Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 5 ноября 2020 г. N Ф05-16149/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
15 июля 2020 г. |
Дело N А40-267674/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства по
регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.02.2020 по делу N А40-267674/19, принятое судьей Аксеновой Е.А.,
по заявлению Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области
к ФАС России
третьи лица: 1) Областное государственное казенное учреждение "Управление капитального строительства Иркутской области",
2) ООО "Реноватор"
о признании незаконными Решения и Предписания,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1.не явился, извещен; 2.не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России (далее - ответчик, антимонопольный орган) с требованием о признании незаконными п. 2, 3, 4 Решения от 19.08.2019 и
Предписания от 19.08.2019 по делу N 19/44/105/2232.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.02.2020 в удовлетворении требований по заявлению Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, заявление удовлетворить по доводам жалобы.
Представители заявителя, заинтересованного и третьих лиц в судебное заседание не явились, в связи, с чем, спор рассмотрен в их отсутствие в порядке ст. 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционная инстанция, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО "Реноватор" на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области, ОГКУ "УКС Иркутской области" при проведении Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области, ОГКУ "УКС Иркутской области", ООО "РТС-тендер" электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по объекту "Комплекс объектов здравоохранения: детская поликлиника на 400 посещений, женская консультация на 200 посещений в г. Иркутске ОГАУЗ ИАПО" (номер извещения 0134200000119002459) (далее - Аукцион).
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС -18.07.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 509 454 270 рублей;
4) источник финансирования - бюджет Иркутской области;
дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе -03.09.2019.
В результате рассмотрения вышеуказанной жалобы ФАС России приняла решение от 19.08.2019 по делу N 19/44/105/2232, согласно которому жалоба ООО "Реноватор" признана необоснованной, в действиях Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области, ОГКУ "УКС Иркутской области", выявлены нарушения пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе. Министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области, ОГКУ "УКС Иркутской области" выдано предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Посчитав п. 2, 3, 4 указанного решения антимонопольного органа, а также предписания незаконными, необоснованными и нарушающим права и законные интересы Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований, заявитель ссылается отсутствие в его действиях нарушения пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая обжалованное решение, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Поддерживая указанный вывод суда первой инстанции, коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. N 728, пунктом 5.3.1.12 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 331, ФАС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Статьей 1 Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" часть 13 статьи 34 изложена в следующей редакции: "В контракт включаются обязательные условия: об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком".
Данное требование законодательства о контрактной системе является императивным и подлежит обязательному включению заказчиком в проект контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Антимонопольным органом было установлено, что проект государственного контракта документации об Аукционе не содержит условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Таким образом, действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области, ОГКУ "УКС Иркутской области" нарушают пункт 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Так, часть 11 статьи 34 Закона о контрактной системе предусматривает, что для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Р", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 14 Постановления Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 (ред. от 27.07.2019) "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" (вместе с "Правилами разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов") установлено, что утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению с учетом пунктов 15-17 настоящих Правил, за исключением закупок, указанных в пункте 18 настоящих Правил, в случае подготовки проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок.
Позиция об обязательности включения в проект контракта условия, предусмотренного пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, также содержится в Письмах Минфина России от 21.12.2018 N 03-07-11/93342, от 16.02.2018 N 24-01-07/9833.
Как было указано ранее, в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, довод заявителя о том, что в действиях Заказчика отсутствует нарушения части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Обязательность включения в проект контракта условия, предусмотренного частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, подтверждается судебной практикой, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 05.03.2018 М 305-КГ18-210 по делу N А40-8955/17, а также в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29.09.2017 N Ф05-13549/2017 по делу N А40-237042/2016.
При таких данных, суд соглашается с выводом контрольного органа о нарушении Заказчиком пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, суд приходит к выводу о том, что выводы антимонопольного органа, изложенные в оспариваемом решении и выданном на его основании предписании, являются законными и обоснованными, принятыми в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и представленным в дело доказательствам соответствуют.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом тщательного рассмотрения судом первой инстанции, где получили надлежащую правовую оценку.
То обстоятельство, что в судебном акте не отражены все имеющиеся в деле доказательства либо доводы участвующих в деле лиц, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки (Определения ВС РФ от 05.07.2016 N 306-КГ16-7326, от 06.10.2017 N 305-КГ17-13953, от 19.10.2017 N 305-КГ17-14817).
Таким образом, отсутствует правовая необходимость наиподробнейшей оценки абсолютно всех доводов, приведенных заявителем в апелляционной жалобе.
По совокупности собранных доказательств и по существу спора судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.02.2020 по делу N А40-267674/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-267674/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: ОГКУ Управление капитального строительства Иркутской области, ООО "РЕНОВАТОР"