г. Пермь |
|
17 июля 2020 г. |
Дело N А60-59645/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В. Г.
судей Риб Л.Х., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сергеевой С.А.,
при участии:
от заявителя, представители не явились,
от заинтересованного лица - Администрации города Екатеринбурга: Альшевских А.А. (удостоверение, доверенность от 26.12.2019, диплом), Бирюков В.В. (удостоверение, доверенность от 18.05.2020, диплом),
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Союз-Транс"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 марта 2020 года по делу N А60-59645/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Союз - Транс" (ИНН 6679033381, ОГРН 1136679007299)
к Администрации города Екатеринбурга (ИНН 6661004661, ОГРН 1046603983800)
о признании незаконными действий органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СОЮЗ-ТРАНС" (далее - заявитель, ООО "СОЮЗ-ТРАНС", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации города Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным решения Администрации г. Екатеринбурга в лице Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети об отказе в предоставлении субсидии за 4 квартал 2018 г., оформленное уведомлением N 27.2-21/002/281 от 15.07.2019, просит обязать Администрацию города Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Союз-Транс" путем выплаты ему как лицу, осуществляющему пассажирские перевозки автобусным транспортом на территории муниципального образования "город Екатеринбург", субсидии за 4 квартал 2018 года.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель считает вынесенный судебный акт незаконным и необоснованным, и подлежащим отмене, так как суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела; не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд считал установленными; выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Принимая во внимание, что общество обращалось за предоставлением субсидии за 4 квартал 2018 года, то есть за три месяца 2018 года и представляло совокупные сведения за указанный период, заявитель настаивает на том, что показатели, приведенные в заключении комитета, положенного в основание вывода о недостоверности представленных обществом сведений, не могут однозначно свидетельствовать о недостоверности данных сведений, поскольку не отражают фактические обстоятельства за 4 квартал 2018 года. Заинтересованным лицом не доказано предоставление факта недостоверных сведений со стороны перевозчика. Более того, указанное обстоятельство не могло быть препятствием для расчета субсидии. В рассматриваемом случае заявленный обществом доход, полученный от оплаты пассажирами проезда за наличный расчет, был меньше полученного дохода согласно фактическим данным электронного учета оплаты проезда, значит, Администрация должна была рассчитать доход в целях предоставления субсидии по указанной в Положении формуле, то есть определить величину дохода расчетным путем. Следовательно, указанная обществом величина дохода от продажи билетов за наличный расчет не могла повлиять на размер субсидии. Также заявитель отмечает, что у МКУ "МТИ" отсутствовали полномочия на осуществление контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления перевозчиками субсидий, натурного исследования, сделанные транспортной инспекцией, на которое ссылается суд первой инстанций, не является надлежащим доказательством предоставления заявителем недостоверных сведений о количестве перевезенных пассажиров по разовым билетам.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу.
В заседании суда апелляционной инстанции представители заинтересованного лица просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Заявитель о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направил, что в силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Союз-Транс" осуществляет деятельность по перевозке пассажиров на основании заключенного с Администрацией города Екатеринбурга договора N 3-077/2014 от 18.09.2014 на оказание услуг - пассажирских перевозок по маршрутам регулярного городского сообщения на территории МО "город Екатеринбург" по маршруту N 077.
В соответствии с Положением о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров по автобусным маршрутам регулярного городского сообщения, в целях возмещения части затрат, связанных с оказанием транспортных услуг населению муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденным Постановлением Администрации города Екатеринбурга N 1099 от 29.05.2018 г., в целях предоставления субсидии ООО "Союз-Транс" были представлены в Комитет по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично - дорожной сети Администрации г. Екатеринбурга документы на предоставление субсидии за 4 квартал 2018 г.
По результатам рассмотрения представленных документов заинтересованным лицом принято решение об отказе в выплате субсидий за 4 квартал 2018 г. в связи с предоставлением обществом недостоверных сведений.
Заявителем было получено уведомление N 27.2-21/002/281 от 15.07.2019 об отказе в предоставлении субсидии в связи с предоставлением недостоверных сведений.
Не согласившись с данным решением ООО "Союз-Транс" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждено и заявителем не опровергнуто предоставление перевозчиком недостоверных сведений для получения субсидии, что, в свою очередь, послужило основанием для правомерного отказа Администрации в предоставлении ООО "Союз-Транс" субсидии за 4 квартал 2018 года.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с частью 2 статьи 18 данного закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе из местного бюджета юридическим и физическим лицам в целях возмещения затрат или неполученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, выделяемых в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним актами муниципальной администрации.
В рамках расходных обязательств муниципального бюджета было принято постановление Администрации г. Екатеринбурга от 29.05.2018 N 1099 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров по автобусным маршрутам регулярного городского сообщения, в целях возмещения части затрат, связанных с оказанием транспортных услуг населению муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Постановление N1099).
В соответствии с пунктами 1 и 2 положения N 1099 настоящее Положение устанавливает цели, условия, порядок предоставления субсидий, порядок осуществления контроля за предоставлением и использованием субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения получателями субсидий условий их предоставления. Настоящее положение разработано в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" в целях оказания перевозчикам мер поддержки в виде предоставления субсидий.
В силу пункта 4 положения N 1099 субсидии перевозчикам предоставляются в целях возмещения части затрат, связанных с оказанием транспортных услуг населению муниципального образования "город Екатеринбург", к которым относятся: расходы на оплату труда; страховые взносы; расходы на приобретение топлива и горюче-смазочных материалов; расходы на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава; расходы на приобретение и ремонт автомобильных шин; амортизационные отчисления; общехозяйственные расходы; расходы на коммунальные услуги; прочие расходы (с учетом процентов за пользование кредитными ресурсами).
Пунктом 7 положения предусмотрено, что право на получение субсидий имеют перевозчики, одновременно соответствующие следующим критериям: 1) осуществление деятельности по перевозке пассажиров на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на основании договора на обслуживание автомобильных (автобусных) маршрутов регулярного городского сообщения, заключенного с Администрацией города Екатеринбурга в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами муниципального образования "город Екатеринбург"; 2) ведение раздельного бухгалтерского учета затрат и результатов финансово- хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации в разрезе видов деятельности с выделением вида деятельности "Внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию"; 3) соблюдение законодательства Российской Федерации в части представления бухгалтерской, налоговой отчетности и отчетности во внебюджетные фонды; 4) ведение учета реализованной билетной продукции по каждому маршруту перевозки пассажиров; 5) наличие фактически понесенных и документально подтвержденных бухгалтерской и налоговой отчетностью убытков от осуществления вида деятельности "Внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию" в каждом отчетном квартале. При этом финансовый результат за первый, второй, третий квартал подтверждается промежуточной отчетностью за первый квартал, полугодие, девять месяцев соответственно, финансовый результат за четвертый квартал подтверждается годовой бухгалтерской отчетностью. Сведения, содержащиеся в бухгалтерской отчетности, реестрах и иных документах, представленных в целях получения субсидии, должны соответствовать сведениям о фактических результатах работы, составленным по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению; 6) использование программно-технических средств для осуществления безналичных расчетов с пассажирами, использующими для оплаты проезда электронные платежные карты; 7) осуществление перевозок пассажиров транспортными средствами, оборудованными навигационным оборудованием для спутникового мониторинга транспортных средств с помощью систем навигации ГЛОНАСС/GPS.
Пунктом 10 положения N 1099 предусмотрены условия предоставления субсидий: соответствие перевозчика критериям отбора, установленным в пункте 7 настоящего Положения; наличие фактически понесенных и документально подтвержденных доходов и расходов в связи с оказанием транспортных услуг, перечень которых определен настоящим Постановлением; согласие получателя субсидии на проведение Комитетом и (или) органами муниципального финансового контроля обязательных проверок в части соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрета на приобретение за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Перевозчики, претендующие на получение субсидий, должны предоставить в Комитет по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети документы, поименованные в пункте 26 положения N 1099.
В соответствии с пунктом 13 положения N 1099 в полномочия комитета, в том числе входит: организация приема заявлений; запрос дополнительных документов в целях подтверждения данных, представляемых перевозчиками в порядке, предусмотренном пунктом 28 настоящего Положения; организация обследования на предмет соотношения количества пассажиров, оплативших проезд путем приобретения разового билета, и количества пассажиров, оплативших проезд с использованием электронной платежной карты, с привлечением Муниципального казенного учреждения "Муниципальная транспортная инспекция" (далее - МКУ "МТИ"); исследование материалов обследования, предоставленных МКУ "МТИ", в целях установления достоверности или недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для получения субсидии; проверка документов, подаваемых перевозчиками вместе с заявлением; подготовка заключения по итогам проверки заявлений; оформление протоколов заседаний комиссии по рассмотрению заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров по автобусным маршрутам регулярного городского сообщения на территории муниципального образования "город Екатеринбург", о предоставлении субсидий.
В силу пункта 28 положения N 1099 комитетом проводится проверка представленных документов; осуществляется сверка представленных перевозчиком сведений за отчетный квартал с материалами, представленными МКУ "МТИ"; в целях подтверждения достоверности представленных перевозчиками документов направляются запросы о подтверждении данных, предоставленных перевозчиками, в соответствующее территориальное подразделение Инспекции Федеральной налоговой службы, Уральское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Государственную инспекцию труда в Свердловской области и иные государственные органы власти; осуществляется подготовка заключений в отношении каждого перевозчика по итогам проверки; в Комиссию для ознакомления направляется заключение.
По результатам рассмотрения заключений комитета комиссия принимает в отношении каждого перевозчика решение о выплате субсидии и о ее размере или об отказе в выплате субсидии (пункт 33 положения N 1099).
Согласно пункту 34 положения N 1099 основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются следующие факты: 1) не представлены или представлены не в полном объеме документы, указанные в пункте 26 настоящего положения; 2) представленные перевозчиком документы не соответствуют требованиям действующего законодательства (при наличии требований к форме и содержанию представляемых документов); 3) выявлен факт предоставления перевозчиком недостоверных сведений для получения субсидии, в том числе: несоответствие сведений, содержащихся в представленных перевозчиком документах, сведениям, представленным по форме согласно приложению N 3 к настоящему положению, несоответствие сведений, представленных перевозчиком, сведениям, содержащимся в ответах на запросы, несоответствие сведений о количестве пассажиров с учетом проданных разовых билетов и данных электронной оплаты проезда, представленных перевозчиком, данным, выявленным МКУ "МТИ"; 4) несоответствие перевозчика критериям, указанным в пункте 7 настоящего Положения; 5) невыполнение перевозчиком условий предоставления субсидии, указанным в главе 1 раздела 2 положения.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился к заинтересованному лицу с заявлением о предоставлении субсидии за 4 квартал 2018 года.
Заявление было рассмотрено комиссией в соответствии с постановлением N 1099.
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов, в соответствии с протоколом N 28/42/01.2-11/0139 от 04.07.2019 комиссия единогласно решила отказать в выплате субсидии ООО "Союз- Транс" на основании подпункта 3 пункта 34 Положения, в связи с предоставлением недостоверных сведений для получения субсидии.
При рассмотрении заявления и приложенных к заявлению документов, комиссия пришла к следующему выводу: в соответствии с представленными ООО "Союз-Транс" сведениями о фактических результатах работы за 4 квартал 2018 года, количество перевезённых пассажиров с учетом проданных разовых билетов составило 145,6 тысяч человек. Количество перевезенных пассажиров с учетом совершенных транзакций с использованием "Е-Карты" составило 566 тысяч человек. Доля пассажиров, оплативших проезд за наличный расчет в общем количестве перевезенных пассажиров составила 20,5 %, и 79,5 % пассажиров, оплативших проезд с использованием "Е-Карты".
Довод апелляционной жалобы о том, что у МКУ "МТИ" отсутствовали полномочия на осуществление контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления перевозчиками субсидий, натурного исследования, сделанные транспортной инспекцией, на которое ссылается суд первой инстанций, не является надлежащим доказательством предоставления заявителем недостоверных сведений о количестве перевезенных пассажиров по разовым билетам, отклоняется.
Контроль за соблюдением перевозчиками условий, целей и порядка предоставления субсидий указанное учреждение не осуществляло, использованные администрацией сведения получены инспекцией при осуществлении предоставленных ей полномочий.
Так, к функциям МКУ "МТИ" в соответствии с подпунктами 6, 8 пункта 2.2 Устава МКУ "МТИ" относится, в том числе, участие в работах по выявлению фактов нарушения действующего законодательства при осуществлении транспортного обслуживания населения, а также участие в информационном обеспечении управления в области транспортного обслуживания населения.
Тем самым, МКУ "МТИ", выполняя свои уставные задачи, обеспечивает Комитет как подразделение Администрации города Екатеринбурга, уполномоченное на создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа, информацией о соотношении количества пассажиров с учетом проданных разовых билетов и по Е-карте.
Поскольку постановление от 29.05.2018 N 1099 предусматривает выполнение ряда условий для получения субсидии и предполагает предоставление ряда документов, то предусмотрено основание для отказа в получении субсидии как недостоверность представленных документов.
Тем самым, МКУ "МТИ", обеспечило Комитет как орган, уполномоченный на осуществление транспортного обслуживания населения информацией о том, что ООО "Союз-Транс", в нарушение положений постановления N 2714, предоставляются недостоверные сведения для получения субсидии.
Таким образом, МКУ "МТИ", выполняя свои уставные задачи, обеспечивает Комитет как подразделение Администрации информацией о соотношении количества перевезённых пассажиров с учётом проданных разовых билетов и с учётом транзакцией с использованием "Е-Карты".
Ссылаясь на недопустимость данных проверки МКУ "МТИ" указанных в таблице приложенных к протоколу, обществом каких либо документов в опровержение зафиксированных сведений не представлено, о фальсификации указанных документов не заявлено.
Вместе с тем, в данном случае данные натурного обследования МКУ "МТИ" и, как следствие, выводы о недостоверности сведений, представленных в составе заявки на получение субсидии, ООО "Союз-Транс" не опровергнуты. Первичные документы, которые позволили бы проверить обоснованность доводов заявителя, в материалы дела не представлены.
Выводы Администрации о предоставлении заявителем недостоверных сведений подтверждаются представленными протоколом заседаний комиссии от 04.07.2019 N 28/42/01.2-11/0139, заключением Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети, актом проверки автобусного маршрута N 077 (л.д.23-42).
Заявитель же, претендуя на получение бюджетных средств, должен предоставить пакет документов, содержащий достоверные сведения, подтверждающие те факты и обстоятельства, наличие которых дает право на бюджетную поддержку в виде предоставления субсидии, однако, свою обязанность надлежащим образом не выполнил, в связи с чем, в предоставлении субсидии ему отказано правомерно.
Принимая во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих о представлении обществом документов, не соответствующих действительности, документально не опровергнутых заявителем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности оспариваемого решения Администрации и соответственно, решения суда первой инстанции.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по существу, сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы, им дана надлежащая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 1 500 руб. относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 марта 2020 года по делу N А60-59645/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Г. Голубцов |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-59645/2019
Истец: ООО СОЮЗ-ТРАНС
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА