Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 сентября 2020 г. N Ф08-7875/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
16 июля 2020 г. |
дело N А32-56108/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачёва А.Н.,
судей Сулименко Н.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лавриновой Т.Г.
при участии:
(до перерыва в судебном заседании) от Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю: представитель Москаленко Г.В. по доверенности от 18.05.2020 (путем присоединения к веб-конференции);
от акционерного общества "Краснодаргоргаз": представитель Гришина В.С. по доверенности от 06.02.2020 (путем присоединения к веб-конференции);
(после перерыва в судебном заседании) в отсутствие представителей лиц участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.05.2020 по делу N А32-56108/2019 по заявлению акционерного общества "Краснодаргоргаз" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, третье лицо: Зырьянова Т.Г., о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14.11.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-2446/2019,
УСТАНОВИЛ:
АО "Краснодаргоргаз" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14.11.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-2446/2019, о признании недействительным представления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14.11.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленного постановлением по делу N 023/04/9.21-2446/2019.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.05.2020 по делу N А32-56108/2019 признано незаконным и отменено постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14.11.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-2446/2019. Признано незаконным и отменено представление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14.11.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-2446/2019.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.05.2020 по делу N А32-56108/2019, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Управление не вменяло АО "Краснодаргоргаз" нарушение срока предоставления ответа на заявки Зыряновой Т.Г., а установило факт нарушения ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в несоблюдении порядка рассмотрения заявок, предусмотренного п. 74 Правил N 1314, а именно: не осуществлены действия по направлению заявителю подписанного со своей стороны проекта договора о подключении в 2-х экземплярах и технических условий любым доступным, в связи с тем что отказы, направленные АО "Краснодаргоргаз" не соответствуют требованиям Правил N 1314. Податель жалобы указывает, что заявитель соответствует параметрам, указанным в п. 26(22) Постановления N 1021, но при этом мероприятия по подключению предусматривают строительство распределительных газопроводов, которые отсутствуют в Программе газификации и схеме газоснабжения, плата за подключение устанавливается исходя из установленных органом исполнительной власти (РЭК-ДЦиТ по КК) стандартизированных тарифных ставок или по индивидуальному проекту. Расстояние от газоиспользующего оборудования объекта заявителя (ул. 37-я Линия. N 860) до сети газораспределения АО "Краснодаргоргаз" (ул. 37-я Линия- N 861) измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров, не является основанием для отказа в выдаче ТУ и договора о подключении.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Краснодаргоргаз" просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, посредством проведения онлайн-заседания в режиме веб-конференции поддержали правовые позиции по спору.
Апелляционный суд в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявил перерыв в пределах дня судебного заседания.
После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Судебная коллегия на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14 ноября 2019 года заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю Войченко Е.Г. вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-2446/2019, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса административных правонарушений Российской Федерации, выразившегося, в несоблюдении порядка рассмотрения заявки, предусмотренного пунктом 74 Правил N 1314, общество привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
14 ноября 2019 года заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю Войченко Е.Г. вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленного постановлением Краснодарского УФАС России от 25.09.2019 г. по делу N 023/04/9.21-2446/2019.
В адрес АО "Краснодаргоргаз" посредством почтовой связи направлено уведомление от 04.10.2019 N 25192/6 о составлении протокола об административном правонарушении, в котором указано, что 01.11.2019 в 09:10 часов законному представителю АО "Краснодаргоргазс" необходимо явиться в Краснодарское УФАС России для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания и получения протокола об административном правонарушении, которое получено АО "Краснодаргоргаз" 28.10.2019 согласно почтовому идентификатору.
01.11.2019 в отсутствие надлежаще уведомленного АО "Краснодаргоргаз", должностным лицом Краснодарского УФАС России составлен протокол по делу N 023/04/9.21-2446/2019 об административном правонарушении и вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 023/04/9.21-2446/2019 на 14.11.2019 в 16:50 ч.
Протокол от 01.11.2019 по делу N 023/04/9.21-2446/2019 и определение от 01.11.2019 о назначении времени и места рассмотрения дела N 023/04/9.21-2446/2019 получены АО "Краснодаргоргаз" 08.11.2019 согласно почтовому идентификатору.
14.11.2019 заместитель руководителя Краснодарского УФАС России Войченко Е.Г. по результатам рассмотрения материалов дела N 023/04/9.21-2446/2019 в отсутствие надлежаще уведомленного АО "Краснодаргоргаз", потерпевшей стороны Зыряновой Т.Г., вынесено постановление о наложении штрафа.
АО "Краснодаргоргаз" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14.11.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-2446/2019, о признании недействительным представления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14.11.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленного постановлением по делу N 023/04/9.21-2446/2019.
АО "Краснодаргоргаз" указывает, что вышеуказанные постановление и представление нарушают законные права и интересы общества и должны быть признаны незаконными по основаниям, изложенным в заявлении.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции исходил из следующего.
В постановлении от 14.11.2019 управление указало, что 12.07.2019, 26.08.2019 Зырянова Т.Г. подала в АО "Краснодаргоргаз" заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения. Заявки зарегистрированы 12.07.2019 за N 113367, 26.08.2019 N 114486 (далее - Заявка). Заявки поданы в отношении объекта газопотребления, расположенного по адресу: г. Краснодар, с/т "КНИИСХ", ул. 37-я Линия, 860 (далее - Объект).
Согласно пункту 13 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314) при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.
В материалах дела не содержатся доказательства, на основании которых антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении обществом срока, установленного пунктом 13 Правил N 1314.
В постановлении не указано, когда общество направило заявителю ответы на его заявки от 12.07.2019 и от 26.08.2019, а также не указаны установленные управлением обстоятельства, на основании которых оно пришло к выводу о нарушении обществом срока, указанного в пункте 13 Правил N 1314.
В оспариваемом постановлении оценка обстоятельствам, изложенным Зыряновой Т.Г. и обществом по вопросу срока, в который общество направило ответ на поданные 12.07.2019 и от 26.08.2019 заявки, не дана; обстоятельства направления обществом Зырьяновой Т.Г. писем от 16.07.2019 и от 28.08.2019 в ответ на её заявки от 12.07.2019 и от 26.08.2019 управлением не установлены. В протоколе об административном правонарушении установленные управлением обстоятельства по данному эпизоду также не содержатся.
Объективная сторона правонарушения выражается в несоблюдении обществом срока, предусмотренного пунктом 13 Правил N 1314, в течение которого исполнитель в ответ на поступление соответствующей заявки о технологическом присоединении обязан предоставить технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.
Учитывая, что управление не установило, когда общество направило Зырьяновой Т.Г. ответ на заявку, не проверило наличие (отсутствие) технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения общества с целью выяснения вопроса о том, является ли отказ общества мотивированным, вмененное заявителю правонарушение не может презюмироваться.
В постановлении от 14.11.2019 управление указало, что общество необоснованно отказало в заключении договора о технологическом присоединении и не осуществило действия по направлению заявителю подписанного и заполненного проекта договора о подключении объекта, а также, что отказы от заключения договора об осуществлении технологического присоединения, направленные обществом в адрес заявителя письмами от 16.07.2019 и от 28.08.2019, не соответствует требованиям Правил N 1314.
В письме от 16.07.2019, адресованном заявителю в ответ на заявку N 113367 от 12.07.2019, общество указало, что подключение объектов капитального строительства к сетям газораспределения осуществляется АО "Краснодаргоргаз" в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. N 1314 (далее - Правила). Согласно Правилам, подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства производится к существующей сети газораспределения исполнителя или существующей сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, при наличии технической возможности.
Для возможности газификации жилых домов, расположенных на земельных участках по ул. 37-я Линия, необходимо построить распределительный газопровод низкого давления Де110 мм от существующего подземного полиэтиленового газопровода низкого давления Де110мм, проходящего по ул. 37-я Линия напротив земельного участка по ул. 37-я Линия, 861.
Одновременно сообщалось, что в соответствии с пунктом 113 Правил в случае необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения нескольких объектов капитального строительства, принадлежащих различным заявителям, при условии создания единой сети газораспределения, к которой предполагается осуществить подключение всех указанных объектов, запрос о предоставлении технических условий и (или) заявка о подключении (технологическом присоединении) от имени нескольких заявителей подаются одним уполномоченным или в соответствии с законодательством Российской Федерации представителем (коллективный запрос о предоставлении технических условий и (или) коллективная заявка о подключении (технологическом присоединении).
Учитывая вышеизложенное, заявителю и правообладателям смежных земельных участков предлагалось обратиться в АО "Краснодаргоргаз" с коллективной заявкой на строительство вышеуказанного газопровода.
В письме от 28.08.2019, адресованном заявителю в ответ на заявку N 114486 от 26.08.2019, общество указало на необходимость построить распределительный газопровод низкого давления Де110 мм от существующего подземного полиэтиленового газопровода низкого давления Де110мм, проходящего по ул. 37-я Линия напротив земельного участка по ул. 37-я Линия, 861.
В постановлении не содержится анализ и оценка обстоятельств, названных обществом в письмах от 16.07.2019 и от 28.08.2019 в качестве оснований, по которым заявителю не направлен проект договора о технологическом присоединении; не указаны мотивы, по которым управление пришло к выводу о том, что приведенные обществом обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии у него технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта заявителя.
В постановлении от 14.11.2019 не указаны обстоятельства, установленные управлением при рассмотрении дела об административном правонарушении, на основании исследования и оценки которых оно пришло к выводу о том, что направленный обществом заявителю ответ нельзя признать мотивированным отказом в заключении договора, а также не указаны мотивы, по которым управление пришло к указанному выводу; соответствующие доказательства в рамках настоящего дела управлением не представлены.
Кроме того, оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Управление, вменяя обществу повторное совершение административного правонарушения, в протоколе и в постановлении не указало, в чем заключаются обстоятельства повторности.
Указание в постановлении на то, что общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отсутствие указания на постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, по которому не истек один год со дня окончания его исполнения на момент совершения вменяемого управлением правонарушения, не свидетельствует о том, что управлением установлены обстоятельства повторного совершения правонарушения.
Таким образом, в ходе производства по делу об административном правонарушении управление не установило, когда общество направило заявителю ответы на заявки от 12.07.2019 и от 26.08.2019, не проверило наличие (отсутствие) технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения общества с целью выяснения вопроса о том, является ли отказ общества мотивированным, фактически ограничилось при описании события административного правонарушения, совершение которого вменено обществу, указанием на положения Правил N 1314 и диспозицию части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; в ходе судебного разбирательства надлежащие доказательства, устанавливающие событие административного правонарушения, управление также не представило.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с частями 4, 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно пункту 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа о привлечении к административной ответственности незаконным являются несоответствие акта или порядка его принятия закону, либо отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности, либо оспариваемый акт принят органом или должностным лицом с превышением полномочий.
В силу части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Частью 1 указанной статьи предусмотрено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требований указанных нормативных актов.
Как следует из материалов и установлено судом, 12.07.2019, 26.08.2019 Зырянова Т.Г. подала в АО "Краснодаргоргаз" (заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения. Заявки зарегистрированы 12.07.2019 за N 113367, 26.08.2019 N 114486. Заявки поданы в отношении объекта газопотребления, расположенного по адресу: г. Краснодар, с/т "КНИИСХ", ул. 37-я Линия, 860 (далее - объект).
Из обращения следует, что по результатам рассмотрения вышеуказанных заявок в адрес Зыряновой Т.Г. со стороны АО "Краснодаргоргаз" письмами от 16.07.2019 и от 28.08.2019 представлены отказы от заключения договора об осуществлении технологического присоединения ввиду отсутствия построенного распределительного газопровода в районе земельного участка Зыряновой Т.Г., для возможности подключения необходимо запроектировать и построить газопровод. В связи с чем обществу предложило подать коллективную заявку от владельцев земельных участков на строительство указанного газопровода.
Порядок рассмотрения заявки на заключение договора о подключении объектов капитального строительства к сети газораспределения регламентируется Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314).
Согласно пункту 62 Правил N 1314, договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами. Договор о подключении заключается в письменной форме в 2 экземплярах (по одному для каждой из сторон).
Подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Заявка о подключении (технологическом присоединении) подается заявителем в случае:
а) необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства;
б) увеличения объема потребления газа, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 61(1) настоящих Правил.
Для заключения договора о подключении заявитель направляет исполнителю заявку о подключении (технологическом присоединении) в 2 экземплярах письмом с описью вложения или иным доступным способом. Заявитель вправе представить указанную заявку исполнителю лично или через уполномоченного представителя, а исполнитель обязан принять такую заявку.
Согласно пункту 65 Правил N 1314, в заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю заявителем, указываются следующие сведения:
а) реквизиты заявителя (для юридических лиц полное наименование и государственный регистрационный номер записи, вносимой в Единый государственный реестр юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей - государственный регистрационный номер записи, вносимой в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, дата ее внесения в реестр и для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, почтовый адрес и иные способы обмена информацией - телефоны, факс, адрес электронной почты);
б) наименование и местонахождение объекта капитального строительства, который необходимо подключить (технологически присоединить) к сети газораспределения;
в) характер потребления газа (вид экономической деятельности хозяйствующего субъекта - для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);
г) сроки проектирования, строительства и поэтапного введения в эксплуатацию объекта капитального строительства (в том числе по этапам и очередям);
д) планируемое распределение максимального часового расхода газа отдельно по различным точкам подключения (если их несколько) с обоснованием необходимости подключения нескольких точек;
е) номер и дата выдачи технических условий, полученных ранее заявителем (в случае если заявителю ранее предоставлялись технические условия), срок действия которых на момент подачи заявки о подключении (технологическом присоединении) не истек.
Согласно пункту 69 Правил N 1314 к заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю заявителем, прилагаются следующие документы:
а) ситуационный план;
б) топографическая карта участка в масштабе 1:500 (со всеми наземнымии подземными коммуникациями и сооружениями), согласованная с организациями, эксплуатирующими указанные коммуникации и сооружения (не прилагается, если заказчик - физическое лицо, осуществляющее создание (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства);
в) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты капитального строительства заявителя. В случае если земельный участок принадлежит заявителю на ином законном основании, заявитель представляет согласие собственника земельного участка на использование этого участка на период строительства объектов сетей газораспределения. В случае отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок при осуществлении строительства, реконструкции в рамках реализации программы реноваци и жилищного фонда в городе Москве заявитель представляет копию схемы расположения земельного участка или земельныхучастковнакадастровомпланетерритории,утвержденнойуполномоченным органом исполнительной власти г.Москвы;
г) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (в случае если заявка о подключении (технологическом присоединении) подается представителем заявителя);
е) расчет максимального часового расхода газа (не прилагается, если планируемый максимальный часовой расход газа не более 5 куб. метров);
ж) согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, а также строительство газопровода на земельном участке основного абонента, если подключение осуществляется на земельном участке, правообладателем которого является основной абонент, в случаях, предусмотренных пунктом 34 настоящих Правил;
з) документы, предусмотренные пунктом 47 настоящих Правил, в случае предоставления технических условий при уступке права на использование мощности;
к) копия разработанной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории), предусматривающей строительство сети газопотребления в пределах территории, подлежащей комплексному освоению, в случае осуществления подключения (технологического присоединения), предусмотренного пунктом 119 настоящих Правил.
Согласно пункту 73(1) Правил N 1314, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) рассматривает указанную заявку, а также приложенные к ней документы и сведения, указанные в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил.
В случае несоблюдения заявителем требований, предъявляемых к содержанию заявки о подключении (технологическом присоединении) и составу прилагаемых документов и сведений, указанных в пунктах 65-71 настоящих Правил, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения указанной заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие документы и (или) сведения и приостанавливает рассмотрение указанной заявки до получения недостающих документов и сведений.
Согласно пункту 74 Правил N 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение на руки):
в) в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной, в том числе посредством официального сайта исполнителя, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 74(1) Правил N 1314, основанием для отказа от заключения договора о подключении является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя (далее -мотивированный отказ от заключения договора о подключении). В случае наличия технической возможности подключения отказ исполнителя от заключения договора о подключении не допускается. При необоснованном отказе или уклонении исполнителя от заключения договора о подключении заявитель вправе обратиться в суд или антимонопольный орган в соответствии с пунктом 80 настоящих Правил.
Исполнитель определяет техническую возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства на основании данных о загрузке сетей газораспределения, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности газотранспортной системы, опубликованных в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 872 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам", а также данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя иных сетей газораспределения.
Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи заявки о подключении (технологическом присоединении) подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы технические условия, на указанный момент не утратившие силу, и которые на момент рассмотрения заявки о подключении (технологическом присоединении) не завершили подключение.
Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства отсутствует в случае отсутствия пропускной способности сетей газораспределения, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином законном основании, отсутствия пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранения данных ограничений пропускной способности учтены в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.
Согласно пункту 14 Правил N 1314 основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, в том числе при отсутствии пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.
Согласно пункту 15 Правил N 1314 в случае предоставления мотивированного отказа в выдаче технических условий исполнитель также предоставляет имеющуюся в его распоряжении информацию о примерных сроках появления технической возможности подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя в результате реализации собственных, а также финансируемых за счет сторонних источников, включая бюджетные, мероприятий либо сообщает об отсутствии такой информации.
Состав мероприятий, необходимых для обеспечения технической возможности осуществления подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя и связанных с реконструкцией существующих сетей газораспределения исполнителя в целях увеличения пропускной способности, а также строительством новых газораспределительных сетей, определяется в соответствии со схемами- газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации и (или) поселения.
В соответствии с требованием пункту 15 Правил N 1314 отказ в предоставлении технических условий должен быть мотивирован.
Таким образом, требование АО "Краснодаргоргаз" о подаче коллективной заявки на подключение объектов к сети газораспределения не является основанием для отказа в заключении договора на подключение (технологическое присоединение) к сети газораспределения и не направления в адрес Зырьяновой Т.Г. проекта соответствующего договора о подключении и ТУ.
На основании вышеизложенного, отказы, направленные АО "Краснодаргоргаз" в адрес Зырьяновой Т.Г. письмами от 16.07.2019 N 11.1/3134, от 28.08.2019 N 11.1/3915, в заключении договора об осуществлении технологического присоединения не соответствуют требованиям Правил подключения N 1314.
С учетом даты поступления заявок 12.07.2019 за N 113367, 26.08.2019 N 114486, АО "Краснодаргоргаз" обязано было представить в адрес Зырьяновой Т.Г. подписанный и заполненный в 2-х экземплярах проект договора и технические условия, в срок до 02.08.2019, до 16.09.2019.
Таким образом, АО "Краснодаргоргаз" в нарушение требований подпункта "в" пункта 74 Правил N 1314, не осуществлены действия по направлению заявителю подписанного со своей стороны проекта договора о подключении в 2-х экземплярах и технических условий любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение на руки), позволяющим подтвердить получение заявителем проекта договора о подключении, в установленный срок.
С учетом вышеизложенного, АО "Краснодаргоргаз" не соблюден порядок рассмотрения заявок, предусмотренный пунктом 74 Правил N 1314.
Признавая незаконными и отменяя постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14.11.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-2446/2019 и представление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 14.11.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-2446/2019 судом первой инстанции также не учтено следующее.
В заявлении Зыряновой Т.Г. указанно, что ряд земельных участков по ул. 37 Линия, НСТ "КНИИСХ" уже газифицированы или находятся в стадии газификации.
В своем письме от 01.11.2019 б/н АО "Краснодаргоргаз" (на стр. 1 абз. 4), а также в заявлении от 29.11.2019 об оспаривании постановления N 023/04/9.21-2446/2019 (на стр. 2 абз. 3) представило следующие пояснения: для возможности газификации жилых домов, расположенных на земельных участках по ул. 37-я Линия, необходимо построить распределительный газопровод низкого давления Де 110 мм от существующего подземного газопровода низкого давления Де 110 мм, проходящего по ул. 37-я Линия напротив земельного участка по ул. 37-я Линия, 861.
Таким образом, АО "Краснодаргоргаз" в своих пояснениях само подтвердило факт нахождения газопровода низкого давления Де 110 мм по ул. 37-я Линия, т.е. в непосредственной близости от объекта Зыряновой Т.Г.
12.07.2019, 26.08.2019 Зырянова Т.Г. подала в АО "Краснодаргоргаз" заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта газопотребления, расположенного по адресу: г. Краснодар, с/т "КНИИСХ", ул. 37-я Линия, 860.
В материалах дела имеется приложенная к обращению Зыряновой Т.Г., копия топографического плана НСТ "КНИИСХ", ул. 37-я Линия (выданная Департаментом архитектуры и градостроительства МО г. Краснодара) из которого видно, что объект Зыряновой Т.Г. (ул. 37-я Линия, N 860) является смежным соседним участком с земельным участком по ул, 37-я Линия, N 861, от которого как указывает АО "Краснодаргоргаз" необходимо построить газопровод.
РЭК-ДЦиТ по Краснодарскому краю на запрос Управления (по аналогичному административному делу) письмом от 10.04.2020 N 57.09-12-2084/20 представлены пояснения из которых следует, что согласно 26(22) постановления Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации" (далее -постановление N 1021) плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей), устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей (с налогом на добавленную стоимость, если заявителем выступает физическое лицо, а в иных случаях без налога на добавленную стоимость) при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом и устройства пункта редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке региональной (межрегиональной) программой газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, в том числе схемой расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
Пунктом 26(23) постановления N 1021 предусмотрено, что плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа свыше 500 куб. метров газа в час и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе свыше 0,6 МПа, а также в случаях, если лицо, подавшее заявку на подключение, письменно подтверждает готовность компенсировать расходы - газораспределительной организации, связанные с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих газораспределительных сетей, необходимой для осуществления технологического присоединения, в случае, если такие расходы не были включены в инвестиционные программы газораспределительной организации, устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы.
Если заявитель соответствует параметрам, указанным в пункте 26(22) постановления N 1021, но при этом мероприятия по подключению предусматривают строительство распределительных газопроводов, которые отсутствуют в программе газификации и схеме газоснабжения, плата за подключение устанавливается исходя из установленных органом исполнительной власти (РЭК-ДЦиТ по Краснодарскому краю) стандартизированных тарифных ставок или по индивидуальному проекту.
РЭК-ДЦиТ по Краснодарскому краю издан Приказ от 25.04.2019 N 5/2019-газ об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за тех. Присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения на территории Краснодарского края, в том числе и для АО "Краснодаргоргаз".
Таким образом, с учетом того, что расстояние от газоиспользующего оборудования объекта Зырьяновой Т.Г. (ул. 37-я Линия. N 860) до сети газораспределения АО "Краснодаргоргаз" (ул. 37-я Линия- N 861) измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров, отсутствует основание для отказа в выдаче ТУ и договора о подключении.
АО "Краснодаргоргаз" является субъектом естественных монополий по виду деятельности услуг по транспортировке природного газа по трубопроводам.
Согласно статье 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Ранее АО "Краснодаргоргаз" было привлечено к административной ответственности по статье 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (дела N А32-35328/2018 - постановление от 03.08.2018, NА32-14038/2019 - постановление от 13.03.19), за повторное совершение административного правонарушения ответственность предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Местом совершения правонарушения является: место расположения АО "Краснодаргоргаз" - г. Краснодар, ул. Индустриальная, 68, 350007.
Время совершения правонарушения: 02.08.2019 - дата, в которую необходимо было направить Заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении и ТУ, учитывая дату регистрации Заявки (12.07.2019 за N 113367).
Время совершения правонарушения: 16.09.2019 - дата, в которую необходимо было направить Зырьяновой Т.Г. подписанный со своей стороны проект договора о подключении и ТУ, учитывая дату регистрации заявки (26.08.2019 N 114486).
При составлении протокола об административном правонарушении должностным лицом Краснодарского УФАС России Зырянова Т.Г. признана потерпевшей стороной по делу N 023/04/9.21-24462019.
В соответствии со статьей 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление N 10) в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом, общество, как профессиональный участник рынка, обязано было принять все необходимые меры для того, чтобы не нарушать требования, предусмотренные действующим законодательством. При осуществлении предпринимательской деятельности физические и юридические лица должны осознавать возможность несения риска наступления последствий совершения или несовершения ими каких-либо действий, обязаны соблюдать ту степень заботливости и осмотрительности, которая требуется от них в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Срок давности привлечения АО "Краснодаргоргаз" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент вынесения постановления не истек.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении и наличия основания для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено право административного органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, на внесение в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица в соответствии с частью 2 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, вынесшему представление.
В пункте 20.1 постановления N 10, предусмотренные статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, если они внесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, обжалуются вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспариваемое представление вынесено управлением в порядке части 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Поскольку событие вмененного обществу правонарушения и вина общества в совершении допущенного им правонарушения является доказанной, то административный орган в пределах своих полномочий правомерно выдал обществу представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
При этом заявитель не представил доказательства того, что оспариваемое представление не соответствуют закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания удовлетворения заявления АО "Краснодаргоргаз".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Поскольку суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.05.2020 по делу N А32-56108/2019 подлежит отмене.
В связи с отменой обжалованного судебного акта, суд апелляционной инстанции в соответствии с полномочиями, предусмотренными пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.05.2020 по делу N А32-56108/2019 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
А.Н. Стрекачёв |
Судьи |
Н.В. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-56108/2019
Истец: АО "Краснодаргоргаз"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по КК, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Зырьянова Т. Г.