г. Пермь |
|
17 июля 2020 г. |
Дело N А71-3444/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Савельевой Н.М.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заинтересованного лица, Министерства финансов Удмуртской Республики,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 19 мая 2020 года,
принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, (мотивированное решение от 04 июня 2020 года)
по делу N А71-3444/2020
по заявлению акционерного общества "Парки Ижевска" (ОГРН 1041800270830, ИНН 1831099449)
к Министерству финансов Удмуртской Республики (ОГРН 1021801162866, ИНН 1831041689)
третье лицо: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики (ОГРН 1091831007290, ИНН 1831138480)
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Парки Ижевска" (ранее акционерное общество "Летний сад им. М.Горького") (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства финансов Удмуртской Республики (далее - ответчик, административный орган, заинтересованное лицо) о назначении административного наказания от 24.01.2020 N 5 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 13735 руб. 80 коп.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 июня 2020 года (резолютивная часть от 19 мая 2020 года) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство финансов Удмуртской Республики обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает что АО "Летний сад им. М. Горького" в отсутствие специального разрешения (лицензии), не подпадает под понятие "перевозчик", в связи с чем, правовых оснований для получения субсидии из бюджета Удмуртской Республики на основании Порядка утвержденного приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 21 июня 2017 года N 0183/01-04 у общества не имелось.
Министерство финансов Удмуртской Республики, заявлено ходатайство о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Удмуртскую транспортную прокуратуру Приволжской транспортной прокуратуры.
В представленном дополнении к апелляционной жалобе, Министерство финансов Удмуртской Республики указывает, что мотивированный отзыв представлен в суд первой инстанции в установленный срок 15.04.2020. Отмечает, что в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции необходимость в представлении документов подтверждающих законность оспариваемого заявителем постановления не устанавливалась. Министерство финансов Удмуртской Республики не указывалось на неполноту представленных доказательств. Материалы административного производства могли быть представлены по требованию суда. Кроме того указывает, что предметом рассматриваемого спора является нарушение юридическим лицом, являющимся получателем субсидий, условия их предоставления, при этом процедура привлечения к административной ответственности заявителем не является.
В дополнении к апелляционной жалобе Министерством, так же заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела, материалы административного дела об административном правонарушении N 07.05/5-2020 в отношении АО "Летний сад им. М. Горького" по части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
АО "Летний сад им. М. Горького" с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Ходатайства Министерство финансов Удмуртской Республики о приобщении к материалам дела дополнительных документов, а так же ходатайство о привлечении третьего лица, апелляционным судом рассмотрено в порядке статьи 159 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" арбитражным судом при рассмотрении апелляционной жалобы могут быть приняты дополнительные доказательства только в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 части 4 статьи 270 АПК РФ (часть 2 статьи 272.1 АПК РФ).
Принимая во внимание, что основания для перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, отсутствуют, суд апелляционной инстанции считает необходимым в приобщении к материалам дела дополнительных документов ответчику отказать.
Ходатайство о привлечении третьего лица, так же подлежит отклонению поскольку, в соответствии с пунктом 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила, в том числе, о привлечении к участию в деле третьих лиц, установленные настоящим Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 15.5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Как следует из материалов дела, административным органом в отношении акционерного общества "Летний сад им. М.Горького" вынесено постановление от 24.01.2020 N 5 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 13735 руб. 80 коп.
Несогласие заявителя с указанным постановлением послужило основанием для обращения в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что административным органом в действии (бездействии) не доказан заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
На основании части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела в порядке упрощенного производства рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации с особенностями, установленными главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При рассмотрении в порядке упрощенного производства дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, применяются особенности, установленные разделом III Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В статье 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что о принятии искового заявления, заявления к производству суд выносит определение, в котором указывает на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства и устанавливает для представления доказательств и отзыва на исковое заявление, отзыва на заявление ответчиком или другим заинтересованным лицом в соответствии со статьей 131 настоящего Кодекса срок, который не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня вынесения определения о принятии искового заявления, заявления к производству. Стороны вправе представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу доказательства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, в срок, который установлен арбитражным судом в определении о принятии искового заявления, заявления или в определении о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства и не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня вынесения соответствующего определения. Стороны вправе представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, в срок, который установлен арбитражным судом и не может составлять менее чем тридцать дней со дня вынесения определения о принятии искового заявления, заявления к производству или определения о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства. Такие документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были раскрыты в установленный судом срок.
Судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.
Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.03.2020 о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства заинтересованному лицу предложено представить письменный мотивированный отзыв на заявление, а также копии материалов административного дела не позднее 20.04.2020 (с учетом времени на доставку почтовой корреспонденции).
Кроме того, в определении указано, что стороны вправе представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции в срок не позднее 15.05.2020 (с учетом времени на доставку почтовой корреспонденции), при этом судом разъяснено, что такие документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были раскрыты в установленный судом срок.
В определении так же отмечено, что если отзыв на исковое заявление, отзыв на заявление, доказательства и иные документы поступили в суд по истечении установленного арбитражным судом срока, они не рассматриваются арбитражным судом и возвращаются лицам, которыми они были поданы, за исключением случая, если эти лица обосновали невозможность представления указанных документов в установленный судом срок по причинам, не зависящим от них (ч. 4 ст. 228 АПК РФ).
Данное определение Арбитражного суда Удмуртской Республики получено Министерством финансов Удмуртской Республики 02.04.2020 (л.д. 23).
Вместе с тем, вопреки позиции заявителя жалобы, в установленный судом первой инстанции срок (до 20.04.2020) Министерством финансов Удмуртской Республики письменный отзыв не представлен (поступил в суд 16.04.2020).
Материалы административного производства в суд первой инстанции административным органом так же не направлялись, при этом, они представлены только в суд апелляционной инстанции.
В статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции обоснованно указал, что административным органом не представлены доказательства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения, в том числе протокол об административном правонарушении, а также доказательства соблюдения порядка привлечения к административной ответственности. В связи с чем, суд первой инстанции признал незаконным и отменил оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности.
Приведенные в апелляционной жалобе административного органа доводы об отсутствии необходимости представлять материалы административного дела, судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании действующего законодательства.
При этом, как ранее указывалось, в силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший решение.
Доводы заявителя апелляционной жалобы, касающиеся существа спора не могут быть рассмотрены судом апелляционной инстанции, поскольку существо спора в оспариваемом решении не рассматривалось.
Таким образом, настоящее заявление правомерно рассмотрено Арбитражным судом Удмуртской Республики.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 04 июня 2020 года (резолютивная часть от 19 мая 2020 года) по делу N А71-3444/2020, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-3444/2020
Истец: АО "Летний сад им. М. Горького", АО "Парки Ижевска"
Ответчик: Министерство финансов Удмуртской Республики
Третье лицо: Министерство транспорта и дорожного хозяйства по Удмуртской Республике, МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ