "Альтернатива и К" (далее - ООО "Альтернатива и К").
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.02.2020 по делу N А46-18920/2019 заявление ООО "Лента" удовлетворено. С Омской области в лице Министерства имущественных отношений Омской области в пользу ООО "Лента" взысканы убытки в размере 4 500 303 руб. 20 коп.; расходы по уплате государственной пошлины в размере 41 702 руб. 63 коп. В удовлетворении встречного искового заявления оказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ООО "Лента" в полном объеме и удовлетворении встречных исковых требований Министерства.
В обоснование апелляционной жалобы её подателем указано на то, что ввиду пользования обществом земельным участком, принадлежащим в спорный период на праве собственности Омской области, у ООО "Лента" имелась предусмотренная законом обязанность по уплате Министерству арендных платежей. Министерство обращает внимание на то, что, поскольку в решении Арбитражного суда Омской области от 12.02.2019 года по делу N А46-10180/2017 момент прекращения права собственности Омской области не обозначен, следовательно, право собственности Омской области на этот земельный участок прекратилось с момента государственной регистрации - с 15.05.2019.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ООО "Лента" возразил на доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
ООО "Лента" является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Омск, ул. Лукашевича, д. 33 и д. 33А (здание торгового комплекса "Лента" общей площадью 9 336,3 кв. м, с кадастровым номером 55:36:110101:24330 и здание трансформаторной подстанции общей площадью 50 кв. м, с кадастровым номером 55:36:110101:24329).
Данные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 55:36:110101:19254, имеющем площадь 39 922 кв. м., государственная собственность на который не разграничена.
Земельный участок находится в аренде у ООО "Лента" сроком до 20.07.2053 на основании договора аренды от 10.07.2014 N Д-Кр-14-10684, заключенного ООО "Фирма Латис" (арендатор) с департаментом имущественных отношений администрации г. Омска с последующим заключением договора от 28.10.2014 N 1 о передаче прав и обязанностей арендатора ЗАО "Доринда" и заключением договора купли-продажи недвижимого имущества от 25.08.2015 с ООО "Лента" (покупатель) в предмете которого, в том числе, уступка прав и обязанностей по договору аренды.
Ввиду наличия на земельном участке недвижимого имущества, общество, как собственник данного имущества, обратилось в департамент имущественных отношений администрации города Омска с заявлением в порядке статей 39.17, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) о предоставлении указанного участка в собственность.
29.11.2016 между департаментом и ООО "Лента" был заключён договор купли-продажи N 9257 земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 01:19254, площадь которого составляет 39 922 кв.м. Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - здание. Участок находится примерно в 162 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: г. Омск, ул. Лукашевича, д. 35. По категории участок относится к землям населённых пунктов, имеет статус учтённый, видом разрешённого использования является размещение на нём магазинов, торговых комплексов и центров (в том числе салонов по продаже автотранспортных средств), административных зданий и офисов некоммерческих организаций. Участок с кадастровым номером 55:36:11 01 01:19254 был сформирован в целях строительства на нём торгового комплекса "Лента", поставлен на кадастровый учёт 12.02.2014, образован путём раздела земельного участка с кадастровым номером 55:36:11 01 01:2260, образованного в свою очередь из земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:78.
Далее, 21.12.2016 общество обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области для оформления государственной регистрацией перехода права собственности на земельный участок.
Уведомлением от 27.12.2016 регистрирующий орган уведомил истца о приостановлении государственной регистрации ввиду того, что на спорный земельный участок зарегистрировано право собственности Омской областью на основании соглашения о правах и обязанностях от 01.12.2006 и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 28.08.2007 N 55-235.
Уведомлением от 04.08.2017 обществу отказано в регистрации права собственности.
Право собственности Омской области на спорный участок с кадастровым номером 55:36:110101:19254 зарегистрировано в связи с нахождением на нем объекта недвижимости (сооружение с кадастровым номером 55:36:000000:5124, поименованное в ЕГРН как "Стоянки, тротуары, проезды"), находящегося в собственности Омской области.
Между тем, поскольку фактически указанное сооружение в границах данного земельного участка отсутствовало, ООО "Лента" обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Правительству Омской области и субъекту Российской Федерации Омской области в лице Министерства имущественных отношений Омской области о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Омской области на часть сооружения, имеющего кадастровый номер 55:36:000000:5124, налагаемую на земельный участок с кадастровым номером 55:36:110101:19254, имеющую площадь 376 кв.м. и определяемую координатами характерных точек контура сооружения.
В рамках данного дела департаментом имущественных отношений Администрации города Омска заявлены самостоятельные требования о признании отсутствующим права собственности Омской области на часть объекта недвижимости площадью 376,00 кв.м. в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:110101:19254 - сооружение: стоянки, тротуары, проезды, общей площадью 70600,00, кадастровый номер 55:36:000000:5124, инвентаризационный номер 90000382, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Лукашевича, д. 35.
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.08.2018 по делу А46-4222/2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда Омской области от 29.11.2018 решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт, которым требования ООО "Лента" и департамента удовлетворены, зарегистрированное право собственности Омской области на часть сооружения, имеющего кадастровый номер 55:36:000000:5124, налагаемую на земельный участок с кадастровым номером 55:36:110101:19254, имеющую площадь 376 кв.м. признано отсутствующим.
Между тем, наличие зарегистрированного права собственности Омской области на этот земельный участок (признанное отсутствующим вступившим в законную силу судебным актом по делу N А46-4222/2017) не является единственным препятствием для осуществления государственной регистрации договора купли-продажи N 9257, поскольку в ЕГРН имелись сведения о нахождении на спорном земельном участке объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 55:36:00 00 00:5124, находящегося в собственности Омской области. Согласно выписке из ЕГРН данный объект представляет собой сооружение благоустройства: стоянки, тротуары, проезды, существующий кадастровый номер ему присвоен 19.06.2012.
Поскольку содержащиеся в ЕГРН сведения относительно наличия указанного объекта также являлись препятствием для осуществления государственной регистрации договора купли-продажи от 29.11.2016 N 9257, департамент обратился в суд с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о праве собственности на объекты недвижимости. В рамках данного дела ООО "Лента" заявлены самостоятельные требования о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Омской области на земельный участок с кадастровым номером 55:36:11 01 01:19254.
Решением Арбитражного суда Омской области от 12.02.2019 по делу А46-10180/2017 требования департамента удовлетворены частично, самостоятельные требования ООО "Лента" удовлетворены в полном объеме: зарегистрированное право собственности Омской области на земельный участок с кадастровым номером 55:36:110101:19254 признано отсутствующим, сведения о праве собственности Омской области на земельный участок с кадастровым номером 55:36:110101:19254 исключены из единого государственного реестра недвижимости.
Решение не обжаловано, вступило в законную силу.
17.05.2019 в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись N 55:36:110101:19254-55/092/2019-7 о государственной регистрации за ООО "Лента" права собственности на вышеуказанный земельный участок.
Как указывает истец, в период оспаривания в судебном порядке права собственности Омской области на земельный участок, общество вынуждено вместо уплаты земельного налога вносить арендную плату за пользование земельным участком, в связи с чем, понесло убытки в виде разницы между суммой земельного налога, подлежащего уплате при своевременном выкупе участка и суммой внесенных арендных платежей за период 27.12.2016 (дата уведомления о приостановлении государственной регистрации права собственности общества на земельный участок) по 16.05.2019 (до даты государственной регистрации права собственности общества на земельный участок - 17.05.2019) в общей сумме 4 500 303 руб. 20 коп.,
Обществом в адрес Министерства направлена претензия (13.08.2019 N 081/19-П) о выплате убытков, в ответ на которую Министерство письмом от 23.08.2019 N ИСХ-19/МИО/03-01/9530 уведомило истца об отсутствии оснований для удовлетворения претензии.
Изложенное послужило основанием для обращения ООО "Лента" в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
В свою очередь Министерство обратилось в суд с встречным исковым заявлением о взыскании с ООО "Лента" задолженности по договору аренды от 10.07.2014 N Д-Кр-14-10684.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности первоначального иска и отсутствии оснований для удовлетворения встречных исковых требований.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Относительно первоначальных исковых требований установлено следующее.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав.
Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Статья 16 ГК РФ устанавливает, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для наступления ответственности, установленной нормами статьи 15 ГК РФ, необходимо наличие совокупности следующих условий: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей, (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, наличие собственно убытков.
Причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
В настоящем случае убытки, заявленные ко взысканию, представляют собой разницу между уплаченными по договору аренды от 10.07.2014 N Д-Кр-14-10684 арендными платежами и суммой земельного налога, подлежащего уплате при своевременном выкупе земельного участка за период с 27.12.2016 по 16.05.2019.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий, в частности осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.
В настоящем случае, ООО "Лента" не смогло зарегистрировать право собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:110101:19254 в установленном законом порядке ввиду наличия зарегистрированного права собственности Омской области на спорный участок, которое, в свою очередь, зарегистрировано по основанию расположения на нем принадлежащего Омской области сооружения с кадастровым номером 55:36:00 00 00:5124.
При этом, фактически, данный объект - сооружение - на земельном участке не располагалось, что подтверждается вступившими в законную силу судебными актами по делам N А46-4222/2017, N А46-10108/2017, в рамках которых судами установлено, что при формировании объекта недвижимости с кадастровым номером 55:36:0000 00:5124 часть земельного участка была выделена из замкнутого контура, отведена под формирования проезда. Вместе с тем, в ходе производства работ по строительству объекта недвижимости на данном участке (Арена "Омск"), строительству стоянок, проездов, благоустройству территории, указанный участок не был задействован.
Судами в рамках рассмотрения обозначенных выше дел установлен факт отсутствия спорного сооружения на земельном участке, в том числе, на момент покупки недвижимого имущества ООО "Лента", а также вступления во владение земельным участком 55:36:110101:19254.
Согласно заключению строительно-технической экспертизы от 30.08.2017 N 17-08/2017, выше обозначенный проезд, от основного замкнутого контура земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:5124 отсутствует. На месте расположения проезда фактически располагается асфальтированная стоянка ООО "Лента". Также в материалы дела N А46-4222/2017 был представлен нотариальный протокол осмотра доказательств от 30.12.2017, в соответствии с которым были осмотрены спутниковые фотоснимки земной поверхности по месту расположения спорного объекта из программы Google Earth за период 2006, 2009, 2013, 2015, 2016 2017 годы, из которых наличие какого-либо сооружения (проезда) не усматривается.
Таким образом, при исследовании фактических обстоятельств судами не установлено наличия на спорном участке какого-либо объекта, принадлежащего на праве собственности Омской области, в связи с чем, зарегистрированное право собственности Омской области на часть сооружения с кадастровым номером 55:36:00 00 00:5124, налагаемую на спорный земельный участок, равно как и на земельный участок с кадастровым номером 55:36:110101:19254, признано отсутствующим.
Указанное свидетельствует о том, что именно Министерством, как уполномоченным органом, не были предприняты своевременные действия по проверке сведений, изложенных в техническом плане от 17.11.2016, относительно наличия/отсутствия на земельном участке сооружения, действия по достоверному установлению факта наличия/отсутствия на земельном участке объектов при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности.
В силу пункта 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Соответственно, вина Министерства в ненадлежащем исполнении своих публичных функций и незаконность (противоправность) действий последнего подтверждается указанными выше судебными актами, которые, в силу статьи 69 АПК РФ, имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", поскольку публично-правовое образование не уплачивает земельный налог, то в случае, если оно выступает продавцом (арендодателем) земельного участка, в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 1 и статьи 65 ЗК РФ до государственной регистрации перехода права собственности на землю обязательство по внесению арендной платы из ранее заключенного между сторонами договора аренды сохраняется. Следовательно, в этом случае ввиду платности использования земли стороны не вправе установить иной момент прекращения обязанности по внесению арендной платы.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другими федеральными законами, граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приобретение таких земельных участков в собственность или в аренду.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 статьи 39.17 ЗК РФ).
На основании части 3 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции до 01.01.2017) государственная регистрация прав проводится в течение десяти рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом.
Так, предъявленные ко взысканию убытки истца выразились в разнице между размером земельного налога и размером арендной платы за пользование земельным участком. Поскольку одним из принципов земельного законодательства является платность, а формами платы за землю являются земельный налог или арендная плата, ООО "Лента" обязано было уплачивать либо арендную плату, либо земельный налог, в зависимости от того, на каком праве оно обладало земельным участком, при этом арендная плата выше, чем земельный налог, соответственно, поскольку установлено, что несвоевременная регистрация договора купли-продажи земельного участка (и, соответственно, невозможность уплачивать земельный налог в меньшем размере вместо арендной платы) вызвана незаконными действиями ответчика по государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, то разница между данными формами платы за землю является убытками истца.
Определяя размер убытков, общество исходило из того, что убытками является разница между уплаченными по договору аренды от 10.07.2014 N Д-Кр-14-10684 за период с 27.12.2016 (дата уведомления о приостановлении государственной регистрации права собственности Общества на земельный участок) по 16.05.2019 (до даты государственной регистрации права собственности ООО "Лента" на земельный участок) и суммой земельного налога за аналогичный период, подлежащего уплате при своевременном выкупе земельного участка.
Согласно представленному расчету, исчисленному в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п "Об утверждении Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в городе Омске" (с 27.12.2016 по 31.12.2017), с пунктом 5 Порядка в редакции постановления Правительства Омской области от 31.05.2017 N 162-п (с 01.01.2018 по 31.12.2018), с Порядком определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденный постановлением Правительства Омской области от 26.12.2018 N 419-п (с 01.01.2019 по 16.05.2019), сумма арендной платы за период с 27.12.2016 по 16.05.2019 составила 6 768 065 руб. 64 коп.
Уплата истцом денежных средств в указанном размере в качестве арендных платежей за пользование земельным участком с кадастровым номером 55:36:110101:19254 подтверждается представленными в материалы дела документами, в том числе, письмами департамента от 17.09.2019 N Исх-ДИО/12740 (расчет за 2015-2017 годы), от 15.08.2019 N Исх-ДИО/11221 (за 2018 год) и от 15.08.2019 N Исх-ДИО/11220 (за 2019 год), а также актом сверки от 20.06.2019.
Сумма земельного налога, подлежащего уплате истцом за аналогичный период, составила бы 2 267 762 руб. 43 руб.
Таким образом, размер убытков за период с 27.12.2016 по 16.05.2019 составил 4 500 303 руб. 20 коп.
Проверив представленный истцом расчет убытков, в отсутствие контррасчета ответчика, суд апелляционной инстанции признает его верным, в связи с чем требование ООО "Лента" о возмещении убытков правомерно удовлетворено судом первой инстанции в заявленном размере.
Относительно встречного искового заявления установлено следующее.
По смыслу статей 606, 614 ГК РФ арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество во временное владение и пользование, в свою очередь арендатор за фактическое пользование объектом аренды обязан вносить плату на условиях, в порядке и сроки, установленные договором аренды.
Пунктом 7 статьи 1 ЗК РФ установлено, что данный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Как указывает Министерство, обязанность по уплате встречному истцу арендных платежей возникла у ООО "Лента" с 20.12.2016 - с момента регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:110101:19254, принадлежащем последнему на праве аренды (договор аренды от 10.07.2014 N Д-Кр-14-10684).
Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (пункт 1 статьи 25 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно статье 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации (пункт 1); права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2).
Как разъяснено в абзаце втором пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для лиц, не являющихся сторонами сделки, считается, что подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки (пункт 2 статьи 8.1, пункт 2 статьи 551 ГК РФ). При этом с момента возникновения соответствующего основания для государственной регистрации права стороны такой сделки или лица, участвовавшие в деле, в результате рассмотрения которого принято названное судебное решение, не вправе в отношениях между собой недобросовестно ссылаться на отсутствие в государственном реестре записи об этом праве.
Право собственности Омской области на указанный участок прекращено 15.05.2019 в связи с исключением соответствующих сведений из Единого государственного реестра недвижимости ввиду признания судом отсутствующим права собственности в отношении данного земельного участка (решение Арбитражного суда Омской области от 12.02.2019 по делу N А46-10180/2017, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-4222/2017).
Довод подателя жалобы о том, что в период с 20.12.2016 по 14.05.2019 земельный участок с кадастровым номером 55:36:110101:19254 находился в собственности Омской области, соответственно, общество, как арендатор обозначенного участка, обязано уплачивать собственнику арендную плату отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Как выше указано, вступившими в законную силу судебными актами по делу N А46-10180/2017, N А46-4222/2017 право собственности Министерства на сооружение с кадастровым номером 55:36:00 00 00:5124, послужившее основанием для регистрации права собственности на земельный участок под данным сооружением, и на земельный участок с кадастровым номером 55:36:110101:19254 признано отсутствующим, а не прекращено. Таким образом, Министерство фактически никогда не являлось ни владельцем, ни собственником спорного земельного участка. Поскольку, право собственности на данный земельный участок, у Министерства, по сути, не возникло, соответственно, не возникло и право требования взыскания с общества арендных платежей за пользование участком.
На основании изложенного требования Министерства удовлетворению не подлежат.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при рассмотрении апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Министерство освобождено от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 28.02.2020 по делу N А46-18920/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Т.А. Воронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-18920/2019
Истец: ООО "ЛЕНТА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА, ООО "Альтернатива и К", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
24.09.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3420/20
15.07.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3168/20
28.02.2020 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-18920/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-18920/19