13 июля 2020 г. |
Дело N А83-15229/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 13 июля 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Приваловой А.В.,
Кравченко В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хлебинской Е.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агро - Опук" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 10 февраля 2020 года по делу N А83-15229/2019 (судья Осоченко И.К.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агро - Опук" к Администрации Ленинского района Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Симферопольский питомник декоративных культур", общества с ограниченной ответственностью "Фермерское хозяйство "Антоненко", о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агро - Опук" (далее - ООО ""Агро - Опук", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации Ленинского района Республики Крым, в котором просило суд: признать незаконным и отменить решение Администрации Ленинского района Республики Крым от 17.06.2019 N 01-24/3713 об отказе в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Агро - Опук" N 30 от 03.06.2019 о передачи в аренду земельного участка площадью 1398581 кв. м, кадастровый номер 90:07:190501:119, расположенного по адресу: Республика Крым, Ленинский район, земли запаса Марьевского сельского совета; обязать Администрацию Ленинского района Республики Крым рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Агро - Опук" N 30 от 03.06.2019 о передачи в аренду земельного участка площадью 1398581 кв. м, кадастровый номер 90:07:190501:119, расположенного по адресу: Республика Крым, Ленинский район, земли запаса Мартьевского сельского совета.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 10.02.2020, в удовлетворении заявления ООО "Агро - Опук", было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Агро - Опук" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 10.02.2020 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение Арбитражного суда Республики Крым от 10.02.2020 является незаконным и подлежит отмене, в связи с неполным исследованием обстоятельств дела.
В судебное заседание заявитель, заинтересованное лицо и третьи лица не явились, о месте и времени судебного разбирательства были надлежаще извещены, в связи с чем, судебное разбирательство в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, проведено в отсутствие указанных лиц.
Законность и обоснованность решения от 10 февраля 2020 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 03.06.2019 ООО "Агро-Опук" обратилось к Администрации Ленинского района Республики Крым с Заявлением N 30 о передаче ему в аренду земельного участка площадью 1398581 кв.м, кадастровый номер 90:07:19501:119, расположенного по адресу: Республика Крым, Ленинский район, земли запаса Марьевского сельского совета, в соответствии с п. 6 ст. 10 Федерального Закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002, без проведения торгов, учитывая наличие справки участника Государственной программы развития сельского хозяйства, выданной Министерством сельского хозяйства Республики Крым.
Рассмотрев вышеназванное обращение ООО "Агро-Опук", 17.06.2019 Администрация Ленинского района Республики Крым направила в его адрес письмо за исх. N 01-24/3713 с информацией о том, что в адрес Администрации Ленинского района поступило несколько заявлений о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка без проведения торгов; в этой связи Администрация Ленинского района в соответствии с ч. 2 п. 8 ст. 10 Федерального Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", обязана данный земельный участок предоставлять только в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Также, Администрация предложила Обществу уведомить ее о намерении Общества участвовать в аукционе на право заключения договора аренды этого земельного участка для подготовки Администрацией Ленинского района Республики Крым аукционной документации.
Не согласившись с вышеназванным ответом Администрации Ленинского района Республики Крым, ООО "Агро-Опук" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением, в удовлетворении которого ему было отказано.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 8 ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39.18 ЗК РФ установлено, что земельные участки предоставляются: гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, крестьянским (фермерским хозяйствам) для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В свою очередь, пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.18 ЗК РФ в извещении указываются: 1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; 2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; 3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в пункте 2; 4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2; 5) адрес или иное описание местоположения земельного участка; 6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать; 7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать; 8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен утвержденный проект; 9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
В силу пункта 4 статьи 39.18 ЗК РФ граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Соответственно, процедура, предусмотренная статьей 39.18 ЗК РФ, направлена на выявление лиц, потенциально заинтересованных в приобретении земельного участка на аукционе. Целью данной процедуры является определение того, в какой форме земельный участок будет предоставлен: по заявлению о предоставлении земельного участка вне процедуры торгов, либо на торгах, предоставляющих всем потенциально заинтересованным лицам возможность участвовать в аукционе.
В свою очередь, в статье 39.17 ЗК РФ предусмотрен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Из положений части 4 статьи 39.17 ЗК РФ следует, что рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.
Соответственно, положения ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации применяются в случае предоставления земельного участка без проведения торгов; при этом никакого преимущественного права на заключение договора аренды земельного участка для лиц, ранее подавших заявление о предоставлении земельного участка в аренду, действующее законодательство не предусматривает.
Между тем, из материалов дела следует, что заявления на право аренды спорного земельного участка площадью 1398581 кв. м, кадастровый номер 90:07:19501:119, расположенного по адресу: Республика Крым, Ленинский район, земли запаса Марьевского сельского совета, были поданы в Администрацию Ленинского района Республики Крым тремя юридическими лицами: ООО "Агро - Опук", а также ООО "Симферопольский питомник декоративных культур", и ООО "Фермерское хозяйство "Антоненко".
При этом, каждый из трех претендентов является участником Государственной программы развития сельского хозяйства.
На основании вышеизложенного коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что оспоренное Заявителем Решение от 17.06.2019 за исх. N 01-24/3713 было принято Администрацией Ленинского района Республики Крым в пределах предоставленных ей полномочий и в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Соответственно, суд первой инстанции обоснованно отказал ООО "Агро-Опук" в удовлетворении его требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 10 февраля 2020 года по делу N А83-15229/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агро - Опук"- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-15229/2019
Истец: ООО "АГРО-ОПУК"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ООО "Симферопольский питомник декоративных культур", ООО "Фермерское хозяйство "Антоненко", ООО "СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ПИТОМНИК ДЕКОРАТИВНЫХ КУЛЬТУР"