г. Санкт-Петербург |
|
15 июля 2020 г. |
Дело N А21-707/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Смирнова Я.Г.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14467/2020) ООО "УК Рембыт" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.04.2020 по делу N А21-707/2020, принятое
по иску ГП Калининградской области "Водоканал"
к ООО "УК Рембыт"
о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Водоканал" (ОГРН 1023900591626, ИНН 3903009923, место нахождения: 236023, г. Калининград, Советский проспект, д. 107) (далее - ГП "Водоканал", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "УК Рембыт" (ОГРН 1143926032843, место нахождения: 236004, г. Калининград, ул. Дюнная, д. 18, этаж 1, помещение 3) (далее - ООО "УК Рембыт", общество, ответчик) о взыскании задолженности за установку общедомового прибора учета в размере 9 793,38 рублей.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 14.04.2020 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение суодм первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение отменить, в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, судом необоснованно отказано в применении срока исковой давности по части требований за период до 01.12.2016.
Кроме того, ООО "УК Рембыт" указало на то, что не является исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных домах N 45-49 по ул. Черниговская в г. Калининграде, а в исковом заявлении доказательство этому обстоятельству не содержится; в материалах дела отсутствуют доказательства выставления платежных документов в адрес собственников. Судом не учтено, что все расчеты за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, а также расчеты за установку общедомовых приборов учета холодной воды с 2013 года по указанным адресам осуществлялись и осуществляются МП РИВЦ "Симплекс" городского округа "Город Калининград" (впоследствии - ООО "РИВЦ Симплекс"). Таким образом, на 03.01.2020 (дата обращения с иском в суд) ООО "УК Рембыт" не было известно о наличии задолженности за установку ОДПУ холодной воды в спорных домах, так как истец в управляющую организацию по данному вопросу не обращался, счета на оплату выставлялись непосредственно собственникам помещений в многоквартирных домах.
В отзыве на апелляционную жалобу истец, указывая на правомерность выводов, изложенных в решении, просит оставить его без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "УК Рембыт" является исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирного дома N 45-49 по ул. Черниговская в г. Калининграде в г. Калининграде, что подтверждено сведениями с сайта https:dom.gosuslugi.ru (ГИС ЖКХ).
ГП КО "Водоканал" является предприятием, оказывающим услуги по холодному водоснабжению и водоотведению, и в силу пункта 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) обязано установить ОДПУ данного ресурса в указанных многоквартирных домах.
14.12.2012 предприятием заключен договор с ООО "Ресурс-Учет" на выполнение работ по установке приборов учета холодной воды от N 866/24/12, согласно которому заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательство в согласованные сроки выполнить работы по монтажу общедомовых прибора(ов) учета холодной воды в многоквартирных домах, согласно представленным заказчиком спискам. Выполнение работ по установке ОДПУ в рассматриваемом многоквартирном доме подтверждается представленным в материалы дела актом приема-передачи выполненных работ N 24 от 05.04.2013. Факт установки ОДПУ ответчиком не оспаривается.
Ссылаясь на наличие у ООО "УК Рембыт" обязанности оплатить установку указанного прибора, предусмотренной статьей 13 Закона об энергосбережении, рассрочки оплаты, Предприятие, не получив удовлетворения требований в претензионном порядке, обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с соответствующим иском.
Суд первой инстанции требования признал обоснованными.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами, изложенными в решении в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В случае невыполнения собственниками помещений этой обязанности Закон N 261-ФЗ обязал соответствующие ресурсоснабжающие организации оснастить приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми они осуществляют, объекты, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям, а лиц, не оснастивших в установленный срок объекты приборами учета используемых энергетических ресурсов, - оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Согласно части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 и 8 этой статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пункте 2 раздела 1 "Разрешение споров, возникающих из обязательственных правоотношений" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4(2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015 (далее - Обзор судебной практики N 4), разъяснено, что если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.
С учетом этого разъяснения и исходя из системного толкования положений частей 2, 2.3 и 3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ расходы на установку общедомовых приборов учета подлежат возмещению той управляющей организацией, которая обслуживает многоквартирный дом на дату обращения ресурсоснабжающей организацией с требованием о компенсации расходов на установку приборов учета в части, не оплаченной собственниками помещений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 этого кодекса.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пункт 2 статьи 200 ГК РФ).
Предприятие обратилось в суд с иском 27.01.2020.
По смыслу разъяснений, приведенных в пункте 2 раздела 1 "Разрешение споров, возникающих из обязательственных правоотношений" Обзора судебной практики N 4, иск ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомовых приборов учета может быть предъявлен по истечении пятилетнего срока с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, до истечения которого собственники могут оплатить указанную установку единовременно или в рассрочку.
Поскольку ввод общедомовых приборов учета в эксплуатацию произведен в апреле 2013 года, что подтверждено представленными в материалы дела актами приема-передачи выполненных работ от 05.04.2013, а Общество не представило доказательств того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, окончательная оплата за их установку должна была быть произведена в апреле 2018 года.
Учитывая, что течение трехлетнего срока исковой давности начинается после истечения указанного пятилетнего срока, у Предприятия не имелось оснований для обращения с иском о взыскании с Общества спорной суммы ранее апреля 2018 года.
С учетом изложенного, при рассмотрении настоящего спора суд пришел к правомерному выводу о том, что срок исковой давности начинает течь только после истечения указанного пятилетнего срока, следовательно, требование о взыскании расходов на установку общедомовых приборов учета заявлено Предприятием в пределах срока исковой давности.
Таким образом, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.04.2020 по делу N А21-707/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Я.Г. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-707/2020
Истец: Государственное предприятие Калининградской области "Водоканал"
Ответчик: ООО "УК Рембыт"