г. Воронеж |
|
14 июля 2020 г. |
Дело N А35-8105/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Лесниной Н.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Багрянцевой Ю.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Тепло Плюс": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Верхне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице обособленного подразделения Верхне-Донского управления Ростехнадзора: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" - обособленного подразделения "КурскАтомЭнергоСбыт": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тепло Плюс" на решение Арбитражного суда Курской области от 19.12.2019 по делу N А35-8105/2019, по заявлению Верхне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице обособленного подразделения Верхне-Донского управления Ростехнадзора к обществу с ограниченной ответственностью "Тепло Плюс" (ИНН 4610007068, ОГРН 1104623000129) о привлечении к административной ответственности на основании статьи 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Акционерное общество "АтомЭнергоСбыт",
УСТАНОВИЛ :
Верхне-Донское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган Управление Ростехнадзора) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Тепло Плюс" (далее - Общество, ООО "Тепло Плюс") к административной ответственности, предусмотренной ст.14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассматривалось с участием третьего лица - акционерного общества "АтомЭнергоСбыт".
Решением Арбитражного суда Курской области от 19.12.2019 по делу N А35-8105/2019 заявленные требования удовлетворены.
ООО "Тепло Плюс" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ООО "Тепло Плюс" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить данное решение.
В обоснование своей правовой позиции ООО "Тепло Плюс" ссылается на то, что Общество не включено в Перечень потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электроэнергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям на территории Курской области, в связи с чем, не подлежит административной ответственности по ст. 14.61 КоАП РФ.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу Управление Ростехнадзора соглашается с выводами суда первой инстанции, настаивает на несостоятельности доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Указывает, что объекты ООО "Тепло Плюс" не состоят в Перечне потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям на территории Курской области, в связи с чем, Общество является потребителем, обязанным предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии, поставляемой по договору энергоснабжения.
Акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" в представленном суду отзыве на апелляционную жалобу соглашается с выводами суда первой инстанции, настаивает на несостоятельности доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
От Управления поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Дело рассматривалось в отсутствие участников судебного процесса в порядке ст.ст.123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 01.04.2014 между ОП "КурскАтомЭнергоСбыт" АО "АтомЭнергосбыт" (Гарантирующий поставщик) и ООО "Тепло Плюс" (Потребитель) был заключен договор энергоснабжения N 46360060.
Во исполнение обязательств по договору N 46360060 ОП "КурскАтомЭнергоСбыт" АО "АтомЭнергосбыт" поставило в адрес ООО "Тепло Плюс" электрическую энергию.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору N 46360060 в части оплаты электроэнергии, потребленной в период с ноября 2018 года по февраль 2019 года в сумме 5 936 900 руб. ОП "КурскАтомЭнергоСбыт" АО "АтомЭнергосбыт" 27.03.2019 направило в адрес ООО "Тепло Плюс" уведомление N 46-36/47 об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
В указанном уведомлении Потребителю предписывалось в срок до 31.05.2019 предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), либо погасить указанную задолженность.
Указанное уведомление направлено Обществу почтой и получено им 29.03.2019, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 30737030020456.
08.07.2019 в Управление Ростехнадзора от ОП "КурскАтомЭнергоСбыт" АО "АтомЭнергосбыт" поступили материалы, содержащие данные, указывающие на наличие в действиях ООО "Тепло Плюс" события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в нарушении установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате.
Должностным лицом Верхне-Донского Управления 23.07.2019 был составлен протокол N К4/503-6545 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.61 КоАП РФ.
Поскольку в соответствии с абз.4 ч.3 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.61 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов, Управление Ростехнадзора на основании ст.203 АПК РФ обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о привлечении ООО "Тепло Плюс" к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования Управления, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях ООО "Тепло Плюс" имеется состав вменяемого административного правонарушения.
Апелляционный суд считает обжалуемое решение неподлежащим отмене исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу статьи 14.61 КоАП РФ нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В пункте 6 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) определено, что Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком (абзац 1).
Гарантирующие поставщики обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей электрической энергии, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности). В направляемом потребителю электрической энергии уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено гарантирующему поставщику, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации (абзац 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения).
Пункт 255 Основных положений (здесь и далее нормативные правовые акты в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривает, что потребители, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и категории которых предусмотрены приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, обязаны предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), если соответствующий потребитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику и это привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности) в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.
При определении соответствия указанного потребителя критерию, установленному абзацем первым настоящего пункта, учитывается задолженность перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности), подтвержденная вступившим в законную силу решением суда или признанная таким потребителем.
На основании абзаца 1 пункта 256 Основных положений гарантирующий поставщик определяет потребителя, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.
Уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) направляется в срок, не превышающий 6 месяцев со дня возникновения задолженности, при наличии которой в соответствии с пунктом 255 настоящего документа потребитель обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) (абзац 2 пункта 256 Основных положений).
Указанное уведомление должно содержать следующую информацию: размер задолженности потребителя, послуживший основанием для предъявления требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, расчет указанного размера задолженности и среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности); величина обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), подлежащего предоставлению потребителем гарантирующему поставщику; срок, на который должно быть предоставлено обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности); срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) (абзац 3 пункта 256 Основных положений).
Согласно пункту 258 Основных положений потребитель, соответствующий предусмотренному абзацем первым пункта 255 Основных положений критерию, обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) на срок, определяемый гарантирующим поставщиком. Указанный срок не может превышать 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что 27.03.2019 АО "АтомЭнергоСбыт" направило в адрес ООО "Тепло Плюс" уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
В свою очередь, доказательств исполнения обязательства по предоставлению обеспечение исполнения обязательств Обществом в материалы дела не представлено.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина Общества заключается в неисполнении обязанностей, возложенных на него, при наличии такой возможности.
Установив наличие в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ, суд области обоснованно привлек АО "АтомЭнергоСбыт" к административной ответственности.
Доказательств, подтверждающих, что АО "АтомЭнергоСбыт" предприняло все зависящие от него меры по надлежащему, своевременному исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
Доказательств наличия обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, материалы дела не содержат.
Апелляционная инстанция учитывает, что суд первой инстанции, назначая Обществу наказание за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.61 КоАП РФ, обоснованно применил положения ст. 4.1 КоАП РФ и снизил размер штрафа ниже минимального до 50000 рублей.
Административный орган возражений относительно выводов суда в данной части возражений не заявил.
Назначенное Обществу административное наказание в размере штрафа 50 000 рублей соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Оснований для квалификации совершенного предпринимателем административного правонарушения в качестве малозначительного и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, а также применения положений статьи 4.1 КоАП РФ не установлено. Соответствующих доводов и аргументов в апелляционной жалобе не заявлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что Общество не относится к потребителю электрической энергии, соответствующему критериям потребителей, в отношении которых гарантирующим поставщиком установлена обязанность представления обеспечения исполнения обязательств, поскольку ООО "Тепло-Плюс" не внесено в соответствующий Перечень потребителей электрической энергии был предметом исследования суда первой инстанции и нашел свое отражение в обжалуемом судебном акте.
Оснований для переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда первой инстанции толкованию норм права и оценке обстоятельств дела.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Оснований для переоценки сделанных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
Учитывая изложенное, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 19.12.2019 по делу N А35-8105/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-8105/2019
Истец: Верхне-Донское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Ответчик: ООО "Тепло Плюс"
Третье лицо: АО "АТОМЭНЕРГОСБЫТ" ОП "КурскАтомЭнергоСбыт"