15 июля 2020 г. |
Дело N А83-12924/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 июля 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мунтян О.И.,
судей Баукиной Е.А.,
Зарубина А.В.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Талановой Ю.П.,
при участии в заседании:
от истца:
МКУ "СакиИнвестПроект" Петренко В.В. (дов N 603 от 17.07.2019).
от ответчика:
ООО "Югославстройдекор" Воронова Ю.М. (дов. N 91 от 25.06.2020),
от третьего лица:
Администрации муниципального
образования городской округ
Саки Республики Крым не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "СакиИнвестПроект" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 февраля 2020 года по делу N А83-12924/2019,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "СакиИнвестПроект" (далее - МКУ "СакиИнвестПроект") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Югославстройдекор" (далее - ООО "Югославстройдекор") в котором просит:
- конкретизировать условия пункта 3.2.1.1. Муниципального контракта N 88 от 21.12.2016 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция улицы Курортная и переулка Береговой, Республика Крым, г.Саки" следующего содержания признать выполнение работ по актам о приемке выполненных работ КС-2 N38 от 27.03.2019, N39 от 19.04.2019, N40 от 27.03.2019, N41 от 19.04.2019, N42 от 19.04.2019, N43 от 19.04.2019, N44 от 19.04.2019, N45 от 19.04.2019, N46 от 19.04.2019, N 47 от 19.04.2019 и справку о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 N17 от 19.04.2019 по состоянию на 10 июля 2019 года на сумму 24 352 437,60 руб. оплаченными платежным поручением N 288497 от 29.12.2016;
- обязать внести изменения в муниципальный контракт N 88 от 21 декабря 2016 года на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция улицы Курортная и переулка Береговой, Республики Крым, г.Саки" дополнив его пунктом 3.2.1.2 такого содержания: "за период с 21.12.2016 по 10.07.2019 работы по Контракту выполнены на сумму 127 073 304,18 руб., остаток неподтвержденного актами выполненных работ аванса по Контракту составляет 21 269 132,92 руб.;
- обязать внести изменения в муниципальный контракт N 88 от 21 декабря 2016 года на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция улицы Курортная и переулка Береговой, Республики Крым, г.Саки" дополнив пункт 22.2 Приложением N12 такого содержания: "Акт сверки взаимных расчетов за период 21.12.2016 - 10.07.2019 между МКУ "СакиИнвестПроект" и ООО "Югославстройдекор" по Муниципальному контракту от 21.12.2016 N88".
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 30.07.2019 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрация муниципального образования городской округ Саки Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 19 февраля 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда МКУ "СакиИнвестПроект" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы считает, что судом первой инстанции не дана оценка одностороннему отказу (расторжению) от исполнения контракта, и обстоятельствам предложенным МКУ "СакиИнвестПроект" способов досудебного урегулирования возникших разногласий. Не учтены права привлеченных третьих лиц, и не дана оценка обстоятельствам наличия либо отсутствия самой задолженности.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2020 апелляционная жалоба МКУ "СакиИнвестПроект" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 февраля 2020 года по делу N А83-12924/2019 оставлена без движения.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2020 продлен срок оставления апелляционной жалобы без движения.
От МКУ "СакиИнвестПроект" поступили доказательства устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 08.07.2020, 14 час. 30 мин.
ООО "Югославстройдекор" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании 08.07.2020 представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил её удовлетворить, обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель ответчика в судебном заседании 08.07.2020 возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил отказать в её удовлетворении обжалуемый судебный акт оставить без изменений.
Третье лицо явку уполномоченного представителя в судебное заседание, не обеспечил, извещен надлежащим образом.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
С учетом изложенного, коллегия судей посчитала возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя третьего лица, по имеющимся в деле материалам.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 09 декабря 2016 года МКУ "СакиИнвестПроект" (далее - Заказчик) и ООО "Югославстройдекор" (далее - Подрядчик) в соответствии с пунктом 1 раздела 29 главы 3 Регионального порядка осуществления государственных закупок на территории Республики Крым в 2016 году, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым 20.05.2016 г. N 219 "Об утверждении регионального порядка осуществления государственных закупок на территории Республики Крым в 2016 году" и распоряжения Совета Министров Республики Крым от 21 декабря 2016 года N 1638-р "Об утверждении предложений Научно-технического совета об определении единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (позиция 1.28.), заключили Муниципальный Контракт N 88 от 21 декабря 2016 г. на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция улицы Курортная и переулка Береговой, Республика Крым, г. Саки" (далее - Контракт).
Предметом Контракта является выполнение обязательств по выполнению строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция улицы Курортная и переулка Береговой, Республика Крым, г. Саки", в соответствии с проектно- сметной и рабочей документацией переданной Подрядчику по акту приема передачи (Приложение N 3 к Контракту), в срок, установленный Графиком производства работ (Приложение N 1 к Контракту), по цене в соответствии со сводным сметным расчетом стоимости строительства (Приложение N 2 к контракту), являющимися неотъемлемыми частями настоящего Контракта.
Работы, предусмотренные п.1.1 настоящего Контракта, выполняются Подрядчиком за счет предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Крым на софинансирование обязательств по реализации и мероприятий федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года".
Местом выполнения работ - является территория муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, Российская Федерация.
Цена Контракта составила 472 630 000,00 руб., в т.ч. НДС (18%) 72096101,69 руб.
В пункте 3.2. Контракта указано, что оплата авансового платежа подрядчику осуществляется в 2016 году в размере 59 410 000,00 рублей.
Оплата авансового платежа Подрядчику была осуществлена в 2016 году на расчетный счет Подрядчика 29.12.2016 платежным поручением N 288497 в размере 59 410 000,00 руб. (т.1 л.д.59).
Сумма выданного аванса учитывается Подрядчиком и Заказчиком при ежемесячных промежуточных расчетах за выполненные и принятые объемы забот причитающихся Подрядчику, в соответствии с Графиком погашения авансовых средств (Приложение N 11 к Контракту).
Документами, подтверждающими использование аванса по его целевому назначению, является представление товарных накладных (по форме ТОРГ-12), акта о приемки выполненных работ (форма - N КС-2) и справка о стоимости выполненных работ и затрат (N КС-3), подписанные Заказчиком. Данные документы предоставляются Подрядчиком Заказчику, не позднее пяти рабочих дней до окончания отчетного месяца (пункт 3.2.1 Контракта).
Дополнительным соглашением N 6 от 27 июня 2017 года к Контракту внесены изменения в пункт 2.1 Контракта, где цена Контракта согласно утвержденной проектно-сметной документации составила 389 291 170,00 руб. (т.1 л.д.95-99).
Дополнительным соглашением N 9 от 29 июня 2018 года к Контракту внесены изменения в пункт 3.3 Контракта, где указано, что оплата принятых в соответствии с п. 7.1 и 7.2 контракта выполненных работ, в пределах 95 % от их стоимости, осуществляется заказчиком, в течение 20 календарных дней от даты подписания Сторонами Акта о приемке выполненных работ по форме N КС-2 и Справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, выставления Подрядчиком счёта на оплату работ за вычетом суммы аванса пропорционально объемам выполненных Подрядчиком и предъявленных к оплате работ.
Также, пунктом 3 Дополнительного соглашения N 9 внесены изменения в пункт 3.2.1 Контракта, в соответствии с которым стороны пришли к соглашению: Приложение N 11 "График погашения авансов" к Муниципальному контракту N 88 от 21 декабря 2016 года исключить (т.1 л.д.100).
Дополнительным соглашением N 10 от 23 ноября 2018 года к Контракту внесены изменения в пункт 4.1 Контракта, которым установлено, что Работы и поставка Оборудования, предусмотренные настоящим Контрактом, выполняются в соответствии с Графиком производства работ (приложение N 1 к настоящему контракту) и начало работ - декабрь 2016 г., окончание работ - 01 января 2020 года (т.1 л.д.105-106).
По мнению истца, подрядчиком обязательства по контракту не исполняются.
Заказчиком были произведены выплаты подрядчику, с учетом авансового платежа на общую сумму 148 342 428,10 руб.
Пункт 2.4 Контракта определяет, что планируемый объем работ, выполняемых Подрядчиком по годам, определяется в соответствии с Графиком производства работ (Приложение N 1 к Контракту).
Подрядчик не предоставил заказчику документов, подтверждающих использование аванса в соответствии с Дополнительным соглашением N 9 от 29 июня 2018 года к Контракту.
Документами, подтверждающими использование аванса по его целевому назначению, является представление товарных накладных (по форме ТОРГ-12), акта о приемки выполненных работ (форма - N КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (N КС-3), подписанных Заказчиком.
МКУ "СакиИнвестПроект" приняты и подписаны:
- акты о приемки выполненных работ по форме N КС-2 N1/3 от 26.10.2017, N 1/2 от 24.10.2017, N 1/1 от 22.09.2017, N 8 от 14.12.2017, N 3 от 29.11.2017, N 6 от 29.11.2017, N 9 от 20.12.2017, N 10 от 27.12.2017, N 11 от 21.02.2018, N 12 от 16.02.2018, N 13 от 21.03.2018, N 14 от 29.03.2018, N 15 от 04.04.2018, N 16 от 11.04.2018, N 17 от 23.04.2018, N 43 от 15.09.2018, N 44 от 15.09.2018, N 45 от 25.09.2018, N 46 от 25.09.2018, N 23 от 24.11.2018, N 24 от 24.11.2018, N 25 от 10.12.2018, N 26 от 10.12.2018, N 27 от 10.12.2018, N 28 от 10.12.2018, N 29 от 10.12.2018, N 30 от 10.12.2018, N 31 от 10.12.2018 N 32 от 10.12.2018, N 33 от 10.12.2018, N 34 от 10.12.2018, N 18 от 19.12.2018, N 35 от 19.12.2018, N 36 от 19.12.2018, N 37 ото 19.12.2018, N 38 от 27.03.2019, N 39 от 19.04.2019, N44 от 19.04.2019 (т.1 л.д.11-165; т.2 л.д.2-99);
- справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 N 2 от 25.10.2017, N 4 от 14.12.2017, N 3 от 29.11.2017, N 5 от 21.12.2017, N 6 от 27.12.2017, N 8 от 21.02.2018, N7 от 16.02.2018, N 9 от 21.03.2018, N10 от 20.04.2018, N11 от 18.05.2018, N 13 от 25.09.2018, N 14 от 24.11.2018, N 15 от 10.12.2018, N 16 от 19.12.2018, N 17 от 19.04.2019 (т.1 л.д.75-89).
Заказчиком выплачен аванс и оплачены работы, что подтверждается платежными поручениями: N 288497 от 29.12.2016, N 365780 от 27.10.2017, N 617321 от 30.11.2017, N 756362 от 18.12.2017, N 874370 от 26.12.2017, N 15501 от 28.12.2017, N 557416 от 11.04.2018, N 694868 от 27.04.2018, N 433538 от 30.07.2018 N 53544 от 11.10.2018, N 53548 от 11.10.2018, N 474665 от 03.12.2018, N 706969 от 25.12.2018, N 668042 от 21.12.2018 (т.1 л.д.59-72).
Письмом от 30.11.2017 ООО "Югославстройдекор" просило МКУ "СакиИнвестПроект" произвести оплату выполненных работ за ноябрь 2017 года по КС-3 N 3 на сумму 11970066,44 руб. по объекту: "Реконструкция улицы Курортная и переулка Береговой, Республика Крым, г. Саки" без удержания средств на погашение аванса (т.1 л.д.74).
ООО "Югославстройдекор" письмом от 14.12.2017 N РК-88-72 просило произвести оплату выполненных работ за декабрь 2017 года по КС-3 N 4 на сумму 14808157,48 руб. по объекту: "Реконструкция улицы Курортная и переулка Береговой, Республика Крым, г. Саки" без удержания средств на погашение аванса (т.1 л.д.75).
Письмом от 21.03.2018 N РК-88-103 ООО "Югославстройдекор" просило МКУ "СакиИнвестПроект" произвести оплату выполненных работ по форме КС-2 N 12 от 16.03.2018, N11, N17 от 16.03.2018, КС-3 N8 от 21.02.2018 по объекту: "Реконструкция улицы Курортная и переулка Береговой, Республика Крым, г. Саки" на общую сумму 1916029 руб. с переносом погашения аванса на следующий отчетный период (т.2 л.д.123).
Письмом от 19.04.2019 N 345 МКУ "СакиИнвестПроект" просило представить информацию о причинах не представления актов по форме КС-2, КС-3 за период с 01.01.2019 по 19.04.2019, а также о причинах не соблюдения, сроков и объемов выполнения строительно-монтажных работ в соответствии с графиком производства работ по объектам ФЦП "Строительство набережной вдоль берега Сакского лечебного озера, Республики Крым, г. Саки" и "Реконструкция улицы Курортная и переулок Береговой, Республика Крым, г. Саки" в целях безусловного освоение лимитов финансирования на 2019 год (т.2 л.д.136).
ООО "Югославстройдекор" в ответ на письмо МКУ "СакиИнвестПроект" от 19.04.2019 N 345 сообщил, что основной причиной не представления актов по форме КС-2, КС-3 за период с 01.01.2019 по 19.04.2019 было отсутствие соглашения сторон в связи с увеличением ставки налога на добавленную стоимость. Отчетная документация, о результатах выполненных работ за период с 01.01.2019 по 19.04.2019, а именно акты приемки выполненных работ по форме КС-2, справка о стоимости выполненных работ по форме КС-3, исполнительные схемы, акты освидетельствования скрытых работ, сертификаты, технические паспорта, подтверждающие качество примененных материалов, изделий, конструкций будут предоставлены в срок до 12:00 22.04.2019.
Относительно соблюдения, сроков выполнения и объёмов строительно-монтажных работ в соответствии с графиком производства работ по объектам ФЦП "Строительство набережной вдоль берега Сакского лечебного озера, Республики Крым, г. Саки" и "Реконструкция улицы Курортная и переулок Береговой, Республика Крым, г. Саки" в целях безусловного освоение лимитов финансирования на 2019 год сообщило, что допущенное отставание будет ликвидировано в срок до 31.05.2019 (т.2 л.д.135).
ООО "Югославстройдекор" письмом от 29.05.2019 исх. N РК-88-187 просило МКУ "СакиИнвестПроект" оплатить в соответствие с п.2 дополнительного соглашения N 9 от 29.06.2018 выполнение и принятие работы (исх. N РК-87-223 от 25.04.2019) в соответствии с пунктом 7.1. и 7.2. муниципального контракта N 88 от 21.12.2016 следующие работы по актам приемки выполненных работ по форме КС-2 N 38 от 25.03.2019, N 39 от 19.04.2019, N 40 от 25.03.2019, N 41 от 19.04.2019, N 42 от 19.04.2019, N 43 от 19.04.2019, N 44 от 19.04.2019, N 45 от 19.04.2019, N 46 от 19.04.2019, N 47 от 19.04.2019, N 48 от 19.04.2019 и справку о стоимости выполненных работ по форме КС-3 N 17 от 19.04.2019 на общую сумму 24 352 437,60 руб. Сообщило, что счет и счет-фактура на оплату были переданы исх. N РК-87-223 от 25.04.2019 (т.3 л.д.6-8).
29.05.20219 МКУ "СакиИнвестПроект" направило в адрес ООО "Югославстройдекор" акты сверки взаимных расчетов по состоянию на 24.05.2019 по муниципальному контракту N 88 от 21.12.2016 (т.2 л.д.140-143).
Государственное казенное учреждение Республики Крым "Инвестиционно-строительное управление Республики Крым" письмом от 03.06.2019 N 009-05/4391 информировало МКУ "СакиИнвестПроект" о том, что по состоянию на 31.05.2019 строительные работы на объекте "Реконструкция улицы Курортная и переулка Береговой, Республика Крым, г. Саки", не производятся, людские и технические ресурсы отсутствуют, в следствие чего допущен срыв сроков выполнения СМР согласно графикам производства работ, фактически выполнено физического объема от цены контракта N 88 от 21.12.2016 по состоянию на 21.05.2019 - 26% (т 2 л.д.137).
Общество с ограниченной ответственностью "АКСЭПТ" письмом от 10.06.2019 сообщило МКУ "СакиИнвестПроект", что на основании муниципального контракта N Ф.2017.396572 от 14.09.2017 заключенного между МКУ "СакиИнвестПроект" и ООО "АКСЭПТ" на осуществлении строительного контроля (технического надзора) на объекте "Реконструкция улицы Курортная и переулка Береговой, Республика Крым, г. Саки", в ходе плановых проверок установлено, что в период с 27.05.2019 на 10.06.2019 работы на объекте не ведутся, представители Подрядчика на объекте отсутствуют. Действия (бездействия) Подрядчика ставят по угрозу сроки выполнения обязательств по контракту (т.2 л.д.139).
11.06.2019 МКУ "СакиИнвестПроект" повторно направило в адрес ООО "Югославстройдекор" акты сверки взаимных расчетов по состоянию на 24.05.2019 по муниципальному контракту N 88 от 21.12.2016 (т.2 л.д.144-146).
Подрядчик подтвердил лишь частичное освоение аванса на сумму 127 073 304,18 руб., остаток неподтвержденного актами выполненных работ аванса по Контракту составляет 21 269 123,92 руб.
Заказчик предложил урегулировать возникшие разногласия и направил исходящим N 584 от 10.07.2019 для рассмотрения и подписания дополнительное соглашение N 13 от 10.07.2019 к контракту, подписанное Заказчиком с целью конкретизировать условия Контракта, а именно установить сторонами, что работы по Контракту выполнены на сумму 127 073 304,18 руб., остаток неподтвержденного актами выполненных работ аванса по Контракту составляет 21 269 123,92 руб. (т.2 л.д.100-106).
23.07.2019 МКУ "СакиИнвестПроект" направило ООО "Югославстройдекор" уведомление о расторжении муниципального контракта N 88 от 21.12.2016 в одностороннем порядке. Данное уведомление получено ООО "Югославстройдекор" 10.09.2019 (т.3 л.д.14-20).
Изложенное послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав пояснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).
Статьей 432 ГК РФ предусмотрено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) (пункт 3 статьи 154 ГК РФ).
Одним из оснований для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора (часть 1 статьи 451 ГК РФ).
Согласно статье 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
В силу статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе, основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, обязательственные правоотношения сторон возникли из муниципального контракта N 88 от 21.12.2016, являющегося по своей правовой природе договором подряда, и регламентированы нормами главы 37 ГК РФ и положениями Закона 44-ФЗ.
По договору подряда подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (статья 702 ГК РФ).
В статье 767 ГК РФ указано, что изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 настоящей статьи (уменьшение средств бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ), в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий государственного (муниципального) контракта допускается только при одновременном соблюдении следующих условий:
1) такая возможность предусмотрена в документации о закупке и государственном (муниципальном) контракте,
2) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренное контрактом количество товара, объем работы или услуги с последующим пропорциональным увеличением цены, но не более чем на 10% от цены контракта.
Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (статья 46 Закона о контрактной системе) и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Как отражено в пункте 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 (далее - Обзор от 28.06.2017), стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом.
Частью 2 статьи 451 ГК РФ определено, что, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Частью 4 статьи 451 ГК РФ установлено, что изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Таким образом, коллегия судей соглашается, что в предмет доказывания по настоящему делу (с учетом сформулированных истцом требований, ссылки на фактические и правовые основания иска) входит установление одновременного наличия всех обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 451, а также обстоятельств, предусмотренных 4 статьи 451 ГК РФ.
Истцом также не указаны основания, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором, при наличии которых суд может обязать одну из сторон внести изменения в договор в произвольной редакции.
Кроме того, МКУ "СакиИнвестПроект" не представлено какого-либо нормативного обоснования в подтверждение довода о наличии обязанности ответчика на заключение с ним дополнительного соглашения к договору подряда.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, по существу дублируют доводы, приведенные в суде первой инстанции, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Суд первой инстанции достаточно полно установил фактические обстоятельства дела, исследовал представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на её заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 декабря 2019 года по делу N А83-6863/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тим Констракшн" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-12924/2019
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "САКИИНВЕСТПРОЕКТ"
Ответчик: ООО "ЮГОСЛАВСТРОЙДЕКОР"
Третье лицо: Администрация муниципального образования городской округ Саки Республики Крым