город Ростов-на-Дону |
|
15 июля 2020 г. |
дело N А32-54988/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко Н.В.,
судей Г.А. Сурмаляна, Н.В. Шимбаревой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ситдиковой Е.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2020 по делу N А32-54988/2019 об удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Юггазсервис" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю о признании незаконным постановления по делу N023/04/9.21-1451/2019 от 16.10.2019 о привлечении к административной ответственности и наложении штрафа, третье лицо: Булухта Татьяна Петровна,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Юггазсервис" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, Краснодарское УФАС России) о признании незаконным постановления по делу N 023/04/9.21-1451/2019 от 16.10.2019 года о привлечении к административной ответственности и наложении штрафа в размере 600 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Булухта Татьяна Петровна.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2020 по делу N А32-54988/2019 признано незаконным и отменено постановление УФАС России по Краснодарскому краю от 16.10.2019 по делу N 023/04/9.21-1451/2019 о привлечении открытого акционерного общества "Юггазсервис" (ИНН 2315024898) к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа 600 000 руб.
Не согласившись с решением суда от 28.02.2020 по делу N А32-54988/2019, Краснодарское УФАС России обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Апеллянт указал, что при составлении протокола об административном правонарушении ОАО "Юггазсервис" не представило документы, подтверждающие направление и получение потребителем проекта договора о подключении объекта к газораспределительным сетям. Проект договора получен Булухта Т.П. только 15.05.2019. Обществом "Юггазсервис" не соблюден срок рассмотрения заявки Булухта Т.П. от 04.04.2019, указанный в подпункте "в" пункта 74 Правил N 1314, а также необоснованно аннулирована заявка Булухта Т.П. от 04.04.2019 в нарушение пункта 78 Правил N1314. Общество не представило сведения, подтверждающие возвращение заявки Булухта Т.П., следовательно, заявка от 04.04.2019 соответствует требованиям, предусмотренным пунктами 65 - 69, 71 Правил N 1314. ОАО "Юггазсервис" заявка получена 04.04.2019, следовательно, 25.04.2019 (в течение 15 рабочих дней) ОАО "Юггазсервис" обязано направить заявителю подписанный со своей стороны проект договора на подключение объекта к сетям газораспределения в двух экземплярах. При рассмотрении дела об административном правонарушении N023/04/9.21-1451/2019 ОАО "Юггазсервис" не представило доказательства, подтверждающие направление технических условий и проекта договора о подключении (технологическом присоединении) объекта заявителя к газораспределительным сетям в срок, установленный подпунктом "в" пункта 74 Правил N1314, согласно поданной заявке от 04.04.2020. Таким образом, ОАО "Юггазсервис" не соблюден срок направления договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения, предусмотренный пп. "в" пункта 74 Правил N1314.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2020 по делу N А32-54988/2019 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 АПК РФ, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили материалы проверки из прокуратуры г. Новороссийска письмом от 18.07.2019 N 7-4296 2019 (вх. от 05.08.2019 N 8653) по обращению Булухта Т.П. на действия ОАО "Юггазсервис".
В ходе ознакомления с представленными материалами проверки, управление Федеральной антимонопольной службы установило, что 04.04.2019 Булухта С.П. обратилась в ОАО "Юггазсервис" с заявкой о заключении договора на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Новороссийск, ст. Натухаевская, ул. Малая, д.32 а (далее - объект) к сетям газораспределения.
08.04.2019 ОАО "Юггазсервис" подготовило технические условия и проект договора о подключении, о чем уведомило заявителя в телефонном режиме.
09.04.2019 ОАО "Юггазсервис" направило в адрес Булухта Т.П. сопроводительным письмом N 1433 технические условия и проект договора о подключении почтовым отправлением.
15.05.2019 Булухта Т.П. получила договор о подключении и технические условия нарочно, о чем имеется отметка.
30.05.2019 Булухта Т.П. повторно обратилась в адрес ОАО "Юггазсервис" с заявкой о заключении договора о подключении объекта заявителя к сетям газораспределения.
31.02.2019 между Булухта Т.П. и ОАО "Юггазсервис" заключен договор о подключении (технологическом присоединении) к газораспределительным сетям, без протокола разногласий.
ОАО "Юггазсервис" получило заявку 04.04.2019, следовательно, до 25.04.2019 (в течение 15 рабочих дней) ОАО "Юггазсервис" обязано было направить заявителю подписанный со своей стороны проект договора на подключение объекта к сетям газораспределения в двух экземплярах.
Однако, ОАО "Юггазсервис" не соблюден срок направления договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения, предусмотренный подпунктом "в" пункта 74 Правил N 1314.
Должностным лицом Краснодарского УФАС России 04.09.2019, при участии представителя общества по доверенности Гордиенко Т.М., составлен протокол об административном правонарушении N 023/04/9.21-1451/2019, в котором действия ОАО "Юггазсервис" квалифицированы по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Копия протокола направлена в адрес заявителя по почте.
Заместителем руководителя управления 16.10.2019, при участии представителя общества по доверенности Коваль С.В., рассмотрены материалы дела об административном правонарушении N 023/04/9.21-1451/2019, по результатам которого вынесено постановление о привлечении ОАО "Юггазсервис" к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 600 000 рублей. Копия постановления направлена в адрес общества по почте.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование, обоснованно приняв во внимание нижеследующее.
В соответствии с частями 4, 6 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение; устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - постановление N 30) разъяснено, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Общество занимает доминирующее положение на рынке транспортировки газа в Краснодарском крае, следовательно, на заявителя распространяются ограничения, установленные частью 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения. Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.
Правила регулируют отношения между владельцами земельного участка и газораспределительной организацией, связанные с подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения объектов капитального строительства.
Из изложенного следует, что с заявлением на выдачу технических условий подключения может обратиться только владелец(ы) земельного участка, который(е) обязан(ы) подтвердить свое право на земельный участок копиями правоустанавливающих документов.
На основании пункта 3 Правил N 1314 подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:
а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения;
б) выдача технических условий;
в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения;
г) заключение договора о подключении;
д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению) предусмотренных техническими условиями и договором о подключении;
е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и в порядке предусмотренном законодательством РФ;
ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Согласно пункту 6 Правил N 1314 заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий. Указанный запрос может быть направлен в электронной форме.
Подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (пункт 59 Правил N 1314).
На основании пункта 60 Правил N 1314 по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Подпунктом "а" пункта 61 Правил N 1314 предусмотрено, что заявка о подключении (технологическом присоединении) подается заявителем в случае необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства.
В силу пункта 62 Правил N 1314 договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами. Договор о подключении заключается в письменной форме в 2 экземплярах (по одному для каждой из сторон).
В соответствии с пунктом 64 Правил N 1314 для заключения договора о подключении заявитель направляет исполнителю заявку о подключении (технологическом присоединении) в 2 экземплярах письмом с описью вложения или иным доступным способом. Заявитель вправе представить указанную заявку исполнителю лично или через уполномоченного представителя, а исполнитель обязан принять такую заявку.
Заявитель вправе направить заявку о подключении (технологическом присоединении) и прилагаемые документы в электронной форме посредством официального сайта исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как следует из пункта 73(1) Правил N 1314, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) рассматривает указанную заявку, а также приложенные к ней документы и сведения, указанные в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил.
Согласно подпункту "в" пункта 74 Правил N 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение на руки) в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной в том числе посредством официального сайта исполнителя, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта.
Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора о подключении в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении и направляет в указанный срок один экземпляр исполнителю с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего договор о подключении (пункт 76 Правил N 1314).
В случае ненаправления заявителем подписанного исполнителем проекта договора о подключении либо мотивированного отказа от подписания договора о подключении (но не ранее чем через 30 рабочих дней со дня получения заявителем подписанного исполнителем проекта договора о подключении) заявка о подключении (технологическом присоединении) аннулируется (пункт 78 Правил N 1314).
Из материалов дела следует, что 03.04.2019 Булухта Т.П. обратилась в ОАО "Юггазсервис" с заявкой о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения. Заявка содержала сведения, а также к нему были приложены в полном объеме документы, предусмотренные пунктами 65 - 69 и 71 Правил N 1314.
Следовательно, вышеуказанная заявка подлежала рассмотрению обществом в срок, предусмотренный в подпункте "в" пункта 74 Правил N 1314, то есть в течение 15 рабочих дней со дня получения.
Общество утверждает, что после подготовки технических условий и проекта договора, 08.04.2019 известило Булухту Т.П. по телефонной связи о необходимости получения проекта договора и его подписания.
Материалами дела подтверждается, что по результатам рассмотрения заявки от 03.04.2019, общество 09.04.2019 почтовой связью направило в адрес Булухты Т.П. технические условия и проект договора на технологическое присоединение объекта капительного строительства к сети газораспределения (сопроводительное письмо от 09.04.2019 N 1433), то есть в пределах срока, предусмотренного подпунктом "в" пункта 74 Правил 1314.
Однако почтовая корреспонденция, направленная в адрес Булухты Т.П., не вручена адресату и возвращена отправителю с отметкой об истечении срока хранения, о чем свидетельствует копия почтового конверта.
Таким образом, общество исполнило предусмотренную пунктом 74 Правил N 1314 обязанность по направлению в адрес Булухты Т.П. в пятнадцатидневный срок с даты получения заявки технических условий и проекта договора на технологическое присоединение объекта капительного строительства к сети газораспределения.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, неполучение Булухтой Т.П. почтовой корреспонденции, не может свидетельствовать о нарушении обществом требований пункта 74 Правил N 1314. Обществом приняты все зависящие от него меры по исполнению требований Правил N 1314.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, в действиях ОАО "Юггазсервис" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При таких обстоятельствах у управления не имелось правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, заявление ОАО "Юггазсервис" о признании незаконным постановления по делу N 023/04/9.21-1451/2019 от 16.10.2019 о привлечении к административной ответственности и наложении штрафа в размере 600 000 руб. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Вопреки доводам апеллянта, в материалах дела имеются доказательства направления в адрес Булухты Т.П. технических условий и проекта договора на технологическое присоединение объекта капительного строительства к сети газораспределения (сопроводительное письмо от 09.04.2019 N 1433), то есть в пределах срока, предусмотренного подпунктом "в" пункта 74 Правил 1314.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2020 по делу N А32-54988/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Сулименко |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-54988/2019
Истец: ОАО "Юггазсервис", Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Ответчик: ОАО "Юггазсервис", Управление ФАС по Краснодарскому краю
Третье лицо: Булухта Татьяна Петровна, Балухта Татьяна Петровна