31 января 2024 г. |
Дело N А83-15548/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.01.2024.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Колупаевой Ю.В., судей Сикорской Н.И., Плотникова И.В.,
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Машлахяна С.В.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Вектор Плюс" - Соломатин В.В., представитель по доверенности от 01.03.2023 б/н,
от Акционерного общества "Люберецкий завод монтажавтоматика" - Чёрная А.Е., представитель по доверенности от 04.12.2023 N 90,
от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Солнечная Таврика": Травкина Н.А., представитель по доверенности от 31.10.2023 N 25/ф, Шаматульская Л.Б., представитель по доверенности от 09.01.2023 N 2/ф,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Акционерного общества "Люберецкий завод монтажавтоматика" и Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Солнечная Таврика" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 10.10.2023 года по делу N А83-15548/2023 (судья Гризодубова А.Н.)
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вектор Плюс"
к Акционерному обществу "Люберецкий завод монтажавтоматика", Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Солнечная Таврика"
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, Федерального казначейства, общества с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер",
о признании права недействительными торгов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Вектор Плюс" (далее - истец, ООО "Вектор Плюс") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Акционерному обществу "Люберецкий завод монтажавтоматика" (далее - ответчик 1, АО "ЛЗМ") и Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Солнечная Таврика" (далее - ответчик 2, ГУП РК "Солнечная Таврика") с требованиями:
1. Признать недействительными торги - электронный аукцион (извещение N22000011590000000015, лот Nl) по продаже недвижимого имущества, находящегося в собственности Республики Крым, закрепленного за ГУП РК "Солнечная Таврика" на праве хозяйственного ведения - нежилого здания (административное) площадью 912,7 кв. м, кадастровый номер 90:25:090104:189, расположенного по адресу: Республика Крым, г Ялта, ул Ленина, д 17.
2. Признать недействительным договор от 10.03.2023 г. N 10/03/23, купли-продажи нежилого здания (административное) площадью 912,7 кв. м, кадастровый номер 90:25:090104:189, расположенного по адресу: Республика Крым, г Ялта, ул Ленина, д 17, заключенный с АО "ЛЗМ" по результатам электронного аукциона (извещение N22000011590000000015, лот N1), применить последствия, предусмотренные ст. 167 ГК РФ.
Исковые требования мотивированы реализацией нежилого здания, а также движимого имущества, находящегося в собственности Республики Крым с нарушением установленного порядка размещения информации о проведении торгов, а именно размещением организатором торгов извещения о торгах в разделе ГИС "Торги" (torgi.gov.ru) "Продажа (приватизация) государственного и муниципального имущества", которые подлежат размещению в разделе ГИС "Торги" "Аренда, безвозмездное пользование, доверительное управление имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, продажа имущества ФГУП", что не позволило ООО "Вектор плюс" и иным потенциальным участникам торгов своевременно узнать о торгах и подать заявку, а также иными нарушениями при проведении торгов.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 10.10.2023 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, АО "ЛЗМ" и ГУП РК "Солнечная Таврика" обратились в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт которым в удовлетворении иска отказать.
Апелляционные жалобы мотивированы тем, что организатором торгов не допущено нарушений, которые привели либо могли привести к ограничению доступа потенциальных участников торгов к информации о них.
Определениями Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2023 и от 27.11.2023 апелляционные жалобы приняты к производству суда апелляционной инстанции.
Представители апеллянтов в судебном заседании просили апелляционные жалобы удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель ООО "Вектор Плюс" в судебном заседании просил решение суда первой инстанции просил оставить решение без изменения, апелляционные жалобы заявителей без удовлетворения.
В судебное заседание иные лица явку представителей не обеспечили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей иных лиц, участвующие в деле.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
31.01.2023 ГУП РК "Солнечная Таврика", являясь продавцом имущества и организатором торгов, разместило на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru (далее ГИС "Торги") извещение N 22000011590000000015 о проведении аукциона на право заключения договора купли- продажи недвижимого и движимого имущества, закрепленного за ГУП РК "Солнечная Таврика" на праве хозяйственного ведения, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Ленина, дом 17. Описание лота: недвижимое имущество - нежилое здание (административное) (Литер:А) площадью 912.7 кв.м, кадастровый номер 90:25:090104:189, находящееся в собственности Республики Крым и расположенное по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Ленина, д. 17. Движимое имущество - находящееся в собственности Республики Крым и расположенное по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Ленина, д. 17.
27.02.2023 был опубликован итоговый протокол, согласно которому, по результатам рассмотрения заявок подана и допущена к дальнейшему участию одна заявка на участие в аукционе - АО "ЛЗМ", в связи с чем торги признаны несостоявшимися, принято решение о заключении договора с данным лицом по цене и на условиях, предусмотреных заявкой на участие в аукционе и документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении аукциона. Данное решение было оформлено в протоколе о подведении итогов. В результате был заключен договор от 10.03.2023 N 10/03/23 с АО"Люберецкий завод "Монтажавтоматика".
28.03.2023 право собственности на имущество, расположенное по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Ленина, 17 зарегистрировано за АО "Люберецкий завод "Монтажавтоматика".
Полагая, что торги проведены с нарушением закона и ограничили право истца на участие в указанных торгах, ООО "Вектор Плюс" обратилось в суд с данным иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ГУП РК "Солнечная Таврика" допущены нарушения как в части порядка размещения информации о поведении торгов, так и нарушение самого порядка проведения торгов, установленного приказом ФАС России N 67, которые привели к нарушению прав истца, как возможного потенциального участника торгов.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда являются ошибочными, а решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов с лицом, выигравшим торги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В силу пункта 2 статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 данного Кодекса.
В пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 449 ГК РФ публичные торги, проведенные в порядке, установленном для исполнения судебных актов, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в случае нарушения правил, установленных законом. Споры о признании таких торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
Основанием для признания торгов недействительными может служить существенное нарушение процедуры их проведения. При этом под существенным нарушением следует понимать такое отклонение от установленных требований, которое повлекло или могло повлечь иные результаты торгов и, как следствие, грубое нарушение прав и законных интересов заинтересованного лица.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (пункт 2 статьи 449 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 295 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество только с согласия собственника.
Согласно статье 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее также - Закон о приватизации) предусмотрена продажа государственного или муниципального имущества на аукционе или конкурсе, являющаяся способом приватизации этого имущества. Однако нормы Закона о приватизации, включая требование об обязательном проведении торгов в целях продажи государственного (муниципального) имущества, на отношения по отчуждению государственными (муниципальными) унитарными предприятиями имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, не распространяются. (подп. 9 п. 2 ст. 3 указанного закона).
Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции) установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Таким образом, ГУП вправе продать имущество принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество с согласия собственника по результатам проведения конкурсов или аукционов, при этом требования Закона о приватизации на данные правоотношения не распространяются.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 25 февраля 2022 года N 1103-2/22 "О согласовании отчуждения недвижимого имущества из государственной собственности Республики Крым" согласовано отчуждение имущества, являвшегося предметом оспариваемых торгов, путем продажи на открытом аукционе.
Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 10 ноября 2022 года N 1773-р "О предоставлении согласия на отчуждение недвижимого имущества, находящегося в собственности Республики Крым" было предоставлено согласие на отчуждение имущества путем проведения аукциона, открытого по составу участников и форме подачи предложений, в соответствии со статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 14, 20 Закона Республики Крым от 19 июля 2022 года No 307-ЗРК/2022 "Об исполнительных органах Республики Крым", статьями 2, 5 Закона Республики Крым от 08 августа 2014 года No 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым", приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее - приказ ФАС России N 67), Порядком отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 11 ноября 2014 года N 438, постановлением Государственного Совета Республики Крым от 25 февраля 2022 года N 1103-2/22 "О согласовании отчуждения недвижимого имущества из государственной собственности Республики Крым".
Таким образом, продавцов в установленном порядке было получено согласие собственника на продажу спорного имущества. Законность данного согласия лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Согласно пункту 2 статьи 448 ГК РФ извещение о проведении торгов должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Согласно части 6 статьи 17.1 Закона о конкуренции с 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов).
Как было указано выше, 31.01.2023 ГУП РК "Солнечная Таврика", являясь продавцом имущества и организатором торгов, разместило на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru (далее ГИС "Торги") извещение N 22000011590000000015 о проведении аукциона на право заключения договора купли- продажи недвижимого и движимого имущества, закрепленного за ГУП РК "Солнечная Таврика" на праве хозяйственного ведения, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Ленина, дом 17. Описание лота: недвижимое имущество - нежилое здание (административное) (Литер:А) площадью 912.7 кв.м, кадастровый номер 90:25:090104:189, находящееся в собственности Республики Крым и расположенное по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Ленина, д. 17., движимое имущество - находящееся в собственности Республики Крым и расположенное по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Ленина, д. 17 (далее - имущество).
Согласно пункту 1.4. извещения N 22000011590000000015, размещенного на сайте ГИС "Торги", аукцион проводится в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 25 февраля 2022 года N 1103-2/22 "О согласовании отчуждения недвижимого имущества из государственной собственности Республики Крым", распоряжения Совета Министров Республики Крым от 10 ноября 2022 года N 1773-р "О предоставлении согласия на отчуждение недвижимого имущества, находящегося в собственности Республики Крым", приказа Министерства курортов и туризма Республики Крым от 07 октября 2022 года N 16-П "О целесообразности отчуждения имущества Республики Крым ГУП РК "Солнечная Таврика", приказа ГУП РК "Солнечная Таврика" об отчуждении имущества N 81-о от 11.11.2022 и требований действующего законодательства Республики Крым и Российский Федерации.
Согласно письма Федерального казначейства России N 07-04-14/14-1311 от 14.07.2023 г., представленного в материалы дела, извещение N 22000011590000000015 по электронному аукциону размещено на сайте ГИС "Торги" в разделе "Продажа (приватизация) государственного и муниципального имущества".
Как утверждает истец, в данном разделе размещается информация по торгам, которые проводятся в соответствии с положениями Закона о приватизации. При этом извещение должно было размещаться в специальном разделе "Аренда, безвозмездное пользование, доверительное управление имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, продажа имущества ФГУП". Как полагает истец, размещение извещения не в том разделе привело к ограничению его права на участие в торгах.
Как правильно отметил суд первой инстанции, нормативное регулирование порядка и правил размещения информации об организации и проведения торгов осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 No 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 909), а также Регламентом государственной информационной системы "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru", утвержденным Приказом Федерального казначейства от 2 декабря 2021 г. N 38н. (далее - Регламент) и приказом ФАС России N 67, действовавшем в период спорных правоотношений.
Согласно пункту 1 Постановления N 909 правительство РФ определило адрес сайта государственной информационной системы "Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации:
- о проведении конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации (приказ ФАС России N 67);
- о продаже приватизируемого государственного или муниципального имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (Закон о приватизации).
Пунктом 1.1 Постановления N 909 Федеральное казначейство определено уполномоченным федеральным органом исполнительной" власти, осуществляющим функции по созданию, развитию, эксплуатации, в том числе обслуживанию пользователей ГИС Торги.
Согласно пункту 8 Регламента, в открытой части официального сайта torgi.gov.ru размещаются информация и документы, предусмотренные в пункте 1 Постановления N 909.
В соответствии с пунктами 27 и 28 приказа ФАС России N 67 информация о проведении конкурсов или аукционов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов), без взимания платы. При этом к информации о проведении конкурсов или аукционов относится предусмотренная настоящими Правилами информация и полученные в результате принятия решения о проведении конкурсов или аукционов и в ходе конкурсов или аукционов сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении конкурса или аукциона, извещении об отказе от проведения конкурсов или аукционов, конкурсной документации, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе конкурсов или аукционов. При проведении аукциона в соответствии с Постановлением N 333 информация о проведении аукциона, размещение которой предусмотрено настоящим Порядком, не позднее дня, следующего за днем размещения на официальном сайте торгов, дополнительно размещается на официальном сайте в сети "Интернет", определенном в соответствии со статьей 15 Закона о приватизации для опубликования информации о приватизации федерального имущества. Информация о проведении конкурсов или аукционов, размещенная на официальном сайте торгов, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Размещение информации о проведении конкурсов или аукционов на официальном сайте торгов в соответствии с настоящими Правилами является публичной офертой, предусмотренной статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 30 приказа ФАС России N 67 предусмотрено, что извещение о проведении конкурса также может быть опубликовано в любых средствах массовой информации, а также размещено в любых электронных средствах массовой информации, при условии, что такие опубликование и размещение не могут осуществляться вместо предусмотренного пунктом 29 настоящих Правил размещения.
Таким образом, ни один из перечисленных нормативных актов не содержал требование о размещении извещения о торгах в конкретном разделе официального сайта.
При этом, апелляционный суд принимает во внимание, что как раздел "Продажа (приватизация) государственного и муниципального имущества", так и раздел "Аренда, безвозмездное пользование, доверительное управление имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, продажа имущества ФГУП" предназначены для размещения извещений о продаже государственного имущества.
До 31.03.2023 г. на официальном сайте торгов отсутствовала информация/регламент работы с сайтом при размещении информации о продаже имущества находящегося в ведении ГУП. Доказательств наличия разграничений между процедурами и их порядком проведения торгов по Закону о приватизации и по приказу ФАС России N 67 67 истцом не предоставлено. 31.03.2023 (то есть уже после размещений спорного извещения организатора торгов) было размещено "Руководство пользователя. Формирование и размещение сведений о проведении торгов", в котором был описан порядок действий по публикации процедуры проведения торгов с учетом требований НПА в соответствующих разделах.
Апелляционный суд полагает, что письмо Федерального казначейства России от 14.07.2023 г. и ответ Заместителя руководителя ФАС РФ на запрос суда не свидетельствуют об обратном, так как содержат разъяснения относительно порядка проведения торгов на актуальную дату (то есть после 31.03.2023).
При этом, исходя из ответа Министерства цифрового развития от 08.08.2023 г. следует, что создание и последующая публикация извещений согласно приказа ФАС России N 67 осуществлялась в виде торгов в разделе "Продажа государственного (муниципального) имущества".
До 31.03.2023 в ГИС "Торги" не была размещена какая - либо информация, в том числе с разъяснениями - в каком разделе необходимо публиковать продажу государственного имущества находящегося в ведении унитарного предприятия. Доказательств обратного истцом не представлено и заявитель на них не ссылается. Напротив, в судебном заседании на уточняющий вопрос апелляционного суда о том, каким образом потенциальные участники должны были узнать о том, что извещение подлежало размещению именно в разделе "Аренда, безвозмездное пользование, доверительное управление имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, продажа имущества ФГУП" представитель истца ответить не смог, указав при этом, что ООО "Вектор Плюс" было известно о разных разделах при организации торгов в соответствии с Законом о конкуренции и Законом о приватизации, так как последний сам является профессиональным организатором торгов.
Как правильно отметил суд первой инстанции регламент "Руководство пользователя. Формирование и размещение сведений о проведении торгов" не является нормативным актом, вместе с тем нормативные акты не содержат требований о размещении извещения в конктретном разделе ГИС "Торги".
Как следует из разъяснений, предоставленных ООО "РТС-тендер", до 01.04.2023 имелась возможность проводить торги в соответствии с приказом ФАС России N 67 в разделе "Приватизация государственного и муниципального имущества".
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о нарушении ГУП РК "Солнечная Таврика" требований закона при организации оспариваемых торгов не соответствует нормам материального права.
Апелляционный суд проверил довод истца о том, что размещение извещения не в том разделе, который он полагает верным, нарушило его право на участие в торгах, и признал его необоснованным.
Информационное сообщение о проведении аукциона в электронной форме по продаже имущества, находящегося в собственности Республики Крым, размещенное в сети Интернет на сайте torgi.gov.ru содержит все необходимые сведения (а именно сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене).
На сайте ГИС "Торги" можно проводить поиск необходимой информации на заходя в соответствующий раздел, как по лотам, так и по организаторам торгов.
Более того, информация о торгах по продаже имущества по извещению N 22000011590000000015 размещалась не только на сайте ГИС "Торги", но и на ЭП РТС-тендер в разделе "Имущество", и на сайте организатора торгов в разделе "Общие сведения о аренде /Продажи", в котором имеется ссылка на электронную торговую площадку и www.torgi.gov.ru и РТС-тендер (именно где размещалось извещение).
ООО "Вектор Плюс", как профессиаональный участник рынка, не мог не знать об указанных возможностях, однако к участию в торгах не заявился.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям, размещенным на сайте torgi.gov.ru за период с марта 2022 года по январь 2023 года ГУП РК "Солнечная Таврика" семь раз опубликовывал извещения о проведении аукциона в отношении имущества, выставленного на аукцион. В адрес ответчика 2 поступали запросы по извещениям, ответы на которые размещались на официальном сайте торгов. Так, согласно скриншотам из электронной почты, приобщенным к материалам дела, в адрес организатора торгов было направлено более двадцати обращений о разъяснении положений документации и осмотре имущества.
Учитывая изложенное, апелляционный суд пришёл к выводу, что ООО "Вектор Плюс" имело реальную возможность узнать о торгах и подать заявку, при наличии интереса к предмету торга.
Таким образом, публикация извещения в разделе "Продажа (приватизация) государственного и муниципального имущества" в ГИС "Торги" до публикации в ГИС руководства пользователя, в котором были определены положения о публикации продажи имущества по приказу ФАС России N 67 в определенном разделе ГИС "Торги" не имеет признаков нарушения законодательства, которые привели к нарушению Закона о конкуренции.
Судом первой инстанции также установлено, что документация содержит положения, не соответствующие требованиям к торгам, проводимым в порядке приказа приказа ФАС России N 67.
В соответствии с пунктом 139 приказа ФАС России N 67 "Шаг аукциона" устанавливается в размере пяти процентов начальной (минимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении аукциона. В случае если после троекратного объявления последнего предложения о цене договора ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более высокую цену договора, аукционист обязан снизить "шаг аукциона" на 0,5 процента начальной (минимальной) цены договора (цены лота), но не ниже 0,5 процента начальной (минимальной) цены договора (цены лота).
Согласно пункта 8.1 извещения, "Шаг аукциона" устанавливается продавцом в фиксированной сумме, составляющей не более 5 процентов начальной цены продажи. Пунктом 1.14 извещения о торгах установлено, что величина повышения начальной цены ("шаг аукциона") устанавливается в размере 5 (пять) процентов от начальной цены договора, и составляет 7709864,25 рублей. Согласно раздела 3 извещения о торгах, "Шаг аукциона" - установленная Продавцом в фиксированной сумме и не изменяющаяся в течение всего электронного аукциона величина, составляющая 5 процентов начальной цены продажи, на которую в ходе процедуры электронного аукциона его участниками последовательно повышается начальная цена продажи.
С учётом изложенного, содержание аукционной документации не противоречит указанному пункту приказа ФАС России N 67.
Кроме того, иск о признании публичных торгов недействительными, заявленный лицом, права и законные интересы которого не были нарушены вследствие отступления от установленного законом порядка проведения торгов, не подлежит удовлетворению (пункт 1 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства, информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101).
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
По статье 11 ГК РФ в судебном порядке подлежат защите только нарушенные или оспоренные гражданские права.
На основании абзаца 4 статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Заинтересованным лицом в таком случае является субъект, имеющий материально-правовой интерес в признании сделки ничтожной, в чью правовую сферу эта сделка вносит неопределенность и может повлиять на его правовое положение. В случаях, специально предусмотренных действующим законодательством, заинтересованным лицом может являться субъект, имеющий процессуально-правовой интерес в признании сделки ничтожной.
Исходя из толкования приведенных норм права, предъявление требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
Из Постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.01.2004 N 10623/03, от 07.02.2012 N 12573/11 и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 N 739-О-О следует, что по смыслу статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными должно повлечь восстановление прав истца.
Следовательно, в силу статьи 65 АПК РФ истцу следует прежде всего доказать, какие конкретно его права и законные интересы в результате проведения торгов были нарушены и каким образом признание торгов недействительным повлечет восстановление этих прав.
Апелляционный суд пришёл к выводу, что оспариваемые торги и заключённый по их результатам договор, не нарушают прав и законных интересов истца, равно как и не могут повлечь восстановления прав, которые истец считает нарушенными, так как ООО "Вектор Плюс" участником торгов не являлось, равно как и не подавало заявку на участие в оспариваемых торгах. При этом, истец не указал в чем именно заключается нарушение его прав действиями ответчиков и какой размер расходов он понес, либо материальное выражение неполученных доходов.
Учитывая изложенное, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований ООО "Вектор Плюс".
В соответствии с частью 2 статьи 269 АПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Согласно подпункту 3 и 4 пункта 1 статьи 270 АПК РФ неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела являются основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Таким образом, принимая во внимание неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции и принятия нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с частью 5 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
Учитывая, что апелляционные жалобы удовлетворены, при этом апеллянтами понесены судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционных жалоб в размере 3000 рублей за каждую, указанные судебные расходы подлежат взысканию с истца в пользу ответчиков.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 10.10.2023 года по делу N А83-15548/2023 отменить, апелляционные жалобы Акционерного общества "Люберецкий завод монтажавтоматика" и Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Солнечная Таврика" - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Вектор Плюс" отказать полностью.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Вектор Плюс" в пользу Акционерного общества "Люберецкий завод монтажавтоматика" 3000,00 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Вектор Плюс" в пользу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Солнечная Таврика" 3000,00 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Колупаева |
Судьи |
Н.И. Сикорская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-15548/2023
Истец: ООО "ВЕКТОР ПЛЮС"
Ответчик: АО "ЛЮБЕРЕЦКИЙ ЗАВОД МОНТАЖАВТОМАТИКА", ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "СОЛНЕЧНАЯ ТАВРИКА"
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Министерство Имущественных и Земельных Отношений Республики Крым, ООО "РТС-Тендер", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДУ СЕВАСТОПОЛЮ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО