Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 октября 2020 г. N Ф03-4320/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
15 июля 2020 г. |
Дело N А24-978/2020 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.Л. Сидорович,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления делами администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципального учреждения,
апелляционное производство N 05АП-3274/2020
на решение от 22.05.2020
судьи И.А. Васильевой
по делу N А24-978/2020 Арбитражного суда Камчатского края,
принятое в порядке упрощённого производства,
по иску Управления делами администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципального учреждения (ИНН 4101105617, ОГРН 1064101002965, адрес: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, д. 14)
к автономной некоммерческой организации духовно-просветительский центр "Сретение" (ИНН 4101169924, ОГРН 1154100000306, адрес: 683024, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Владивостокская, д. 18)
о взыскании 53 500 руб. составляющих неиспользованные денежные средства (средства субсидии), полученные по соглашению от 05.09.2019 N 11,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Управление делами администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (далее - управление делами администрации, управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к автономной некоммерческой организации духовно-просветительский центр "Сретение" (далее - АНО ДПЦ "Сретение", ответчик) о взыскании 53 500 руб., составляющих неиспользованные денежные средства, полученные по соглашению от 05.09.2019 N 11.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в постановлении от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением 22.05.2020 суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска.
Не согласившись с принятым решением, управление обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в части взыскания субсидии в размере 50 000 рублей.
В апелляционной жалобе с учетом дополнений истец ссылается на то, что 50 000 рублей не были потрачены получателем субсидии на реализацию своей программы. Так, из платежного поручения от 02.12.2019 N 21, счета N 22 от 02.12.2019, акта от 11.12.2019 N 22, договора от 05.09.2019 N 3/09 следует, что Автономная некоммерческая организация по работе с детьми, болеющими аутизмом, алалией и ОВЗ "Лучики надежды" компенсировала ответчику расходы на оплату электроэнергии за период с 05.09.2019 по 31.12.2019, то есть расходы в размере 50 000 рублей.
В установленный судом апелляционной инстанции срок в порядке статьи 262 АПК РФ от ответчика поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, доводы отклонены со ссылкой на их необоснованность.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Решение суда проверяется только в обжалуемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ при отсутствии заявленных возражений сторон о проверке судебного акта в обжалуемой части взыскания субсидии в размере 50 000 рублей.
Из материалов дела арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа постановлением от 20.02.2018 N 272 утвержден "Порядок определения объема и предоставления субсидий из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями" (далее - Порядок N 272).
В соответствии с указанным порядком Управление делами администрации (главный распорядитель как получатель бюджетных средств) и АНО ДПЦ "Сретение" (получатель) 05.09.2019 заключили соглашение N 11 о предоставлении из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа субсидии некоммерческой организации, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением (далее - соглашение).
Предметом соглашения является предоставление получателю из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - бюджет городского округа) в 2019 году субсидии на реализацию программы (проекта) "Духовные основы русской культуры) (пункт 1.1 соглашения).
Субсидия не предоставляется на возмещение расходов, понесенных некоммерческой организацией до момента заключения соглашения о предоставлении субсидии (пункт 1.2).
Согласно пункту 2.1 соглашения размер субсидии, предоставляемый получателю, составил 300 000 руб.
В соответствии с подпунктами 5.3.1, 5.3.2 соглашения получатель обязался направлять средства субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, установленных Порядком N 272; обеспечивать исполнение требований гласного распорядителя как получателя бюджетных средств по устранению факт (-ов) нарушения порядка, целей и условий предоставления субсидии в сроки, установленные указанным требованием, возврату средств в бюджет городского округа в установленном размере в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления о нарушении получателем условий, установленных при предоставлении субсидии, либо предоставления получателем недостоверных сведений и (или) документов, выявленных в том числе по фактам проверок, проведенных главным распорядителем как получателем бюджетных средств и органом муниципального финансирования.
На основании подпункта 5.3.4 соглашения получатель обязался обеспечить возврат субсидий (остаток субсидий), неиспользованных в отчетном 2019 финансовом году в течение 10 рабочих дней с начала текущего финансового года.
В смете расходов на реализацию мероприятий (приложение N 1 к соглашению от 05.09.2019) стороны предусмотрели статьи расходов, расчет затрат и суммы (тысяч руб.).
Так, статья 1 устанавливает: оплату коммунальных услуг за помещение, в котором будут проводиться мероприятия (электроэнергия), с учетом проектного времени, расчет затрат - коммунальные платежи 35 000*4=140 000, сумма 160 000 руб.; статья 4 устанавливает: транспортные расходы - оплата авиаперелёта привлеченного специалиста (искусствоведа Третьяковской галереи) по маршруту г. Москва - г. Петропавловск-Камчатский и обратно, оплата авиаперелёта привлеченного специалиста по маршруту г. Москва - г. Петропавловск-Камчатский и обратно, расчет затрат - оплата авиабилетов, сумма 50 000 руб.
Во исполнение обязательств по соглашению истец перечислил ответчику обусловленную данным соглашением денежную сумму в размере 300 000 руб., что подтверждается платежным поручением от 23.09.2019 N 478208.
По результатам проверки главным распорядителем бюджетных средств отчета об использовании средств субсидии установлено, что получателем субсидии не использованы средства субсидии, а именно: по статье 1 сметы 50 000 руб. за оплату электроэнергии, так как расходы в указанной сумме АНО ДПЦ "Сретение" фактически не понесены в связи с возмещением получателю субсидии стоимости электроэнергии АНО "Лучики надежды" на основании договора о проведении мероприятий от 05.09.2019 N 3/09; по статье 4 сметы 3 500 руб. потрачены ответчиком до момента заключения соглашения, что противоречит пункту 1.2 Порядка N 272 и пункту 1.2 соглашения, согласно которым субсидия не предоставляется на возмещение расходов, понесенных до момента заключения соглашения.
В связи с изложенным истец направил в адрес ответчика уведомление от 20.12.2019 N 01-02-02-01/10385/19 о возврате средств субсидии в размере 53 500 руб.
Неисполнение ответчиком указанного требования послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 272.1 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между сторонами сложились договорные отношения, связанные с государственной поддержкой в виде субсидии, которые подлежат регулированию положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Согласно статье 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В статье 34 БК РФ закреплен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Из части 1 статьи 78.1 БК РФ следует, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Субсидия представляет собой пособие, преимущественно в денежной форме, предоставляемое государством за счет средств государственного бюджета местным органам власти, юридическим и физическим лицам.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ).
Постановлением администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа от 20.02.2018 N 272 утвержден Порядок предоставления субсидии из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями, регламентирующий процедуру предоставления субсидии из местного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям, а также устанавливает цели, условия и порядок определения объема и предоставления субсидий.
Согласно пункту 1.7 Порядка N 272 получателями субсидии являются юридические лица - социально ориентированные некоммерческие организации, деятельность которых направлена на реализацию социально значимых мероприятий в рамках осуществления из уставной деятельности, не являющиеся муниципальными учреждениями и зарегистрированные на территории Петропавловск-Камчатского городского округа в соответствии с порядком регистрации юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1.4 Порядка N 272: субсидия носит целевой характер; предоставляется 1 раз в год на конкурсной, безвозмездной и безвозвратной основе; предоставляется некоммерческой организации на реализацию социально значимых мероприятий только по одной программе (проекту) в течение года.
В случаях, предусмотренных соглашением, неиспользованный в течение финансового года остаток субсидии получатель субсидии обязан вернуть в бюджет городского округа не позднее 25 декабря года предоставления субсидии (пункт 4.3 Порядка N 272).
АНО ДПЦ "Сретение" в обоснование довода о самостоятельном несении расходов на электроэнергию, превышающих 50 000 рублей представила договор электроснабжения, ведомости потребления, счета-фактуры и платежные поручения.
Так, ответчиком представлен договор энергоснабжения от 03.07.2018 N 3230, заключенный между ПАО "Камчатскэнерго" и АНО ДПЦ "Сретение" (потребитель) на оказание услуг по передаче электрической энергии на объекты, указанные в приложениях к договору.
Согласно ведомостям электропотребления, подтверждающим объемы поставленного ресурса, актам выполненных работ за период с сентября по декабрь 2019 года, подписанным сторонами договора N 3230 без возражений, РСО поставило, а потребитель принял электрической энергии всего на сумму 325 863,30 руб.
В целях оплаты поставленной электроэнергии на объекты АНО ДПЦ "Сретение" РСО выставило счета-фактуры на указанную сумму. Платежными поручениями от 12.09.2019 N 73 (5 000 руб.), от 07.10.2019 N 81 (24 726,60 руб.), от 05.11.2019 N 91 (100 177,50 руб.), от 04.12.2019 N 110 (15 096 руб.), от 04.12.2019 N 111 (66 716,10 руб.) с назначением платежей "Оплата за электроэнергию по договору N 3230 от 03.07.2018" АНО ДПЦ "Сретение" произвело оплату за поставленный ресурс всего на сумму 211 716,20 руб.
Таким образом, в материалы дела представлены доказательства несения истцом расходов на оплату электрической энергии в период действия соглашения о предоставлении субсидии в заявленном размере (с 05.09.2019 по 31.12.2019).
С учетом изложенного, суд первой инстанции, проанализировав представленные ответчиком платежные документы, подтверждающие расходы по оплате коммунальных услуг в целях реализации программы "Духовные основы русской культуры" за период с момента заключения соглашения - с 05.09.2019 по 31.12.2019 в размере 211 716,20 руб., при планируемых расходах по смете в размере 160 000 рублей, пришел к обоснованному выводу о подтверждении АНО ДПЦ "Сретение" несения затрат по оплате коммунальных услуг, в том числе в размере, установленном в смете расходов.
В связи с указанным, довод истца о возмещении получателю субсидии (АНО ДПЦ "Сретение") организацией "Лучики надежды" по договору о проведении мероприятий от 05.09.2019 N 3/09, что подтверждается платежным поручением от 02.12.2019 N 21 в размере 50 000 руб., подлежит отклонению, поскольку материалами дела подтверждено несение ответчиком расходов по оплате электроэнергии в размере, превышающем денежные средства, предоставленные по статье 1 сметы соглашения больше чем на 50 000 рублей.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания с АНО ДПЦ "Сретение" суммы в размере 50 000 руб., составляющих неиспользованные денежные средства (средства субсидии), полученные по соглашению от 05.09.2019 N 11.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 22.05.2020 по делу N А24-978/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Судья |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-978/2020
Истец: Управление делами администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
Ответчик: АНО духовно-просветительский центр "Сретение"