город Томск |
|
16 июля 2020 г. |
Дело N А45-30704/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Кривошеиной С.В.,
Логачева К.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью ТФ "ССС" (N 07АП-2759/2020) на решение от 28.01.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-30704/2019 (судья Булахова Е.И.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью ТФ "ССС" (630055, Новосибирская обл., п. Каинская Заимка, ул. Боровая, д. 7, ИНН 5433172746, ОГРН 1085475001820) к Администрации Новосибирского района Новосибирской области (630007, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Коммунистическая, д. 33 А, ИНН 5406300861, ОГРН 1055406001815), Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (630011, Новосибирская обл., г. Новосибирск, пр-т Красный, д. 18, ИНН 5406214965, ОГРН 1035402457848) о признании незаконными решений, изложенных в письмах от 03.07.2019 N 5570-МКУ/01-12/88, от 24.07.2019 N 12531-07/37.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (630091, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Державина, д. 28, ИНН 5406299278, ОГРН 1045402545836), Администрация Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (630554, Новосибирская обл., с. Барышево, ул. Тельмана, д. 20, ИНН 5433107810, ОГРН 1035404356833),
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: без участия, извещен
от заинтересованного лица: без участия, извещен,
от третьих лиц, без участия, извещены
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью ТФ "ССС" (далее - заявитель, истец, общество, ООО ТФ "ССС") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к администрации Новосибирского района Новосибирской области ) (далее - Администрация), департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (далее - Департамент) о признании незаконным, несоответствующим Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ) решения Администрации и решения Департамента об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером 54:19:160501:122 находящегося в частной собственности и земель государственная собственность на которые не разграничена и представлении в собственность ООО ТФ "ССС" за плату земельного участка с кадастровым номером 54:19:160501:470 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО ТФ "ССС", путем рассмотрения заявления о перераспределении земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, администрация Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 28.01.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО ТФ "ССС" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что администрация Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области является уполномоченным органом по завершению процедуры предоставления спорного земельного участка на основании ранее принятого решения. Указывает, что поскольку в границах испрашиваемого земельного участка расположено здание, принадлежащее обществу на праве собственности, заявитель в силу статьи 39.20 ЗК РФ обладает правом на выкуп земельного участка. Полагает, что отсутствие проекта межевания не препятствует перераспределению земельного участка, поскольку может использоваться иная документация изготовленная БТИ.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Департамент представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на то, что доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта и отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. В порядке статьи 262 АПК РФ отзыв Администрации приобщен к материалам дела.
От Департамента поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО ТФ "ССС" является собственником земельного участка с кадастровым номером 54:19:160501:122 расположенного по адресу: Новосибирская область, район Новосибирский, Барышевский сельсовет, п. Каинская Заимка, ул. Боровая 7/1, а также обществу принадлежит здание, назначение -нежилое, общей площадью 51,1 кв.м., с кадастровым номером 54:19:160501:334, расположенного по адресу: Новосибирская область, район Новосибирский, Барышевский сельсовет, п. Каинская Заимка, ул. Боровая 7/1.
Общество обратилось в администрацию Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области с заявлением о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности и земель, государственная собственность на которые не разграничена, для перераспределения земельного участка с кадастровым номером N 54:19:160501:122 принадлежащего истцу, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставление истцу за плату земельного участка.
26.12.2016 между администрацией Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и ООО ТФ "ССС" заключено соглашение N 7 о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 54:19:160501:122, в результате чего получен земельный участок с кадастровым номером 54:19:160501:470, переданный обществу за плату.
Общество обратилось в Управление Росреестра для государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок, однако государственная регистрация приостановлена по причине подписания соглашения не уполномоченным лицом - главой администрации Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области. Обществу рекомендовано обратиться в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области, и Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области.
25.06.2019, 26.06.2019 общество обратилось в Департамент и Администрацию соответственно с заявлением о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности и земель, государственная собственность на которые не разграничена, для перераспределения земельного участка с кадастровым номером N 54:19:160501:122 принадлежащего заявителю, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставление заявителю за плату земельного участка.
Ответом от 03.07.2019 N 5570-МКУ/01-12188 Администрация отказала заявителю в перераспределении земельного участка, указав на отсутствие полномочий у Администрации Новосибирского района Новосибирской области на перераспределение земель, а также отсутствие законных оснований для перераспределения ссылаясь на Закон Новосибирской области N 27-ОЗ от 18.12.2015 и п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Ответом от 24.07.2019 N 12531-07/38 Департамент со ссылкой на п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, указывая на отсутствие законных оснований для перераспределения земель, также отказал заявителю в перераспределении земельного участка.
Полагая, что отказы Администрации и Департамента в перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности и земель, государственная собственность на которые не разграничена, для перераспределения земельного участка с кадастровым номером N 54:19:160501:122 принадлежащего обществу, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставление обществу за плату земельного участка, противоречит закону, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что в отсутствие утвержденного проекта межевания территории, в отсутствие соблюдения цели перераспределения земельных участков, в отсутствие у администрации Барышевского сельсовета, а также Администрации Новосибирского района Новосибирской области после 01.01.2016 полномочий на принятие решений о перераспределении земельных участков, обществу правомерно отказано в перераспределении испрашиваемого земельного участка.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2, 3 статьи 201 АПК РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшем их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В свою очередь, обязанность доказывания нарушенного права в силу положений статьи 65 АПК РФ лежит на заявителе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно положениям пункта 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Пункт 1 статьи 39.28 ЗК РФ определяет перечень случаев, при наличии которых допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, а именно:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
В силу пункта 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Исходя из правового смысла пунктов 1 и 3 статьи 39.28 ЗК РФ в их взаимосвязи следует, что перераспределение земельных участков в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 1 названной статьи, для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы допускается только в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.
Пункт 3 статьи 39.28 ЗК РФ, допускающий использование при перераспределении схемы расположения земельного участка, подлежит применению к случаям перераспределения земель и (или) земельных участков, предусмотренным подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, которые не имеют целью приведение границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.
Расширительное толкование пункта 3 статьи 39.28 ЗК РФ при заявленном обществом основании перераспределения земель недопустимо, поскольку оно противоречит буквальному толкованию подпункта 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ, его прямому смыслу и значению.
Принимая во внимание вышеизложенные нормы права, апелляционным судом отклоняются доводы апеллянта о том, что в связи с внесением изменений в Федеральные законы N 218-ФЗ и N 221-ФЗ проект межевания не требуется, как основанные на неверном толковании действующего законодательства.
Внесенные Федеральным законом N 150-ФЗ от 17.06.2019 изменения в Федеральные законы N 218-ФЗ и N 221-ФЗ не затрагивают правил перераспределения земельных участков, установленных ЗК РФ.
Доказательств наличия утверждённого межевого плана в нарушение статьи 65 АПК РФ заявителем в материалы дела не представлено.
В свою очередь, судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела исследовался вопрос о существовании проекта межевания территорий. По ходатайству общества судом истребовались копии документов от администрации Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, явившиеся основанием для заключения соглашения N 7. Однако доказательств подачи обществом соответствующего заявления в администрацию Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области в материалы дела не представлено.
Кроме того, 29.11.2018 ООО ТФ "ССС" уже обращалось в Департамент с аналогичным заявлением, в рамках которого Департаментом подготовлен запрос в администрацию Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о наличии утвержденного проекта межевания территории, о принятии администрацией Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:19:160501:470, а также о предоставлении информации на основании каких документов внесены сведения в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:19:160501:470.
Согласно ответу администрации Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области информация об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:19:160501:470 отсутствует.
Из материалов дела усматривается, что в качестве цели перераспределения земельного участка, при обращении с соответствующим заявлением в Администрацию, общество сослалось на пп. 2 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ.
Вместе с тем, согласно плану земельного участка со схемой распределения земельного участка, целью увеличения площади, принадлежащего заявителю земельного участка, является реконструкция здания продовольственного магазина.
Учитывая изложенное, в настоящем случае отсутствовала необходимая совокупность условий, позволяющая осуществить перераспределение спорного земельного участка.
Судом первой инстанции правомерно учтено также то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, утвержденными решением Совета депутатов Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 25.12.2012 N 6 (учитывая приказ Министерства строительства Новосибирской области "Об отмене изменений в правила землепользования и застройки Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области" от 08.06.2017 N 195), земельный участок с кадастровым номером 54:19:160501:470 пересекает зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4) и зону парков, садов, скверов (Р2).
При этом, согласно Правил землепользования и застройки Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, утвержденных решением Совета депутатов Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 25.12.2012 N 6, зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-4) предусматривает возможность размещения магазина продовольственных товаров только в качестве вспомогательного вида разрешенного использования (в Правилах землепользования и застройки Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, утвержденных решением Совета депутатов Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 30.12.2015 N 4, отмененных приказом Министерства строительства Новосибирской области от 08.06.2017 N 195, размещение магазина продовольственных товаров также относилось к вспомогательным видам разрешенного использования).
Согласно подпункту 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является то обстоятельство, что образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса.
Доводы общества о невозможности образования самостоятельного земельного участка не мотивированы и документально не подтверждены.
Ссылка Общества на статью 39.20 ЗК РФ ка на основания перераспределения земельных участков в рамках рассмотрения заявления общества отклоняется судом апелляционной инстанции как основанная на неверном толковании норм права.
Таким образом, в отсутствии утвержденного проекта межевания территорий. В отсутствие соблюдения цели перераспределения земельных участков, при наличии оснований для отказа в соответствии с положениями пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ суд первой инстанции сделал правильный вывод об обоснованности отказа Департамента в перераспределении земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Новосибирской области от 18.12.2015 N 27-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и органами государственной власти Новосибирской области и внесения изменения в статью 3 Закона Новосибирской области "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области" (далее - Закон N 27-ОЗ), вступивший в силу с 01.01.2016, областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, уполномоченный в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Новосибирской области, осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области по распоряжению земельными участками, которые расположены в границах муниципальных образований Новосибирской области, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, и государственная собственность на которые не разграничена, за исключением: 1) предоставления земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, в порядке, установленном статьей 39.20 ЗК РФ; 2) использования земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута в порядке, установленном главой V.6 ЗК РФ; 3) формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома; 4) предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства.
Согласно приложению N 1 Закона N 27-ОЗ, сельское поселение Барышевский сельсовет включен в перечень муниципальных образований Новосибирской области, отдельные полномочия которых осуществляет областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, уполномоченный в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Новосибирской области.
Проанализировав положения Закон N 27-ОЗ, апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии у администрации Барышевского сельсовета, а также у Администрации Новосибирского района Новосибирской области после 01.01.2016 полномочий на принятие решений о перераспределении земельных участков.
Следовательно, поскольку общество обратилось с заявлением о перераспределении земельного участка после 01.01.2016, Администрация правомерно отказала заявителю в перераспределении спорного земельного участка.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов суда о фактических обстоятельствах, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не выявлено, решение суда первой инстанции отмене не подлежит; апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
По правилам статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы, излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в порядке, установленном статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.01.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-30704/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью ТФ "ССС" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью ТФ "ССС" из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, уплаченной по чеку-ордеру от 22.04.2020, операция 8149370.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-30704/2019
Истец: ООО ТФ "ССС"
Ответчик: Администрация Новосибирского района Новосибирской области
Третье лицо: Администрацию Барышевского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ