Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 ноября 2020 г. N Ф07-8234/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
15 июля 2020 г. |
Дело N А56-74456/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Ли Ю.Ч. - доверенность от 26.08.2019
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
от третьего лица: предст. Прокопьева Н.Н. - доверенность от 25.12.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8648/2020) Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2020 по делу N А56-74456/2019 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Дирекция по инвестиционной деятельности"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западный Экспертный Центр"
о признании недействительным решения и предписания от 04.06.2019 по жалобе N Т02-351/19
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Дирекция по инвестиционной деятельности" (далее - заявитель, Дирекция, ФГУП "Дирекция по инвестиционной деятельности") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, Санкт-Петербургское УФАС) решения и предписания от 04.06.2019 по жалобе N Т02-351/19.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западный Экспертный Центр" (далее - ООО "СЭЦ", Общество).
Решением суда от 09.03.2020 заявленные Дирекцией требования удовлетворены.
Санкт-Петербургское УФАС просит решение суда первой инстанции от 09.03.2020 отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, основанное на выводах, не соответствующих имеющимся в материалах дела доказательствам. Податель жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции не рассмотрел обстоятельства дела, изложенные в решении Санкт-Петербургского УФАС от 04.06.2019 по делу N Т02-351/19. Податель жалобы полагает, что в действиях закупочной комиссии Организатора торгов (Дирекции) по неправомерному отклонению заявки ООО "СЭЦ" на основании непредставления в составе заявки действующей выписки из реестра членов СРО в порядке, не соответствующем Документации, присутствует нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических услуг".
Доводы апелляционной жалобы повторяют решение Санкт-Петербургского УФАС от 04.06.2019 по жалобе N Т02-351/19.
В судебном заседании 22.06.2020 представитель Дирекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ООО "СЭЦ" представил письменную правовую позицию, поддержал апелляционную жалобу Управления, просил решение суда от 09.03.2020 отменить.
Управление извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 29.04.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение N 31907830199 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по преддекларационному обследованию ГТС в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации с выдачей комплекта необходимой документации для последующего декларирования ГТС (далее - Конкурс), включая конкурсную документацию (далее - Документация).
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГУП "Дирекция по инвестиционной деятельности" в редакции от 17.01.2019 (далее Положение о закупках).
Согласно пункту 8 Информационной карты конкурса (часть II Документации) срок подачи заявок на участие в конкурсе определен в период с 12 час. 00 мин. 29.04.2019 до 12 час. 00 мин. 14.05.2019.
Пунктом 30 Информационной карты конкурса (часть II Документации) установлены специальные требования к участнику закупки, осуществляющему оказание услуг, являющихся предметом контракта (предоставляются копии соответствующих документов).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 30 Информационной карты конкурса (часть II Документации) участник закупки должен быть членом СРО в области подготовки проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность капитального строительства с правом осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии).
При этом согласно примечанию пункту 30 Информационной карты конкурса (часть II Документации) СРО, в котором состоит участник закупки, должно иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; размер обязательств участника аукциона не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду.
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов от 14.05.2019 на участие в Конкурсе подано 4 заявки, в том числе заявка ООО "СЭЦ".
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок в открытом конкурсе от 20.05.2019 заявка ООО "СЭЦ" была отклонена как не соответствующая требованиям Документации, а именно, "документы в составе заявки представлены не в полном объеме или предоставлена недостоверная информация: - не представлен документ (действующая выписка из реестра членов СРО) дающий право осуществлять подготовку проектной документации по договорам подряда на подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров (п. 30 информационной карты "Специальные требования к участнику закупки, осуществляющему оказание услуг, являющихся предметом контракта)".
ООО "СЭЦ" направило в Санкт-Петербургское УФАС жалобу на действия Организатора торгов при организации и проведении открытого конкурса по извещению N 31907830199, в которой ссылалось на необоснованное отклонении заявки ООО "СЭЦ", в которой податель жалобы ссылался на то, что Ассоциация проектировщиков "Современные технологии проектирования" при выдаче выписки из СРО от 07.05.2019 N 428, не уведомила и не сообщила о своем исключении из государственного реестра, кроме того Общество письмом от 20.05.2019 представило в Единую комиссию Заказчика выписку от 20.05.2019 N 2204 о членстве в СРО "Ассоциация СРО "ЦЕНТРСТРОЙПРОЕКТ".
По результатам рассмотрения жалобы ООО "СЭЦ" Санкт-Петербургским УФАС принято решение от 04.06.2019 по жалобе N Т02-351/19, которым жалоба ООО "СЭЦ" признана обоснованной, действиях Закупочной комиссии Организатора торгов ФГУП "Дирекция по инвестиционной деятельности" признано нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нарушении норм статьи Закона N 223-ФЗ, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО "СЭЦ" от участия в процедуре закупки на основании непредоставления в составе заявки ООО "СЭЦ" действующей выписки из реестра членов СРО в порядке, не соответствующем Документации.
Санкт-Петербургским УФАС также вынесено предписание от 04.06.2019, которым Закупочной комиссии Организатора торгов ФГУП "Дирекция по инвестиционной деятельности" предписано устранить нарушения проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по преддекларационному обследованию ГТС в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации с выдачей комплекта необходимой документации для последующего декларирования ГТС (извещение N 31907830199) путем отмены протоколов рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке, повторного проведения этапов рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Закона N 223-ФЗ.
Не согласившись с указанными решением и предписанием Санкт-Петербургского УФАС, Дирекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей Дирекции и Общества, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда от 09.03.2020 в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ названный Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Как указано в части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ закупочная деятельность заказчика осуществляется в соответствии с положением о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 указанного Федерального закона.
В соответствии с пунктами 2 и 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам закупки.
При этом согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу части 4 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Как следует из подпункта 10 пункта 3.2.3 части I Документации заявка на участие в конкурсе должна содержать документы (их копии), подтверждающие соответствие участника закупки требованиям конкурсной документации и законодательства Российской Федерации к лицам, которые осуществляют оказание услуг, в рамках заключаемого по итогам настоящей закупки контракта.
Согласно подпунктам "а", "г" пункта 5.2.5 части I Документации участник закупки не допускается к участию в конкурсе в случае не предоставления определенных подразделом 3.2 Документации документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки или о предлагаемой им услуге по данной закупке, а также в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе иным требованиям Документации, установленным в Информационной карте.
Пунктом 30 Информационной карты конкурса (часть II Документации) установлены специальные требования к участнику закупки, осуществляющему оказание услуг, являющихся предметом контракта (предоставляются копии соответствующих документов).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 30 Информационной карты конкурса (часть II Документации) участник закупки должен быть членом СРО в области подготовки проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность капитального строительства с правом осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии).
При этом согласно примечанию пункту 30 Информационной карты конкурса (часть II Документации) СРО, в котором состоит участник закупки, должно иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; размер обязательств участника аукциона не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду.
Указанное требование обусловлено предметом Конкурса и предъявлено ко все участникам закупки.
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов от 14.05.2019 на участие в Конкурсе подано 4 заявки, в том числе заявка ООО "СЭЦ".
При этом, как установлено Единой комиссией ФГУП "Дирекция по инвестиционной деятельности" и подтверждается материалами дела, в составе заявки Обществом в подтверждение соответствия требованиям подпункта 3 пункта 30 Информационной карты конкурса (часть II Документации) представлена выписка от 06.05.2019 N 620 из реестра членов саморегулируемой организации Ассоциация проектировщиков "Современные технологии проектирования" (л.д.173-174).
Вместе с тем, согласно сведениям из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее - государственный реестр СРО) Ассоциация проектировщиков "Современные технологии проектирования" была исключена из указанного реестра приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.04.2019 N СП-19 (л.д.175-178).
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции заявка ООО "СЭЦ" была правомерно отклонена Единой комиссией ФГУП "Дирекция по инвестиционной деятельности", как не соответствующая требованиям Документации, поскольку Обществом не представлен документ (действующая выписка из реестра членов СРО) дающий право осуществлять подготовку проектной документации по договорам подряда на подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров. На момент получения выписки от 06.05.2019 N 620 и подачи Обществом заявки (14.05.2019) Ассоциация проектировщиков "Современные технологии проектирования" уже была исключена из государственного реестра СРО, таким образом, Общество на момент подачи заявки не являлось членом действующей СРО в области подготовки проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность капитального строительства с правом осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии).
При этом тот факт, что Ассоциация проектировщиков "Современные технологии проектирования" при выдаче выписки из СРО не уведомила о своем исключении из государственного реестра, не имеет правового значения, поскольку не опровергает факт отсутствия у Общества на момент подачи заявки членства в СРО, соответствующем требованиям подпункта 3 пункта 30 Информационной карты конкурса (часть II Документации)
Ссылки Общества на то, что 20.05.2019 ООО "СЭЦ" представило в Единую комиссию Заказчика выписку от 20.05.2019 N 2204 о членстве в СРО "Ассоциация СРО "ЦЕНТРСТРОЙПРОЕКТ" (л.д.255-256), то есть на момент рассмотрения заявок и составления протокола от 20.05.2019 Общество являлось членом СРО, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Как уже указывалось выше, в силу части 4 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Как следует из подпункта 10 пункта 3.2.3 части I Документации заявка на участие в конкурсе должна содержать документы (их копии), подтверждающие соответствие участника закупки требованиям конкурсной документации и законодательства Российской Федерации к лицам, которые осуществляют оказание услуг, в рамках заключаемого по итогам настоящей закупки контракта.
Согласно пункту 8 Информационной карты конкурса (часть II Документации) срок подачи заявок на участие в конкурсе определен в период с 12 час. 00 мин. 29.04.2019 до 12 час. 00 мин. 14.05.2019.
В соответствии с пунктом 3.2.1 части I Документации участник подает заявку на участие в Конкурсе в порядке, в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.
Прием заявок на участие в Конкурсе прекращается непосредственно перед вскрытием конвертов (пункт 3.2.2 части I Документации).
Согласно пункту пунктом 3.2.7 части I Документации участник закупки вправе изменить заявку в любой момент до окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, исходя из положений Документации заявка в полном объеме должна быть подана и ее изменение участником допускается только до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. В силу положений Документации Единая комиссия ФГУП "Дирекция по инвестиционной деятельности" не имела правовых оснований для оценки документов, представленных Обществом после окончания установленного срока подачи заявок на участие в конкурсе (дополнительные документы поступили 20.05.2019 при установленном сроке подачи заявок на участие до 12 час. 00 мин. 14.05.2019).
Учитывая изложенное, заявка ООО "СЭЦ" правомерно отклонена Единой комиссией ФГУП "Дирекция по инвестиционной деятельности" на основании пункта 5.2.5 части I Документации, как не соответствующая требованиям Документации (пункту 30 Информационной карты конкурса).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает необоснованным вывод Санкт-Петербургского УФАС о наличии в действиях Единой комиссии Организатора торгов ФГУП "Дирекция по инвестиционной деятельности" нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившегося несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также нарушении норм статьи Закона N 223-ФЗ, допущенного путем неправомерного отклонения заявки ООО "СЭЦ" от участия в процедуре закупки на основании непредоставления в составе заявки ООО "СЭЦ" действующей выписки из реестра членов СРО в порядке, не соответствующем Документации.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал недействительными решение и предписание Санкт-Петербургского УФАС от 04.06.2019 по жалобе Т02-351/19.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда от 09.03.2020 не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 марта 2020 года по делу N А56-74456/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-74456/2019
Истец: ФГУП "ДИРЕКЦИЯ ПО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "СЭЦ"