Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 октября 2020 г. N Ф05-15763/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
15 июля 2020 г. |
Дело N А40-149623/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Птанской,
судей Т.В. Захаровой, А.И. Трубицына,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.М. Кулиш,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 марта 2020 года
по делу N А40-149623/19, принятое судьей Н.П. Чебурашкиной,
по иску Публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания"
(ОГРН: 1057746555811; юр. адрес: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий проезд, д. 3, стр. 2)
к Акционерному обществу "Главное управление обустройства войск"
(ОГРН: 1097746390224; юр. адрес: 119021, г. Москва, просп. Комсомольский, д. 18, стр. 3)
третьи лица: ПАО "Мосэнергосбыт", ФГБУ "Центральное ЖКУ Министерства обороны РФ"
о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Мусатов К.А. по доверенности от 26.12.2019 г., Полунин М.В. по доверенности от 20.09.2019 г.
от ответчика: Логунов П.А. по доверенности от 07.11.2019 г.
от третьих лиц: представители не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания" (далее - ПАО "МОЭСК", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Акционерному обществу "Главное управление обустройства войск" (далее - АО "ГУОВ", ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере стоимости бездоговорного потребления электрической энергии по акту о неучтенном потреблении при выявлении бездоговорного потребления электрической энергии от 08.11.2018 N 659/ЭА-ю в размере 160 760 686 рублей 07 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 3 652 350 рублей 66 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований относительно предмета спора, были привлечены ПАО "Мосэнергосбыт", ФГБУ "Центральное ЖКУ Министерства обороны РФ".
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.03.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец не согласился с принятым решением и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы, заявитель ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам, имеющим значение для рассмотрения настоящего спора.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции 13.07.2020 представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам представленного им отзыва в порядке ст. 262 АПК РФ.
Третьи лица представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Повторно рассмотрев дело в отсутствие представителей третьих лиц по правилам статей 123, 156, 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 18.03.2020 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, 08.11.2018 по факту выявленного бездоговорного потребления электрической энергии в отношении АО "ГУОВ" составлен Акт о неучтенном потреблении при выявлении бездоговорного потребления электрической энергии N 659/ЭА-ю (далее - Акт БДП) за период с 04.04.2018 по 04.10.2018.
В соответствии с п. 167 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (далее по тексту - Основные положения), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
В соответствии с п. 84 Основных положений, стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии, рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии.
В силу п. 196 Основных положений, объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения N 3. который содержит формулу для определения объема бездоговорного потребления электроэнергии исходя их технических характеристик подключения, а также периода времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за 1 год.
Стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с данным пунктом объеме бездоговорного потребления определяется исходя из цен (тарифов), указанных в разделе IV Основных положений.
ПАО "МОЭСК" осуществлен расчет объема и стоимости бездоговорного потребления электрической энергии (мощности), которые составили 29 049 887 кВт/ч на сумму 160 760 686 рублей 07 копеек.
27.12.2018 в адрес ответчика направлено уведомление от 25.12.2018 N 960/ЭУТ-р об оплате стоимости бездоговорного потребления электроэнергии, а также оригиналы документов: расчета объема и стоимости бездоговорного потребления электроэнергии к акту БДП.
В силу п. 196 Основных положений N 442, лицо, осуществившее бездоговорное потребление, обязано оплатить счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления в течение 10 дней со дня получения счета.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в нарушение требований действующего законодательства в установленный Основными положениями срок оплата стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления в размере 160 760 686 рублей 07 копеек ответчиком не произведена; просрочка оплаты началась с 22.01.2019.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции сослался на нижеследующие обстоятельства.
В рамках государственного оборонного заказа (идентификатор N 1516187378982090942000000) в интересах Министерства обороны Российской Федерации начиная с 2014 года по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, г. Наро-Фоминск, в/г 3 осуществлялось строительство Производственно-логистического комплекса "Нара".
Для осуществления 2 этапа строительства между Минобороны России (государственный заказчик) и АО "ГУОВ" (генподрядчик) 15.07.2015 заключен государственный контракт N 1516187378982090942000000/ДС-293/726-2эт на разработку рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ по объекту: Производственно-логистический комплекс "Нара", расположенный по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, г. Наро-Фоминск, в/г 3 (II этап)" (шифр объекта 293/726).
Согласно пункту 2.1 контракта государственный заказчик осуществляет финансирование, обеспечение выполнения и контроль за выполнением работ, а генподрядчик разработку рабочей документации, строительно-монтажные работы в соответствии с условиями контракта, в том числе раздела 23 контракта, ведение авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию Объекта в соответствии с условиями контракта.
В соответствии с пунктом 2.5 контракта, государственный заказчик в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ и принятия от его имени решений передал исполнение своих функции Федеральному казенному предприятию "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (заказчик), далее -ФКП "УЗКС МО РФ".
Организациями, непосредственно осуществляющими строительство являлись АО "ОБОРОНСТРОЙПРОЕКТ", ООО "Техностройальянс-Центр", ООО "НОВЕК-Центр" и проектные работы АО "ОБОРОНСТРОЙИНЖИНИРИНГ".
Во исполнение контракта между ПАР "МОЭСК" (сетевой организацией) и ФКП "УЗКС МО РФ" (заявителем) 28.12.2016 заключен договор N ИА-16-302-612(100367) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 1.1 договора N ИА-16-302-612(100367), сетевая организация осуществляет технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя производственно-логистического комплекса "Нара", на основании выданных технических условий N И-16-00-100367/102 (приложение N 1 к договору) с основным и резервным источником питания: ПС N 308 110/35 10 кВ Нарофоминск.
Заявитель обязался выполнить мероприятия, необходимые для осуществления технологического присоединения, в том числе запроектировать и построить необходимое ТП-10/0,4 кВ, тип и количество определить проектом, а в ТП-10/0,4 кВ смонтировать трансформаторы 10/0,4 кВ суммарной мощностью согласно проекта и запитать новые ТП-10/0,4 кВ от точек присоединения путем строительства ЛЭП/ВЛ/КЛ-10 кВ.
28.12.2016 к договору заключено дополнительное соглашение N 1 (в редакции протокола разногласий), в соответствии с которым права и обязанности по оплате договора возложены на плательщика (АО "ГУОВ"), при этом все прочие права и обязанности остаются у заявителя (ФКП "УЗКС МО РФ").
Строительно-монтажные работы по системе электроснабжения объекта и технологического присоединения к электрическим сетям ПАО "МОЭСК" были выполнены с оформлением акта об осуществлении технологического присоединения от 29.12.2017 N 1/ИА-16-302-612(100367)
АО "ГУОВ" и подрядными организациями были исполнены государственный контракт и договор N ИА-16-302-612(100367).
Вновь построенные объекты производственно-логистического комплекса "Нара" были присоединены к сетям ПАО "МОЭСК" (яч. 407, РУ-10кВ, ПС-308).
Окончание строительства каждого объекта подтверждается заключениями 122 отдела государственного архитектурно-строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства: N 122.01.17.18-01 от 23.01.2017 г. -Хранилище техники (тентовые укрытия), фундаментные плиты, 10 шт.; окончание строительства: декабрь 2016 г.; N 122.01.17.19-02 от 23.01.2017 г. - Хранилище техники (тентовые укрытия), фундаментные плиты, 10 шт., окончание строительства: декабрь 2016 г.; 122.09.16.250-44 от 06.09.2016 г. - Административно-бытовой комплекс (без подключения к наружным инженерным сетям); окончание строительства: август 2016 г.; N 122.09.16.251-45 от 06.09.2016 г. - площадка стоянки дежурного автотранспорта; окончание строительства: август 2016 г.; N 122.10.16.295-50 от 14.10.2016 г. -Административно-хозяйственная зона (КПП с бюро пропусков); окончание строительства: сентябрь 2016 г.; N 122.07.17.328-31 от 14.07.2017 г. - Склад имущества автобронетанковой службы (АБТС); окончание строительства: июнь 2017 г.; N 122.07.17.329-32 от 14.07.2017 г. - КПП на 1 пост; окончание строительства: июнь 2017 г.; N 122.07.17.330-33 от 14.07.2017 г. - Караульное помещение на 8 постов, служебная автостоянка с навесом - 2 шт., лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы, лаборатория ГСМ, склад ГСМ и РТ; окончание строительства: июнь 2017 г.
Вновь построенные объекты капитального строительства были введены в эксплуатацию, что подтверждается выдачей следующих разрешений на ввод объекта в эксплуатацию: от 14.04.2017 N 50-50524104-783-2017-153, от 16.10.2017 N 50-50524104-907-2017-153, от 16.10.2017 N 50-50524104-908-2017-153, от 16.10.2017 N 50-50524104-909-2017-153, от 16.10.2017 N 50-50524104-910-2017-153, от 22.12.2017 г. N 50-50524104-968-2017-153.
В связи с завершением строительства объекта "Производственно-логистический комплекс "Нара" приказами Департамента строительства Минобороны России назначены комиссии по передаче во временную эксплуатацию объекта от 13.10.2017 г. N 883, от 13.10.2017 N 884 и от 14.02.2018 N 46.
По результатам комиссионной приемки, вновь построенные объекты были переданы для эксплуатации ЖКО-24 ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ по актам передачи во временное эксплуатационное и санитарное содержание объекта от 14.11.2017 N б/н (КПП с бюро пропусков), от 14.11.2017 г. N б/н (Караульное помещение на 8 постов, Служебная автостоянка с навесом - 2 шт., Лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы, Склад лаборатории ГСМ и РТ), от 14.11.2017 г. N б/н (Административно-бытовой комплекс, Площадка стоянки дежурного автотранспорта), от 19.02.2018 N б/н (Площадка размещения хранилища техники (тентовые укрытия)) и от 19.02.2018 г. N б/н (Площадка размещения хранилища техники (тентовые укрытия)).
Кроме того, Приказом Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 01.02.2018 N 242 "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации", недвижимое имущество (вновь построенные объекты) были закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Указанные вновь построенные объекты были зарегистрированы в собственность Российской Федерации, что подтверждается выписками из ЕГРН N 50:26:0100213:341 от 12.12.2017, служебная автостоянка с навесом, год завершения строительства 2016 г.; N 50:26:0100213:339 от 12.12.2017, лаборатория ГСМ и РТ, год завершения строительства 2017; N 50:26:0100213:340 от 12.12.2017 г., склад лаборатории ГСМ и РТ, год завершения строительства 2017; N 50:26:0100213:338 от 12.12.2017, КПП на 1 пост, год завершения строительства 2017; N 50:26:0100213:337 от 19.12.2017, служебная автостоянка с навесом, год завершения строительства 2017; N 50:26:0100213:342 от 19.12.2017 г., КПП с бюро пропусков, год завершения строительства 2016; N 50:26:0100213:334 от 15.11.2017, склад имущества автобронетанковой службы, год завершения строительства 2017; N 50:26:0100213:348 от 19.01.2018 г., караульное помещение на 8 постов, год завершения строительства 2016; N50:26:0100213:335 от 15.11.2017, лаборатория ВСЭ, год завершения строительства 2017; N 50:26:0100213:350 от 26.02.2018, площадка стоянки дежурного автотранспорта, год завершения строительства 2017; N 50:26:0100213:345 от 15.01.2018, хранилища техники (тентовые укрытия), год завершения строительства 2016 г.
ФКП "УЗКС МОРФ" письмом от 09.08.2018 N ФКП/ТУ/ОКС/5948 "По вопросу переоформления акта об осуществлении технологического присоединения" обратилось к ПАО "МОЭСК" (сетевой организацией) в котором сообщило, что в январе 2018 г. построенные сооружения переданы во временную эксплуатацию ЖКО N 24 ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в связи, с чем попросило переоформить акт об осуществлении технологического присоединения на ЖКО N 24 ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ.
После получения уведомления истца от 08.11.2018 N 909/ЭУТ-р (о выявлении факта потребления электрической энергии в отсутствии договора энергоснабжения) АО "ГУОВ" ответило письмом от 13.11.2018 N исх-21048 "Об отсутствии потребления электрической энергии (шифр 293/726)" аналогично сообщило, что ответчиком во исполнение договора только выполнены строительно-монтажные работы по системе энергоснабжения объекта и технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "МОЭСК", а эксплуатацию объекта с января 2018 года осуществляет ЖКО N24 ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ на основании актов передачи во временное эксплуатационное и санитарное содержание (с приложением копий указанных актов). В связи с обращением ФКП "УЗКС МО РФ" о переоформлении акта технологического присоединения объекта на эксплуатирующую организацию, заключение договора энергоснабжения и оплата за потребленную электрическую энергию входит в обязанность ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ.
Ответчиком неоднократно сообщалось, что он не может являться потребителем электрической энергии в отсутствии договора энергоснабжения на объекте "Производственно-логистический комплекс "Нара", так как эксплуатацию объекта осуществляет ЖКО N 24 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (письма от 23.01.2019 г. N исх-990 и от 29.03.2019 г. Nисх-711/сп).
Учитывая, что АО "ГУОВ" не является владельцем или пользователем энергопринимающих устройств построенных сооружений на объекте "Производственно-логистический комплекс "Нара", эксплуатацию объекта с января 2018 года осуществляет ЖКО N 24 ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ на основании актов передачи во временное эксплуатационное и санитарное содержание от 14.11.2017 и от 18.02.2018, АО "ГУОВ" не является надлежащим ответчиком по взысканию стоимости бездоговорного потребления электрической энергии за период с 04.04.2018 по 04.10.2018.
Так, суд первой инстанции правомерно отмечает, что иных доказательств потребления электрической энергии на объекте "Производственно-логистический комплекс "Нара" именно ответчиком в материалы дела истцом не представлено.
Кроме того, суд первой инстанции приходит к выводу о том, что доводы ответчика, о том, что он не является владельцем или пользователем энергопринимающих устройств сооружений на объекте и эксплуатацию объекта осуществляет ЖКО N 24 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России подтверждаются, в том числе, письменными пояснениями АО "Мосэнергосбыт" от 04.07.2019 исх. N ИП/100-315/19, представленными в судебном заседании 17.09.2019
Акт технической проверки объектов электросетевого хозяйства от 04.10.2018 и акт о неучтенном потреблении N 659/ЭА-ю от 08.11.2018 являются недопустимыми доказательствами по следующим основаниям.
Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии установлены Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. N 442.
Пунктом 2 Основных положений дано понятие бездоговорному потреблению электрической энергии - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
Положения пунктов 192 и 193 Правил N 442, регламентирующие порядок выявления и оформления фактов безучетного и бездоговорного потребления электроэнергии, предусматривают необходимость указания в акте о безучетном (бездоговорном) потреблении электроэнергии лица, осуществляющего такое потребление, а также обязательное присутствие такого лица при составлении акта.
Пунктом 192 Правил N 442 предусмотрено, что по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.
Как доказательство бездоговорного потребления электрической энергии на объекте именно АО "ГУОВ" истцом представлены акт технической проверки объектов электросетевого хозяйства от 04.10.2018 и акт о неучтенном потреблении N 659/ЭА-ю от 08.11.2018.
Проверка объекта на бездоговорное потребление электроэнергии была осуществлена истцом 04.10.2018 без участия уполномоченных представителей ответчика и без надлежащего уведомления АО "ГУОВ" с составлением акта технической проверки объектов электросетевого хозяйства от 04.10.2018.
АО "ГУОВ" не уведомлялось о месте и времени проведении проверки и в связи с этим своего представителя для участия не направляло, что исключило возможность участия представителей ответчика в технической проверке. Акт технической проверки в адрес ответчика не направлялся. Доказательств обратного истцом в материалы дела не представлено.
На основании акта технической проверки от 04.10.2018 был составлен акт о неучтенном потреблении N 659/ЭА-ю от 08.11.2018.
При этом акт о неучтенном потреблении составлен 08.11.2018, а сам факт бездоговорного потребления выявлен 04.10.2018.
Акт о бездоговорном потреблении по своей сути должен быть направлен на фиксацию установленного во время проверки факта, а потому в силу пункта 192 Правил N 442 должен составляться непосредственно в момент проверки. Истцом такой акт составлен через 35 дней после проверки, не по месту проверки, без осмотра совместно с ответчиком места подключения энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
В спорных актах АО "ГУОВ" указано как собственник энергопринимающих устройств (и потребитель). Вместе с тем, материалами дела установлено, что собственником объекта является Российская Федерация в лице Минобороны России, а их эксплуатация осуществляется ЖЭ(К)0 N 24 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
Заявитель в жалобе первым доводом указывает на ошибочность суда о непривлечении в качестве третьих лиц Акционерного общества "ОБОРОНСТРОИПРОЕКТ", Общества с ограниченной ответственностью "Техностройальянс-Центр", Общества с ограниченной ответственностью "НОВЕК-Центр", Акционерного общества "ОБОРОНСТРОЙИНЖИНИРИНГ" и в связи с этим просит отменить решение на основании п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ (принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле), а также ходатайствует о привлечении указанных организаций в качестве третьих лиц.
Однако при рассмотрении дела в суде первой инстанции ни ПАО "МОЭСК" и ни другие стороны спора не заявляли ходатайств о привлечении указанных организаций в качестве третьих лиц.
Согласно ч. 1 ст. 51 АПК РФ, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
С учетом того, что заявленный в иске период с 04.04.2018 по 04.10.2018 бездоговорного потребления электроэнергии производилось уже на оконченном строительством и сданном в эксплуатацию управляющей организации Объекте, то вынесенное решение по настоящему делу не затрагивает права и интересы организаций, производивших ранее строительство и рассматриваемый довод апелляционной жалобы является несостоятельным.
Заявителем также указано на несогласие с выводами суда, что эксплуатация Объекта (и потребление электрической энергии) в спорный период осуществлялась ЖКО N 24 ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ. Заявитель утверждает, что следующие документы подтверждают, что именно АО "ГУОВ" осуществляло бездоговорное потребление электрической энергии в спорный период:
- акт об осуществлении технологического присоединения от 29.12.20127 N 1/ИА-16-302-612(100367);
- акт допуска прибора (ов) учета в эксплуатацию (трансформаторного включения) от 03.04.2018;
- уведомление ПАО "МОЭСК" о составлении акта N 659/ЭА-Ю от 08.11.2018;
- акт технической проверки объектов электросетевого хозяйства от 04.10.2018 и акт о неучтенном потреблении N 659/ЭА-ю от 08.11.2018.
Однако судом первой инстанции при исследовании фактических обстоятельств установлено обратное и изложено в решении (абз. 8-12 лист 3 решения): "...между ПАО "МОЭСК" (сетевой организацией) и ФКП "УЗКС МО РФ" (заявителем) 28.12.2016 заключен договор N ИА-16-302-612(100367) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 1.1 договора N ИА-16-302-612(100367), сетевая организация осуществляет технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя производственно-логистического комплекса "Нара", на основании выданных технических условий N И-16-00-100367/102 (приложение N 1 к договору) с основным и резервным источником питания: ПС N 308 110/35 10 кВ Нарофоминск.
Заявитель обязался выполнить мероприятия, необходимые для осуществления технологического присоединения, в том числе запроектировать и построить необходимое ТП-10/0,4 кВ, тип и количество определить проектом, а в ТП-10/0,4 кВ смонтировать трансформаторы 10/0,4 кВ суммарной мощностью согласно проекта и запитатъ новые ТП-10/0,4 кВ от точек присоединения путем строительства ЛЭП/ВЛ/КЛ-10 кВ.
28.12.2016 к договору заключено дополнительное соглашение N 1 (в редакции протокола разногласий), в соответствии с которым права и обязанности по оплате договора возложены на плательщика (АО "ГУОВ"), при этом все прочие права и обязанности остаются у заявителя (ФКП "УЗКС МО РФ").
Строительно-монтажные работы по системе электроснабжения объекта и технологического присоединения к электрическим сетям ПАО "МОЭСК" были выполнены с оформлением акта об осуществлении технологического присоединения от 29.12.2017 N 1/ИА-16-302-612(100367)".
Кроме того, в части акта об осуществлении технологического присоединения от 29.12.2017 г. N 1/ИА-16-302-612 (100367) и акта допуска прибора(ов) учета в эксплуатацию (трансформаторного включения) от 03.04.2018 г., то Ответчиком при рассмотрении спора обращалось внимание суда (не являются доказательством потребления электроэнергии АО "ГУОВ"), что
1. Акт допуска прибора(ов) учета в эксплуатацию (трансформаторного включения) от 03.04.2018 г. является двухсторонним, подписан между ПАО "МОЭСК" (сетевой организацией) и ФКП "УЗКС МО РФ" (собственник энергопринимающих устройств, потребитель), без участия АО "ГУОВ".
2. Акт об осуществлении технологического присоединения от 29.12.2017 N 1/ИА-16-302-612 (100367) является трехсторонним, подписан между ПАО "МОЭСК" (Сетевой организацией), ФКП "УЗКС МО РФ" (Заявитель) и АО "ГУОВ" (Плательщик).
В части уведомления ПАО "МОЭСК" о составлении акта от 08.11.2018 судом исследованы фактические обстоятельства и изложено в решении (абз. 2-4 лист 5 решения): "ФКП "УЗКС МОРФ" письмом от 09.08.2018 N ФКП/ТУ/ОКС/5948 "По вопросу переоформления акта об осуществлении технологического присоединения" обратилось к ПАО "МОЭСК" (сетевой организацией) в котором сообщило, что в январе 2018 года построенные сооружения переданы во временную эксплуатацию ЖКО N24 ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в связи, с чем попросило переоформить акт об осуществлении технологического присоединения на ЖКО N 24 ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ.
После получения уведомления истца от 08.11.2018 г. N 909/ЭУТ-р (о выявлении факта потребления электрической энергии в отсутствии договора энергоснабжения)
АО "ГУОВ" ответило письмом от 13.11.2018 г. N исх-21048 "Об отсутствии потребления электрической энергии (шифр 293/726)" аналогично сообщило, что ответчиком во исполнение договора только выполнены строительно-монтажные работы по системе энергоснабжения объекта и технологическое присоединение к электрическим сетям ПАР "МОЭСК", а эксплуатацию объекта с января 2018 г. осуществляет ЖКО N24 ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ на основании актов передачи во временное эксплуатационное и санитарное содержание (с приложением копий указанных актов). В связи с обращением ФКП "УЗКС МО РФ" о переоформлении акта технологического присоединения объекта на эксплуатирующую организацию, заключение договора энергоснабжения и оплата за потребленную электрическую энергию входит в обязанность ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ.
Ответчиком неоднократно сообщалось, что он не может являться потребителем электрической энергии в отсутствии договора энергоснабжения на объекте "Производственно-логистический комплекс "Нара", так как эксплуатацию объекта осуществляет ЖКО N 24 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (письма от 23.01.2019 г. N исх-990 и от 29.03.2019 г. Nисх-711/сп)".
Аналогично судом первой инстанции в полной степени были исследованы акт технической проверки объектов электросетевого хозяйства от 04.10.2018, акт о неучтенном потреблении N 659/ЭА-ю от 08.11.2018 и указано в решении (лист 6 решения): "Акт технической проверки объектов электросетевого хозяйства от 04.10.2018 и акт о неучтенном потреблении N 659/ЭА-ю от 08.11.2018 являются недопустимыми доказательствами по следующим основаниям.
Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии установлены Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. N 442.
Пунктом 2 Основных положений дано понятие бездоговорному потреблению электрической энергии - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
Положения пунктов 192 и 193 Правил N 442, регламентирующие порядок выявления и оформления фактов безучетного и бездоговорного потребления электроэнергии, предусматривают необходимость указания в акте о безучетном (бездоговорном) потреблении электроэнергии лица, осуществляющего такое потребление, а также обязательное присутствие такого лица при составлении акта.
Пунктом 192 Правил N 442 предусмотрено, что по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.
Как доказательство бездоговорного потребления электрической энергии на объекте именно АО "ГУОВ" истцом представлены акт технической проверки объектов электросетевого хозяйства от 04.10.2018 и акт о неучтенном потреблении N 659/ЭА-ю от 08.11.2018.
Проверка объекта на бездоговорное потребление электроэнергии была осуществлена истцом 04.10.2018 без участия уполномоченных представителей ответчика и без надлежащего уведомления АО "ГУОВ" с составлением акта технической проверки объектов электросетевого хозяйства от 04.10.2018.
АО "ГУОВ" не уведомлялось о месте и времени проведении проверки и в связи с этим своего представителя для участия не направляло, что исключило возможность участия представителей ответчика в технической проверке. Акт технической проверки в адрес ответчика не направлялся. Доказательств обратного истцом в материалы дела не представлено.
На основании акта технической проверки от 04.10.2018 был составлен акт о неучтенном потреблении N 659/ЭА-ю от 08.11.2018.
При этом акт о неучтенном потреблении составлен 08.11.2018, а сам факт бездоговорного потребления выявлен 04.10.2018.
Акт о бездоговорном потреблении по своей сути должен быть направлен на фиксацию установленного во время проверки факта, а потому в силу пункта 192 Правил N 442 должен составляться непосредственно в момент проверки. Истцом такой акт составлен через 35 дней после проверки, не по месту проверки, без осмотра совместно с ответчиком места подключения энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
В спорных актах АО "ГУОВ" указано как собственник энергопринимающих устройств (и потребитель). Вместе с тем, материалами дела установлено, что собственником объекта является Российская Федерация в лице Минобороны России, а их эксплуатация осуществляется ЖЭ(К)0 N 24 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России".
Таким образом, судом первой инстанции по вышеуказанным обстоятельствам дела дана надлежащая оценка с учетом норм действующего законодательства, что привело к принятию правильного и обоснованного судебного акта.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 марта 2020 года по делу N А40-149623/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Птанская |
Судьи |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-149623/2019
Истец: ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК"