г. Пермь |
|
16 июля 2020 г. |
Дело N А50-2932/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Риб Л.Х.,
рассмотрев без вызова сторон и проведения судебного заседания апелляционную жалобу заинтересованного лица, Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Пермского края от 10 апреля 2020 года по делу N А50-2932/2020, принятое судьей Самаркиным В.В. в порядке упрощенного производства, путем подписания резолютивной части,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пермфармснаб" (ОГРН 1125904012453, ИНН 5904273314)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (ОГРН 1095262008698, ИНН 5262244282)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Пермфармснаб" (далее - заявитель, общество "Пермфармснаб", общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене вынесенного должностным лицом Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее - Управление Росалкогольрегулирования, административный орган) постановления от 20.01.2020 N 10-11/36Ю/2019 о назначении административного наказания, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ в виде предупреждения.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 10.04.2020 по делу N А50-2932/2020, принятым в порядке упрощенного производства путем подписания резолютивной части, требования общества "Пермфармснаб" удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Мотивированное решение изготовлено 15.05.2020.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, административный орган обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе административный орган настаивает на доводах о доказанности в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, законности оспариваемого постановления.
В сроки, установленные определением от 01.06.2020 (до 06.07.2020) заявитель представил отзыв с возражениями на жалобу, решение суда просит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, общество осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии от 23.01.2017 N ФС-99-02-005775, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, в том числе деятельность по оптовой торговле лекарственными средствами для медицинского применения, их хранению и перевозке.
По результатам административного расследования, проведенного в связи с наличием в действиях общества признаков административного проступка, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом Управления Росздравнадзора 13.12.2019 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 10-11/36Ю/2019.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление от 20.01.2020 N 10-11/36Ю/2019, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ и ему с учетом положений статьи 4.1.1 КоАП РФ назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления от 20.01.2020 незаконным и его отмене.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом в действиях общества события и состава административного правонарушения, в связи с чем признал оспариваемое постановление незаконным и отменил.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не установил.
Согласно статье 14.19 КоАП РФ, нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определены Законом N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа алкогольной продукции.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
На основании пункта 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, в том числе: товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной алкогольной продукции, за исключением алкогольной продукции, являющейся товаром Таможенного союза); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для алкогольной продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированной алкогольной продукции, являющейся товаром Таможенного союза).
По правилам абзаца 15 пункта 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота (за исключением импорта) маркируемой алкогольной продукции, должны обеспечивать считывание с федеральных специальных марок и (или) акцизных марок сведений о такой продукции, указанных в пункте 3.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также прием и передачу информации об обороте (за исключением импорта) такой продукции.
Организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота (пункт 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ).
Исходя из статьи 14 Закона N 171-ФЗ лица, осуществляющие оборот фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), обязаны осуществлять учет и декларирование объема оборота и использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола).
Как определено абзацем 20 пункта 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ, емкости для приемки фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или этилового спирта у организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанол) или этиловый спирт для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или в этиловом спирте, объема фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или этилового спирта.
Программно-аппаратные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанол) или этиловый спирт для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства других лекарственных средств и (или) медицинских изделий, должны обеспечивать прием и передачу информации, полученной с использованием автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или в этиловом спирте, объема фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или этилового спирта, об объеме их закупки (абзац 21 пункта 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ).
Указанное в абзаце 8 пункта 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ требование не распространяется (ЕГАИС не устанавливается) на учет объема: оборота закупленных спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий (подпункт 7 пункта 2.1 статьи 8 Закона N 171-ФЗ); закупки и использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) или этилового спирта в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве, изготовлении спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий, а также в процессе производства, изготовления других лекарственных средств и (или) медицинских изделий, на учет объема производства, изготовления и (или) оборота спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий указанными организациями и индивидуальными предпринимателями. На указанных лиц также не распространяются требования абзацев двадцатого и двадцать второго пункта 2 настоящей статьи (подпункт 12 пункта 2.1 статьи 8 Закона N 171-ФЗ).
Таким образом, в силу положений статьи 8 Закона N 171-ФЗ лица, осуществляющие производство, изготовление и (или) оборот спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий в объеме, превышающим 200 декалитров в год, обязаны: осуществлять учет и декларирование производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий; установить ЕГАИС и фиксировать информацию об объеме использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола); фиксировать информацию об объеме производства и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий, полученную с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота спиртосодержащей продукции, в ЕГАИС.
Правила функционирования ЕГАИС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459.
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.05.2014 N 149 утверждены формы заявок о фиксации в ЕГАИС информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации.
Из положений статьи 14 Закона N 171, Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380, пунктов 4 - 7, 15, 24 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459, следует, что несоблюдение нормативных требований в части учета оборота алкогольной продукции означает нарушение установленного порядка учета алкогольной продукции при ее производстве или обороте.
Пунктом 3 статьи 1 Закона N 171-ФЗ установлено, что действие данного Закона не распространяется на обращение спиртосодержащих лекарственных средств, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования для собственных нужд фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также за исключением производства, изготовления, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок спиртосодержащих лекарственных препаратов.
Согласно статье 2 Закона N 171-ФЗ фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол) - фармацевтическая субстанция, определенная в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и содержащая этиловый спирт; спиртосодержащая продукция - пищевая или непищевая продукция, спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции; спиртосодержащие лекарственные препараты - лекарственные препараты для медицинского и ветеринарного применения в жидкой форме выпуска, определенные в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и содержащие фармацевтическую субстанцию спирта этилового (этанол).
Исходя из положений статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее также - Закон N 61-ФЗ) лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.
К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты; фармацевтическая субстанция - лекарственное средство в виде одного или нескольких обладающих фармакологической активностью действующих веществ вне зависимости от природы происхождения, которое предназначено для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяет их эффективность; лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности; лекарственная форма - состояние лекарственного препарата, соответствующее способам его введения и применения и обеспечивающее достижение необходимого лечебного эффекта; регистрационное удостоверение лекарственного препарата - документ, подтверждающий факт государственной регистрации лекарственного препарата.
Частью 1 статьи 33 Закона N 61-ФЗ определено, что государственный реестр лекарственных средств содержит перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов, и соответствующую информацию в отношении лекарственных препаратов и в отношении фармацевтических субстанций.
Таким образом, из приведенных нормативных положений Закона N 61-ФЗ следует, что фармацевтическая субстанция является составной частью лекарственного препарата.
Порядок ведения государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения и порядок ведения государственного реестра лекарственных средств для ветеринарного применения утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 33 Закона N 61-ФЗ).
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, общество осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии от 23.01.2017 N ФС-99-02-005775, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, в том числе деятельность по оптовой торговле лекарственными средствами для медицинского применения, их хранению и перевозке (л.д.17-20).
В оспариваемом постановлении Управлением Росздравнадзора обществу вменяется:
- закупка у АО "РФК" фармацевтической субстанции этилового спирта, концентрата для приготовления раствора для наружного применения и приготовления лекарственных форм 95%, 21,5 л в количестве 1 430 канистр емкостью 21,5 л (3 074,5 дал) без учета указанной продукции в ЕГАИС с применением технических средств;
- поставка в адрес АО "НПО Микроген" спирта этилового, раствора концентрат) для наружного применения и приготовления лекарственных форм 95%" для использования в технологических процессах производства лекарственных средств и медицинских биологических препаратов в количестве 1 429 канистр емкостью 21,5 л (3 072,35 дал) без указанной продукции в ЕГАИС с применением технических средств, что свидетельствует о нарушении статьи 14 Закона N 171-ФЗ, пункта 6 Правил N 472.
При этом заявителем административному органу и в материалы настоящего дела представлены доказательства того, что концентрат для приготовления раствора для наружного применения и приготовления лекарственных форм 95%, 21,5 л является лекарственным препаратом, и сведения о нем внесены в государственный реестр лекарственных средств (л.д.21-25).
Как обоснованно указано судом первой инстанции, используемая заявителем в хозяйственной деятельности продукция является лекарственным препаратом, а не фармацевтической субстанцией в значении пункта 1 статьи 2 Закона N 171-ФЗ, соответственно, положения Законом N 171-ФЗ к деятельности заявителя по спорным эпизодам вменных нарушений в силу пункта 3 статьи 1 Закона N 171-ФЗ применению не подлежат. Деятельность заявителя, как им обоснованно указывается, регулируется нормами Закона N 61-ФЗ.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что материалами дела в действиях общества не доказан состав вменяемого административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого ему административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы суд исследовал, оценил, по мнению суда, они не могут повлиять на результат его рассмотрения. Апелляционный суд отмечает, что доводы, приведенные в апелляционной жалобе, полностью повторяют доводы, заявленные в суде первой инстанции, получили надлежащую оценку со стороны суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 10 апреля 2020 года по делу N А50-2932/2020, принятое в порядке упрощенного производства путем подписания резолютивной части, оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-2932/2020
Истец: ООО "ПЕРМФАРМСНАБ"
Ответчик: МРУ РОСАЛКОГОЛЬРЕГУЛИРОВАНАНИЯ ПО ПРИВОЛЖСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГА