Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 октября 2020 г. N Ф08-8933/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
15 июля 2020 г. |
дело N А32-29455/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шапкина П.В.,
судей М.Г. Величко, О.А. Ереминой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Коноплевым И.А.,
при участии:
от истца - представитель Николаев О.А., доверенность от 26.12.2019, паспорт;
от ответчика - представитель Петрий Н.Г., доверенность от 17.01.2019, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2019 по делу N А32-29455/2019
по иску администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района
к ООО "ТИМТЭС"
при участии третьих лиц - администрации муниципального образования Тимашевский район, администрации Краснодарского края,
о расторжении договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
администрация Тимашевского городского поселения Тимашевского района (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ТИМТЭС" (далее - общество) со следующими требованиями:
- расторгнуть договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 21.12.2012 N 3100010941 категории земель населенных пунктов, общей площадью 146 487 кв. м, с кадастровым номером 23:31:0302041:125, для строительства объекта энергетики "Тимашевская ПГУ ТЭС-180 МВт", расположенного по адресу: г. Тимашевск, ул. Ровная, 5, заключенный между администрацией Тимашевского городского поселения и ООО "ТИМТЭС";
- обязать общество с ограниченной ответственностью "ТИМТЭС" вернуть администрации Тимашевского городского поселения земельный участок категории земель населенных пунктов, общей площадью 146 487 кв. м, с кадастровым номером 23:31:0302041:125, для строительства объекта энергетики "Тимашевская ПГУ ТЭС-180 МВт", расположенный по адресу: г. Тимашевск, ул. Ровная, 5.
Исковые требования мотивированы неосвоением земельного участка, отсутствием строительства объекта энергетики на земельном участке, разрешение на строительство объекта энергетики получено не было.
Определениями от 23.09.2019, от 15.10.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Тимашевский район и администрация Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой и просил решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель указал следующее. В рамках реализации соглашения в 2012-2015 гг. планировалось строительство парогазотурбинной теплоэлектростанции мощностью 180 МВт для обеспечения электроэнергией, теплом и холодом предприятия промышленной зоны города Тимашевска. Однако проект ответчиком не был реализован, строительство объекта не было начато. В связи с неисполнением своих инвестиционных обязательств, ответчик не возвратил земельный участок, предоставленный по договору аренды. Судом, при принятии решения, не учтено, что с момента заключения договора аренды до настоящего времени строительство объекта энергетики не начато, документация не разработана, разрешение на строительство объекта не получено, к освоению земельного участка арендатор не приступил, финансовые средства на ведение строительства отсутствуют.
Согласно отзыву администрации Краснодарского края на апелляционную жалобу, поданная истцом апелляционная жалоба является обоснованной и подлежащей удовлетворению, позиция истца поддерживается администрацией Краснодарского края в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик возражал против доводов истца и просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ).
В соответствии со статьей 18 АПК РФ на основании определения от 26.03.2020 в составе суда произведена замена судьи Величко М.Г. на судью Еремину О.А., на основании определения от 09.07.2020 в составе суда произведена замена судьи Барановой Ю.И. на судью Величко М.Г., после замены судьи рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителя в судебное заседание не обеспечили, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, администрацией муниципального образования Тимашевский район и ООО "ТИМТЭС" заключен договор от 21.12.2012 N 3100010941 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:31:0302041:125 площадью 146 487 кв. м, для строительства объекта энергетики "Тимашевская ПГУ ТЭС-180 МВт". Договор заключен на срок до 21.12.2027.
В соответствии с пунктом 3.2.5 договора арендодатель вправе в одностороннем порядке принимать решение о прекращении права пользования участком и досрочном расторжении договора при использовании участка не по целевому назначению и разрешенному использованию, неиспользовании земельного участка в течение одного года.
Договор аренды заключен на основании постановления администрации муниципального образования Тимашевский район от 21.12.2012 N 3541, которому предшествовало постановление администрации муниципального образования Тимашевский район от 06.11.2012 N 3086 "О предварительном согласовании, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории для строительства объекта энергетики "Тимашевксая ПГУ ТЭС-180 МВт" и акта выбора земельного участка, которыми обществу "ТИМТЭС" предварительно согласовано место размещения земельного участка и утвержден акт выбора земельного участка по адресу: г. Тимашевск, ул. Ровная, 5.
Право аренды общества зарегистрировано в ЕГРН 24.12.2012 (выписка из ЕГРН от 26.06.2019 N 99/2019/269224707).
Администрацией не установлено наличие объектов капитального строительства на земельном участке, на момент осмотра земельный участок распахан (акты обследования земельного участка от 15.11.2018 и от 04.04.2019).
Администрацией направлен в адрес общества проект соглашения о расторжении договора аренды земельного участка с уведомлением о расторжении договора аренды от 03.12.2018, в котором администрация предлагает расторгнуть договор аренды в связи с тем, что при обследовании земельного участка не установлены объекты капитального строительства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с исковым заявлением.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
По смыслу статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу статьи 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор, среди прочего, более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату (пункт 3).
В силу норм части 3 статьи 619 и пункта 2 статьи 452 ГК РФ до обращения в суд с иском о досрочном расторжении договора арендодатель обязан направить арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок, а также предложение расторгнуть договор.
Согласно пункту 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
Согласно пункту 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", требование о расторжении договора аренды не подлежит удовлетворению, если в разумный срок устранены нарушения, послужившие основанием для обращения в арбитражный суд.
В то же время в пункте 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" указано следующее. Если арендатор не вносит арендную плату более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа, арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора аренды в судебном порядке. Судам следует учитывать, что даже после уплаты долга арендодатель вправе в разумный срок предъявить иск о расторжении договора. Однако непредъявление такого требования в течение разумного срока с момента уплаты арендатором названного долга лишает арендодателя права требовать расторжения договора в связи с этим нарушением.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается лицами, участвующими в деле, заключению договора аренды предшествовало соглашение от 21.09.2012 о намерениях в сфере реализации инвестиционного проекта на территории Краснодарского края, заключенное администрацией Краснодарского края в лице главы администрации (губернатора) Краснодарского края, администрацией муниципального образования Тимашевский район и компанией "CHAZ INTERNATIONAL LTD", которым указанный инвестор выразил намерение реализовать инвестиционный проект строительства Тимашевская ПГУ ТЭС-180 Мвт на территории муниципального образования Тимашевский район, предполагающий строительство на территории города Тимашевска парогазотурбинной теплоэлектростанции мощностью 180 МВт, позволяющей обеспечить электроэнергией предприятия промзоны, с объемом инвестиций 8 871 000 рублей.
Администрацией муниципального образования Тимашевский район в заключении от 21.11.2012 N 141-7249/12-08 согласовано строительство объекта энергетики "Тимашевская ПГУ - ТЭС - 180 МВт" с площадью земельного участка, выделяемого под строительство, в размере 14,6487 га.
Судом обоснованно установлено, из постановления администрации муниципального образования Тимашевский район от 06.11.2012 N 3086 "О предварительном согласовании, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства объекта энергетики "Тимашевксая ПГУ ТЭС-180 Мвт" и акта выбора земельного участка по адресу: г. Тимашевск, ул. Ровная, 5, обществу с ограниченной ответственностью "ТИМТЭС", следует, что информация о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка была размещена на сайте муниципального образования Тимашевский район 08.12.2011.
При этом земельный участок поставлен на кадастровый учет 27.11.2012, то есть после вынесения постановления о предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Указанным постановлением утверждена схема расположения земельного участка площадью 146 487 кв. м на кадастровом плане (карте) территории и предварительно согласовано место размещения земельного участка для строительства объекта энергетики "Тимашевская ПГУ ТЭС-180 МВт", утвержден акт выбора земельного участка площадью 146 487 кв. м, установлен вид разрешенного использования земельного участка - для строительства объекта энергетики "Тимашевская ПГУ ТЭС - 180 МВт".
В материалы дела представлены все необходимые заключения и согласования, которыми была оформлена процедура выбора, формирования и предоставления земельного участка в аренду.
Обращаясь с апелляционной жалобой, истец указал на следующие обстоятельства. В рамках реализации соглашения в 2012-2015 гг. планировалось строительство парогазотурбинной теплоэлектростанции мощностью 180 МВт для обеспечения электроэнергией, теплом и холодом предприятия промышленной зоны города Тимашевска. Однако проект Ответчиком не был реализован, строительство объекта не было начато. В связи с неисполнением своих инвестиционных обязательств, Ответчик не возвратил земельный участок, предоставленный по договору аренды. На основании протокола о намерениях по взаимодействию в сфере инвестиций N 68 от 02.12.2015 со сроком действия до 01.01.2019 ответчик обязался на данном земельном участке, в срок до 01.02.2017 завершить подготовку и согласование проектно-сметной документации; в срок до 01.05.2017 приступить к строительству Объектов; в срок до 31.12.2018 ввести первую очередь Объектов в эксплуатацию. Судом не принято во внимание, что доказательства исполнения условий в полном объеме ответчиком не предоставлены. До настоящего времени предоставленный в аренду земельный участок ответчик использует по своему усмотрению, в нарушение условий заключенного договора аренды. Истцом за период с 21.12.2012 года по настоящее время разрешение на строительство объекта энергетики "Тимашевская ПТУ ТЭС-180 МВт" на земельном участке по адресу: г. Тимашевск, ул. Ровная, 5 с кадастровым номером 23:31:0302041:125 - не выдавалось.
Согласно пункту 4.1.7 договора установлена обязанность арендатора использовать земельный участок в соответствии с условиями и целями его предоставления, указанными в п. 1.1 договора.
Разделом 7 договора аренды установлено, что по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут судом по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации, так, арендодатель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора по основаниям, указанным в п. 3.2.5 договора.
Пунктом 3.2.5 договора установлено, что договор может быть расторгнут по инициативе арендодателя по следующим основаниям:
- использование участка не по целевому назначению и разрешенному использованию, указанному в п. 1.1. настоящего Договора;
- неиспользование земельного участка в течение одного года;
- невыполнение Арендатором обязанностей, указанных в п. 4.1, 4.2 настоящего Договора;
- невнесение арендной платы за землю в течении двух кварталов;
- использование участка способами, ухудшающими его качественные характеристики и экологическую обстановку.
Как указывает истец, в рамках обследования земельного участка 15.11.2018 специалистами истца было установлено, что земельный участок, из категории земель: земли населенных пунктов, общей площадью 146487 кв.м., с кадастровым номером 23:31:0302041:125, вид разрешенного использования: для строительства объекта энергетики "Тимашевская ИГУ ТЭС-180 МВт", расположенный по адресу: г. Тимашевск, ул. Ровная, 5, свободен от зданий, строений и сооружений, объекты капитального строительства отсутствуют, распахан.
04.04.2019 было произведено обследование земельного участка с участием генерального директора Ответчика, актом обследования земельного участка установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:31:0302041:125 по-прежнему свободен от зданий, строений и сооружений, капитальные объекты не возводятся, строительство не ведется, земельный участок засеян сельскохозяйственной культурой (горох), фактическое использование не изменилось.
Согласно разъяснениям п. 29 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" если основанием расторжения договора аренды является неисполнение арендатором возложенных на него обязанностей, арендодатель до обращения в суд с иском о досрочном расторжении договора обязан направить арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок (часть третья статьи 619 ГК РФ), а также предложение расторгнуть договор (пункт 2 статьи 452 Кодекса). Необходимым условием удовлетворения иска арендодателя о досрочном расторжении договора аренды на основании статьи 619 ГК РФ является установление в ходе судебного разбирательства факта получения арендатором письменного предупреждения арендодателя о необходимости исполнения договорного обязательства.
Истцом в адрес ответчика было направлено уведомление о расторжении договора аренды от 03.12.2018 N 06-36/1552/1 с приложением проекта соглашения о расторжении договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 21.12.2012 N 3100010941 по взаимному соглашению сторон (т. 1 л.д. 49-52).
Получение арендатором уведомления о расторжении договора аренды подтверждается почтовым уведомлением (т. 1 л.д.50) и не оспаривается ответчиком.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт соблюдения истцом порядка уведомления арендатора о расторжении договора аренды.
Вместе с тем, в пункте 23 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" содержатся следующие разъяснения. В отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 Земельного кодекса и статьями, 619 Гражданского кодекса, пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса установлены специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка. Арендодатель должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора. Обстоятельства, указанные в статье 619 Гражданского кодекса, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка. Не может служить основанием для удовлетворения требования арендодателя о досрочном расторжении договора аренды земельного участка сам факт существенного нарушения договора, если такое нарушение устранено арендатором в разумный срок.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик ссылается на необоснованность доводов истца и указывает на следующее. Арендатор своевременно и в срок вносит арендные платежи, что подтверждается Актом сверки взаиморасчетов по договору аренды по состоянию на 01.10.2019. Поскольку строящийся объект относится к высокотехнологичным, масштабным проектам, срок аренды обусловлен не только самим строительством объекта как такового, но и длительностью проектных и подготовительных изысканий. После вынесения обжалуемого решения суда арендатором получены Технические условия на подключение к ГТС ОАО "Газпром" проектируемого газопровода-отвода к ГРС Тимашевской ТЭС (Тимашевская ПТУ ТЭС - 180 МВт)", утвержденные ОАО "Газпром" 19.11.2019, проектировщиками выполнены проектные работы. Данные ТУ включены в реестр ПАО "Газпром". В настоящее время ООО "ТИМТЭС" выполнены топографические изыскания совместно со специалистами ООО "Газпром трансгаз Краснодар" определены точки подключения к МГ, выбраны площадки под ГНС и ГРС, завершается процесс выкупа данных земельных участков. Также разработана технологическая схема объекта, ведется работа над ГЗ на ГРС с производителем ГРС. Отправлены запросы в соответствующие организации на получение ТУ на пересечения газопровода-отвода с существующими коммуникациями по выбранной трассе проектируемого газопровода-отвода. Инвестиционный Проект находится на стадии инженерно -изыскательных, предпроектных и проектных работ, сбора необходимой исходно-разрешительной документации итоговой целью которых, является получение разрешения на строительство и возведение объекта Тимашевская ПТУ ТЭС - 180 МВт.
Также ответчик указал, что тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше относятся к особо опасным и технически сложным объектам, нормативный срок проектирования и строительства которых составляет не менее 54 месяцев.
В апелляционной жалобе администрация ссылается, что судом не проверен довод ответчика и не истребованы и не исследованы доказательства, подтверждающие, что Тимашевская ПТУ ТЭС является генерирующим объектом Единой энергетической системы России, имеет статус федеральной. Приказ Министерства энергетики РФ от 19.06.2013 N 309 "Об утверждении схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2013-2019 годы" не дает право считать, что Тимашевской ПТУ ТЭС или ответчику присвоены статусы генерирующего объекта или федерального строительства.
Указанные доводы исследованы апелляционной коллегией и признаны подлежащими отклонению на основании нижеследующего.
Согласно п. 1 приказа Министерства энергетики РФ от 19.06.2013 N 309 "Об утверждении схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2013-2019 годы", схема и программа развития Единой энергетической системы (далее - ЕЭС) России на 2013 - 2019 годы (далее - схема и программа) разработаны в соответствии с Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики".
Основной целью схемы и программы является содействие развитию сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей, а также обеспечению удовлетворения долгосрочного и среднесрочного спроса на электрическую энергию и мощность.
Основными задачами схемы и программы являются обеспечение надежного функционирования ЕЭС России в долгосрочной перспективе, скоординированное планирование строительства и ввода в эксплуатацию (вывода из эксплуатации) объектов сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей и информационное обеспечение деятельности органов государственной власти при формировании государственной политики в сфере электроэнергетики, а также организаций коммерческой и технологической инфраструктуры отрасли, субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии и инвесторов.
Указанным приказом Тимашевская ТЭС генерирующей компании ООО "ТИМТЭС" включена в дополнительные объемы и структуру вводов генерирующих объектов и генерирующего оборудования по ОЭС и ЕЭС России на 2013-2019 годы.
Согласно действующему законодательству, генерирующим объектом являются электрические станции и отдельные энергоустановки по производству электрической энергии (энергоблоков).
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 03.06.2008 N 426 "О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии" генерирующий объект признается квалифицированным при условии соответствия его следующим критериям:
а) генерирующий объект функционирует на основе использования исключительно возобновляемых источников энергии или в режиме комбинированного использования возобновляемых источников энергии и иных видов топлива и осуществляет выработку электрической энергии или комбинированную выработку электрической и тепловой энергии;
б) генерирующий объект находится в эксплуатации (введен в эксплуатацию и не выведен в ремонт или из эксплуатации);
в) генерирующий объект в установленном порядке присоединен к электрическим сетям сетевой организации;
г) для субъектов оптового рынка генерирующий объект оснащен средствами измерений (приборами учета) объемов производства (потребления) электрической энергии, соответствующими требованиям Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172, а для субъектов розничных рынков - требованиям Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442;
д) генерирующий объект функционирует в режиме комбинированного использования различных видов топлива (один или более из которых признается возобновляемым источником энергии в соответствии с категориями 8 - 12 классификации согласно приложению N 5 к настоящим Правилам) и оснащен приборами учета используемого топлива, позволяющими определить объем использования каждого вида топлива для производства электрической энергии, соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;
е) генерирующий объект включен в схему и программу перспективного развития электроэнергетики субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен генерирующий объект.
Таким образом, для квалификации объекта в качестве генерирующего, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии, необходимо условие его эксплуатации.
В данном случае, такой объект не построен, в эксплуатацию не введен. Вместе с тем, из представленных в материалы дела документов следует, что 21.09.2012 губернатором Краснодарского края, главой МО Тимашевский район и компанией "CHAZ INTERNATIONAL LTD", подписано трехстороннее Соглашение, о реализации инвестиционного проекта "Тимашевская ПГУ ТЭС-180 МВт" на территории МО Тимашевского района, место реализации проекта: Краснодарский край, г. Тимашевск, ул. Ровная, 5, на земельном участке общей площадью - 14,648 га.
Как указывалось выше, на основании достигнутых Соглашений, в соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ, Администрацией МО Тимашевский район издано Постановление N 3086 от 06.11.2012 "О предварительном согласовании, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории для строительства объекта энергетики "Тимашеаская ПГУ ТЭС-180 МВт" и акта выбора земельного участка по адресу: г. Тимашевск, ул. Ровная, 5, обществу с ограниченной ответственностью "ТИМТЭС".
21.11.2012 Администрацией МО Тимашевский район выдано заключение о возможности строительства спорного объекта энергетики.
27.11.2012 земельный участок площадью 146 487 кв. м с кадастровым номером 23:31:0302041:125, по адресу: г. Тимашевск, ул. Ровная, 5, с разрешенным использованием "для строительства объекта энергетики "Тимашевская ПГУ ТЭС-180 МВт", был внесен в государственный кадастр недвижимости.
Материалами дела подтверждается, ООО "ТИМТЭС" выполнило все условия Постановления N 3086 от 06.11.2012, в частности предоставило выписку из протокола N 8 заседания ЭМИС от 20.12.2012 о согласовании ООО "ТИМТЭС" строительства "Тимашевской ПГУ ТЭС-180 МВт", по вышеуказанному адресу.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 07.12.2005 N 738 "О порядке формирования перспективного источника средств на оплату услуг по формированию технологического резерва мощностей по производству электрической энергии и финансирования объектов по производству электрической энергии в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности" строительство каждого генерирующего объекта в соответствии с настоящими Правилами является предметом отдельного инвестиционного проекта.
Реализация инвестиционных проектов осуществляется инвесторами за счет их собственных и (или) привлеченных, в том числе заемных, средств в форме капитальных вложений (п. 4 вышеуказанного постановления).
29.11.2012 Министерством промышленности и энергетики Краснодарского края в адрес заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края, исполняющего обязанности министра стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края были направлены письма об оказании содействия ООО "ТИМТЭС" при оформлении документов на получение кредита, в которых также указано, что обществом проведена необходимая работа по подготовке предпроектной документации в соответствии с требованиями федерального и краевого законодательства, в том числе и прохождение ЭМИС при главе администрации Краснодарского края (т. 1 л.д.102-104).
08.07.2013 Министром промышленности и энергетики Краснодарского края в адрес Министра энергетики Российской Федерации направлено письмо, в котором сообщено, что в рамках реализации инвестиционного проекта по строительству электростанции мощностью 180 МВт выделен земельный участок, обеспеченный всей инженерной структурой, ведутся работы по инженерным изысканиям на площадке, проведены необходимые согласования проекта на краевом уровне, объем вложенных инвестиций составляет 190 млн. рублей, в связи с чем просило включить проект строительства Тимашевской ТЭС мощностью 180 МВт в Схему и программу развития Единой энергетической системы (далее - ЕЭС) России на 2013 - 2019 годы (т. 1 л.д.160).
19.07.2013 в ответ на вышеуказанное письмо Министерством энергетики Российской Федерации направлена информация, что инвестиционный проект по строительству ТЭС мощностью 180 МВт в г. Тимашевске учтен в дополнительных вводах генерирующих объектов СИП ЕЭС со сроком ввода в 2015 году (т. 1 л.д.161).
Указанные обстоятельства, вопреки доводам жалобы, свидетельствуют о наличии у данного инвестиционного проекта в сфере энергетики статуса федерального значения.
Как указало общество в дополнениях к отзыву на апелляционную жалобу, крупнейшим потребителям газа, в том числе Тимашевской ПГУ ТЭС-180 МВт, поставщик (ПАО "Газпром") не может обеспечить достаточные мощности и давление в сети. Фактически, выдавая заключения о возможности присоединения Тимашевской ПГУ ТЭС-180 к газораспределительной сети при заключении договора аренды в 2012 году, администрация района ввела в заблуждение арендатора, указав на схемах, что точка врезки находится в 100 метрах от границы земельного участка.
Из материалов настоящего дела усматривается, при рассмотрении дела в суде первой инстанции, обществом представлены Технические условия на подключение к ГТС ПАО "Газпром" проектируемого газопровода-отвода к ГРС Тимашевской ТЭС (Тимашевская ПГУ ТЭС - 180 МВт), с письмом ПАО "Газпром" от 29.08.2016 N 03/08/1-6457 о продлении технических условий, а также письмо филиала ОАО "РЖД" Северо-Кавказская железная дорога от 06.06.2019 N 9596/СКАВ "О выдаче технических условий".
Также судом апелляционной инстанции установлено, обществом на электронном носителе в судебном заседании, состоявшемся 18.11.2019, представлены многочисленные специальные документы, включая проектную документацию, из которых усматривается несение обществом в целом значительных организационных и финансовых затрат по строительству объекта электроэнергетики.
При рассмотрении настоящей апелляционной жалобы в подтверждение доводов о принятии мер по реализации проекта в сфере энергетики федерального значения обществом также представлены новые технические условия на подключение к ГТС ОАО "Газпром" проектируемого газопровода-отвода к ГРС Тимашевской ТЭС (Тимашевская ПТУ ТЭС - 180 МВт)", утвержденные ОАО "Газпром" 19.11.2019, и доказательства проведения ООО "ТИМТЭС" топографических изысканий совместно со специалистами ООО "Газпром трансгаз Краснодар" определены точки подключения к МГ, выбраны площадки под ГНС и ГРС.
Представленные обществом доказательства оценены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 71 АПК РФ, признаны надлежащими и подлежащими приобщению к материалам дела.
При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, из представленных документов усматривается, Технические условия на подключение к газу выданы не местным оператором, который, как указывает ответчик, не располагает мощностями, а головным предприятием ПАО "Газпром", в которых поставщик описывает все действия, которые необходимо выполнить.
В письме от 09.10.2019 АО "Газпром газораспределение Краснодар" уведомляет ООО "ТИМТЭС" об отсутствии возможности подключения Тимашевской ПГУ ТЭС-180 к ГРС Тимашевска или иной ГРС в районе. Сети газораспределения после существующих ГРС Тимашевского района не рассчитаны на транспортировку запрошенного объема газа (т. 2 л.д.27).
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает доводы общества относительно того, что АО "Газпром газораспределение Краснодар" не может обеспечить достаточные мощности и давление в сети, обоснованными.
Возражая против доводов администрации о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:31:0302041:125 свободен от зданий, строений и сооружений, капитальные объекты не возводятся, строительство не ведется, земельный участок засеян сельскохозяйственной культурой (горох), общество ссылается на следующее. Арендатор обеспечил проведение мероприятий, направленных на борьбу с зарастанием земельного участка сорными растениями в том числе путем вспашки и засадки техническими сортами пшеницы на период до начала земляных работ и подготовки строительной площадки. О предпринятых мерах Арендатор уведомил Арендодателя письмом 23.04.2018. Арендодатель не направил возражений относительно проведения на арендуемом участке мелиоративных мероприятий, направленных на борьбу с сорной растительностью. Более того, посев технических сельхозкультур как вид деятельности на земельном участке, годовая арендная плата которого в сотни раз превышает цену реализации, любой технической культуры, собранной с площади земельного участка не целесообразен и убыточен.
В соответствии с п. 4.1.13 договора аренды арендатор обязан не допускать строительства новых объектов до оформления разрешения на строительство.
Порядок получения разрешения на строительство установлен ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и соответствующими подзаконными актами.
Таким образом, нахождение на спорном земельном участке каких-либо объектов капитального строительство будет являться нарушением не только 4.1.13. договора аренды, но и действующего градостроительного законодательства Российской Федерации.
Согласно п. п. 4.1.8., 4.1.12. договора аренды арендатор обязан содержать в должном санитарном порядке и чистоте арендуемый участок, вести работы по благоустройству участка, в т. ч. посадку зеленых насаждений.
Следовательно, проведение арендатором мероприятий по обеспечению должного санитарного состояния арендуемого земельного участка, является правомерным.
Относительно довода администрации об отсутствии у ответчика финансирования также подлежат отклонению, поскольку в судебном заседании, состоявшемся 09.07.2020, представитель общества пояснил, что на данном этапе софинансирование проекта не требуется, собственных средств общества достаточно для осуществления необходимых мер.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также представленные обществом в материалы дела техническую документацию, многочисленные согласования и технические условия на подключение, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда о том, что обществом как арендатором земельного участка принимаются необходимые зависящие от него меры по реализации проекта в сфере энергетики федерального значения, в связи с чем, доводы администрации об отсутствии на участке объекта капитального строительства и его неосвоении обоснованно отклонены.
Обществом не допущено существенных нарушений договора аренды земельного участка, в связи с чем, в иске о расторжении договора аренды и возврате земельного участка отказано обоснованно.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2019 по делу N А32-29455/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
П.В. Шапкин |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29455/2019
Истец: Администрация Тимашевского городского поселения Тимашевского района
Ответчик: ООО "ТИМТЭС"
Третье лицо: Администрацию муниципального образования Тимашевский район, Администрация Краснодарского края