г. Саратов |
|
16 июля 2020 г. |
Дело N А57-2576/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т. В.,
судей Жаткиной С.А., Луевой Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шавеевой З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 мая 2020 года по делу N А57-2576/2020,
по исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, ОГРН 1075262003992
к Администрации Татищевского муниципального района Саратовской области, ОГРН 1026401177164, Индивидуальному предпринимателю Суржиковой Светлане Николаевне, ОГРНИП 318645100089085
третьи лица: Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, ФГБУ "Рослесинфорг"
об исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН, восстановлении границ и площади земельного участка,
без участия представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, ОГРН 1075262003992 с исковым заявлением к Администрации Татищевского муниципального района Саратовской области, ОГРН 1026401177164, Индивидуальному предпринимателю Суржиковой Светлане Николаевне, ОГРНИП 318645100089085, третьи лица: Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, ФГБУ "Рослесинфорг":
- об исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН (п. 3 и 6 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ), возникшей при проведении кадастровым инженером кадастровых работ по определению координат поворотных точек границ земельного участка, с кадастровым номером 64:34:051951:15, расположенного по адресу: Саратовская область, Татищевский район, Вязовское муниципальное образование, с. Вязовка, в 350 м северо-западнее п. Звездный, д. 10, участок N 3, уточненной площадью 20 000 кв.м, в результате которой произошло пересечение площадью равной 7 369 кв.м, с земельным участком лесного фонда с кадастровым номером 64:34:052101:66 площадью 9 000 кв.м, путем исключения из ЕГРН сведений по площади и координатам поворотных точек участка с кадастровым номером 64:34:051951:15;
- о восстановлении границы и площади выдела 20 квартала 58 Вязовского участкового лесничества Вязовского лесничества Татищевского района Саратовской области (земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 64:34:052101:66 площадью 9 000 кв.м) в части области пересечения площадью 7 369 кв.м с земельным участком с кадастровым номером 64:34:051951:15 площадью 20 000 кв.м, путем внесения в ЕГРН координат поворотных точек границ области пересечения (указаны в заключении филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект"), которые были исключены Управлением Росреестра по Саратовской области при выявлении пересечения границ лесничества с границами земельного участка с кадастровым номером 64:34:051951:15, с восстановлением (увеличением) площади земель лесного фонда на площадь пересечения равную 7 369 кв.м.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18 мая 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебных об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на земельный участок, относящийся к категории земли лесного фонда имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации серия 64-АВ N 462803, дата выдачи: 10.11.2009, документы-основания: п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ, субъект права: Российская Федерация, вид права: собственность; объект права: лесной участок; категория земель: земли лесного фонда; разрешенное использование: ведение лесохозяйственной деятельности; общая площадь: 8 га; адрес объекта: Саратовская область, Татищевский район, Вязовское лесничество, квартал 58; кадастровый (или условный) номер: 64-64-55/022/2009-432; существующие ограничения (обременения) права: не зарегистрированы; о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.11.2009 сделана запись регистрации 64-64-55/022/2009-432.
Как указывает истец, доказательствами, подтверждающими отнесение земельных участков к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация в виде выписок из государственного лесного реестра, таксационных описаний, лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к землям лесного фонда.
По мнению истца, если лесной земельный участок поставлен на кадастровый учет с указанием иной категории земель, чем земли лесного фонда, руководствоваться исключительно данными государственного кадастра недвижимости представляется необоснованным, что обусловлено нормами федерального законодательства, согласно которым лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Истец в исковом заявлении указывает, что основным критерием отнесения земельного участка к той или иной категории по целевому назначению является фактическое использование данного земельного участка, подтверждаемое соответствующими документами. В то же время на часть земель лесного фонда имеется выписка из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которой объект недвижимости: земельный участок; кадастровый номер: 64:34:051951:15, адрес: Саратовская область, Татищевский район, Вязовское муниципальное образование, с. Вязовка, в 350 м северо-западнее п. Звездный, д. 10, участок N 3; уточненной площадью 20 000 кв.м; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения; правообладатель: данные отсутствуют; ограничение прав и обременение объекта: вид: аренда на весь объект; дата государственной регистрации: 09.10.2018; номер государственной регистрации: 64:34:051951:15-64/001/2018-4; срок на который установлено ограничение: с 18.03.2013 по 31.01.2062; лицо, в пользу которого установлено ограничение: Суржикова С.Н.
Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2014 N 1021-р полномочия по определению границ лесных участков в составе лесничеств и лесопарков возложены на ФГБУ "Рослесинфорг".
В обоснование приведенных доводов о том, что земельный участок (в части пересечения) относится к землям лесного фонда, истец ссылается на выписку из Государственного лесного реестра.
В обоснование доводов о пересечении спорного земельного участка с землями лесного фонда истец ссылается на заключение Воронежского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" N 1 от 05.09.2019 о пересечении границ земель лесного фонда кадастровый номер 64:34:052101:66, площадью 9 000 кв.м (Саратовская область, Татищевский район, Вязовское лесничество, Вязовское участковое лесничество, квартал 58, выдел 20 часть) с границами земельного участка с кадастровым номером 64:34:051951:15, площадью 20 000 кв.м (Саратовская область, Татищевский район, Вязовское муниципальное образование, с. Вязовка, в 350 м северо-западнее п. Звездный, д. 10, участок N 3), установлено, что земельный участок с кадастровым номером 64:34:051951:15 частично пересекается с землями лесного фонда, общая площадь пересечения 7 369 кв.м.
По мнению истца, постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 64:34:051951:15 была произведена без обязательного согласования границ в нарушение статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", и должна быть признана ничтожной, так как совершена в нарушение требований действующего законодательства.
Следовательно, по мнению истца, должна быть исправлена реестровая ошибка, возникшая при проведении работ по определению координат поворотных точек границ земельного участка, с кадастровым номером 64:34:051951:15, расположенного по адресу: Саратовская область, Татищевский район, Вязовское муниципальное образование, с. Вязовка, в 350 м северо-западнее п. Звездный, д. 10, участок N 3, уточненной площадью 20 000 кв.м, в результате которой произошло пересечение площадью равной 7 369 кв.м, с земельным участком лесного фонда с кадастровым номером 64:34:052101:66 площадью 9 000 кв.м, путем исключения из ЕГРН сведений по площади и координатам поворотных точек участка с кадастровым номером 64:34:051951:15; а также восстановлены границы и площадь выдела 20 квартала 58 Вязовского участкового лесничества Вязовского лесничества Татищевского района Саратовской области (земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 64:34:052101:66 площадью 9 000 кв.м) в части области пересечения площадью 7 369 кв.м с земельным участком с кадастровым номером 64:34:051951:15 площадью 20 000 кв.м, путем внесения в ЕГРН координат поворотных точек границ области пересечения (указаны в заключении филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект"), которые были исключены Управлением Росреестра по Саратовской области при выявлении пересечения границ лесничества с границами земельного участка с кадастровым номером 64:34:051951:15, с восстановлением (увеличением) площади земель лесного фонда на площадь пересечения равную 7 369 кв.м.
Принимая законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пунктами 1, 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) установлено, что в соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом.
Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом. От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Органы государственной власти от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.
Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 08.01.1998 N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса РФ, лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений согласно п. 7.2.1 Типового положения о территориальном органе федерального агентства лесного хозяйства, утвержденного приказом Минприроды России от 30.01.2015 N 38 и п.п. 8 п. 11 Положения о Департаменте лесного хозяйства по Приволжскому Федеральному округу утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 19.06.2015 N 203).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части 3 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 данного Федерального закона состава сведений (в том числе сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости) и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Данная норма соответствует нормам ранее действовавших Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", поскольку при составлении землеустроительной документации и документов государственного земельного кадастра подлежали определению границы земельных участков, сведения о которых в силу части 3 статьи 45 и статьи 7 Закона N 221 подлежат включению в государственный кадастр недвижимости.
В случае наличия у правообладателей землеустроительной документации, составленной в соответствии с нормами Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" и требований, и представления ее на государственный кадастровый учет в период действия Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", координаты границ земельных участков подлежали внесению в государственный земельный кадастр и впоследствии в государственный кадастр недвижимости. В этом случае границы земельных участков являются установленными.
При этом пунктом 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, предусмотрено, что орган кадастрового учета на основании заявления правообладателя, а также правоустанавливающих и подтверждающих право документов выносит решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений с присвоением им статуса "ранее учтенных объектов недвижимости".
Согласно пункту 59 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" со дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ сведения реестра и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в реестре и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе, указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" реестр недвижимости состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).
Согласно пункту 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Согласно пункту 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Статья 92 Лесного кодекса (в редакции ФЗ N 361-ФЗ от 03.07.2016 г.) предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Кадастровый учет по единым правилам всех, и в том числе лесных земельных участков, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.
В соответствии с нормами Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
При этом, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.
Из представленных в материалы дела документов усматривается, что земельный участок 64:34:051951:15 поставлен на кадастровый учет 28.01.2013.
Данное обстоятельство апеллянтом не опровергнуто.
Вместе с тем, заключение Воронежского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" N 1 от 05.09.2019, на которое ссылается апеллянт в обоснование своих доводов, не может являться достаточными доказательством, подтверждающим факт наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда.
Иных доказательств наложения границ не представлено.
Согласно пункту 4 статьи 60.2 Закона N 218 границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях реестра, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Таким образом, поскольку постановка на кадастровый учет спорных земельных участков произошли до 01.01.2016, следовательно, границы лесного участка подлежат изменению в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях реестра.
Доказательств нарушения прав истца ответчиком ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций не представлено.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами. Применение иных способов защиты обусловлено их установлением законом. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
Необходимым условием защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обращение в суд имеет цель восстановления нарушенного права. При этом, по смыслу вышеприведенных норм, реализация права на обращение в суд должна повлечь восстановление нарушенных прав заявителя, который должен доказать наличие защищаемого права или интереса.
Возможность исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, предусмотрена положениями статьи 61 Закона о государственной регистрации недвижимости.
В соответствии пунктом 3 статьи 61 Закона о государственной регистрации недвижимости воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда (пункт 4 статьи 61 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Как верно указано судом первой инстанции, требования истца об исправлении реестровой ошибки фактически направлены на корректировку в Едином государственном реестре недвижимости сведений о границах и площади спорных земельных участков, что в соответствии со статьями 11, 12, 128, 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", разъяснениями, изложенными в пунктах 2, 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" свидетельствует об избрании истцом ненадлежащего способа защиты, поскольку спор о зарегистрированном праве на земельный участок не подлежит оспариванию путем заявления требований об исправлении реестровой ошибки.
Указанное подтверждается позицией, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.08.2012 N ВАС-10840/12, определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.05.2016 N 310-КГ16-4280, согласно которой в случае наличия спора о границах земельных участков между их правообладателями, такой спор не может быть разрешен путем исправления кадастровой ошибки в сведениях ЕГРН.
Суд первой инстанции верно отметил, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса могут располагаться как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 г. N 16576/11, сами по себе материалы лесоустройства и таксационные описания не являются доказательствами принадлежности земельного участка к землям лесного фонда при наличии документов, свидетельствующих об отнесении земельного участка к землям иной категории.
Более того, согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями реестра, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в реестре, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Действующим законодательством закреплен приоритет сведений, содержащихся в реестре над сведениями государственного лесного реестра.
Доводы заявителя об обратном отклоняются апелляционным судом, поскольку противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам, а также положениям действующего законодательства, в том числе разъяснениям, данным Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 21.09.2017 N 1795-О, о том, что Закон N 280-ФЗ принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Выводы суда первой инстанции согласуются с правовой позицией, изложенной в судебной практики по аналогичным спорам, рассмотренных в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 19.12.2019 по делу N А57-20140/2018, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 26.09.2019 по делу N А57-23295/2018, постановлении Арбитражного суда Московского округа от 01.03.2018 по делу N А41-19761/2016, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 17.09.2018 по делу N А41-45864/2017.
Довод заявителя о том, что земельный участок с кадастровым номером 64:34:051951:15 не может использоваться по его целевому назначению, поскольку на нем произрастает лес, не нашел своего подтверждения в материалах дела.
Напротив, из материалов дела следует и судебной коллегией установлено, что земельный участок с кадастровым номером 64:34:051951:15 категории земель: земли населенных пунктов используется ответчиком Суржиковой С.Н. по договору аренды.
Доказательств использования этого земельного участка ответчиками не по целевому назначению или с нарушением законодательства Российской Федерации истцом суду не представлено.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, принимая во внимание, что земельный участок с кадастровым номером 64:34:051951:15 сформирован и поставлен на кадастровый учет ранее, чем зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 64:34:052101:66, а наличие наложения лесного и земельного участка достоверно не доказано, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Департамента.
Отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что суд не дал оценки факту сдачи лесных участков в аренду, поскольку в данном случае факт сдачи указанного земельного участка в аренду правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет и не влияет на предмет оценки по заявленным требованиям.
Ссылка заявителя жалобы на конкретный судебный акт (дело N А71-17895/2018) в обоснование своей позиции не может быть принята судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены оспариваемого решения, так как он принят по обстоятельствам, не являющимся тождественными настоящему спору и не носит преюдициального характера.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 мая 2020 года по делу N А57-2576/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т. В. Волкова |
Судьи |
С.А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-2576/2020
Истец: Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу
Ответчик: Администрация Татищевского района Саратовской области, Суржикова Светлана Николаевна
Третье лицо: ГУ отдел адресно справочной работы УВМ МВД по СО, Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, Управление РосРеестра по Саратовской области, ФГБУ "Рослесинфорг", ФГБУ ФКП Росреестра по СО