Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 18 ноября 2020 г. N Ф09-5350/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
17 июля 2020 г. |
Дело N А76-47467/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аникина И.А.,
судей Богдановской Г.Н., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Задворных С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дизайн-Кафе" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.05.2020 по делу N А76-47467/2019.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Дизайн-Кафе" - Выползов А.А. (доверенность от 17.07.2017, паспорт, диплом);
Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска - Булыгина Е.В. (доверенность от 02.12.2019, паспорт, диплом);
администрация города Челябинска - Булыгина Е.В. (доверенность от 26.12.2019, паспорт, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Дизайн-Кафе" (далее - заявитель, ООО "Дизайн-Кафе") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - заинтересованное лицо, Комитет) о признании недействительным решения, выраженного в письме от 19.08.2019 N 27733, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 74:36:05 04 006:0013, площадью 1621 кв. м, по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 89 А (т.1, л.д. 2-5).
Судом к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Челябинска (далее - третье лицо, администрация).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.05.2020 (резолютивная часть объявлена 12.05.2020) в удовлетворении требований отказано (т.2, л.д. 66-72).
ООО "Дизайн-Кафе" (далее также - податель апелляционной жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "Дизайн-Кафе" считает, что суд признает спорный земельный участок участком общего пользования исключительно по формальным основаниям, исходя из его нахождения в соответствующей территориальной зоне. Нахождение земельного участка в той или иной территориальной зоне само по себе не исключает возможности оценки судом его фактического назначения и способа использования.
Утверждение суда о том, что предусмотренное частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации право заявителя на использование этого участка, разрешенное до такого изменения, возможно исключительно в рамках арендных отношений, не основано на буквальном содержании данной правовой нормы, противоречит пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и ограничивает заявителя в реализации права на выкуп земельного участка в соответствии с положениями подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, обеспечили явку своих представителей в судебное заседание.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица и третьего лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением администрации от 11.09.2007 N 3207-д ООО "Дизайн-Кафе" предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок из земель населенных пунктов (общественно-деловая зона) площадью 0,1621 га для строительства здания офиса с кафе на первом этаже и подземной автопарковкой по ул. Лесопарковой в Центральном районе г. Челябинска без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (т.1, л.д.29-30).
На основании указанного распоряжения 10.12.2007 между Комитетом (арендодатель) и ООО "Дизайн-Кафе" (арендатор) заключен договор УЗ N 009224-К-2007 аренды земли г. Челябинска (т.1, л.д.31-39).
Согласно договору арендодатель передает, а арендатор принимает в пользование на условиях краткосрочной аренды следующее имущество: земельный участок площадью 1621 кв. м, расположенный по ул. Лесопарковая в Центральном районе города Челябинска, из земель населенных пунктов (общественно-деловая зона), находящейся в ведении муниципального образования, для строительства здания офиса с кафе на первом этаже и подземной автопарковкой (пункт 1.1.1 договора).
Договор заключен на срок до 11.09.2010 (пункт 1.4 договора).
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Дополнительными соглашениями от 01.06.2010 N 1, от 05.03.2015 N 2 срок действия данного договора продлен до 10.12.2013 и 10.12.2018, соответственно (т.1, л.д.40-41).
24.05.2016 администрацией в пользу ООО "Дизайн-Кафе" выдано разрешение на строительство N RU 74315000-157-г-2016.
06.05.2019 ООО "Дизайн-Кафе" выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 74315000-72-2019 двухэтажного здания офиса с кафе на первом этаже и поземной автопарковкой, расположенного по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 89 А (т.1, л.д.25-28).
Согласно выписке из ЕГРН за ООО "Дизайн-Кафе" 21.05.2019 зарегистрировано право собственности на объект недвижимости - нежилое двухэтажное здание офиса с кафе на первом этаже и поземной автопарковкой, расположенное по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 89 А.
15.07.2019 ООО "Дизайн-Кафе" обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении в собственность путем выкупа земельного участка, расположенного по адресу: г. Челябинск, Центральный район, ул. Лесопарковая, кадастровый номер: 74:36:0504006:13, для эксплуатации двухэтажного здание офиса с кафе на первом этаже и подземной автопарковкой (т.1, л.д.10).
Письмом от 19.08.2019 N 27733 Комитет отказал ООО "Дизайн-Кафе" в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на основании пункта 16 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков юридическим лицам и физическим лицам", утвержденного постановлением администрации от 24.09.2018 N 423-п.
В обоснование отказа Комитет указал следующее.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ", утвержденным решением Челябинской городской Думы от 09.10.2012 N 37/13, спорный земельный участок расположен в зоне А1.4 -природно-рекреационной территориальной зоне (парки, в том числе специализированного назначения, скверы, бульвары, набережные). В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
08.11.2019 между Комитетом (арендодатель) и ООО "Дизайн-Кафе" (арендатор) подписан договор УЗ N 017071-Д-2019 аренды земельного участка (т.1, л.д.31-39).
Согласно договору арендодатель передает, а арендатор принимает в пользование следующее имущество: земельный участок площадью 1 621 кв. м, кадастровый номер 74:36:0504006:13, расположенный по адресу: г. Челябинск, Центральный район, ул. Лесопарковая, из земель населенных пунктов (природно-рекреационная зона), находящихся в ведении муниципального образования, для эксплуатации двухэтажного здания офиса с кафе на первом этаже и подземной автопарковкой (пункт 1.1.1 договора).
Согласно пункту 1.3 договор заключен на основании статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, выписки из ЕГРН на объект недвижимого имущества от 26.08.2019 N 74/001/019/-7258, выписки из ЕГРН на земельный участок от 26.08.2019 N74/001/019/2019-6816.
Срок действия договора: 20 лет с даты акта приема-передачи земельного участка к договору (пункт 1.5 договора).
Согласно акту приема-передачи земельного участка от 08.11.2019 вышеуказанный земельный участок передан ООО "Дизайн-Кафе" (т.2, л.д.40).
Несмотря на заключенный договор долгосрочной аренды, заявитель, не согласившись с отказом от 19.08.2019 N 27733, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заявителем в материалы дела представлены результаты землеустроительной экспертизы, выполненной ООО "Землеустроительное бюро "Мост" 12.09.2019 по заказу ООО "Дизайн-Кафе" на основании договора подряда от 02.09.2019 N 035 (т.2, л.д.1-25).
Перед экспертом были поставлены следующие вопросы:
1.Установить соразмерность площади объекта недвижимости - "Двухэтажное здание офиса с кафе на первом этаже и подземной парковкой", (далее - ОКС), с кадастровым номером 74:36:0504006:409 площади земельного участка с кадастровым номером 74:36:0504006:13 для эксплуатации объекта недвижимости.
2. Установить наличие (отсутствие) зон с особыми условиями использования территории, устанавливающих обременения при эксплуатации земельного участка с кадастровым номером 74:36:0504006:13.
Согласно заключению эксперта площадь земельного участка под объектом недвижимости с кадастровым номером 74:36:0504006:409 (площадь застройки) составляет 1247,6 кв. м по данным ЕГРН (координатам, приведенным в разделе 5.1 выписки из ЕГРН об объекте недвижимости).
Площадь земельного участка с кадастровым номером 74:36:0504006:13 (площадью 1621 кв. м) свободная от застройки площадью 1247,6 кв. м составляет 373,4 кв. м, которая обеспечивает возможность входа и выхода на первый и подземный этажи (94,1 кв. м), возможность передвижения от одного входа к другому и технического обслуживания стен и окон ОКС по асфальтированному и плиточному покрытиям (251 кв. м), включает озеленение территории и размещение малых архитектурных форм (28,3 кв. м). Коэффициент застройки определяется отношением площади застройки к площади земельного участка и составляет в данном случае величину, равную 0,77 (1247,6 кв. м : 1621 кв. м).
Коэффициент плотности застройки определяется отношением суммарной площади всех этажей застройки (за исключением подземного) к площади земельного участка и составляет в данном случае величину, равную 1,28 ((3195 кв. м - 1126,6 кв. м) : 1621 кв. м).
Нормативные коэффициенты (максимальные) в соответствии с приложением Г1 СП 42.Д3330.2011 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, для специализированной общественно-деловой застройки составляют:
- коэффициент застройки = 0,8;
- коэффициент плотности застройки = 2,4.
Таким образом, эксперт указал, что коэффициент застройки 0,77, близкий к предельному, свидетельствует о наиболее рациональном использовании земельного участка, поскольку незначительное уменьшение площади участка ведет к увеличению коэффициента застройки сверхнормативного.
Также согласно заключению выписка из ЕГРН об объекте недвижимости земельном участке с кадастровым номером 74:36:0504006:13 не содержит сведений об обременениях, обусловленных наличием ЗОУИТ. Анализ публичной кадастровой карты также позволяет сделать вывод, что земельный участок с кадастровым номером 74:36:0504006:13 находится в 45 метрах к востоку от ЗОУИТ "Челябинский (городской) бор" и в 46 метрах к югу от ЗОУИТ "Территория памятника И.В. Курчатову".
Согласно выводам эксперта по результатам исследования установлено, что земельный участок с кадастровым номером 74:36:0504006:13 площадью 1621 кв. м для строительства двухэтажного здания офиса с кафе на первом этаже и подземной парковкой является соразмерным (площадь и конфигурация участка являются необходимыми для эксплуатации) объекта недвижимости - "Двухэтажное здание офиса с кафе на первом этаже и подземной парковкой", с кадастровым номером 74:36:0504006:409. Земельный участок с кадастровым номером 74:36:0504006:13 свободен от обременений, связанных с наличием зон с особыми условиями использования территории.
При рассмотрении настоящего дела судом также установлено, что 16.01.2014 ООО "Дизайн-Кафе" обращалось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействующим решения Челябинской городской Думы от 09.12.2012 N 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы" в части, касающейся придания земельному участку с кадастровым номером 74:36:0504006:0013, расположенному на ул. Лесопарковой в Центральном районе г. Челябинска, статуса территории, находящейся в территориальной зоне А.1.4, как не соответствующего положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.04.2014 по делу N А76-707/2014 в удовлетворении заявленных требований ООО "Дизайн-Кафе" отказано. Решение Челябинской городской Думы от 09.10.2012 N 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 74:36:0504006:0013 к территориальной зоне А.1.4 признано соответствующим положениям статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Также судом установлено, что 06.10.2015 ООО "Дизайн-Кафе" обращалось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения администрации об отказе в выдаче разрешения на строительство, выраженного в письме от 22.09.2015 N 40-14622.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.04.2016 по делу N А76-24956/2015 заявленные требования ООО "Дизайн-Кафе" удовлетворены. Отказ администрации в выдаче разрешения на строительство, изложенный в письме N 40-14622 от 22.09.2015 признан незаконным. Суд обязал администрацию в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу выдать ООО "Дизайн-Кафе" разрешение на строительство объекта "Двухэтажное здание офиса с кафе на первом этаже и подземной автопарковкой по ул. Лесопарковой в Центральном районе г. Челябинска".
Указанное решение вступило в законную силу 13.05.2016.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований по настоящему делу с учетом указанных выше обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу, что право заявителя на использование спорного земельного участка по его целевому назначению, не нарушено.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В данной статье в числе прочего приведено такое основание для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц, как то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6);
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в выкупе спорного земельного участка послужило то, что земельный участок расположен в зоне А1.4 - природно-рекреационной территориальной зоне (парки, в том числе специализированного назначения, скверы, бульвары, набережные), а в соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Пунктом 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
В силу правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума ВАС РФ N 136/13 от 18.06.2013, установление в документах территориального планирования территориальных зон и градостроительных регламентов не нарушает права собственников земельных участков и объектов недвижимости, поскольку целями разработки правил землепользования и застройки является обеспечение не только прав и законных интересов собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и публичных интересов, связанных, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий.
По смыслу правовой позиции, сформированной в определении Верховного Суда Российской Федерации N 308-КГ17-2697 от 22.06.2017, а также в пунктах 18 и 19 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), установление в документации по планировке территории красных линий исключает приватизацию земельного участка, находящегося полностью или частично в границах красных линий.
Из представленных в материалы дела Комитетом доказательств, установлено, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ", утв. Челябинской городской Думы от 09.10.2012 N 37/13, спорный земельный участок расположен в территориальной зоне А.1.4. (природно-рекреационная территориальная зона (парки, в том числе специализированного назначения, скверы, бульвары, набережные).
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Как правомерно указал суд, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
По смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки призваны обеспечивать согласование прав и законных интересов собственников и обладателей иных прав на земельные участки, с одной стороны, и защищаемых законом прав и интересов иных физических и юридических лиц, а также публичных интересов, с другой стороны, установление между ними разумного и справедливого баланса.
Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников (арендаторов) земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Положениями части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник (арендатор) вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 ГрК РФ объектов. Данной нормой права прямо предусмотрена возможность продолжения прежнего использования земельных участков.
Учитывая изложенное, принятие Правил не исключает возможность использования заявителем спорного земельного участка по целевому назначению, на что заявителю было указано при рассмотрении дела N А76-707/2014.
Однако, право на "_продолжение прежнего использования_" не равнозначно предоставлению в собственность.
Право заявителя на использование спорного земельного участка по его целевому назначению, не нарушено.
Материалами дела установлено, что первоначально в 2007 году, общество заключило договор аренды спорного земельного участка, для строительства здания офиса с кафе на первом этаже и подземной автопарковкой.
Цель указанного договора аренды достигнута и объект возведен, введен в эксплуатацию, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке за обществом.
Таким образом, целью договора аренды являлось именно строительство объекта недвижимости на спорном участке и она была достигнута.
Объект возведен и эксплуатируется обществом, препятствий в эксплуатации в соответствии с назначением объекта, не установлено.
Кроме того, общество реализовало свое право на получение спорного участка на праве аренды на основании положений статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (в ноябре 2019 заключен договор долгосрочной аренды спорного земельного участка).
Довод подателя жалобы о том, что предусмотренное частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации право заявителя на использование земельного участка исключительно в рамках арендных отношений не основано на буквальном содержании данной правовой нормы, противоречит пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и ограничивает заявителя в реализации права на его выкуп, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на неверном толковании норм материального права.
Доводы подателя жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату апеллянту из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.05.2020 по делу N А76-47467/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дизайн-Кафе" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Дизайн-Кафе" из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 04.06.2020 N 495.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Аникин |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-47467/2019
Истец: ООО "Дизайн-Кафе"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
Третье лицо: Администрация г.Челябинска