Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 ноября 2020 г. N Ф04-4786/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
15 июля 2020 г. |
Дело N А67-918/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Логачева К. Д., Павлюк Т. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сперанской Н. В. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Новосибирск" (07АП-4925/2020) на решение Арбитражного суда Томской области от 25.05.2020 по делу N А67-918/2020 (судья Чиндина Е.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Новосибирск" (630132, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Советская, дом 77; 634050, г. Томск, пер. Батенькова, дом 13; ИНН 5407208153, ОГРН 1025403200195) к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (650002, г. Кемерово, ул. Институтская, дом 3, корпус 2; ИНН 4200000206, ОГРН 1034205004525; 634041, г. Томск, ул. Усова, дом 28А) о признании незаконным и отмене постановления от 12.12.2019 N 24-ГС-19-027/юл о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
При участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Восточная инвестиционная газовая компания" (634505, Томская область, Томский район, пос. Молодежный, дом 146; ИНН 7014048076, ОГРН 1077014003000).
В судебном заседании принимают участие:
от заявителя: без участия,
от административного органа: без участия,
от третьего лица: Куликова Д. С. по дов. от 09.01.2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Новосибирск" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Сибирское управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 12.12.2019 N 24-ГС-19-027/юл о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Определением арбитражного суда от 10.02.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено общество с ограниченной ответственностью "Восточная инвестиционная газовая компания" (далее - ООО "ВИГК", третье лицо).
Решением от 25.05.2019 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы апеллянт указывает на то, что вывод суда первой инстанции о том, что прекращение подачи газа на объекты ООО "ВИГК" вызовет остановку работы котельных, а следовательно, приостановление оказания коммунальных услуг абонентам, что может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, является предположительным и сделан в отсутствие доказательств; вывод суда о недопустимости введения режима ограничения поставки газа ресурсоснабжающей организации является неверным и не соответствует нормам права (приложение к Правилам N 1245); Ростехнадзор в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не доказал отсутствие у ООО "ВИГК" технической возможности организовать выборочную подачу коммунального ресурса.
Административный орган и третье лицо в отзывах на апелляционную жалобу, представленных в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и административного органа, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал доводы отзыва.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя третьего лица, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24.09.2019 в адрес Сибирского управления от ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск" Филиал в Томской области поступило обращение (письмо от 23.09.2019 N 02-01-02/07-2918) по факту нарушения ООО "ВИГК" ограничения режима потребления газа в соответствии с установленными законодательством о газоснабжении правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа.
По результатам рассмотрения поступившего обращения 21.11.2019 государственным инспектором отдела по надзору за объектами трубопроводного транспорта, газопотребления и газораспределения Сибирского управления Козловой В.Ю. в отношении ООО "ВИГК" составлен протокол N 24-ГС-19-027/юл об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 9.22 КоАП РФ.
12.12.2019 государственным инспектором отдела по надзору за объектами трубопроводного транспорта, газопотребления и газораспределения Сибирского управления Козловой В.Ю., по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление N 24-ГС-18-027/юл о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.
Полагая, что указанное постановление не соответствует законодательству Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы, ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 24-ГС-19-027/юл от 12.12.2019 о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО "ВИГК" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 9.22 КоАП РФ, в связи с чем не нашел оснований для признания незаконным постановления N 24-ГС-18-027/юл о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ).
Частью 7 статьи 9.22 КоАП РФ установлено, что нарушение потребителем газа введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления газа при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, либо невыполнение потребителем газа требования о самостоятельном ограничении режима потребления газа, предъявленного ему в соответствии с установленными законодательством о газоснабжении правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162, поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Решение о прекращении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения.
Согласно пункту 41 Правил N 162 поставщик, газотранспортная и газораспределительная организации и покупатель несут ответственность за нарушение настоящих Правил в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Таким образом, объективную сторону правонарушения по части 7 статьи 9.22 КоАП РФ образуют действия лица, в отношении которого введен режим полного или частичного потребления газа при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, в случае нарушения таким лицом введенного ограничения, либо невыполнение потребителем газа требования поставщика о самостоятельном ограничении режима потребления газа, предъявленного ему в соответствии с установленными законодательством о газоснабжении правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа.
В соответствии с пунктом "е" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245 "О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа" (далее - Постановление N 1245) основаниями для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.
Согласно пункту 7 Постановления N 1245 полное или частичное ограничение подачи (поставки) газа (но не ниже брони газопотребления в отношении лиц, которым она установлена) в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил (за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также потребителей, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, и обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате газа) производится поставщиком.
Потребитель обязан погасить имеющуюся задолженность и принять меры по безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с полным ограничением подачи газа. В случае погашения потребителем задолженности по оплате поставляемого газа дальнейшее ограничение его подачи (поставки) не производится, а уже введенное ограничение подлежит отмене не позднее 3 рабочих дней со дня погашения задолженности при условии оплаты потребителем расходов, понесенных в связи с проведением работ по введению и снятию ограничения.
В силу пункта 8 Постановления N 1245 поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа.
Судом из материалов дела установлено, что ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск" (Поставщик) на основании договоров поставки газа N 35т-4-1443/18 от 01.09.2017 и 35т-4-1443/18д от 01.09.2017 осуществляет поставку газа ООО "ВИГК" (Потребитель) адресу: г. Томск, п. Светлый, 230 Б.
Ввиду ненадлежащего исполнения ООО "ВИГК" своих обязательств по договорам в части оплаты поставленного газа (за период с мая 2018 г. по март 2019 г. - по договору N 35т-4-1443/18 от 01.09.2017, за период с ноября 2018 г. по март 2019 г. по договору N 35т- 4-1443/18д от 01.09.2017), руководствуясь пунктом 8 Правил, ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск" Потребителю было направлено уведомление от 30.04.2019 02-01-02/07-1327 с указанием основания и даты введения ограничения подачи газа с 30.05.2019, ООО "ВИГК" было также предложено самостоятельно ограничить отбор газа не позднее 30.05.2019.
Руководствуясь положениями п. 13 Правил N 1245, ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск" 23.05.2019 повторно направило в адрес ООО "ВИГК" уведомление от 23.05.2019 N 02-01-02/07-1557 об ограничении подачи (поставки) газа с предоставлением расчета объема газа, необходимого для бесперебойного снабжения потребителей, не имеющих задолженность.
Поскольку в установленную в уведомлении дату ООО "ВИГК" задолженность не оплатило, в соответствии с Правилами N 1245 в отношении указанного лица было введено ограничение отбора газа с 30.05.2019, в связи с чем с указанной даты ООО "ВИГК" должно было самостоятельно ограничить отбор газа по договорам N35т-4-1443/18 от 01.09.2017 и 35т-4-1443/18д от 01.09.2017 до установленного в уведомлении объема от договорного лимита. Однако после указанной даты Потребитель осуществлял отбор газа с превышением установленного объема.
Как верно отметил суд первой инстанции, в соответствии с п. 11 Правил N 1245 потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.
Из материалов дела следует, что ООО "ВИГК" является организацией - потребителем, которой необходимо обеспечить подачу топливно-энергетического ресурса абонентам подключенных к её сетям, которые своевременно оплачивают эти ресурсы. В частности, ООО "ВИГК" оказывает услуги по теплоснабжению и снабжению горячей водой потребителей от системы централизованного теплоснабжения, включающей в себя источник тепла, тепловую сеть и теплопотребляющие установки, присоединяемые к сети через тепловые пункты.
Конечными получателями коммунальных услуг, оказываемых ООО "ВИГК", являются абоненты-физические лица, а также объекты социального назначения (школы, больницы, детские сады), государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе и те, кто добросовестно оплачивают потребляемые услуги и не имеют задолженности.
Как верно отметил суд первой инстанции, прекращение подачи газа на объекты ООО "ВИГК" вызовет остановку работы котельных, а, следовательно, приостановление оказания коммунальных услуг абонентам, что может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
В апелляционной жалобе апеллянт не соглашается с выводом суда о том, что приостановление оказания коммунальных услуг абонентам может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
Между тем, суд первой инстанции верно указал, что споры хозяйствующих субъектов не должны ограничивать конституционные и жилищные права граждан - потребителей коммунальных услуг на благоприятные условия жизни и представление в необходимых объемах коммунальных услуг надлежащего качества.
Довод апелляционной жалобы о недоказанности административным органом отсутствия у ООО "ВИГК" технической возможности организовать выборочную подачу коммунального ресурса, подлежит отклонению.
При вынесении постановления от 12.12.2019 N 24-ГС-19-027/юл в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО "ВИГК", должностным лицом административного органа установлено, что технологически организовать выборочную подачу топливно-энергетических ресурсов к добросовестным абонентам, которые своевременно производят оплату за эти ресурсы, невозможно; обратного апеллянтом не доказано.
Довод апелляционной жалобы о том, что наличие соответствующих оснований введения ограничения, требование поставщика газа самостоятельно покупателям ограничить потребление газа является законным, отклоняется.
Согласно Правилам N 1245 ограничение подачи (поставки) газа осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных п.п. 11-13 Правил N 1245. Потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.
Как верно отметил суд первой инстанции, данные нормы Правил N 1245 указывают на неразрывность действий поставщика газа с исполнением потребителей своих обязательств по обеспечению абонентов коммунальными услугами.
Отклоняя довод заявителя о том, что котельная ООО "ВИГК" имеет возможность выработки коммунальных ресурсов по отоплению и горячему водоснабжению с помощью резервного топлива на постоянной основе, суд первой инстанции правильно указал, что данные обстоятельства правового значения для рассматриваемого вопроса не имеет, поскольку находится за рамками состава части 7 статьи 9.22 КоАП РФ.
Таким образом, в действиях ООО "ВИГК" отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 9.22 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах вывод суда о правомерном вынесении административным органом в отношении ООО "ВИГК" постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении является верным.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют доводы поданного в суд первой инстанции заявления, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривается, поскольку действующим законодательством не предусмотрена уплата государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 25.05.2020 по делу N А67-918/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Новосибирск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
К. Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-918/2020
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск"
Ответчик: Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
Третье лицо: ООО "ВОСТОЧНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ГАЗОВАЯ КОМПАНИЯ"