Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 ноября 2020 г. N Ф01-14063/20 настоящее постановление оставлено без изменения
14 июля 2020 г. |
А39-12469/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Тарасовой Т.И.,
судей Родиной Т.С., Новиковой Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемякиной Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инженерный центр" на решение Арбитражного суда Республики Мордовии от 06.02.2020 по делу N А39-12469/2019 по иску общества с ограниченной ответственностью ""Инженерный центр" (ОГРН 1161326050489, ИНН 1326233789) к Администрации Токмовского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, о взыскании задолженности в сумме 764 437 руб., пени в размере 76 443 руб. 07 коп.
В судебном заседании принимали участие представители:
от заявителя (истца) - общества с ограниченной ответственностью "Инженерный центр" - Акишина Ж.Ю. по доверенности от 09.01.2020 (сроком до 31.12.2020);
от ответчика - администрации Токмовского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия - представитель не явился, извещен надлежащим образом.
Общество с ограниченной ответственностью "Инженерный центр" (далее - истец, Общество) обратилось в суд с иском к Администрации Токмовског сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия (далее - ответчик, Администрация) о взыскании задолженности за выполненные по муниципальным контрактам работы в сумме 764 437 руб., пени за просрочку оплаты в размере 76 443 руб. 07 коп.
Решением от 06.02.2020 Арбитражный суд Республики Мордовии в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить исковые требования в полном объеме.
По мнению заявителя, суд неправомерно отказал в удовлетворении иска, поскольку истец надлежащим образом выполнил работы по спорным муниципальным контрактам: заказчику предоставлены кадастровый паспорт на бесхозяйный объект, кадастровый паспорт на земельный участок под бесхозным объектом. Каждый контракт имеет разный перечень объектов, стоимость каждого контракта составляет 100 000 руб.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик явку полномочного представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечил, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам.
Повторно рассмотрев дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 23 мая 2016 года администрация Токмовского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия заключила с обществом с ограниченной ответственностью "Инженерный центр" восемь муниципальных контрактов на выполнение работ по оформлению бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории Токмовского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, N 15/407/15, N 15/408/15, N 15/409/15, N 15/410/15, N 15/411/15, N 15/412/15, N 15/413/15, N 15/604/15
По условиям заключенных муниципальных контрактов заказчик (ответчик) поручает, а исполнитель (истец) обязуется за вознаграждение выполнить работы по оформлению бесхозяйных объектов в соответствии с техническим заданием (приложение N 1) и условиями контрактов.
Согласно пункту 3.3 контрактов срок окончания работ - до 01.09.2017.
В соответствии с пунктом 5.2 контрактов приемка работ проводится разово, по мере 100%-го выполнения всего объема работ при отсутствии претензий относительно объема, качества и соблюдения сроков выполнения работ путем подписания актов сдачи-приемки работ.
Оплата производится в течение пяти банковских дней со дня подписания акта сдачи-приемки работ путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя, при условии поступления заказчику средств из республиканского бюджета.
Источник финансирования: бюджет Токмовского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, в том числе 1% - собственные доходы поселения, 99% - средства поселения, поступившие из республиканского бюджета.
Согласно Техническим заданиям к контрактам в состав работ входило:
а) изготовление технического плана на бесхозяйные объекты;
б) изготовление межевых планов на земельные участки, находящиеся под бесхозяйными объектами (в соответствии с действующим законодательством);
в) постановка бесхозяйных объектов на кадастровый учет;
г) установка границ охранных зон на бесхозяйные объекты.
Результатом выполнения работ является постановка объектов
недвижимости на государственный кадастровый учет и предоставление заказчику технической документации: кадастровый паспорт на бесхозяйный объект, кадастровый паспорт на земельный участок под бесхозным объектом.
Стоимость работ по контрактам составила: N 15/407/15 - 99000 руб., N 15/408/15 - 99000 руб., N 15/409/15 - 99000 руб., N 15/410/15 - 99000 руб., N 15/411/15 - 99000 руб., N 15/412/15 - 99000 руб., N 15/413/15 - 80437 руб., N 15/604/15 - 90000 руб.
В технических заданиях к муниципальным контрактам указаны бесхозяйные объекты, в отношении которых подлежала подготовка документации:
по контракту N 15/407/15: водопроводная сеть в с.Токмово по ул.Пушкина (протяженность 750 м), по ул.Колхозная (протяженность 650 м), по ул.Новая (протяженность 711 м) Токмовского сельского поселения Ковылкинского муниципального района РМ;
по контракту N 15/408/15: водопроводная сеть в с.Токмово по ул.Крестьянская (протяженность 600 м), по ул.Новая (протяженность 2000 м) Токмовского сельского поселения Ковылкинского муниципального района РМ;
по контракту N 15/409/15: водопроводная сеть в с.Токмово по ул.Крестьянская (протяженность 1350 м), по ул.Заречная (протяженность 660 м), по ул.40 лет Октября (протяженность 246 м) Токмовского сельского поселения Ковылкинского муниципального района РМ;
по контракту N 15/410/15: водопроводная сеть в с.Токмово по ул.Ленина (протяженность 500 м), по ул.Пионерская (протяженность 1200 м), по ул.40 лет Октября (протяженность 1000 м) Токмовского сельского поселения Ковылкинского муниципального района РМ;
по контракту N 15/411/15: водопроводная сеть в с.Токмово по ул.Ленина (протяженность 1100 м), по ул.Молодежная (протяженность 500 м), в д.Вярвель по ул.Московская (протяженность 639 м) Токмовского сельского поселения Ковылкинского муниципального района РМ;
по контракту N 15/412/15: водопроводная сеть в с.Новое Пшеново по ул.Новая (протяженность 300 м), по ул.Комсомольская (протяженность 700 м), в д.Вярвель по ул.Московская (протяженность 639 м) Токмовского сельского поселения Ковылкинского муниципального района РМ;
по контракту N 15/413/15: водопроводная сеть в с.Новое Пшеново по ул.Ленина (протяженность 900 м), по ул.Комсомольская (протяженность 239 м), по ул.Советская (протяженность 700 м) Токмовского сельского поселения Ковылкинского муниципального района РМ;
по контракту N 15/604/15: водоразборный узел N 1260, в с.Новое Пшеново (300 м юго-восточнее от ул.Новая), водораборный узел N 588, д.Вярвель (200 м юго-восточнее окраины села ул.Московская) Токмовского сельского поселения Ковылкинского муниципального района РМ.
В материалы дела представлены датированные 17 ноября 2016 года подписанные исполнителем и заказчиком акты об оказании услуг по контракту N 15/407/15 акт N 52, по контракту N 15/408/15 акт N 53, по контракту N 15/409/15 акт N 54, по контракту N 15/410/15 акт N 55, по контракту N 15/411 /15 акт N 56, по контракту N 15/412/15 акт N 57, по контракту N 15/413/15 акт N 58, по контракту N 15/604/15 акт N 59.
Акты об оказании услуг не содержат указаний на наличие у заказчика претензий по объему, качеству и срокам их оказания.
Поскольку направленная в адрес ответчика претензия об оплате оказанных услуг по заключенным контрактам осталась без удовлетворения, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из следующего.
Отношения, связанные с заключением муниципальных контрактов на закупку товаров, работ, услуг урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В силу положений части 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), то есть путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Как следует из пояснений представителей сторон, при заключении муниципальных контрактов Администрация использовала такой способ определения поставщика как закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Доказательств использования конкурентных способов определения исполнителя при заключении муниципальных контрактов суду не представлено.
Статья 93 Закона 44-ФЗ указывает на возможные случаи осуществления закупок заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Как следует из письменного отзыва ответчика, Администрация заключила с истцом, как с единственным исполнителем, муниципальные контракты, поскольку цена услуг каждого из муниципального контракта не превышала 100000 руб., что допускалось, по мнению сторон, положениями пункта 4 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ.
В соответствии с редакцией пункта 4 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ, действовавшей в период заключения муниципальных контрактов, предусматривалась возможность закупки заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.
В силу пункта 1 статьи 763 Кодекса подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона N 44-ФЗ).
Между тем, как установлено в ходе судебного разбирательства, при заключении муниципальных контрактов вышеуказанные принципы контрактной системы в сфере закупок сторонами сделок не соблюдались: информация о закупках не размещалась на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; определение поставщика услуг осуществлялось неконкурентными способами.
Каждый из заключенных муниципальных контрактов формально подпадал под действие положений пункта 4 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ и мог бы быть заключен с учетом того, что сумма контракта не превышала 100000 руб.
Однако спорные муниципальные контракты в совокупности образуют собой единую сделку, исходя из их общей цели (проведение кадастровых работ для оформления бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры на территории одного муниципального образования), одновременного их заключения (все восемь контрактов заключены в один день).
При анализе итогов исполнения муниципальных контрактов, с учетом письменных пояснений истца по данному поводу установлено, что результатом оказанных услуг явилась подготовка документации по отношению к объектам:
по контракту N 15/407/15: водопроводная сеть по ул. Пушкина, по ул. Колхозная, по ул. Новая ул.Крестьянская, ул.Заречная, ул.40 лет Октября, ул.Пионерская, ул.Ленина, ул.Молодежная в с. Токмово, кадастровый номер - 13:12:0000000:143, протяженность - 11270 м,
кадастровый номер земельного участка 13:12:0131001:1075;
по контракту N 15/408/15: водопроводная сеть по ул. Пушкина, по ул. Колхозная, по ул. Новая ул.Крестьянская, ул.Заречная, ул.40 лет Октября, ул.Пионерская, ул.Ленина, ул.Молодежная в с. Токмово, кадастровый номер - 13:12:0000000:143, протяженность - 11270 м, кадастровый номер земельного участка- 13:12:0131001:1075;
по контракту N 15/409/15: водопроводная сеть по ул. Пушкина, по ул. Колхозная, по ул. Новая ул.Крестьянская, ул.Заречная, ул.40 лет Октября, ул.Пионерская, ул.Ленина, ул.Молодежная в с. Токмово, кадастровый номер - 13:12:0000000:143, протяженность - 11270 м, кадастровый номер земельного участка- 13:12:0131001:1075;
по контракту N 15/410/15: водопроводная сеть по ул. Пушкина, по ул. Колхозная, по ул. Новая ул.Крестьянская, ул.Заречная, ул.40 лет Октября, ул.Пионерская, ул.Ленина, ул.Молодежная в с. Токмово, кадастровый номер - 13:12:0000000:143, протяженность - 11270 м,
кадастровый номер земельного участка- 13:12:0131001:1075;
по контракту N 15/411/15: водопроводная сеть по ул. Пушкина, по ул. Колхозная, по ул. Новая ул.Крестьянская, ул.Заречная, ул.40 лет Октября, ул.Пионерская, ул.Ленина, ул.Молодежная в с. Токмово, кадастровый номер - 13:12:0000000:143, протяженность - 11270 м кадастровый номер земельного участка- 13:12:0131001:1075 водопроводная сеть в д. Вярвель по ул. Московская кадастровый номер - 13:12:0519002:164, протяженность - 2184 м кадастровый номер земельного участка 13:12:0519002:165;
по контракту N 15/412/15: водопроводная сеть в с. Новое Пшенево по ул. Новая, по ул. Комсомольская, по ул.Ленина, ул.Советская, кадастровый номер - 13:12:0519001:418, протяженность 3166 м,
кадастровый номер земельного участка 13:12:0519001:420, водопроводная сеть в д. Вярвель по ул. Московская, кадастровый номер -13:12:0519002:164, протяженность - 2184 м, кадастровый номер земельного участка 13:12:0519002:165;
по контракту N 15/413/15: водопроводная сеть в с. Новое Пшенево по ул. Новая, по ул. Комсомольская, по ул.Ленина, ул.Советская, кадастровый номер - 13:12:0519001:418, протяженность 3166 м, кадастровый номер земельного участка 13:12:0519001:420;
по контракту N 15/604/15: водозаборный узел N 1260, с. Новое Пшенево, кадастровый номер 13:12:0519001:419, глубина - 103 м, кадастровый номер земельного участка - 13:12:0519001:409, водозаборный узел N 588, д. Вярвель кадастровый номер 13:12:0519002:166, глубина - 97 м, кадастровый номер земельного участка - 13:12:0519002:163
При этом результаты оказанных услуг совпадают между собой по контрактам N 15/407/15, N 15/408/15, N 15/409/15, N 15/410/15, N 15/411/15,
N 15/412/15. Объекты, в отношении которых проводились кадастровые работы по контрактам N 15/413/15 и N 15/604/15, контракту N 15/411/15 являются смежными по отношению друг к другу.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что дробление всего объема работ на части было вызвано нежеланием определять исполнителя кадастровых работ с помощью конкурентных способов. Проведение же торгов позволяет обеспечить соблюдение установленных Законом N 44-ФЗ принципов открытости, прозрачности информации о закупках, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, эффективности осуществления закупок. Учитывая обширный список кадастровых инженеров, действующих, в том числе, и на территории Республики Мордовия, потенциально способных предложить свои услуги для проведения кадастровых работ, проведение торгов позволило бы значительно сэкономить средства бюджета муниципального образования, собственные доходы которого согласно решению Совета депутатов Токмовского сельского поселения от 29.12.2015 N 1 "О местном бюджете Токмовского сельского поселения Ковылкинского муниципального района на 2016 год" составили на 2016 год всего лишь 547100 руб., то есть почти в полтора раза меньше, чем сумма всех спорных контрактов.
В силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью.
Не допускается использование гражданских прав с целью ограничения конкуренции.
Отсутствие публичных процедур способствует созданию преимущественного положения исполнителя и лишает возможности других хозяйствующих субъектов реализовать свое право на заключение муниципального контракта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 28.05.2013 N 18045/12 и от 04.06.2013 N37/13, в условиях отсутствия государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ, заключенного с соблюдением требований, предусмотренных законодательством о торгах, фактическое выполнение истцом спорных работ не может влечь возникновения на стороне ответчика обязательств по оплате.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).
Исходя из последствий, которые следуют из смысла Закона N 44-ФЗ, исключающего оплату работ в отсутствие контракта, судом сделан вывод о том, что в данном споре требование истца фактически направлено на взыскание денежных средств с Администрации в обход закона, тогда как никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения в отсутствие муниципального контракта на выполнение работ, заключенного с соблюдением требований, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
Муниципальные контракты, при заключении которых допущено нарушение законодательства о закупках, являются ничтожными в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (такая позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 305-ЭС16-1427).
При этом суд отмечает, что несоблюдение установленной законом процедуры заключения сделок не устраняет их возмездности, но лишает в связи с изложенной причиной исполнителя права на получение вознаграждения.
Иной подход допускал бы поставку товаров, работ, услуг в обход норм Закона N 44-ФЗ (статья 10 ГК РФ).
При изложенных обстоятельствах суд в удовлетворении иска отказал.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы истца, апелляционный суд отклонил их как несостоятельные.
Правоотношения сторон не носили длительного и регулярного характера, работы, указанные в контрактах, по своему характеру не являются исключительными, необходимость которых была столь существенной, что позволило обойти положения Закона N 44-ФЗ. Общей целью контрактов являлось проведение кадастровых работ для оформления бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры на территории одного муниципального образования, контракты заключены в один день, их суммарная стоимость превышает установленные лимиты. С учетом изложенного фактически спорные контракты образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную самостоятельными договорами для формального соблюдения ограничения, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, с целью уклониться от соблюдения процедур, предусмотренных указанным законом. Выполнение работ в нарушение требований Закона N 44-ФЗ без проведения публичных процедур свидетельствует о ничтожности спорных сделок и как следствие отсутствие у подрядчика права требовать оплаты работ, произведенных во исполнение этих сделок.
Приведенные апеллянтом доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не влекут отмену решения суда первой инстанции.
Оснований для применения части 5 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, на что ссылается апеллянт, не имеется.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовии от 06.02.2020 по делу N А39-12469/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инженерный центр" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.И. Тарасова |
Судьи |
Т.С. Родина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-12469/2019
Истец: ООО "Инженерный центр"
Ответчик: Администрация Токмоковского сельского поселения Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-14063/20
14.07.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1646/20
06.02.2020 Решение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-12469/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-12469/19