Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 октября 2020 г. N Ф04-4890/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
16 июля 2020 г. |
Дело N А03-16793/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Фертикова М.А., |
судей |
|
Афанасьевой Е.В., |
|
|
Стасюк Т.Е., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой П.В., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "Первая" (N 07АП-4462/2020) на решение от 05.03.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-16793/2019 (судья Е.И. Федоров)
по исковому заявлению Администрации Железнодорожного района города Барнаула (ОГРН 1022200895441, ИНН 2221020552, г.Барнаул) к обществу с ограниченной ответственностью "УК "Первая" (ОГРН 1132224005638, ИНН 2224162241, г.Барнаул) об обязании в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу привести фасад здания, расположенного в здания по адресу: г. Барнаул, пр. Социалистический, 130 в надлежащее состояние, путем выполнения с сохранением цветового решения фасада, работ: - по устранению трещин, восстановлению штукатурного слоя на карнизе с торца дома и со стороны пр. Социалистического, - по восстановлению элементов штукатурного слоя на двух балконных плитах на пятом этаже, на одной балконной плите на третьем этаже, - по восстановлению элементов облицовки со стороны пр. Социалистический над крыльцом магазина "Мария-ра" на уровне второго, третьего этажей, - по восстановлению
штукатурного слоя над аптекой, на углу здания вблизи водосточной системы, об установлении компенсации в размере 200 000 руб. на случай неисполнения решения суда
в течении 30 дней, и ежемесячной компенсации в размере по 50 000 руб. в месяц на случай дальнейшего неисполнения решения суда, с привлечением к участию, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула (ОГРН 1022201760635, ИНН 2225018307), г.Барнаул; и некоммерческую организацию "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (ОГРН 1142225900574, ИНН 2225996465); Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (ОГРН 1132225020377, ИНН 2225145249), г.Барнаул,
лица, участвующие в деле в судебное заседания представителей не направили (надлежаще извещены),
УСТАНОВИЛ:
Администрации Железнодорожного района города Барнаула (далее - истец, Администрация) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края к обществу с ограниченной ответственностью "УК "Первая" (далее - ответчик, управляющая компания, ООО "УК "Первая"), с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании ответчика в срок до 01.06.2020 г. привести фасад здания по адресу: г. Барнаул, пр-кт Социалистический, 130, в надлежащее состояние путем выполнения с сохранением цветового решения фасада здания работ по: - восстановлению штукатурного и окрасочного слоя на 6 балконной плите от здания по пр-ту Социалистическому, 128 вблизи водосточной системы с южной стороны здания на уровне 5 этажа со стороны пр-та Социалистического; - восстановлению штукатурного и окрасочного слоя на 2 балконной плите от здания по пр-ту Социалистическому, 128 на уровне 5 этажа со стороны пр-та Социалистического; - восстановлению штукатурного и окрасочного слоя на фасаде с южной стороны здания между 14 и 15 окнами на уровне 2 этажа, вблизи 16 окна на уровне 3 этажа, над 15 окном на уровне 1 этажа от угла здания на пересечении пр-та Социалистического и пр-та Строителей; - восстановлению штукатурного и окрасочного слоя фасада с северо-западной стороны здания под 3 окном 2 этажа, а также между 1 окном и водосточной системой на уровне 2 этажа от угла здания на пересечении пр-та Социалистического и пр-та Строителей. При неисполнении решения суда в указанный срок просил взыскать на случай неисполнения решения суда, неустойку в размере 200 000 руб. за первый месяц неисполнения в установленный срок и в дальнейшем по 50 000 руб. ежемесячно до момента фактического исполнения решения суда.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула (далее - третье лицо, Комитет ЖКХ); некоммерческую организацию "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - третье лицо, Фонд капремонта); Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее - третье лицо, Минстрой АК).
Решением от 05.03.2020 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены частично, суд обязал ООО "УК "Первая", в срок до 01.06.2020 привести фасад здания по адресу: г. Барнаул, пр-кт Социалистический, 130, в надлежащее состояние путем выполнения с сохранением цветового решения фасада здания работ по: восстановлению штукатурного и окрасочного слоя на 6 балконной плите от здания по пр-ту Социалистическому, 128 вблизи водосточной системы с южной стороны здания на уровне 5 этажа со стороны пр-та Социалистического; восстановлению штукатурного и окрасочного слоя на 2 балконной плите от здания по пр-ту Социалистическому, 128 на уровне 5 этажа со стороны пр-та Социалистического; восстановлению штукатурного и окрасочного слоя на фасаде с южной стороны здания между 14 и 15 окнами на уровне 2 этажа, вблизи 16 окна на уровне 3 этажа, над 15 окном на уровне 1 этажа от угла здания на пересечении пр-та Социалистического и пр-та Строителей; восстановлению штукатурного и окрасочного слоя фасада с северо-западной стороны здания под 3 окном 2 этажа, а также между 1 окном и водосточной системой на уровне 2 этажа от угла здания на пересечении пр-та Социалистического и пр-та Строителей. При неисполнении решения суда в указанный срок взыскал с ООО "УК "Первая" в пользу администрации Железнодорожного района города Барнаула на случай неисполнения решения суда об обязании привести фасад здания по адресу: г. Барнаул, пр-кт Социалистический, 130, в надлежащее состояние, неустойку в размере 50 000 руб. за первый месяц неисполнения в установленный срок и в дальнейшем по 20 000 руб. ежемесячно до момента фактического исполнения решения суда. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что судом оставлено без внимание решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 28.04.2015 по делу N 2-215/2015; кроме того, апеллянт указывает на необходимость проведения экспертизы для определения степени нуждаемости фасада здания в проведении ремонта и отнесения необходимых видов работ к текущему либо капитальному ремонту.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания, стороны своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили. На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц, по имеющимся материалам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проведения мероприятий по соблюдению и исполнению требований Правил благоустройства территории городского округа - города Барнаула, администрацией Железнодорожного района г. Барнаула выявлено, что фасад здания, расположенного по адресу: г. Барнаул, пр-кт Социалистический, 130, находится в неудовлетворительном состоянии, выявлено "наличие трещин, отслоение штукатурного слоя фасада с торца дома со стороны пр-та Социалистического".
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте осмотра от 20.06.2019, составленном представителем истца Фроленковым О.М (л.д.16-19, том 1).
Согласно сведениям, содержащимся в реестре жилищного фонда управление многоквартирным жилом домом, расположенным по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, пр-кт Социалистический, 130, осуществляет ответчик - ООО УК "Первая".
27.06.2019 истец направил ответчику претензию N 955 от 27.06.2019 с требованием в срок до 27.08.2019 выполнить ремонт фасада (л.д.20-21, том 1).
Согласно акту осмотра от 24.09.2019, составленному представителем истца Пономаревой Т.А., в ходе осмотра установлено, что по адресу: пр-кт Социалистический, 130 ранее выявленные замечания не устранены, предписание не исполнено (л.д.11-15, том 1).
Неисполнение данного требования ответчиком в добровольном порядке в установленный срок послужило основанием для обращения истца с иском в суд по настоящему делу. Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу законный и обоснованный судебный акт, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с п. 25 части 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.
В соответствии со ст. 13 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение Правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 14 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края" в целях решения вопросов местного значения городского округа органы местного самоуправления города Барнаула обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.
Частью 1 ст. 17 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края" отражено, что органы местного самоуправления города Барнаула организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами Алтайского края, а также организуют и проводят мероприятия по профилактике нарушений указанных требований.
Для организации благоустройства территории города Барнаула решением Барнаульской городской Думы от 27 октября 2017 N 15 утверждены Правила благоустройства территории городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - Правила благоустройства).
Правила действуют на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края и обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами.
Согласно п. 2.1.1 Правил благоустройства содержание и эксплуатация объектов благоустройства территории города обеспечивается органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по осуществлению организации благоустройства, физическими, юридическими лицами, владеющими зданиями (помещениями в них), сооружениями, включая временные сооружения, а также земельными участками на праве собственности, ином вещном праве, праве аренды, ином законном праве, или уполномоченными ими лицами.
Пункт 2.1.2 Правил благоустройства предусматривает, что организацию деятельности по содержанию и эксплуатации объектов благоустройства осуществляют администрации районов города Барнаула.
Эксплуатация зданий, их ремонт производятся в соответствии с установленными правилами и нормами технической эксплуатации (п. 2.2.3 Правил благоустройства). В соответствии с п. 2.2.4. Правил благоустройства, текущий и капитальный ремонт, окраска фасадов зданий производятся лицами, владеющими ими на праве собственности, ином вещном праве, праве аренды, ином законном праве, или уполномоченными ими лицами.
Согласно п. 3.1.1 Правил благоустройства, содержание элементов благоустройства территории города осуществляют физические, юридические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками зданий (помещений в них), сооружений, включая временные сооружения, а также владеющие земельными участками на праве собственности, ином вещном праве, праве аренды, ином законном праве, или уполномоченные ими лица.
Согласно пункту 3.1.7 Правил благоустройства при производстве работ по реконструкции, ремонту, внешней отделке зданий, строений, сооружений (за исключением индивидуальных жилых домов) фасады указанных объектов оборудуются строительной сеткой с изображением фасада.
Согласно пункту 3.1.8 Правил благоустройства для устранения угрозы возможного обрушения выступающих конструкций фасадов зданий, строений, сооружений их собственниками (иными законными владельцами) или уполномоченными ими лицами в течение суток с момента обнаружения должны быть выполнены охранно-предупредительные мероприятия (установка ограждений, сеток, демонтаж разрушающейся части элемента).
Ремонт фасадов должен выполняться незамедлительно после выявления аварийного состояния.
Согласно ст. 76 Устава городского округа - города Барнаула, в целях осуществления исполнительно-распорядительных функций на территории районов в городе Барнауле действуют районные в городе администрации, являющиеся органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Алтайского края.
В соответствии п. 2 ст. 15 Положения о Железнодорожном районе в городе Барнауле и администрации Железнодорожного района города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 27 апреля 2018 года N 117, в полномочия Администрации в области строительства и благоустройства входит, в том числе, осуществление мониторинга застройки на территории района, архитектурно-художественного состояния зданий, сооружений, остановочных павильонов и малых архитектурных форм.
Контроль за выполнением Правил благоустройства возлагается на администрацию города, администрации районов, сельские (поселковую) администрации и иные органы местного самоуправления в пределах их компетенции (п. 4.2.2 Правил благоустройства).
В соответствии с п. 4.2.3. Правил благоустройства, контроль за выполнением Правил, осуществляется в форме постоянного обследования территории города, фиксации нарушений Правил, установленных в ходе такого обследования, выдачи предписаний об устранении нарушений или составлении протоколов об административном правонарушении в порядке, установленном действующим законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного истцом требования об обязании ответчика произвести работы по ремонту фасада здания по адресу: г. Барнаул, пр-кт Социалистический, 130, в надлежащее состояние путем выполнения с сохранением цветового решения фасада здания работ по:
восстановлению штукатурного и окрасочного слоя на 6 балконной плите от здания по пр-ту Социалистическому, 128 вблизи водосточной системы с южной стороны здания на уровне 5 этажа со стороны пр-та Социалистического; восстановлению штукатурного и окрасочного слоя на 2 балконной плите от здания по пр-ту Социалистическому, 128 на уровне 5 этажа со стороны пр-та Социалистического; восстановлению штукатурного и окрасочного слоя на фасаде с южной стороны здания между 14 и 15 окнами на уровне 2 этажа, вблизи 16 окна на уровне 3 этажа, над 15 окном на уровне 1 этажа от угла здания на пересечении пр-та Социалистического и пр-та Строителей; восстановлению штукатурного и окрасочного слоя фасада с северо-западной стороны здания под 3 окном 2 этажа, а также между 1 окном и водосточной системой на уровне 2 этажа от угла здания на пересечении пр-та Социалистического и пр-та Строителей.
Довод апеллянта о необходимости проведения экспертизы для определения степени нуждаемости фасада здания в проведении ремонта и отнесения необходимых видов работ к текущему либо капитальному ремонту, отклонен судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Пунктом 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Помимо того, требования и нормативы по содержанию и обслуживаю жилого фонда определены правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170.
В связи с этим, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии необходимости в специальных знаниях при отнесении ремонта к текущему, а также к отсутствию необходимости проведения экспертизы по настоящему делу.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела ответчик не опроверг обстоятельств, зафиксированных в представленном истцом в материалы дела акте осмотра от 20.06.2019.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчик, являясь управляющей организацией и осуществляя в установленном законом порядке управление многоквартирным домом, расположенным по пр-ту Социалистическому, 130, в г.Барнауле, допустил нарушения Правил благоустройства.
Довод подателя апелляционной жалобы о необоснованном оставлении без внимания решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 28.04.2015 по делу N 2-215/2015 отклонен, поскольку судом первой инстанции установлено, что данный судебный акт принят с учетом иных фактических обстоятельств, а, следовательно, не имеет значения для вынесения решения по настоящему делу.
Указывая на неполное выяснение судом первой инстанции имеющих значение для рассмотрения дела, обстоятельств, ответчик соответствующих доказательств в материалы дела не представил, в связи с чем соответствующие доводы жалобы признаны несостоятельными.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства, исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 05.03.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-16793/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "Первая" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
М.А. Фертиков |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-16793/2019
Истец: Администрация Железнодорожного района г.Барнаула
Ответчик: ООО " УК "Первая"
Третье лицо: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, Региональный оператор АК "Фонд капитального ремонта АК", Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула