г. Санкт-Петербург |
|
15 июля 2020 г. |
Дело N А42-10843/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13436/2020) Муниципального унитарного предприятия Кольского района "Лавна" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.03.2020 по делу N А42-10843/2019 (судья Карачева А.Е.), принятое
по заявлению Администрации сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области
к Муниципальному унитарному предприятию Кольского района "Лавна"
заинтересованное лицо: конкурсный управляющий МУП "Лавна" - Судья Светлана Николаевна
об обязании предоставить отчет
УСТАНОВИЛ:
Администрация сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области (далее - истец, Администрация) обратилась в арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к Муниципальному унитарному предприятию Кольского района "Лавна" (далее - ответчик, Предприятие, МУП "Лавна") об обязании представить отчет о расходовании субсидии, полученных из бюджета сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен конкурсный управляющий МУП "Лавна" - Судья Светлана Николаевна.
Решением от 12.03.2020 суд обязал муниципальное унитарное предприятие "Лавна" предоставить Администрации сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области отчеты о расходовании средств субсидии, предоставленных в соответствии с соглашением N 3 от 18.12.2014 о предоставлении и расходовании субсидии из бюджета с.п.Междуречье на увеличение уставного фонда МУП "Лавна" в размере 2 100 000 руб. и соглашением N 1 от 19.11.2015 о предоставлении и расходовании субсидии из бюджета с.п.Междуречье Кольского района Мурманской области на увеличение уставного фонда МУП "Лавна" в размере 1 700 000 руб.
Не согласившись с указанным решением, Предприятие направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что на дату обращения в суд истек общий срок исковой давности для обращения с требованием о возврате субсидии, а так же для обращения с требованием предоставления отчета. Ссылается на то, что Администрация не использовала возможные меры для исполнения имущественного требования. Указывает, что Администрацией было издано распоряжение о перечислении денежных средств в размере 100 000 руб. для формирования уставного капитала, отдельного соглашения на предоставление указанных денежных средств путем предоставления субсидии не заключалось, в связи с чем их предоставление не требует составления отчета об использовании. Полагает, что суду первой инстанции необходимо было привлечь Администрацию Кольского района Мурманской области к участию в деле в качестве третьего лица, а так же считает, что Администрация должна была заявить свои требования в рамках дела о банкротстве.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации сельского поселения Междуречье 03.04.2014 N 23 в сельском поселении Междуречье Кольского района Мурманской области было создано муниципальное унитарное предприятие сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области "Лавна" с уставным фондом 100 000 рублей.
В соответствии с распоряжением от 26.11.2014 г N 85 унитарному предприятию "Лавна" было перечислено 100 000 руб. (платежное поручение N 1659 от 16.12.2014).
По факту поступившего ходатайства от МУП "Лавна" от 10.12.2014 N 26/1 об увеличении уставного капитала на сумму 2 100 000 руб., распоряжением Администрации от 23.12.2014 N 96, во исполнение постановления Администрации от 23.12.2014 N 92, в соответствии с соглашением N 3 от 18.12.2014, МУП "Лавна" было перечислено 2 100 000 руб. (платежное поручение N 111644 от 25.12.2014).
16.11.2015 в адрес Администрации поступило письмо МУП " Лавна" от 13.11.2015 N 595 с просьбой увеличения уставного капитала на сумму 1700000 руб.
В соответствии с постановлением Администрации от 18.11.2015 N 204/1, распоряжением от 25.11.2015 N 162, соглашением N1 от 19.11.2015 МУП "Лавна" было перечислено 1 700 000 руб. (платежное поручение N 341705 от 25.11.2015).
Общая сумма денежных средств, перечисленных в уставной фонд МУП "Лавна" за период 2014-2015 годы, составила 3 900 000 руб.
Согласно условиям пункта 4.2. соглашений N 3 от 18.12.2014, N 1 от 19.11.2015 "О предоставлении и расходовании субсидий из бюджета сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области на увеличение уставного фонда МУП "Лавна"" Предприятием должны быть предоставлены отчеты о расходовании субсидий.
В связи с неисполнением МУП "Лавна" обязательства, предусмотренного пунктом 4.2 названных соглашений, Администрацией в адрес Предприятия направлено письмо (исх. N 863/1 от 19.09.2017) о необходимости представлении в срок до 26.09.2017 соответствующего отчета о расходовании целевых средств субсидии на сумму 3 900 000 руб., неисполнение, которого послужило основанием вынесения распоряжения от 31.10.2017 N 88 "О предоставлении отчета о расходовании целевых средств субсидии", которое также не было исполнено Предприятием, вследствие чего, Администрацией повторно направлено письмо (исх. N 1060 от 16.11.2017) о необходимости представления отчетов, с установленным сроком исполнения обязательства - в течение 10 дней (получено ответчиком - 17.11.2017).
Поскольку неоднократно направленные в адрес Предприятия требования об исполнении возложенных пунктом 4.2 соглашений обязательств по представлению отчетов о расходовании средств субсидии МУП "Лавна" исполнены не были, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением об обязании конкурсного управляющего Предприятия представить отчет о расходовании субсидии, полученных из бюджета сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области в рамках дела о банкротстве МУП "Лавна" N А42- 8846/2017.
Определением Арбитражного суда Мурманской области от 19.08.2019 по делу N А42-8846/2017 указанное заявление Администрации, на основании пункта 4 части 1 статьи 148 АПК РФ, оставлено без рассмотрения.
25.10.2019 Администрация обратилась в суд с рассматриваемым заявлением в порядке отдельного искового производства.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований, в связи с чем удовлетворил их.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 114 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок формирования уставного фонда унитарного предприятия устанавливается законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закона N 161-ФЗ) уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 161-ФЗ уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что Администрацией сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области принято постановление от 03.04.2014 N 23 "О создании МУП "Лавна"" (пункт 1). В целях осуществления деятельности указанного Предприятия, названным постановлением, утвержден устав Предприятия (пункт 2), а также уставной фонд МУП "Лавна" в размере 100 000 руб. (пункт 4). Перечисление указанных средств, произведено органом местного самоуправления на основании платежного поручения N 1659 от 16.12.2014 по распоряжению Администрации N 85 от 26.11.2014.
В удовлетворении требования Администрации в части предоставления отчета о расходовании предоставленных денежных средств как средств субсидии, в том числе в части перечисленных в счет формирования уставного фонда ответчика - 100 000 руб. судом первой инстанции правомерно отказано, поскольку указанная сумма была перечислена Предприятию не в качестве субсидии, а как средства по формированию уставного фонда.
18.12.2014 по ходатайству Предприятия N 26/1 от 10.12.2014, содержащего сведения о необходимых затратах, связанных с осуществлением основного вида деятельности, между Администрацией и МУП "Лавна" заключено соглашение N 3 (далее - Соглашение N 3), регулирующее условия предоставления и расходования субсидии, выделяемой из бюджета сельского поселения Междуречье на увеличение уставного фонда для осуществления деятельности по ремонту и обслуживанию жилищного фонда СП Междуречье Кольского района Мурманской области МУП "Лавна" (пункт 1.2 Соглашения N 3).
В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения N 3 Администрация обязуется в пределах выделенных средств согласно решению Совета депутатов СП Междуречье от 06.02.2014 N 47/1 "О бюджете сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области на 2014 год" (с изменениями и дополнениями от 28.03.2014 года N 48/3, от 27.06.2014, N 50/9, от 30.10.2014 N 51/6) перечислить субсидию на увеличение уставного фонда МУП "Лавна" в сумме 2 100 000 руб.
В силу пунктов 2.1-2.3 Соглашения N 3 условием предоставления Субсидии является увеличение уставного фонда МУП "Лавна". Администрация в пределах лимитов бюджетных обязательств производит перечисление на расчетный счет Предприятия.
Представляемые в рамках настоящего Соглашения Субсидии имеют целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Показателем результативности использования субсидии является деятельность МУП "Лавна" по ремонту и обслуживанию жилищного фонда. Отчет по результативности целевых назначений "Субсидии" предоставляется до 27.12.2015 (пункты 3.1-3.2 Соглашения N 3).
В соответствии с пунктом 4.2 Соглашения N 3 Предприятие обязано: Предоставить Администрации до конца срока действия Соглашения копии документов, подтверждающих использование субсидии (отчет о расходовании Субсидии), заверенные копии платежных документов и расчетных документов, подтверждающих целевое использование Субсидии (пункт 4.2.1); обеспечить целевое использование предоставленной субсидии (пункт 4.2.4).
Пунктом 5.2 Соглашения N 3 определено, что в случае установленного факта неисполнения ил ненадлежащего исполнения Предприятием обязательств по настоящему соглашению Администрация вправе сократить размер субсидии либо требовать возврата предоставленной субсидии.
В случае нецелевого использования субсидии, а также выявления факта предоставления недостоверных сведений в отчетности, денежные средства подлежат возврату в течение 10-ти банковских дней в размере нецелевого использования субсидии на расчетный счет Администрации. При не возврате средств, использованных не по целевому назначению, а также целевых средств, не использованных в текущем году, в указанный срок Администрация принимает меры по взысканию подлежащих возврату средств в бюджет области в судебном порядке (пункт 7.1-7.2 Соглашения N 3).
Срок действия Соглашения N 3 определен в пункте 8.1 Соглашения, в соответствии с которым настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до 27.12.2015.
Аналогичное соглашение за N 1 (далее - Соглашение N 1) заключено сторонами 19.11.2015 по результатам рассмотрения истцом ходатайства ответчика N 595 от 13.11.2015, в соответствии с пунктом 1.2 которого Администрация обязалась перечислить субсидию на увеличение уставного фонда МУП "Лавна" в сумме 1 700 000 руб.
В соответствии с пунктами 3.1-3.2 Соглашения N 1 показателем результативности использования субсидии является стабильная деятельность МУП "Лавна" по теплоснабжению и обеспечение работоспособности котельной сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области. Отчет по результативности целевых назначений Субсидии Предприятие обязано предоставить до 01.12.2016.
Пунктом 7.2 Соглашения N 1 определено, что при не возврате средств, использованных не по целевому назначению, а также целевых средств, не использованных в текущем году, в указанный срок Администрация принимает меры по взысканию подлежащих возврату средств в бюджет сельского поселения Междуречье в судебном порядке.
Срок действия Соглашения N 1 определен в пункте 8.1 Соглашения, в соответствии с которым настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до 01.12.2016.
Администрация исполнила обязательства по указанным соглашениям, перечислила Предприятию 2 100 000 руб. (платежное поручение N 111644 от 25.12.2014), 1 700 000 руб. (платежное поручение N 341705 от 25.11.2015).
Предприятие 06.05.2014 в установленном законом порядке зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1145105000523; размер уставного фонда составляет 3 900 000 руб.
Факт неисполнения Предприятием требований пункта 4.2 соглашений установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела.
Неисполнение принятых обязательств МУП "Лавна" послужило препятствием в осуществлении контроля за целевыми и эффективными использованием денежных средств, выделяемых по соглашениям.
В связи с вышеизложенным суд первой инстанции пришел к правомерному в выводу о наличии оснований для удовлевтрения исковых требований в части обязания Предприятия предоставить Администрации отчеты о расходовании средств субсидии, предоставленных в соответствии с соглашением N 3 от 18.12.2014 и соглашением N 1 от 19.11.2015.
Доводы ответчика о пропуске исковой давности обосновано отклонены судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз (пункт 2 статьи 29 Закона N 401-ФЗ).
В силу пункта 3 указанной статьи экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, о том, что Предприятие обязано обеспечить хранение документов, в том числе, обязанность представления которых предусмотрена пунктом 4.2 Соглашений в подтверждение целевого расходования предоставленных средств субсидий не менее пяти лет.
Оснований для рассмотрения заявления в рамках дела о банкротстве не имелось, поскольку Администрацией заявлено требование к МУП "Лавна" в виде понуждения к совершению определенных действий, которые по своей правовой природе являются требованиями неимущественного характера.
Кроме того, определении Арбитражного суда Мурманской области от 19.08.2019 по делу N А42-8846/2017, исковые требования Администрации оставлены без рассмотрения, истцу разъяснено о возможности обращения с отдельным исковым заявлением в защиту нарушенного права.
Вопреки доводам подателя жалобы оснований для привлечения Администрации Кольского района в качестве третьего лица судом первой инстанции правомерно не установлено, поскольку принятый по делу судебный акт не влияет на права и обязанности указанного лица по отношению к одной из сторон.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ответчику была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, с него подлежит взысканию в федеральный бюджет РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 12 марта 2020 года по делу N А42-10843/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Кольского района "Лавна" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия Кольского района "Лавна" в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 3 000 рублей по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-10843/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МЕЖДУРЕЧЬЕ КОЛЬСКОГО РАЙОНА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: МУП СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МЕЖДУРЕЧЬЕ КОЛЬСКОГО РАЙОНА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ЛАВНА"
Третье лицо: к/у Судья Светлана Николаевна, Судья Светлана Николаевна