г. Владивосток |
|
17 июля 2020 г. |
Дело N А24-9183/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей А.В. Пятковой, Л.А. Бессчасной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края,
апелляционное производство N 05АП-3404/2020
на решение от 25.05.2020
судьи О.Н. Бляхер
по делу N А24-9183/2019 Арбитражного суда Камчатского края
по иску Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края (ИНН 4100023217, ОГРН 1024101030843)
к краевому государственному общеобразовательному бюджетному учреждению "ПетропавловскКамчатская школа N 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (ИНН 4100012744, ОГРН 1024101019018)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Гудкова Елена Алексеевна
о взыскании ущерба в сумме 15 209, 81 руб.
при участии:
от краевого государственного общеобразовательного бюджетного учреждения "ПетропавловскКамчатская школа N 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья": Говорова О.В. по доверенности N 1 от 29.01.2020, сроком действия на 2 года, служебное удостоверение адвоката;
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края, Гудковой Елены Алексеевны: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края (далее - истец, управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением о взыскании с краевого государственного общеобразовательного бюджетного учреждению "Петропавловск-Камчатская школа N 1 для обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья" (далее - ответчик, учреждение) 15 209,81 руб. ущерба, причиненного в результате несвоевременного предоставления индивидуальных сведений персонифицированного учета, повлекших переплату пенсии физическому лицу в период с 01.10.2017 по 30.04.2019.
Определением от 19.12.2019 исковое заявление принято к производству суда, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Указанным определением судом в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Гудкова Елена Алексеевна.
Определением арбитражного суда от 18.02.2020 в связи с наличием оснований, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, дело назначено к рассмотрению по общим правилам административного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 25.05.2020 в удовлетворении требований Пенсионного фонда отказано.
Не согласившись с решением суда, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Пенсионный фонд приводит доводы о том, что в результате представления учреждением недостоверных сведений СВЗ-М за июль 2017 года, в период с 01.10.2017 по 30.04.2018 Гудковой Е.А. была выплачена повышенная фиксированная выплата страховой пенсии по старости с учетом индексации. Сумма необоснованно выплаченной страховой пенсии по старости составила 15 209,81 руб. Податель жалобы не согласен с выводом суда о недоказанности факта причинения вреда.
Представитель ответчика в судебном хзаседании по доводам жалобы возразил по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном судом к материалам дела.
Извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания управление в судебное заседание представителя не направило. Суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанного лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, судебной коллегией установлено следующее.
Гудкова Елена Алексеевна является получателем пенсии по старости с 14.06.2006, одновременно продолжая трудовую деятельность в КГОБУ "Петропавловск-Камчатская школа N 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", которое является страхователем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Учреждение представило в управление сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) на 51 застрахованное лицо за июль 2017 года 04.08.2017, в которых отсутствовали сведения о застрахованном лице Гудковой Е.А. При этом сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом формы "доп" за этот же период в отношении 59 застрахованных лиц, в том числе Гудковой Е.А. ответчик предоставил истцу только 05.03.2018, с нарушением установленного законом срока.
18.09.2017 Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края вынесено распоряжение о перерасчете Гудковой Е.А. с 01.10.2017 бессрочно ежемесячно 16 422,51 руб. страховой пенсии по старости и 7 688,18 руб. фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом индексации как неработающему пенсионеру.
31.12.2017 Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края принято решение о выплате Гудковой Е.А. с 01.01.2018 ежемесячно 21 937,86 руб. с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В период с 01.10.2017 по 30.04.2018 Гудковой Е.А. была выплачена повышенная фиксированная сумма страховой пенсии по старости с учетом индексации.
15.05.2018 Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края принято решение N 17 об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, которым установлено, что за период с 01.10.2017 по 30.04.2018 пенсия Гудковой Е.А. необоснованно выплачивалась в завышенном размере.
Полагая, что в результате неправомерных действий ответчика, который не предоставил своевременно в установленном порядке сведения о работающем у него застрахованных лицах (21 человек, в том числе Гудкова Е.А.), необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, работающим пенсионерам была выплачена повышенная фиксированная сумма страховой пенсии по старости с учетом индексации как неработающему пенсионеру, бюджету Пенсионного фонда был причинен ущерб, истец направил ответчику претензию от 25.09.2018 N 04-27/14299, содержащую требование о возмещении ущерба в общей сумме 278 109,09 руб., в том числе в отношении Гудковой Е.А. за период с 01.10.2017 по 30.04.2018 в сумме 15 209,81 руб.
Претензия истца оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения Пенсионного фона в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением о возмещении ущерба в виде излишне выплаченных сумм пенсий.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В статье 26.1 Закона N 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (часть 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности (часть 8 статьи 26.1 ФЗ N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе за прошлое время, с учетом положения части 7 настоящей статьи.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии".
Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
В свою очередь, частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Из содержания указанных норм права следует, что выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения. Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в качестве основания излишней выплаты работающему пенсионеру суммы пенсии за период 01.10.2017 по 30.04.2018 истцом указано на представление 04.08.2017 ответчиком недостоверных сведений в исходной форме СЗВ-М за июль 2017 года.
Сведения по форме СЗВ-М о застрахованных лицах (работающих пенсионерах, в том числе Гудковой Е.А.) за июль 2017 года (тип - "доп") представлены пенсионному фонду 05.03.2018.
18.09.2017 Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края вынесено распоряжение о перерасчете Гудковой Е.А. с 01.10.2017 бессрочно ежемесячно 16 422,51 руб. страховой пенсии по старости и 7 688,18 руб. фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом индексации как неработающему пенсионеру.
Решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) в отношении Гудковой Е.А. по состоянию на октябрь 2017 года было принято пенсионным фондом 31.12.2017 в соответствии положениями части 4 статьи 26.1 ФЗ N 400-ФЗ, то есть, выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты как неработающим пенсионерам решено производить с 01.01.2018.
В мае 2018 года, то есть в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в апреле 2018 года), был составлен протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии и принято решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии.
Вместе с тем, судом обоснованно принято во внимание, что ответчиком отчетность по форме СЗВ-М за июль 2017 года была предоставлена в Пенсионный фонд своевременно 04.08.2017, что подтверждается протоколом входного контроля.
Однако, из представленных в материалы дела документов следует, что фактически истцу был направлен список сотрудников иной организации, что подтверждается ответом КГАУ "Камчатский ресурсный центр содействия развитию семейных форм устройства" от 04.02.2020 на запрос ответчика.
Следовательно, получив сведения о застрахованных лицах и установив несоответствие информации о численности сотрудников (отсутствие сведений по 21 сотруднику), Пенсионный фонд должен был выявить причины такого несоответствия и предпринять меры к его устранению.
При этом ответчик за каждый последующий месяц (август, сентябрь, октябрь ноябрь, декабрь 2017 года, январь, февраль март, апрель 2018 года) представлял сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, в том числе в отношении Гудковой Е.А.
Таким образом, располагая данными сведениями к моменту принятия решения о выплате с учетом индексации (31.12.2017), истец мог проверить, что имело место в действительности: увольнение застрахованного лица - получателя пенсии или представление страхователем неполных (недостоверных) сведений. При представлении ответчиком надлежащих сведений индивидуального учета, фонд не был лишен возможности на основании указанных сведений принять решение о прекращении выплаты индексированной пенсии.
Следовательно, принципиальное значение имеет дата вынесения Пенсионным фондом решения о выплате сумм страховой пенсии с учетом индексации.
В материалах дела отсутствуют доказательства принятия решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) ранее представления ответчиком в Пенсионный фонд сведений по форме СЗВ-М за август 2017 года.
Принимая во внимание изложенное, суд пришёл к правильному выводу, что на момент принятия решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) и распоряжения о перерасчете размера пенсии, Пенсионный фонд располагал сведениями об осуществлении пенсионером Гудковой Е.А. трудовой деятельности; перерасчет размера страховой пенсии произведен в увеличенном размере уже тогда, когда актуальные сведения по форме СЗВ-М в отношении указанного физического лица были сданы страхователем.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что управление не доказало совокупность обстоятельств, влекущих применение ответственности в виде возмещения ущерба, а именно наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика по несвоевременному предоставлению сведений за июль 2017 года по форме СВЗ-М и возникновением у истца убытков за период с 01.10.2017 по 30.04.2018.
Ссылка управления на то, что в отношении учреждения вынесено решение о взыскании штрафных санкций за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2017 года, штраф оплачен в полном объеме, что подтверждает вину ответчика, судом апелляционной инстанции не принимается по основаниям, изложенным выше, а именно, что на момент принятии решения о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) Гудковой Е.А. Пенсионный фонд располагал сведениями о том, что Гудковой Е.А. является работающим пенсионером.
Таким образом, выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 25.05.2020 по делу N А24-9183/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-9183/2019
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Камчатскому краю, ГУ УПФ РФ в г. Петропавловске-Камчатсмком Камчатского края
Ответчик: Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение "Петропавловск-Камчатская школа N 1 для обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья"
Третье лицо: Гудкова Елена Алексеевна