г. Киров |
|
17 июля 2020 г. |
Дело N А29-559/2020 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Савельева А.Б.
без вызова сторон
рассмотрев апелляционную жалобу акционерного общества "Монди Сыктывкарский ЛПК"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.04.2020 по делу N А29-559/2020, принятое в порядке упрощенного производства,
по иску закрытого акционерного общества "Локотранс" (ИНН: 7604054410, ОГРН: 1027600682010)
к акционерному обществу "Монди Сыктывкарский ЛПК" (ИНН: 1121003135, ОГРН: 1021101121194)
о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Локотранс" (далее - ЗАО "Локотранс", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к акционерному обществу "Монди Сыктывкарский ЛПК" (далее - АО "Монди СЛПК") о взыскании 119 800 рублей штрафа за задержку вагона под выгрузкой.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.04.2020 исковые требования удовлетворены частично. Судом первой инстанции с применением статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскано с ответчика в пользу истца 94 400 рублей штрафа и 4 525 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
АО "Монди СЛПК" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и уточнениями к ней, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным.
Полагает, что истец не является лицом, в пользу которого может быть взыскан штраф, установленный за задержку вагонов под выгрузкой.
Указывает на то, что истцом не представлены в материалы дела документы, подтверждающие наличие договорных правоотношений с участниками перевозочного процесса по спорной перевозке.
ЗАО "Локотранс" отзыва на апелляционную жалобу не представлено.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 02.06.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 03.06.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.09.2019 в 23:40 к месту выгрузки груза ответчику подан вагон N 29417896, принадлежащий истцу.
Ответчиком завершена разгрузка спорного вагона и произведен возврат вагона на выставочный путь 27.10.2019 в 01:30.
Истец, посчитав, что ответчиком допущен простой вагона свыше нормативных сроков разгрузки, установленных действующим законодательством, обратился в адрес ответчика с претензией об оплате штрафа за задержку вагона под выгрузкой.
Неудовлетворение данных требований явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 4.1 Приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов на основании памятки приемосдатчика до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Статьями 62 и 99 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав ЖД транспорта) за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
На основании статьи 100 Устава ЖД транспорта за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 настоящего Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда.
В соответствии с пунктом 14 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, владелец вагона, являющийся оператором подвижного состава, вправе взыскать штраф, предусмотренный частью 6 статьи 62 Устава ЖД транспорта, за задержку принадлежащего ему вагона под погрузкой или выгрузкой.
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2005 N 1680/05 штраф за задержку вагонов, контейнеров, установленный частью 6 статьи 62 и частью 2 статьи 99 Устава ЖД транспорта, является законной неустойкой.
На основании статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Как установлено материалами дела согласно транспортной железнодорожной накладной N ЭР673563 спорный вагон прибыл на станцию Койты и передан ответчику для разгрузки.
В соответствии с памяткой приемосдатчика N 2376 на уборку вагонов ответчиком осуществлялась разгрузка спорного вагона в период с 23:40 30.09.2019 до 01:30 27.10.2019. В связи с чем ответчиком допущена просрочка нормативного срока разгрузки спорного вагона.
Вследствие чего истец был лишен возможности использования собственного вагона по причине просрочки исполнения обязательства ответчиком.
Факт нарушения нормативных сроков разгрузки спорного вагона ответчиком не оспаривается, доводы ответчика сводятся к несогласию с правовым статусом истца как оператора подвижного состава.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 Устава ЖД транспорта оператор железнодорожного подвижного состава, контейнеров - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие железнодорожный подвижной состав, контейнеры на праве собственности или ином праве и оказывающие юридическим или физическим лицам услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава, контейнеров для перевозок железнодорожным транспортом.
В пунктах 4, 6, 7 Положения об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2013 N 626, предусмотрено, что операторы железнодорожного подвижного состава участвуют в осуществлении перевозочного процесса с использованием принадлежащих им на праве собственности или ином праве железнодорожных вагонов и контейнеров и осуществляют взаимодействие с перевозчиками и иными физическими и юридическими лицами на основании соответствующих договоров. Операторы оказывают услуги по предоставлению железнодорожных вагонов и контейнеров оператора юридическим и физическим лицам (клиентам) для перевозки грузов железнодорожным транспортом любыми видами отправок. Взаимодействие оператора и клиентов при предоставлении железнодорожных вагонов и контейнеров оператора осуществляется на основании заключаемого между ними договора. Взаимодействие оператора с перевозчиками при осуществлении перевозочного процесса с использованием железнодорожных вагонов и контейнеров оператора регламентируется заключаемыми между ними договорами, которые могут предусматривать технические, экономические и информационные условия их взаимодействия.
Из анализа вышеуказанных положений действующего законодательства следует, что оператор железнодорожного подвижного состава является собственником вагона и может состоять в правоотношениях с любым участником железнодорожных перевозок, в том числе с грузоотправителем, грузополучателем и перевозчиком.
В связи с чем вышеуказанные доводы истца об отказе в удовлетворении исковых требований подлежат отклонению.
Обстоятельств, указывающих на незаконность использования спорного вагона участниками грузовой перевозки, из материалов дела не следует.
С учетом изложенного, принимая во внимание нахождение спорного вагона в собственности истца, установление фактов нарушения ответчиком нормативных сроков разгрузки и простоя спорного вагона, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Одно лишь обстоятельство сомнения ответчика в правовом статусе истца как оператора подвижного состава не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Иное толкование спорных правоотношений может повлечь за собой нарушение принципа справедливости и привести к необоснованному освобождению ответчика от обязанности по уплате законной неустойки за нарушение обязательства.
С учетом изложенного оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.04.2020 по делу N А29-559/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Монди Сыктывкарский ЛПК" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Республики Коми по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации (часть 1 статьи 2911 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кассационная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
А.Б. Савельев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-559/2020
Истец: ЗАО "Локотранс"
Ответчик: АО "Монди Сыктывкарский Лпк"