Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 декабря 2020 г. N Ф04-4696/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
16 июля 2020 г. |
Дело N А70-15123/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном онлайн-заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2449/2020) Государственной жилищной инспекции по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.01.2020 по делу N А70-15123/2019 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (ОГРН 1147232024455, ИНН 7204205739, адрес (место нахождения): 625023, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Харьковская, д. 75, корп. 1, оф. 301) к Государственной жилищной инспекции по Тюменской области (ОГРН 1057200714988, ИНН 7204091062, адрес (место нахождения): 625000, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Первомайская, 34/1,) об оспаривании предписания от 01.08.2019 N ТО-22-10,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединений" - Шелехова Мария Владимировна по доверенности N 108/2019 от 01.08.2019 сроком действия по 01.08.2020;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (далее - заявитель, общество, ООО "ТЭО") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Тюменской области (далее - ответчик, инспекция, Госжилинспекция Тюменской области) об оспаривании предписания от 01.08.2019 N ТО-22-10 об устранении выявленных нарушений требований законодательства
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 28.01.2020 по делу N А70-15123/2019 заявленные требования удовлетворены.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что потребитель жилого дома N 139 по ул. Красноярская г. Ишима Тюменской области имел возможность использовать близлежащие к его дому контейнерные площадки для сбора ТКО. Поскольку с контейнерных площадок (ул. Куйбышева - ул. Тюменская, иных площадок по ул. Красноярской 160/158) обществом в установленном порядке и с предусмотренной периодичностью осуществлялся вывоз ТКО, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности предписания Госжилинспекции Тюменской области от 01.08.2019 N ТО-22-10.
Не согласившись с принятым судебным актом, Госжилинспекция Тюменской области обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель настаивает на нарушении обществом за период с 01.01.2019 по 15.05.2019 периодичности вывоза твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), установленной пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), от жилого дома N 139 по ул. Красноярская, г. Ишим Тюменской области.
Податель жалобы обращает внимание на то, что письменный договор с потребителем коммунальной услуги по обращению с ТКО в указанном жилом доме не заключен (заключен на основании конклюдентных действий), а также на то обстоятельство, что для потребителя был организован бесконтейнерный сбор ТКО, что подтверждается письмом общества от 24.07.2019 N 4078.
Инспекция также указывает, что контейнерная площадка, расположенная по адресу: Тюменская обл., г. Ишим, ул. Красноярская, 160, была установлена только 05.04.2019, в то время как выданное обществу предписание включает в себя период с 01.01.2019 по 16.05.2019; в период с 01.01.2019 по 05.04.2019 близлежащей контейнерной площадкой являлась площадка, расположенная на пересечении ул. Куйбышева - ул. Тюменская г. Ишима Тюменской области, расстояние от которой до жилого дома N 139 по ул. Красноярская, г. Ишим Тюменской области составляет 240 м, в то время как Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170, пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР от 05.08.1988 N 4690-88, предусмотрено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. На территории, прилегающей к жилому дому N 139 по ул. Красноярская, г. Ишим Тюменской области отсутствовала контейнерная площадка для сбора бытовых отходов и мусора на расстоянии не более 100 м от указанного жилого дома.
В письменном отзыве ООО "ТЭО" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2020 по делу N А70-15123/2019 апелляционная жалоба Госжилинспекции Тюменской области на решение суда первой инстанции от 28.01.2020 по делу N А70-15123/2019 принята к производству и назначена к рассмотрению на 02.04.2020.
Определениями суда апелляционной инстанции от 27.03.2020 и 28.04.2020 по делу N А70-15123/2019 изменены дата и время судебного заседания по рассмотрению указанной апелляционной жалобы на 10.06.2020.
Определением от 10.06.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда рассмотрение указанной апелляционной жалобы отложено на 09.07.2020.
Судья Шиндлер Н.А., участвовавшая в рассмотрении настоящего дела до отложения судебного заседания, в связи с нахождением в ежегодном оплачиваемом отпуске определением от 07.07.2020 апелляционного суда заменена на судью Рыжикова О.Ю. По этой причине рассмотрение апелляционной жалобы на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проведено с самого начала.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайство об отложении слушания по делу не заявила, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В заседании апелляционного суда представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим обращением на основании приказа начальника инспекции от 09.07.2019 N 01-16-1087/19 в отношении общества была проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлен факт нарушения обществом требований жилищного законодательства, который выразился в несоблюдении периодичности вывоза ТКО от жилого дома N 139 по ул. Красноярская г. Ишима Тюменской области. Обществом допущено превышение допустимого отклонения сроков вывоза ТКО за период с января по май 2019 года - вывоз ТКО с 01.01.2019 по 03.03.2019 производился еженедельно по воскресеньям; с 04.03.2019 по 15.05.2019 - осуществлялся еженедельно по средам.
Инспекцией сделан вывод о том, что периодичность вывоза ТКО в период с января по май 2019 года не соответствует установленной Правилами N 354 периодичности, нарушено допустимое отклонение сроков вывоза ТКО.
По результатам проверки Госжилинспекцией Тюменской области составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 01.08.2019 N ТО-22-019, заявителю выдано предписание от 01.08.2019 N ТО-22-10 об устранении выявленных нарушений требований законодательства, со сроком исполнения - 10.09.2019.
Согласно выданному предписанию обществу надлежит выполнить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственнику указанного многоквартирного дома за период с 01.01.2019 по 16.05.20149 за превышение допустимых отклонений сроков вывоза ТКО с 01.01.2019 по 16.05.2019.
Посчитав вынесенное инспекцией предписание незаконным, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
28.01.2020 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "ТЭО" является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей, проживающих в жилом доме N 139 по ул. Красноярская г. Ишима Тюменской области. Письменный договор на оказание услуг по обращению с ТКО не заключен.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 148 (22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
В силу пункта 17 Приложения N 1 Правил N 354 требованием к коммунальной услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами является обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления, в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Из содержания обозначенного пункта Правил N 354 следует, что предусмотренное в указанной норме требование распространяется на вывоз ТКО как из мест накопления, на которых установлены контейнеры, так и непосредственно от потребителей на основании договора об оказании услуг по обращению с ТКО, которым определены конкретные места сбора отходов, следовательно, региональный оператор, вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, несет ответственность за несоблюдение периодичности вывоза ТКО не только из мест накопления, на которых установлены контейнеры, но и бесконтейнерным способом.
Таким образом, инспекцией сделан обоснованный вывод о том, что требования к качеству коммунальной услуги по обращению с ТКО определяются в соответствии с Правилами N 354.
Из материалов дела следует, что фактически договор об оказании услуг по обращению с ТКО с потребителями жилого дома N 139 по ул. Красноярская, г. Ишим Тюменской области заключен на основании конклюдентных действий, что заявителем не оспорено.
В обоснование заявленных требований общество указало, что потребитель жилого дома N 139 по ул. Красноярская г. Ишима Тюменской области имел возможность использовать близлежащие к его дому контейнерные площадки для сбора ТКО, в подтверждение приведенного довода в материалы дела представлены документы (том 2 л.д.81-157, том 3 л.д.1-157, том 4 л.д.1-75), свидетельствующие о наличии местонахождения близлежащей контейнерной площадки, расположенной на пересечении ул. Куйбышева - ул. Тюменская, а также иных площадок по ул. Красноярской 160/158, с которых обществом в установленном порядке и с предусмотренной периодичностью осуществлялся вывоз ТКО. Принимая во внимание доводы общества, придя к выводу о том, что потребителю услуга по обращению с ТКО оказывалась и периодичность вывоза ТКО по вышеобозначенным адресам обществом соблюдена, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности выданного инспекцией обществу предписания от 01.08.2019 N ТО-22-10.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Из материалов дела следует, что способом накопления ТКО на спорном адресе является мобильный (бесконтейнерный) сбор ТКО, что подтверждается обществом в заявлении, письмах инспекции и отзыве на апелляционную жалобу. Кроме того, общество указывало, что в спорный период по ул. Красноярская, г. Ишим Тюменской области сбор мусора осуществлялся еженедельно.
Проверка инспекции показала, что обществом допущено превышение допустимого отклонения сроков вывоза ТКО за период с января по май 2019 года - вывоз ТКО с 01.01.2019 по 03.03.2019 производился еженедельно по воскресеньям; с 04.03.2019 по 15.05.2019 - осуществлялся еженедельно по средам. В акте проверки отмечено, что с 16.05.2019 сбор и вывоз ТКО осуществляется с контейнерной площадки по адресу: Тюменская область, г. Ишим, ул. Красноярская д.168, который производится ежедневно, что подтверждается историей передвижения мусоровоза по системе ГЛОНАСС.
Таким образом, в данном конкретном случае потребителем заключен именно договор на мобильный (бесконтейнерный) сбор ТКО, в связи с чем довод общества о том, что потребитель имел возможность использовать близлежащие контейнерные площадки не является верным, поскольку не свидетельствует о надлежащем оказании услуги по сбору и вывозу ТКО. Факт того, что потребитель мог воспользоваться иными контейнерами, не означает, что услуга по вывозу ТКО оказана надлежащим образом.
Апелляционная коллегия учитывает, что Правила N 354, в частности, нормы периодичности сбора и вывоза ТКО, распространяются, в том числе, на предоставление услуги по мобильному (бесконтейнерному) сбору ТКО.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт ненадлежащего оказания обществом услуги по сбору и вывозу ТКО и нарушения обществом пункта 17 Правил N 354, что является основанием для перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственнику жилого дома N 139 по ул. Красноярская, г. Ишим Тюменской области за период с 01.01.2019 по 16.05.2019 за превышение допустимых отклонений сроков вывоза ТКО.
Ссылки общества на судебную практику судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку указанные подателем жалобы судебные акты не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела, приняты судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
При таких обстоятельствах, поскольку выданное Госжилинспекцией Тюменской области предписание от 01.08.2019 N ТО-22-10 соответствует нормам действующего законодательства, решение суда первой инстанции подлежит отмене как не соответствующее обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 27 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления согласно статье 110 АПК РФ относятся на общество. Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Госжилинспекция Тюменской области освобождена от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.01.2020 по делу N А70-15123/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований, заявленных обществом с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение", отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-15123/2019
Истец: ООО "ТЮМЕНСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, Государственная жилщная инспекция Тюменской области
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4696/20
16.07.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2449/20
28.01.2020 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-15123/19
29.08.2019 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-15123/19