Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 сентября 2020 г. N Ф03-3580/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
17 июля 2020 г. |
А73-5107/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис": до отложения Градобоева А.Г. представитель по доверенности от 09.01.2020;
от главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис"
на решение от 13.05.2020
по делу N А73-5107/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис"
к главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
об изменении постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бруслит Сервис" (ОГРН 1052700260051, ИНН 2724084665, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края об изменении постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N А2019-17-01-1159 главного управления регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края (далее - управление) от 17.10.2019, которым привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 125 000 рублей, и ограничиться устным замечанием.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 13.05.2020 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 13.05.2020 по делу N А73-5107/2020 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Управление в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
16.06.2020 в порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось на 14.07.2020.
Определением от 10.07.2020 в силу статьи 18 АПК РФ в составе суда по настоящему делу произведена замена судьи Швец Е.А. в связи с нахождением в отпуске на судью Вертопрахову Е.В.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
В адрес главного управления регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края поступило обращение гражданина, проживающего в многоквартирном жилом доме N 143Д по ул. Карла Маркса в г. Хабаровске (далее - МКД N 143Д).
В соответствии с распоряжением N 6934-р от 31.12.2019 проведена внеплановая выездная проверка ООО "Бруслит-Сервис", на основании лицензии N 027-000060 от 13.04.2015 управляющей МКД 143д по ул. Карла Маркса. Выявлены нарушения в содержании МКД: тамбурный отсек подъезда N 2 имеет трещину в месте сопряжения стен; имеются следы протечек на потолке, температура воздуха в тамбуре +2 С0. Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки N П2019-02-1118 от 31.01.2020. При проведении проверки присутствовал представитель ООО "Бруслит-Сервис" по доверенности от 13.01.2020.
12.03.2020 должностным лицом управления в отношении ООО "Бруслит Сервис", с участием представителя общества по доверенности от 13.01.2020, составлен протокол об административном правонарушении N А2019-17-01-0238 по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении вручен представителю общества. Протокол содержит информацию о времени и месте рассмотрения дела - 19.03.2020 в 11-15, 680021, г. Хабаровск, Амурский бульвар, 43, каб. 723.
Постановлением от 19.03.2020 N А2020-17-01-0238 ООО "Бруслит Сервис" в присутствии представителя общества привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 125 000 рублей.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований в виде штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Порядок лицензирования в этой сфере регламентирован Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Объективная сторона правонарушения по части 2 данной статьи выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.23.1 КоАП РФ.
Субъектами данного правонарушения являются управляющие организации, деятельность которых по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Часть 2 статьи 162 ЖК РФ предусматривает, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Положение о лицензировании).
Согласно пункту 3 указанного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенных положений, лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, надлежащее содержание имущества дома, что также предполагает и соблюдение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 и минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
В соответствии с пп. "а" п. 2 и п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) надлежащее содержание общего имущества, включая помещения общего пользования, крыш, межквартирных лестничных площадок, лестниц, несущих стен, плит перекрытий, подвальных помещений обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.
Подпунктами "а", "б", "г" пункта 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Пунктом 1.1 Правил N 170 от 23.07.2003 определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с п.п. 3.2.8 Правил N 170 окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки; не допускается в местах сопряжения поверхностей, искривления линий, закраски высококачественной окраски в различные цвета.
В соответствии с п.п. 4.8.11 Правил N 170 тамбурный отсек должен иметь утепленные стены, потолки, дверные полотна; исключается его сквозное продувание, но обязательно обеспечивается возможность внесения мебели, носилок и т.д.
В соответствии с п.п. 4.8.12 Правил N 170 входные двери должны иметь плотные притворы, уплотняющие прокладки, самозакрывающие устройства (доводчики, пружины), ограничители хода дверей (остановы).
В соответствии с п.п. 4.10.2.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень услуг и работ N 290).
Пунктом 4 минимальный перечень услуг и работ N 290 предусмотрены работы выполняемые в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов, а именно выявления трещин и колебаний; выявление наличия, характера и величины трещин в теле перекрытия и в местах примыканий к стенам; выявление наличия, характера и величины трещин, смещения плит одной относительно другой по высоте, отслоения выравнивающего слоя в заделке швов, следов протечек или промерзаний на плитах.
Вышеизложенное указывает на то, что управляющая организация при управлении многоквартирным домом обязана оказывать все услуги и (или) выполнять работы, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, своевременно принимать меры для устранения выявленных нарушений по содержанию общего имущества.
Состав административного правонарушения подтвержден материалами дела. Техническое состояние общего имущества жилого дома N 143д по ул. Карла Маркса не соответствует требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, Правилам N 170, а также условиям договора управления N 1/188-у от 27.10.2008.
То обстоятельство, что при осеннем осмотре данной трещины выявлено не было, не снимает с управляющей организации ответственности за ненадлежащее содержание МКД.
У общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Общество как профессиональный участник правоотношений и лицо, осуществляющее лицензируемый вид деятельности, обязано знать и соблюдать требования законодательства и с должной ответственностью подходить к исполнению своих обязанностей по соблюдению лицензионных требований и условий.
Нарушений порядка и срока привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено. Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных КоАП РФ. Административный орган при рассмотрении дела снизил размер административного штрафа ниже низшего предела.
Исключительные обстоятельства для признания правонарушения малозначительным отсутствуют.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей в жилищной сфере.
Не имеется основания в силу статьи 3.4, 4.1.1 КоАП РФ замены административного штрафа на предупреждение, поскольку ранее общество привлекалось к административной ответственности постановлением главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 17.10.2019 N А2019-17-01-1159 в виде штрафа 250 000 рублей; постановлением управления от 24.12.2019 N А2019-17-01-1292 в виде штрафа 250 000 рублей.
Указание в обжалуемом постановлении от 19.03.2020 (л.д.8, 22), в протоколе от 12.03.2020 (л.д.27) номер дома 134д вместо 143д апелляционный суд оценивает как описку. Фактические нарушения по МКД N 143д зафиксированы в акте проверки (л.д.62) от 31.01.2020 N П2019-02-1118 в присутствии представителя общества с правильным указанием номера дома. Именно этот акт как доказательство правонарушения указан на первом листе протокола от 12.03.2020 и на последнем листе постановления от 19.03.2020.
Ссылка в акте проверки от 31.01.2020 на осмотр дома 14.01.2020 не влияет на квалификацию правонарушения, поскольку акт от 14.01.2020 не указан в административном деле как основание для привлечения к ответственности по оспоренному постановлению.
Оценив обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов общества, апелляционный суд правовых оснований для переоценки правильных выводов суда первой инстанции не установил.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13.05.2020 по делу N А73-5107/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5107/2020
Истец: ООО "Бруслит Сервис"
Ответчик: Главное управление регионального государтсвенного контроля и лицензирования Правительство Хабаровского края