г. Воронеж |
|
14 июля 2020 г. |
Дело N А48-8347/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Сурненкова А.А., |
судей |
Серегиной Л.А., |
|
Ореховой Т.И., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Бутыриной Е.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Теплосервис Пахомовский": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Муниципального образования Орловский район Орловской области в лице администрации Орловского района Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации Лошаковского сельского поселения Орловского района Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплосервис Пахомовский" на решение Арбитражного суда Орловской области от 17.02.2020 по делу N А48-8347/2019 по иску общества с ограниченной ответственностью "Теплосервис Пахомовский" (ОГРН 1095741001157) к Администрации Лошаковского сельского поселения Орловского района Орловской области (ОГРН 1025700694392) о взыскании убытков в размере 401 855 руб.,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Муниципальное образование Орловский район Орловской области в лице администрации Орловского района Орловской области (ОГРН 1025700695448); Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Теплосервис Пахомовский" (далее - истец, ООО "Теплосервис Пахомовский") обратилось в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к Администрации Лошаковского сельского поселения Орловского района Орловской области (далее - ответчик, Администрация Лошаковского с/п) о взыскании убытков в размере 401 855 руб., сложившихся у него как у теплоснабжающей организации, осуществившей ремонт бесхозяйных тепловых сетей в п. Шиловский Орловского района Орловской области (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Определением суда от 16.07.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование Орловский район Орловской области в лице администрации Орловского района Орловской области и Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 17.02.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Теплосервис Пахомовский" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на незаконность решения Арбитражного суда Орловской области от 17.02.2020, в связи с чем просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
От ответчика и третьего лица (муниципального образования Орловский район Орловской области в лице администрации Орловского района Орловской области) через канцелярию суда и электронный сервис "Мой арбитр" поступили отзывы, в которых они просили обжалуемое решение оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривались в их отсутствие в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта в связи со следующим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Теплосервис Пахомовский" является теплоснабжающей организацией на территории п.Шиловский Орловского района Орловской области, что участниками дела не оспаривается.
Обосновывая свое право на взыскание с Администрации Лошаковского сельского поселения убытков в размере стоимости затрат на капитальный ремонт тепловых сетей п. Шиловский, истец ссылался на проведение им гидравлических испытаний трубопровода, по результатам которых было установлено, что на участке теплотрассы от колодца подключения отделения N 5 до колодца дома N 12 по ул. Медицинская в п.Шиловский Орловского района Орловской области имеется порыв.
Ввиду этого в июне-июле 2018 года ООО "Теплосервис Пахомовский", как следует из объяснений представителя истца в судебном заседании и из текста искового заявления, произвело капитальный ремонт теплотрассы в п. Шиловский Орловского района Орловской области стоимостью 401 855 руб. В подтверждение данному обстоятельству Общество представило товарные чеки, накладные, универсальные передаточные документы (далее-УПД), сертификаты, локальную смету, акт по форме КС-2 и справку по форме КС-2, а также фотоматериалы (т.3, л.д. 89-127, т.2, л.д. 3). При этом, УПД, накладные и товарные чеки датированы разными периодами, начиная с апреля 2018 года по 07.06.2018.
Тепловые сети, на которых производился ремонт, относятся к числу бесхозяйных объектов и закреплены за истцом для содержания и обслуживания постановлением администрации сельского поселения N 72 от 22.06.2018 (т.1, л.д.77-78).
Администрацией Лошаковского сельского поселения указанное имущество передано истцу по акту приемки-передачи 22.06.2018 (т.1, л.д. 89).
По результатам проведения работ по замене теплотрассы ООО "Теплосервис Пахомовский" письмом N 289 от 27.06.2018 обратилось в администрацию Лошаковского сельского поселения Орловского района Орловской области для выделения субсидии на капитальный ремонт данной теплотрассы (входящий номер 307 от 06.07.2018 - т.1, л.д. 28).
Администрация сельского поселения отказала в компенсации денежных средств, затраченных на капитальный ремонт теплотрассы, мотивировав отказ тем, что бюджетом Лошаковского сельского поселения на 2019 год выделение субсидий на возмещение затрат по ремонту объектов коммунальной инфраструктуры в настоящий момент не предусмотрено; в нарушение п. 5. ч. 2 ст. 3 Порядка предоставления субсидии - с главой сельского поселения объем проведения капитального ремонта и предстоящие затраты не были предварительно согласованы; Инструкцией по капитальному ремонту тепловых сетей, утвержденной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР 20 апреля 1985 г. N 220 и введенной в действие с 01.01.1987 также предусмотрено, что проведение ряда работ (принятие промежуточных работ, скрытых работ, испытаний) производится в присутствии заказчика (в данном случае - администрации Лошаковского сельского поселения), однако ответчика на данные этапы не приглашали.
Истец, полагая, что им были понесены убытки в размере 401 855 руб., обратился в Арбитражный суд Орловской области с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как следует из положений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Таким образом, для удовлетворения исковых требований о возмещении убытков необходимо установить совокупность следующих обстоятельств: наличие убытков, противоправность действий (бездействия) причинителя, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий, вину причинителя и размер убытков. При этом отсутствие одного из названных условий влечет за собой отказ суда в удовлетворении требований о возмещении вреда.
Истец указал, что бездействие администрации сельского поселения, причинившее ему испрашиваемые убытки, состоит в невыполнении обязанности по выявлению бесхозяйных тепловых сетей на территории сельского поселения и непринятии мер по включению их в состав муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" организация теплоснабжения в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов.
Органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения в пределах поселения. Выявление органом местного самоуправления бесхозяйных тепловых сетей в силу части 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" влечет возникновение у него обязанности по определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Вместе с тем действующее законодательство не содержит норм, устанавливающих обязанность принятия бесхозяйного имущества, в том числе тепловых сетей, в собственность муниципального образования. Вопрос о принятии бесхозяйного имущества на учет и последующего признания права собственности муниципального образования на такое имущество решается органом местного самоуправления в каждом случае с учетом конкретных обстоятельств.
Вышеприведенные нормы права предписывают лишь определить организацию, которая будет содержать и обслуживать бесхозяйные тепловые сети, при этом их регистрация в качестве бесхозяйных не имеет правового значения.
Таким образом, необращение администрации в регистрирующий орган за принятием на учет в качестве бесхозяйных тепловых сетей по заявлениям истца нельзя квалифицировать как незаконное бездействие.
ООО "Теплосервис Пахомовский" является теплосетевой организацией в системе теплоснабжения Лошаковского сельского поселения. При этом в разделе 10 "Решения по бесхозяйным тепловым сетям" Схемы теплоснабжения Лошаковского сельского поселения Орловского района Орловской области на период до 2033 года (том 3, л.д.30) и утвержденной приказом Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 05 апреля 2018 г. N 165 (т.2, л.д.83), указано, что по информации всех теплоснабжающих организаций в Лошаковском сельском поселении в их эксплуатационной ответственности нет бесхозяйных тепловых сетей и других объектов коммунальной энергетики.
Выявив впоследствии бесхозяйные сети в п.Шиловский Орловского района Орловской области, администрация Лошаковского сельского поселения постановлением от 22.06.2018 N 72 закрепила тепловые сети за истцом для содержания и обслуживания (т.1, л.д.77-78).
Таким образом, администрация определила теплосетевую организацию по обслуживанию спорных участков теплотрассы, и, следовательно, не допустила бездействия. Указанная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2017 N 303-КГ17-6033.
Помимо того, из материалов дела следует, что постановлением администрации Лошаковского сельского поселения N 20/1 от 03.03.2017 утвержден Порядок предоставления из бюджета Лошаковского сельского поселения Орловского района Орловской области субсидий юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений) на возмещение (финансовое обеспечение) затрат на капитальный ремонт муниципального имущества, переданного в пользование для предоставления услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (т.1, л.д.48-50).
Из ст.1 названного Порядка следует, что субсидии предоставляются юридическим лицам, оказывающим услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Лошаковского сельского поседения Орловского района Орловской области по регулируемым тарифам, утвержденным Управлением по тарифам Орловской области и имеющим в пользовании имущество, закрепленное администрацией Лошаковского сельского поселения Орловского района Орловской области в соответствии с полномочиями, установленными законодательством. Субсидии получателям предоставляются в целях возмещения фактических затрат или финансового обеспечения планируемых затрат на капитальный ремонт муниципального имущества.
В силу ст.2 Порядка право на получение субсидии принадлежит юридическим лицам, которые имеют в пользовании муниципальное имущество администрации Лошаковского сельского поселения Орловского района Орловской области - объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения; которые оказывают услуги теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Лошаковского сельского поселения Орловского района Орловской области по регулируемым тарифам, утвержденным Управлением по тарифам Орловской области.
По смыслу п.5 ч.1, ч.3, ч.7 статьи 3 Порядка до получения субсидии должно быть заключено соглашение о предоставлении субсидии с предоставлением обосновывающих субсидию документов. Однако никакого соглашения сторонами составлено не было, документы предоставлены в Администрацию после выполнения работ.
В силу ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Таким образом, в силу действующих норм права, перед выполнением работ, подрядчик получает задание от заказчика. Истец же произвольно сам определил содержание, виды и объем работ, подлежащих выполнению, без согласования с ответчиком.
То, что письмом N 171 от 26.04.2018 (т.1, л.д. 104) истец уведомил ответчика о проведении земляных работ в связи с осуществлением капитального ремонта инженерных сетей с 23.04.2018, не является доказательством согласования со стороны ответчика выполняемых работ. Тем более, что исходя из письма на момент уведомления (26.04.2018) работы уже начали выполняться с 23.04.2018.
Договор подряда относится к категории двусторонних и консенсуальных. Предмет договора подряда, являясь существенным условием договора, включает содержание, виды и объем работ, подлежащих выполнению. Предполагается, что проведение работ должно завершиться определенным результатом, который и составляет главный интерес заказчика. В том случае, если указанные выше условия не согласованы, договор подряда признается незаключенным. Объемы работ, сроки их выполнения, виды работ, их стоимость, из текста письма N 171 от 26.04.2018 не усматриваются.
10.08.2018 Администрацией Орловского района Орловской области вынесено распоряжение N 324-р о предоставлении дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета Лошаковского с/п в размере 303 268 руб. по разделу 1402 "Иные дотации" (т.2, л.д. 118). При этом из объяснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что эта сумма не носила адресный характер и не предназначалась исключительно для истца.
Администрацией Орловского района Орловской области вынесено распоряжение N 367-Р от 05.09.2018 (т.2, л.д.76), согласно которому отменено решение администрации Орловского района от 10.08.2018 N 324-р, в связи с чем администрацией Лошаковского сельского поселения 14.09.2019 был выдан отказ в предоставлении субсидии.
При этом отказ в предоставлении субсидии по мотиву отсутствия в бюджете Лошаковского сельского поселения Орловского района Орловской области ассигнований на предусмотренные мероприятия предусмотрен частью 4 ст.3 Порядка. Отсутствие в бюджете сельского поселения денежных средств в испрашиваемом истцом размере подтверждается решениями Лошаковского сельского совета народных депутатов от 16.07.2018 N 17/91-СС, от 03.09.2018 N 19/94-СС, от 05.10.2018 N 21/100-СС.
Таким образом, ООО "Теплосервис Пахомовский", не согласовав предварительно с администраций сельского поселения ведение работ, их объемы и стоимость, приняло риски подобного поведения на себя.
На основании совокупности вышеизложенных обстоятельств оснований для вывода о том, что предъявленные истцом убытки являются следствием деяний ответчика, судом первой инстанции не установлены.
Как указано выше, в силу ч. 6 ст.15 Федерального закона "О теплоснабжении" орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность компенсации организации, обслуживающей бесхозяйные тепловые сети, расходов на содержание, ремонт и эксплуатацию в форме учета при тарифном регулировании.
Как объяснил в судебном заседании 10.12.2019 представитель Управления по тарифам, истцом в Управление было подано заявление об установлении тарифов в 2015 году. Истцу был установлен тариф приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 24.11.2015 N 1892Т на долгосрочный период со сроком вступления с 01.01.2016. В настоящее время данный приказ утратил силу.
В 2018 году истец в срок по 01.05.2018 обратился в Управление по тарифам и ценовой политике Орловской области с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию потребителя, но к заявлению не были приложены правоустанавливающие документы на имущество, которое он использует для оказания услуг теплоснабжения.
В связи с этим 11.12.2018 было принято решение не осуществлять тарифное регулирование в отношении истца. Представитель Управления объяснил, что на тот момент у истца с Администрацией Орловского района Орловской области был спор (дело N А48-9613/2018) о принадлежности имущества, в связи с этим до его разрешения тарифы не могли быть установлены. Кроме того, представитель Управления указал, что законодателем четко определен перечень обязательных документов, которые должны быть приложены к заявлению, и правоустанавливающие документы на имущество указаны в перечне первыми. Поскольку имущество старше 5 лет, то таким документом будет концессионное соглашение. Концессионное соглашение между сторонами не заключалось.
Исходя из изложенного невозможность компенсации затрат Общества на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей не вызвана поведением администрации Лошаковского сельского поселения.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины отнесены на истца (ст. 110 АПК РФ).
Довод апелляционной жалобы о том, что после предоставления документов истцом, администрацией Лошаковского сельского поселения Орловского района Орловской области было вынесено распоряжение N 324 - р о предоставлении дотации, таким образом, по мнению заявителя, действия администрации были первоначально направлены на выделение субсидии, отклоняется как невлекущий отмену судебного акта.
ООО "Теплосервис Пахомовский" является теплосетевой организацией в системе теплоснабжения Лошаковского сельского поселения. При этом в разделе 10 "Решения по бесхозяйным тепловым сетям" Схемы теплоснабжения Лошаковского сельского поселения Орловского района Орловской области на период до 2033 года (том 3, л.д.30) и утвержденной приказом Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 05 апреля 2018 г. N 165 (т.2, л.д.83), указано, что по информации всех теплоснабжающих организаций в Лошаковском сельском поселении в их эксплуатационной ответственности нет бесхозяйных тепловых сетей и других объектов коммунальной энергетики.
Выявив впоследствии бесхозяйные сети в п.Шиловский Орловского района Орловской области, администрация Лошаковского сельского поселения постановлением от 22.06.2018 N 72 закрепила тепловые сети за истцом для содержания и обслуживания (т.1, л.д.77-78).
Между тем, и в период, предшествующий дате закрепления данных сетей за истцом, он осуществлял свою хозяйственную деятельность с их использованием, получая соответствующий коммерческий результат.
Тогда как, администрация муниципального образования никакой финансово-хозяйственной деятельности по использованию спорных сетей в данный период времени не осуществляло, соответственно, порыв тепловых сетей в процессе осуществления теплосетевой организацией своей деятельности в системе теплоснабжения Лошаковского сельского поселения должен нести истец.
Ссылки на то, что передача бесхозных сетей не освобождает собственника от ответственности за вред, причиненный третьим лицам ненадлежащим содержанием этого имущества, отклоняются как противоречащий нормам права.
В соответствии с правовым подходом, изложенным в определении Конституционного Суда РФ N 1707-О от 18.07.2017 положения, возлагающие на организацию, использующую объекты централизованных систем теплоснабжения, в том числе бесхозяйные, для подачи коммунальных ресурсов потребителям, обязанность обеспечивать технически исправное состояние указанных объектов (своевременно устранять аварии и ликвидировать повреждения), с учетом закрепленной в законе гарантии возмещения соответствующих расходов, не могут рассматриваться как нарушающие права организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Таким образом, независимо от того, был ли передан спорный участок во владение истца в данный период времени или являлся бесхозяйным, обязанность по содержанию сетей в силу закона должно нести предприятие, которое фактически использует их для оказания услуг.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательной базе, которые бы влияли на законность и обоснованность обжалуемого решения, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в апелляционной жалобе не содержится.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Орловской области от 17.02.2020 не имеется.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. на основании статьи 110 АПК РФ относится на ее заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Орловской области от 17.02.2020 по делу N А48-8347/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплосервис Пахомовский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Сурненков |
Судьи |
Л.А. Серегина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-8347/2019
Истец: ООО "ТЕПЛОСЕРВИС ПАХОМОВСКИЙ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЛОШАКОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ОРЛОВСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Орловский район Орловской области в лице Администрации Орловского района Орловской области, УПРАВЛЕНИЕ ПО ТАРИФАМ И ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ