Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18 декабря 2020 г. N Ф10-4488/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
15 июля 2020 г. |
Дело N А68-1289/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.07.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.07.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Грошева И.П., судей Егураевой Н.В. и Сентюриной И.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нещадим А.Э., при участии в судебном заседании: от акционерного общества "ТНС энерго Тула" - представителя Щербакова Д.А. (доверенность от 31.12.2019), от акционерного общества "Тульские городские электрические сети" - представителя Болотского А.А. (доверенность от 12.02.2020), от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Двадцать первый век" - представителя Колосковой Ю.В. (доверенность от 09.01.2020), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Двадцать первый век", акционерного общества "Тульские городские электрические сети" на решение Арбитражного суда Тульской области от 21.02.2020 по делу N А68-1289/2016 (судья Морозов А.П.),
УСТАНОВИЛ:
АО "ТНС энерго Тула" (далее - АО "ТНС энерго Тула", истец) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Двадцать первый век" (далее - ООО "УК Двадцать первый век", ответчик) о взыскании задолженности за поставленную в период с сентября 2015 года по апрель 2016 года и с июля 2016 года по декабрь 2016 года электрическую энергию на содержание мест общего пользования (общедомовые нужды) в сумме 4 811 811 руб. 53 коп. (уточненные исковые требования; т. 13, л. д. 99).
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Министерство строительства и ЖКХ Тульской области, акционерное общество "Тульские городские электрические сети", администрация МО г. Тула (далее - третьи лица).
Определением от 14.06.2018 в одно производство для совместного рассмотрения объединены дела: N А68-1289/2016, N А68-5745/2016, N А68-9521/2016, N А68-10143/2016, N А68-2392/2017, объединенному делу присвоен N А68-1289/2016.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 21.02.2020 исковые требования удовлетворены частично, распределены судебные расходы. С ответчика в пользу истца взыскана задолженность в сумме 2 936 598 руб. 47 коп., в удовлетворении остальной части исковых требований судом отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК Двадцать первый век" и АО "ТГЭС" обратились в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
ООО "УК Двадцать первый век" в обоснование поданной апелляционной жалобы, ссылаясь на статьи 426, 539 Гражданского кодекса Российской федерации (далее - ГК РФ), статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункты 10 - 12 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), полагает, что отказавшись с 01.05.2016 от исполнения обязательств по поставке электрической энергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, истец принял на себя статус исполнителя коммунальных услуг, в связи с чем спорная задолженность не может быть взыскана с ООО "УК Двадцать первый век".
АО "ТГЭС" в обоснование поданной апелляционной жалобы, ссылаясь на стать. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), указывает, что многоквартирные дома, признанные судом области нуждающимися в капитальном ремонте, таковыми не являются, в связи с чем размер подлежащей взысканию задолженности определен судом неверно.
На основании определения заместителя председателя Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020 в связи с нахождением судьи Бычковой Т.В. в отпуске на основании статьи 18 Кодекса и пункта 37 Регламента арбитражных судов, утвержденного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 7 от 05.06.1996 (с последующими изменениями), для рассмотрения указанных выше апелляционных жалоб произведена замена судьи Бычковой Т.В. на судью Сентюрину И.Г.
Представитель ООО "УК Двадцать первый век" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении, против доводов апелляционной жалобы АО "ТГЭС" возражал.
Представитель АО "ТГЭС" поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении, против доводов апелляционной жалобы ООО "УК Двадцать первый век" возражал.
Представитель АО "ТНС энерго Тула" против доводов апелляционных жалоб возражал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции представителей не направили. На основании статей 41, 123, 156, 159, 266 Кодекса жалобы рассмотрены в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников арбитражного процесса по имеющимся в деле доказательствам.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Кодекса в пределах доводов апелляционных жалоб.
Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, а также доводы участвующих в деле лиц, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ответчик в спорный период являлся управляющей компанией в отношении ряда многоквартирных домом, расположенных в г. Тула (перечень многоквартирных домов указан в расчете истца на оптических дисках, представленных в материалы дела).
При отсутствии заключенного между сторонами договора на энергоснабжение мест общего пользования, истец в период с сентября 2015 года по апрель 2016 года и с июля 2016 года по декабрь 2016 года производил отпуск электрической энергии на электроснабжение мест общего пользования в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, что подтверждается представленными в материалы дела счетами-фактурами, счетами, ведомостями потребления электроэнергии.
Многоквартирные дома, в отношении которых ведется расчет, оборудованы общедомовыми приборами учета, что подтверждается актами допуска приборов учета в эксплуатацию. Данная информация также подтверждается пояснениями сетевой организации (АО "ТГЭС").
Ответчик, являясь управляющей компанией в отношении многоквартирных домов в нарушение положений пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) в полном объеме не оплачивал потребленную электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды.
Отсутствие оплаты со стороны ответчика за поставленную в спорный период электрическую энергию, явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением.
Рассматривая требования истца по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения. Судебная коллегия согласна с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 539 ГК РФ установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Исходя из положений пункта 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, от которой лицо получает энергию, не освобождает его от обязанности возместить данной организации стоимость отпущенной энергии.
Осуществленная истцом поставка электрической энергии при отсутствии заключенного между сторонами письменного договора энергоснабжения, квалифицирована судом как сложившиеся договорные отношения по энергоснабжению мест общего пользования. Данный подход согласуется с правовой позицией изложенной в определении ВАС РФ от 25.07.2011 N ВАС-9493/11.
С учетом вышеизложенного, несмотря на отсутствие заключенного в письменной форме договора энергоснабжения, судом сделан правильный вывод о том, что в спорный период между сторонами фактически сложились договорные отношения по энергообеспечению многоквартирных жилых домов находящихся в управлении ответчика.
В соответствии с абзацем 7 пункта 2 Правил N 354, статьями 155, 161 ЖК РФ ответчик во взаимоотношениях с истцом является исполнителем коммунальных услуг, выполняет функции управляющей организации. В силу своего статуса ответчик обязан приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги по электроснабжению, использования электрической энергии на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам. Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Как указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N АКПИ13-205 отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, законодатель возлагает бремя несения расходов на общедомовые нужды, превышающие нормативное потребление либо на исполнителя коммунальных услуг (управляющие организации, ТСЖ, иные специализированные организации), либо на конечных потребителей (собственники помещений в многоквартирном доме). При этом основным фактором является наличие, либо отсутствие решение собственников о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
Доказательств того, что собственниками помещений в указанных многоквартирных домах было принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, ответчиком в материалы дела не представлено.
Факт поставки электроэнергии для мест общего пользования МКД ответчиком по существу не оспорен и подтверждается материалами дела.
Согласно части 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ определены общие положения системы обеспечения обязательного учета используемых энергетических ресурсов, включающие и перечень объектов-исключений, на которых учет не осуществляется, это - ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие капитальному ремонту или сносу до 01.01.2013.
Из правовой позиции, изложенной в вопросе N 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016) следует, что в данной норме не содержится запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных объектах, а лишь указывается на отсутствие обязанности собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом.
Такие объекты могут быть оснащены ресурсоснабжающими организациями за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития от 29 декабря 2011 г. N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения". Ухудшение эксплуатационных характеристик здания, отдельных его частей и инженерных систем, послуживших основанием для признания такого объекта в установленном порядке аварийным, приводящее к невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания приборов учета, исключает использование показаний приборов учета в таких многоквартирных домах.
Показания законно установленных и введенных в эксплуатацию коллективных приборов учета могут быть использованы ресурсоснабжающими организациями для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов.
Вместе с тем, принимая во внимание, что в аварийных и ветхих объектах возможности обеспечения благоприятных условий проживания граждан могут быть существенно ограничены в связи с объективным физическим износом здания, его отдельных частей и инженерных систем, а также направленность нормативно-правового регулирования на защиту граждан, вынужденных проживать в непригодных для этих целей условиях, от несения дополнительных издержек, связанных с содержанием и ремонтом таких объектов, использование при расчетах за поставленный коммунальный ресурс показаний приборов учета в рассматриваемом случае не должно приводить к возложению на собственников домов и помещений в них или управляющие организации расходов, связанных с оплатой потребленных в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг в объеме, превышающем нормативы потребления.
Факт включения ряда многоквартирных домов, находившихся в спорный период в управлении ответчика, до 01.01.2013 в адресные программы по проведению капитального ремонта установлен судом, не оспорен ответчиком и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе постановлениями администрации Тульской области N 253 от 18.03.2010; N 1565 от 14.06.2011, N 1675 от 29.06.2011, N 3370 от 07.12.2011).
С учетом изложенного, суд области пришел к правильному выводу о том, что поскольку законодатель не предусмотрел для собственников домов, требующих капитального ремонта, обязанности по установке общедомовых приборов учета, то установка сетевой организацией на таких домах общедомовых приборов учета по собственной инициативе не влечет за собой обязанности собственников помещений принимать такие приборы учета в состав общедомового имущества и учитывать их показания при расчете стоимости потребленной электроэнергии.
Доказательств того, что собственники помещений в данных многоквартирных домах проводили общее собрание собственников и приняли решение по вопросу приобретения, установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии, в материалы дела не представлено.
Согласно справочному расчету истца, из которого исключены показания общедомовых приборов учета в домах, признанных нуждающимися в капитальном ремонте, задолженность ответчика за взыскиваемый период составила 4 445 999 руб. 21 коп. (с учетом минусовой корректировки на сумму 58 520 руб. 88 коп.).
Довод ответчика о том, что отказавшись с 01.05.2016 от исполнения обязательств по поставке электрической энергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, истец принял на себя статус исполнителя коммунальных услуг, несостоятелен в силу следующего.
Согласно пункту 31 Правил N 354 исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Следовательно, в случае, если на основании статьи 161 ЖК РФ, собственниками выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, и управляющей организацией не исполнена обязанность по заключению договора на поставку электрической энергии, данное обстоятельство не изменяет статуса управляющей организации, как исполнителя коммунальных услуг, обязанного в силу закона оказывать весь комплекс коммунальных услуг, получать за это плату и рассчитываться за приобретенные коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства ответчик является исполнителем коммунальных услуг, действует при этом в интересах жителей домов - физических лиц, обслуживанием которых он занимается и в отношении которых он является управляющей компанией.
Схожий правовой подход изложен в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 23.12.2015 N Ф10-4700/2015 по делу N А62-2699/2015; постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 09.07.2015 N Ф10-2191/2015 по делу N А64-3748/2014.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 161, статьей 162 ЖК РФ, пунктом 16 Правил N 491 содержание в надлежащем состоянии общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления МКД с управляющей организацией. Обязанность по содержанию общедомового имущества в надлежащем состоянии и по поддержанию порядка его использования по общему правилу возложена на управляющую организацию. Согласно пунктам 4, 21 (1), подпункту "а" пункта 22, пункту 30 Правил N 124, в их системном толковании следует, что обязанность по оплате ресурса, потребленного сверх норматива на общедомовые нужды, при отсутствии соответствующего решения собственников помещений МКД, возлагается на управляющую организацию.
В связи с изложенным, вопреки доводам ответчика, оснований для вывода о приобретении истцом статуса исполнителя коммунальной услуги по электроснабжению в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, не имеется.
Доводы, изложенные АО "ТГЭС" в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Позиция АО "ТГЭС" признается судом несостоятельной, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводится к несогласию с оценкой данной судом фактическим обстоятельствам дела и основана на неверном толковании норм права и юридически значимых обстоятельств дела.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения по приведенным в апелляционных жалобах доводам не имеется.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Кодекса безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 Кодекса расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционных жалоб относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 21.02.2020 по делу N А68-1289/2016 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.П. Грошев |
Судьи |
Н.В. Егураева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-1289/2016
Истец: АО "ТНС Энерго Тула"
Ответчик: ООО "Управляющая компания Двадцать первый век"
Третье лицо: Администрация МО Г.Тулы, АО "Тульские городские электрические сети", Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерство строительства и ЖКХ Тульской области
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4488/20
15.07.2020 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2296/20
21.02.2020 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-1289/16
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Тульской области N А68-1289/16