г. Ессентуки |
|
16 июля 2020 г. |
Дело N А25-658/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.07.2020.
Полный текст постановления изготовлен 16.07.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Макаровой Н.В., судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ковалевой З.С., рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дел судом первой инстанции дело N А25-658/2019, по исковому заявлению Министерства экономического развития Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью "Техмонтаж-Архыз" (ОГРН 1140912000558, ИНН 0912003859), акционерному обществу "Курорты Северного Кавказа" (ОГРН 1102632003320, ИНН 2632100740) о взыскании штрафа и расторжении договоров, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация Зеленчукского муниципального района (ОГРН 1060912000621, ИНН 0912000551), при участии: представителя Министерства экономического развития Российской Федерации - Гайдук А.В. (доверенность от 04.03.2020), представителя ООО "Техмонтаж-Архыз" - Мурадовой Я.В. (доверенность от 01.07.2020), представителя АО "Курорты Северного Кавказа" - Гандалоева Т.Х. (доверенность от 23.01.2020), в отсутствие иных, участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа (далее - истец, министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Техмонтаж-Архыз" (далее - ответчик, ООО "Техмонтаж-Архыз") о взыскании штрафа по соглашению об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне от 21.04.2015 N С-102-АЦ/Д14 (далее - соглашение) в размере 5 000 000 руб., расторжении соглашения, расторжении договора аренды земельных участков от 17.11.2015 N Д-ДЗИО-15-059 (далее - договор аренды).
Решением от 13.08.2019 исковое заявление удовлетворено. Соглашение и договор аренды расторгнуты; взыскан с ООО "Техмонтаж-Архыз" в пользу министерства предусмотренный пунктом 5.2 соглашения штраф в размере 5 000 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Техмонтаж-Архыз" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Определением от 02.12.2019 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А25-658/2019 по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дел судом первой инстанции; привлек к участию в деле в качестве в качестве соответчика акционерное общество "Курорты Северного Кавказа", исключив акционерное общество "Курорты Северного Кавказа" из числа третьих лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора по делу N А25-628/2019.
Определением от 04.03.2020 судом апелляционной инстанции произведено процессуальное правопреемство, заменен истец - Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа на правопреемника - Министерство экономического развития Российской Федерации на основании пунктов 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 21 "О структуре федеральных органов исполнительной власти".
ООО "Техмонтаж-Архыз" заявлено ходатайство о приостановлении производства по делу до вступления в силу решения суда по иску ООО "Техмонтаж-Архыз" о понуждении заключения дополнительного соглашения с Министерством экономического развития Российской Федерации к соглашению от 21.04.2015 N С-102-АЦ/Д14.
Рассмотрев заявленное ходатайство, апелляционный суд полагает его подлежащим отклонению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Данная норма направлена на устранение конкуренции между судебными актами по делам, пересекающимся предметом доказывания (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2008 N 18167/07).
Вместе с тем обязанность суда приостановить производство по делу по указанному основанию связана не с наличием другого дела в производстве суда, а с невозможностью рассмотрения арбитражным судом спора до принятия решения по другому делу, то есть с обстоятельствами, препятствующими принятию решения по рассматриваемому делу до их установления.
Из материалов дела следует, что в рамках рассматриваемого спора подлежит разрешению вопрос о расторжении соглашения от 21.04.2015 N С-102-АЦ/Д14, поэтому разрешение спора о понуждении заключения дополнительного соглашения к данному соглашению имеет второстепенного значение и поставлен в зависимость от рассмотрения настоящего спора. Принимая во внимание изложенное, основания для приостановления производства в рамках рассматриваемого спора отсутствуют.
Изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований ввиду следующих оснований.
Как следует из материалов дела, между Правительством РФ, Правительством КЧР, администрацией Зеленчукского муниципального района заключено соглашение о создании на территории Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики туристско-рекреационной особой экономической зоны от 19.01.2011 N С-8-ОС/Д25 (л.д.70-77, т.1).
В соответствии с пунктом 2.5 соглашения от 19.01.2011 N С-8-ОС/Д25 Правительство КЧР совместно с администрацией Зеленчукского муниципального района КЧР делегируют Министерству экономического развития РФ на срок существования ОЭЗ полномочия по управлению, распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимого имущества, находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности, в границах территории ОЭЗ.
Согласно пункту 2.6 соглашения от 19.01.2011 N С-8-ОС/Д25 по решению министра экономического развития РФ отдельные полномочия по управлению ОЭЗ могут быть делегированы на основании соглашения органу исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, либо переданы управляющей компании или акционерному обществу, сто процентов акций которого принадлежат РФ.
На основании соглашения от 27.12.2012 N С-735-ОС/Д25 функции по управлению особой экономической зоной переданы АО "Курорты Северного Кавказа" (л.д.5-19, т.2).
Между Министерством экономического развития РФ, АО "Курорты Северного Кавказа" и ООО "Техмонтаж-Архыз" заключено соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории Зеленчукского и Урупского районов Карачаево-Черкесской Республики от 21.04.2015 N С-102-АЦ/Д14 (л.д.78-87, т.1).
Согласно пункту 1 соглашения его предметом является ведение резидентом туристско-рекреационной деятельности в соответствии с прилагаемым к соглашению бизнес-планом, а именно: строительство апарт-отеля; строительство спортивно-оздоровительного комплекса; строительство коттеджного поселка; строительство канатной дороги двухкресельного типа; создание резидентом всесезонного туристско-рекреационного комплекса "Архыз" в соответствии с прилагаемым к соглашению бизнес-планом; создание управляющей компанией объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных соглашением, характеристики которых отвечают необходимым потребностям резидента.
В соответствии с пунктом 2.1.1 соглашения министерство обязано заключить с резидентом договор аренды земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны и прошедшего государственный кадастровый учет в срок не позднее 60-ти рабочих дней с даты получения соответствующего заявления резидента; в случае, если земельный участок не прошел государственный кадастровый учет, работы по его формированию и его государственный кадастровый учет осуществляются за счет средств резидента.
Согласно пункту 2.1.6 соглашения министерство обязано получить технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения и передать их резиденту, осуществляющему строительство или реконструкцию в границах особой экономической зоны в срок не позднее 30 рабочих дней с даты получения соответствующих заявлений резидента.
Пунктом 2.1.8 соглашения на министерство возлагается обязанность осуществить уведомление резидента особой экономической зоны о передаче отдельных полномочий по управлению особой экономической зоны органам исполнительной власти субъектов РФ, управляющей компании.
В соответствии с пунктом 2.3 соглашения управляющая компания обязана обеспечить создание объектов инфраструктуры особой экономической зоны в срок до 01.10.2016 для обеспечения туристско-рекреационной деятельности резидента, в том числе объектов, непосредственно используемых в процессе электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения и иных объектов, а именно: сетей электроснабжения в объеме 307,07 кВт; сетей газоснабжения в объеме 215 м3 /час в сезон отопления (ноябрь-март); сетей водоснабжения в объеме 58,4м3/сутки; сетей водоотведения канализационных стоков в объеме 58,4 м3/сутки.
В соответствии с пунктом 2.5.1 соглашения резидент обязан вести на территории особой экономической зоны деятельность, предусмотренную соглашением.
Пунктом 2.5.2 соглашения на резидента возлагается обязанность осуществить инвестиции в сумме не менее 545 800 000 руб.
Пунктом 2.5.3 соглашения предусмотрена обязанность резидента направить в министерство не позднее 90 рабочих дней с даты заключения соглашения оформленное в соответствии с требованиями законодательства РФ заявление о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны.
Пунктом 2.5.4 соглашения предусмотрена обязанность резидента направить в министерство заявление о предоставлении технических условий подключения/присоединения объекта капитального строительства к сетям газо-, водоснабжения и водоотведения, технологического присоединения к электрическим сетям, оформленное в соответствии с требованиями законодательства РФ, не позднее 30 рабочих дней с даты заключения договора аренды земельного участка.
В срок не позднее 360 рабочих дней со дня получения резидентом в соответствии с пунктом 2.1.6 соглашения технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения предоставить в министерство положительные заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, необходимые для осуществления мероприятий, предусмотренных бизнес-планом за исключением случаев, когда проведение обязательной государственной экспертизы не требуется в соответствии с законодательством РФ (п.2.5.5 соглашения).
В соответствии с пунктом 2.5.12 соглашения резидент обязан предоставить управляющей компании проектную документацию, а также положительное заключение экспертизы проектной документации, в случае, если проведение экспертизы предусмотрено законодательством РФ.
Согласно пунктам 2.5.14, 2.5.15 соглашения резидент обязан согласовывать с управляющей компанией изменение графика строительства, графика подключения/присоединения объекта капитального строительства, графика подключения/присоединения объекта капитального строительства, графиков потребления соответствующих ресурсов; информировать управляющую компанию об изменении сроков строительства объектов.
Соглашение может быть расторгнуто судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением его условий другой стороной, существенным изменением обстоятельств или по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом об особых экономических зонах (пункт 4.6 соглашения).
При досрочном прекращении действия соглашения в связи с существенным нарушением резидентом условий соглашения, лицо, утратившее статус резидента особой экономической зоны, обязано уплатить штраф в размере 5% от суммы инвестиций, предусмотренной пунктом 2.5.2 соглашения за вычетом объема инвестиций, осуществленных на дату утраты статуса резидента особой экономической зоны, но не более 5 000 000 руб. и не менее 150 000 руб. (пункт 5.2 соглашения).
28.08.2015 резидент обратился в адрес АО "Курорты Северного Кавказа" с заявлением в котором просил предоставить на праве аренды земельные участки с кадастровыми номерами 09:06:0021401:1320, 09:06:0021401:1321, 09:06:0021401:1322 (л.д.69-70, т.3).
Во исполнение условий соглашения об осуществлении рекреационной деятельности, АО "Курорты Северного Кавказа" предоставлены ответчику в аренду указанные в заявлении земельные участки с кадастровыми номерами N 09:06:0021401:1320 площадью 4000 кв.м, N 09:06:0021401:1321 площадью 7000кв.м, N 09:06:0021401:1322 площадью 4000 кв.м, что подтверждается договором от 17.11.2015 N Д-ДЗИО-15-059 (л.д.88-100, т.1).
Согласно пункту 3.4.5 договора аренды обязанность по государственной регистрации договора возлагается на арендатора. В соответствии с пунктом 3.2.2 договора земельные участки подлежат передаче от арендодателя арендатору по акту приема-передачи не позднее 10 рабочих дней с даты государственной регистрации договора аренды. Договор аренды земельных участков зарегистрирован 04.12.2015, земельные участки переданы арендатору на основании акта приема-передачи от 04.12.2015 (л.д.12, т.3).
Резидент согласно письму от 21.10.2015 N 24 обратился в адрес АО "Курорты Северного Кавказа" с целью согласования координат точек земельного участка на территории особой экономической зоны под строительство канатной дороги (л.д.71, т.3). В ответе на указанное письмо от 02.11.2015 N 60-15-1976 управляющая компания уведомила о том, что площадь испрашиваемого земельного участка составляет 9,1 га, в то время как в бизнес-плане резидент указал на необходимость представления земельного участка площадью 4,1 га, в связи с чем отмечается необходимость внесения изменений в бизнес-план (л.д.72, т.3).
Письмом от 18.05.2016 N 21 резидент подтвердил необходимость внесения изменений в бизнес-план и заключению дополнительного соглашения, принял на себя обязательства по их выполнению (л.д.95, т.3).
Ответчик в письме от 24.03.2017 N 14 направил в адрес управляющей компании запрос о предоставлении ему технических условий (л.д.74, т.3).
Сопроводительным письмом от 20.04.2017 N 60-12-0880 управляющая компания направила в адрес ответчика предварительные технические условия, указав при этом, что технические условия могут быть отозваны в случае направления резидентом повторного заявления на предоставление технических условий (л.д.76, т.3).
Заявлением от 19.06.2017 N 28 ответчик повторно направил в адрес третьего лица запрос о предоставлении обновленных технических условий (л.д.78, т.3).
26.06.2017 управляющая компания письмом N 60-17-1373 направила в адрес резидента технические условия, отвечающие требованиям резидента (л.д.79, т.3).
В письме от 25.04.2017 N 19 ответчик просил управляющую компанию согласовать проведение кадастровых работ по межеванию границ земельного участка площадью 3000 кв.м. в целях строительства коттеджного поселка в соответствии с бизнес-планом (л.д.17, т.3).
На основании распоряжения АО "Курорты Северного Кавказа" от 15.05.2017 N Рп-17-014 поставлены на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 09:06:0021401:1690, 09:06:0021401:1691, 09:06:0021401:1692 общей площадью 3 000 кв.м., вид разрешенного использования: для строительства и эксплуатации всесезонного горного курорта Архыз (л.д.20-28, т.3).
Постановлениями администрации Зеленчукского муниципального района от 25.09.2017 N 861, от 12.03.2018 N 206, от 11.05.2018 N 353 утверждены градостроительные планы земельных участков с кадастровым номером 09:06:0021401:1320 площадью 4000 кв.м для строительства и эксплуатации апарт-отеля, с кадастровым номером 09:06:0021401:1321 площадью 7000 кв.м для строительства и эксплуатации коттеджного поселка, с кадастровым номером 09:06:0021401:1322 площадью 4 000 кв.м для строительства и эксплуатации спортивного комплекса (л.д.29-31, т.3).
В письме от 26.04.2018 резидент просил управляющую компанию предоставить в аренду земельный участок площадью 0,3 га, указывая, что отсутствие во владении на праве аренды земельного участка площадью 0,3 га приводит к срыву сроков реализации бизнес-проекта на территории ВТРК "Архыз" (л.д.19, т.3).
На основании письма от 14.08.2017 N 60-17-1788 Министерством РФ по делам Северного Кавказа проведена внеплановая проверка на предмет исполнения ООО "Техмонтаж-Архыз" условий соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности от 21.04.2015 N С-102-АЦ/Д14, по результатам которой составлен акт от 03.11.2017 N 6 (л.д.103-117, т.1).
Согласно указанному акту резидентом не осуществляется деятельность, предусмотренная пунктом 2.5.1 соглашения по причине отсутствия объектов капитального строительства, предусмотренных соглашением и бизнес-планом; не осуществлено инвестирование в объеме 545 800 000 руб. в сроки, указанные в соглашении; выявлено нарушение резидентом срока подачи заявления о предоставлении технических условий подключения/присоединения объекта капитального строительства к сетям газо-, водоснабжения, водоотведения, технологического присоединения к электрическим сетям, что является нарушением пункта 2.5.4 соглашения.
Из акта следует, что инженерные изыскания проведены резидентом, однако проектная документация разработана не в полном объеме по причине отсутствия у резидента утвержденных градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами 09:06:0021401:1321, 09: 06:0021401:1322, переданных резиденту по договору аренды, между тем максимальный срок выполнения мероприятий, предусмотренных п.2.5.5 соглашения, не наступил (пункт 5 акта проверки).
Пунктом 8 акта внеплановой проверки отмечено, что резидентом не могут быть выполнены обязательства по пункту 2.5.8 соглашения, согласно которому резидент обязан согласовывать с управляющей компанией принимаемые в проектах технические решения по подключению/ присоединению объекта капитального строительства к сетям газо-, водоснабжения и водоотведения, технологическому присоединению к электрическим сетям, расчеты- обоснования по объему потребления ресурсов и коммунальных услуг, а также выбросам и сбросам, воздействию на окружающую природную среду, мероприятия пожарной безопасности и охраны объектов, транспортные схемы и схемы логистики поставок на период строительства и эксплуатации, разрабатываемые в составе проектно-сметной документации. Невозможность исполнения обязательств обусловлена отсутствием градостроительных планов на земельные участки с кадастровыми номерами 09:06:0021401:1321, 09:06:0021401:1322, что делает невозможным разработку проектной документации. Также отмечается невозможность выполнения обязательств резидента по осуществлению строительства объекта в порядке и сроки, предусмотренные бизнес-планом и проектной документацией, представления положительного заключения экспертизы проектной документации, что обусловлено отсутствием градостроительных планов на земельные участки с кадастровыми номерами 09:06:0021401:1321, 09:06:0021401:1322 и отсутствием разработанной проектной документации (пункты 9, 12 акта).
При этом в ходе проверки установлено, что в период с 2016 по 2017 годы резидентом осуществлялись следующие строительно-монтажные работы по возведению объектов, предусмотренных бизнес-планом: по коттеджному поселку - по договору подряда от 11.05.2016 N 11-05-16 выполнен комплекс работ по устройству фундаментов под жилые строения из дерева в количестве 14 штук, произведена поверхностная планировка территории и построена временная технологическая дорога; по спортивно-оздоровительному комплексу разработан котлован и построена технологическая дорога; по апарт-отелю - разработан котлован и построена технологическая дорога (пункт 9 акта).
Согласно пункту 11 акта внеплановой проверки резидентом не исполнены обязательства по заключению с управляющей компанией договоров на обеспечение топливно-энергетическими ресурсами, коммунальными услугами и на оказание иных услуг, связанных с объектами инфраструктуры особой экономической зоны.
Пункт 13 акта указывает на нарушение ответчиком пункта 2.5.14 соглашения, поскольку у резидента отсутствуют документы, подтверждающие согласование с управляющей компанией нового графика строительства.
В уведомлении от 17.11.2017 N АС-3-04670 об устранении нарушений, выявленных в ходе внеплановой проверки содержится требование, согласно которому резидент обязан начать осуществление туристско-рекреационной деятельности в срок до 04.11.2019, осуществить инвестирование денежных средств в объеме 545 800 000 руб. в срок до 18.02.2018, подготовить документы, подтверждающие согласование с управляющей компанией изменение графика строительства, графика подключения/присоединения объекта капитального строительства, графиков потребления соответствующих ресурсов в срок до 18.02.2018 (л.д.118-120, т.1).
Из акта плановой проверки от 07.03.2018 N 20 (вторая проверка) следует, что иные нарушения условий соглашения, помимо указанных в акте от 03.11.2017 N 6, не выявлены, при этом указанные нарушения не устранены; строительство объектов в порядке, на условиях и в сроки, предусмотренные бизнес-планом, резидентом не осуществлялось, при этом отмечается, что резидент не воспользовался правом на внесение изменений в условия соглашения, связанные с изменением бизнес-плана; заявление на изменение условий соглашения, связанных с изменением бизнес-плана в части корректировки сроков осуществления инвестиций в полном объеме, резидентом в министерство не направлялось (л.д.121-132, т.1).
В соответствии с протоколом заседания Совета резидентов туристско-рекреационной особой экономической зоны, созданной на территории Зеленчукского и Урупского муниципальных районов, от 07.06.2018 N 10 Советом резидентов принята к сведению информация ООО "Техмонтаж-Архыз" о причинах срыва сроков реализации инвестиционного проекта: градостроительные планы земельных участков были получены по первому земельному участку в октябре 2017 года, по второму и третьему земельному участку - в феврале и мае 2018 года, технические условия выданы в феврале 2018 года; также принята к сведению информация о внесении изменений в бизнес-план в части реализации сроков инвестиционного проекта и готовности приступить к строительно-монтажным работам в апреле 2019 года (л.д.20-22, т.2).
Согласно протоколу заседания Наблюдательного совета туристско-рекреационной особой экономической зоны, созданной на территории Зеленчукского и Урупского муниципальных районов, от 08.06.2018 N 1 принята к сведению информация ООО "Техмонтаж-Архыз" о предполагаемых сроках начала строительно-монтажных работ (коттеджный поселок) до 09.07.2018 (л.д.23-28, т.2). На заседании Наблюдательного совета 14.11.2018 Министерству РФ по делам Северного Кавказа рекомендовано продолжить работу по расторжению соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности с ООО "Техмонтаж-Архыз" в связи с неисполнением резидентом обязательств по соглашению (л.д.29-32, т.2).
Министерство РФ по делам Северного Кавказа в связи с неисполнением условий соглашения обратилось к ответчику с претензией от 11.09.2018, содержащей требование о расторжении соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности от 21.04.2015 N С-102-АЦ/Д14 (л.д.132-137, т.1).
Претензия ответчиком оставлена без ответа, что послужило основанием для обращения с иском в судебном порядке.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 833 "О создании туристического кластера в Северо-Кавказском Федеральном округе" на территории Северо-Кавказского Федерального округа созданы туристско-рекреационные особые экономические зоны, объединенные в туристический кластер, в том числе особая экономическая зона создана на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики.
Постановлением Правительства РФ от 05.04.2018 N 412 "О некоторых вопросах управления особыми экономическими зонами на территории Северо-Кавказского федерального округа" Министерство РФ по делам Северного Кавказа определено правопреемником Минэкономразвития России в отношении обязательств в сфере управления особыми экономическими зонами на территории Северо-Кавказского федерального округа.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу частей 1, 2 статьи 20 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ) соглашение об осуществлении деятельности может быть расторгнуто судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением его условий другой стороной, существенным изменением обстоятельств или по иным предусмотренным настоящим Федеральным законом основаниям.
Согласно части 3 статьи 20 Закона N 116-ФЗ существенным нарушением резидентом особой экономической зоны условий соглашения об осуществлении деятельности является: осуществление в особой экономической зоне предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности; неосуществление предусмотренной им деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд с момента установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона факта неосуществления деятельности; непредставление в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в срок, установленный соглашением об осуществлении деятельности, проектной документации и результатов инженерных изысканий, необходимых для осуществления предусмотренных бизнес-планом мероприятий, в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, их согласования в случае, если их представление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности; неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены указанным соглашением, в случае, если их осуществление предусмотрено соглашением об осуществлении деятельности.
Из материалов дела следует, что нарушение существенных условий соглашения от 21.04.2015, в частности неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены указанным соглашением, непредставление в уполномоченный орган в установленный срок проектной документации и результатов инженерных изысканий, необходимых для осуществления предусмотренных бизнес-планом мероприятий, в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, их согласования, подтверждается актом внеплановой проверки от 03.11.2017 N 6, актом плановой проверки от 07.03.2018 N 20, протоколом заседания Совета резидентов от 07.06.2018 N 10, протоколами заседания Наблюдательного совета туристско-рекреационной экономической зоны от 08.06.2018 N 1, от 14.11.2018 N 2. Отсутствие указанных нарушений обществом документально не опровергнуто.
Доводы ответчика о том, что несвоевременное предоставление министерством и управляющей компанией в соответствии с условиями соглашения части земельных участков общей площадью 1,1 га, градостроительных паспортов земельных участков, а также оставшейся части земельных участков площадью 0,3 га и 4,1 га, технических условий подключения к сетям электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения послужили причиной невозможности осуществления ООО "ТехмонтажАрхыз" инвестиций в объеме 545 800 000 руб. в сроки, указанные в приложенном к соглашению бизнес-плане отклоняются апелляционным судом ввиду следующих оснований.
Из материалов дела следует, что доказательства нарушения сроков предоставления земельных участков общей площадью 1,1 га. отсутствуют. В соответствии с условиями договора аренды от 17.11.2015 N Д-ДЗО-15-059 участки подлежат передаче арендатору по акту приема-передачи не позднее 10 рабочих дней с даты государственной регистрации договора; обязанность по регистрации договора возлагается на арендатора. Из материалов дела следует, что договор аренды был заключен 17.11.2015, перечень земельных участков, поименованный в договоре аренды соответствует перечню участков, указанных в заявлении ответчика от 19.08.2015; государственная регистрация договора аренды осуществлена 04.12.2015; акт приема-передачи земельных участков подписан 04.12.2015, в связи с чем нарушений со стороны управляющей компании не допущено.
Апелляционный суд не усматривает также вины управляющей компании в непредоставлении земельного участка площадью 4,1 га под строительство канатной дороги, поскольку из содержания переписки между обществом и АО "Курорты Северного Кавказа" следует, что данная ситуация сложилась из-за несоответствия бизнес-плана ответчика данным, указанным в заявлении от 21.10.2015 N 24 о согласовании координат точек земельного участка на территории ОЭЗ под строительство канатной дороги, площадь которого составляет 9,1 га. В письме от 18.05.2016 N 21 ответчик подтверждает необходимость внесения изменений в бизнес-план с целью увеличения площади земельного участка под строительство канатной дороги, однако изменения в бизнес-план до настоящего времени не внесены.
Доводы ответчика о невыполнении управляющей компанией условий о предоставлении ответчику технических условий подключения/ присоединения объекта капитального строительства к сетям газо-, водоснабжения, водоотведения, технологического присоединения к электрическим сетям также не подтверждаются материалами дела, поскольку в соответствии с пунктом 2.1.6 соглашения срок на предоставление технических условий составляет 30 рабочих дней с даты получения соответствующего заявления резидента; при этом в соответствии с пунктом 2.5.4 соглашения срок на подачу резидентом заявления о предоставлении технических условий подключения/присоединения объекта капитального строительства к сетям газо-, водоснабжения и водоотведения, технологического присоединения к электрическим сетям, составляет 30 рабочих дней с даты заключения договора аренды земельных участков.
Таким образом, просрочка получения технических условий обусловлена несвоевременным обращением самого ответчика в адрес управляющей компании, что также подтверждается актом внеплановой проверки от 03.11.2017 N 6. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
В соответствии с частью 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Согласно части 5 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка, иное лицо в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, обращаются с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В силу части 6 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю.
Градостроительный план в отношении земельного участка с кадастровым номером 09:06:0021401:1320 площадью 4000 кв.м. для строительства и эксплуатации апарт-отеля утвержден постановлением администрации Зеленчукского муниципального района от 25.09.2017 N 861. В то же время в материалы дела не представлены доказательства завершения разработки ответчиком проектной документации в отношении апарт-отеля, наличии положительного заключения экспертизы для осуществления мероприятий, предусмотренных бизнес-планом в отношении указанного объекта.
Постановлением администрации Зеленчукского муниципального района от 12.03.2018 N 206 утвержден градостроительный план в отношении земельного участка с кадастровым номером 09:06:0021401:1320 под строительство коттеджного поселка, постановлением от 11.05.2018 N 353 утвержден градостроительный план в отношении земельного участка с кадастровым номером 09:06:0021401:1322 для строительства и эксплуатации спортивного комплекса.
Учитывая наличие у резидента технических условий и градостроительных планов, апелляционный суд полагает, что у ответчика отсутствовали основания для неисполнения обязательств по изготовлению проектной документации в отношении указанных объектов недвижимости. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие невозможность разработки проектной документации в отношении апарт-отеля, коттеджного поселка, спортивно-оздоровительного комплекса в силу непредоставления ответчику части земельного участка площадью 0,3 га и последующего их возведения, в связи с чем доводы общества подлежат отклонению.
Доводы общества о том, что частично работы выполнены при исполнении обязательств в рамках соглашения, в связи с чем основания для расторжения соглашения отсутствуют, отклоняется апелляционным судом ввиду следующего.
Из соглашения от 21.04.2015 N С-102-АЦ/Д14 следует, что общество обязано осуществлять строительство объектов в порядке, на условиях и в сроки, предусмотренные бизнес-планом и проектной документаций (п. 2.5.9 соглашения). В соответствии с пунктом 2.1 бизнес - плана строительства и эксплуатации комплекса туристических объектов на территории ВТРК "Архыз" предполагаемый срок строительства составляет 29 месяцев. Следовательно, срок, указанный в бизнес- плане для строительства объектов истек в сентябре 2017 года. Согласно пункту 2.5.15 соглашения резидент обязан информировать управляющую компанию об изменении сроков строительства объектов; в соответствии с пунктом 2.5.14 согласовать с управляющей компанией изменение графика строительства, графика подключения/присоединения объекта капитального строительства, графиков потребления соответствующих ресурсов. Однако уведомления об изменении сроков строительства в материалах дела отсутствуют, равно как и отсутствуют доказательства согласования с управляющей компанией изменения графика строительства. До настоящего времени объекты строительства, указанные в соглашении не построены и не введены в эксплуатацию. Учитывая, что сроки строительных работ, предусмотренные в бизнес-плане, истекли и общество не внесло изменения в бизнес - план, фактически объекты не построены, поэтому доводы о проведении частичных строительных работ обществом апелляционным судом не принимаются в качестве отсутствия оснований для расторжения соглашения. В материалы дела приложены гражданско-правовые договоры и справки КС-2, КС-3 в подтверждение проведения частичных работ в рамках соглашения. Однако доказательства оплаты произведенных по договорам работ обществом не представлено, в связи с чем основания для вывода о внесении денежных средств в рамках исполнения соглашения отсутствуют. В материалы дела не представлено внесение резидентом денежных средств в размере 545 800 000 руб., как это предусмотрено пунктом 2.5.2 соглашения.
Учитывая, что пунктом 4.6. соглашения предусмотрено, что соглашение может быть расторгнуто судом по требованию одной из сторон в связи с существенным нарушением условий другой стороной. Существенным нарушением при исполнении сторонами принятых на себя обязательств являются нарушения, предусмотренные частью 3 статьи 20 Федерального закона об особых экономических зонах (п.4.7 соглашения).
Неосуществление инвестиций, в том числе капитальных вложений, в объеме и в сроки, которые предусмотрены соглашением является в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 20 Закона N 116-ФЗ существенным нарушением резидентом особой экономической зоны условий соглашения об осуществлении деятельности.
Учитывая, что резидентом допущены существенные нарушения при исполнении обязательств в рамках соглашения, апелляционный суд полагает соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне от 21.04.2015 N С-102-АЦ/Д14 подлежащим расторжению.
В силу положений статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с частью 5 статьи 21 Закона N 116-ФЗ при досрочном прекращении действия соглашения об осуществлении деятельности в связи с существенным нарушением резидентом особой экономической зоны условий соглашения об осуществлении деятельности лицо, утратившее статус резидента особой экономической зоны, обязано уплатить штраф в размере, предусмотренном указанным соглашением.
В случае прекращения действия соглашения об осуществлении деятельности лицо утрачивает статус резидента особой экономической зоны (часть 1 статьи 21 Закона N 116-ФЗ).
В пункте 5.2 соглашения предусмотрено, что при досрочном прекращении его действия в связи с существенным нарушением резидентом условий соглашения лицо, утратившее статус резидента особой экономической зоны, обязано уплатить штраф в размере 5% суммы инвестиций, предусмотренной пунктом 2.5.2 соглашения, за вычетом объема инвестиций, осуществленных на дату утраты статуса резидента особой экономической зоны, но не более 5 000 000 руб. и не менее 150 000 руб.
Принимая во внимание расторжение соглашения между сторонами в связи с существенным нарушением резидентом условий соглашения, а также учитывая, размер и порядок начисления штрафных санкций, установленный сторонами в соглашении, а также принимая во внимание объем капитальных вложений в соответствии с пунктом 1.8 бизнес-плана в размере 545 800 000 руб., апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика штрафа в размере 5 000 000 руб. с учетом ограничения, установленного пунктом 5.2 соглашения.
Разрешая требование истца о расторжении договора аренды земельных участков от 17.11.2015 N Д-ДЗИО-15-059, апелляционный суд исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что договор аренды земельных участков от 17.11.2015 заключен между АО "Курорты Северного Кавказа" и ООО "Техмонтаж-Архыз".
С иском о расторжении договора аренды обратилось Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа (заменен в порядке правопреемства на Министерство экономического развития Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Таким образом, положениями статьи 450 ГК РФ предусмотрено, что только участники сделки обладают правомочиями по изменению и расторжению заключенного между ними договора.
В рассматриваемом случае с иском о расторжении договора аренды обратилось лицо, не являющее стороной договора, в связи с чем его требования удовлетворению не подлежат.
Довод министерства о том, что АО "Курорты Северного Кавказа" были переданы полномочия на заключение договора аренды в рамках инвестиционного соглашения, поэтому министерство обладает правомочиями на расторжение договора, отклоняются апелляционным судом ввиду следующего.
Из материалов дела следует, что в соответствии с соглашением от 27.12.2012 N С-735-ОС/Д25, заключенным между Министерством экономического развития Российской Федерации и АО "Курорты Северного Кавказа" (л.д.55-18 т.2), АО "Курорты Северного Кавказа" предоставлены полномочия управляющей организации. В соответствии с данным соглашением в полномочия управляющей организации включено: обеспечение создания инфраструктуры особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования ОЭЗ; обеспечение функционирования объектов инфраструктуры ОЭЗ и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования ОЭЗ; привлечение резидентов и иных инвесторов в ОЭЗ, в том числе для осуществления деятельности по созданию объектов инфраструктуры ОЭЗ.
АО "Курорты Северного Кавказа" 28.08.2015 издало распоряжение N Ри-15-021 о предоставлении ООО "Техмонтаж-Архыз" в аренду земельных участков, расположенных на территории туристско-рекреационной особой экономической зоны в Зеленчукском и Урупском муниципальных районах КЧР (л.д.10-11 т.3).
Из текста договора аренды следует, что АО "Курорты Северного Кавказа" в рамках переданных ему полномочий от своего имени заключило договор аренды. Ссылок в договоре на то, что АО "Курорты Северного Кавказа" действует от имени и по поручению министерства при заключении договора аренды, не имеется.
Принимая во внимание переданные АО "Курорты Северного Кавказа" полномочия в рамках соглашения, апелляционный суд приходит к выводу о том, что АО "Курорты Северного Кавказа" заключило сделку по передаче в аренду земельного участка от своего имени.
Поскольку министерство обратилось с иском о расторжении договора аренды, не являясь участником сделки, апелляционный суд полагает данные требования не основаны на положениях статьи 450 ГК РФ, в связи с чем в указанной части иск не подлежит удовлетворению.
Вывод апелляционного суда согласуется со следующим.
В силу части 6 статьи 21 Закона N 116-ФЗ в случае прекращения действия соглашения об осуществлении деятельности договор аренды государственного и (или) муниципального имущества и договор аренды земельного участка, заключенные на условиях, предусмотренных соглашением об осуществлении деятельности, прекращают свое действие в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5.3 договора аренды действие договора аренды прекращается в случае прекращения действия соглашения от 21.04.2015 N С-102-АЦ/Д14.
Анализ условий договора свидетельствует о том, что стороны в своем соглашении о передаче в аренду земельных участков согласовали условие об автоматическом прекращении арендных отношений в случае прекращения действия инвестиционного соглашения.
Учитывая изложенное, апелляционный суд полагает, что основания для расторжения в судебном порядке договора аренды, автоматически прекращенного по соглашению сторон, отсутствуют.
Апелляционный суд также исходит из того, что несоблюдение претензионного порядка в части расторжения договора аренды министерством в рассматриваемом случае не может являться основанием для оставления иска в данной части без рассмотрения, поскольку спор находится длительное время на рассмотрении суда. Из поведения сторон не следует, что досудебные процедуры, направление на урегулирование разногласий между сторонами во внесудебном порядке возможны, в связи с этим оснований для оставления иска без рассмотрения в данной части не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 117, 156, 167-170, 176, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство общества с ограниченной ответственностью "Техмонтаж-Архыз" о приостановлении производства по делу отклонить.
Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13.08.2019 по делу N А25-658/2019 отменить.
Исковые требования удовлетворить частично.
Соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории Зеленчукского и Урупского районов Карачаево-Черкесской Республики от 21.04.2015 N С-102-АЦ/Д14, заключенное между обществом с ограниченной ответственностью "Техмонтаж-Архыз" (ОГРН 1140912000558, ИНН 0912003859), Министерством экономического развития Российской Федерации и акционерным обществом "Курорты Северного Кавказа" (ОГРН 1102632003320, ИНН 2632100740) расторгнуть.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Техмонтаж-Архыз" (ОГРН 1140912000558, ИНН 0912003859) в пользу Министерства экономического развития Российской Федерации (ОГРН ИНН) предусмотренный пунктом 5.2 соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории Зеленчукского и Урупского районов Карачаево-Черкесской Республики от 21.04.2015 N С-102-АЦ/Д14 штраф в размере 5 000 000 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Техмонтаж-Архыз" (ОГРН 1140912000558, ИНН 0912003859) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 51 000 руб.
Взыскать с акционерного общества "Курорты Северного Кавказа" (ОГРН 1102632003320, ИНН 2632100740) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции
Председательствующий |
Н.В. Макарова |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-658/2019
Истец: Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа
Ответчик: ООО "ТЕХМОНТАЖ - АРХЫЗ"
Третье лицо: Администрация Зеленчукского муниципального района КЧР, АО "КУРОРТЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА", МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ