Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 октября 2020 г. N Ф03-4183/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
17 июля 2020 г. |
А73-3184/2020 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Е.Г. Харьковской, рассмотрев в судебном заседании без вызова участвующих в деле лиц апелляционную жалобу федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации"
на решение от 30.04.2020 по делу N А73-3184/2020 Арбитражного суда Хабаровского края в порядке упрощенного производства по заявлению Приморского транспортного прокурора к федеральному государственному предприятию "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Приморская транспортная прокуратура обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края о привлечении федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ОГРН 1037701021841, ИНН 7701330105, далее - предприятие) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 30.04.2020 по делу N А73-3184/2020 предприятие привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприятие обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 30.04.2020 по делу N А73-3184/2020 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы предприятие ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представленные к возражению на апелляционную жалобу документы (копия ответа управления МЧС России по Приморскому краю от 21.05.2020, копия предписания N 125, копия акта N 129, копия списка работников Владивостокского отряда, допущенных к самостоятельной работе в отсутствие профессионального обучения), которые не были представлены для рассмотрения в суд первой инстанции не приобщаются к материалам дела. Документы возвращаются почтовым отправлением прокуратуре. Согласно статье 272.1 АПК РФ дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции. Но таких оснований в данном деле не установлено. Апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражении на апелляционную жалобу, возражении на отзыв Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Согласно статье 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) задачами лицензирования отдельных видов деятельности является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими Федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры подлежит лицензированию.
Прокуратурой по результатам проведенного в рамках осуществления надзорной деятельности анализа сведений и документов установлено нарушение предприятием при осуществлении своей деятельности пункта "г" части 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2012 N 69, пункта 23 и пункта 38 Порядка подготовки личного состава пожарной охраны, утвержденного приказом МЧС России от 26.10.2017 N 472.
Так, во Владивостокском отряде предприятия не обеспечено своевременное прохождение соответствующего должностным обязанностям профессионального образования работников. К самостоятельной работе допущено 60 работников, которые не прошли профессиональное обучение в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на основании специального разрешения (лицензии), однако состоящие в должностях пожарных с 2006 года в соответствии с приказами о приеме работников на работу.
Прокуратурой в адрес предприятия выдано представление от 10.02.2020 об устранении выявленных нарушений.
Уведомлением от 17.02.2020 предприятие было извещено о месте и времени и месте возбуждения дела об административном правонарушении на 21.02.2020 на 10 часов 15 минут.
Предприятием по существу выявленных нарушений в прокуратуру представлены объяснения от 20.02.2020.
По результатам проверки помощником прокуратуры составлен рапорт от 21.02.2020.
По выявленным нарушениям заместителем прокуратурой в отношении предприятия было вынесено постановление от 21.02.2020 о возбуждении дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Постановление вынесено в присутствии представителя предприятия действующего на основании доверенности, постановление получено им под роспись 21.02.2020.
О привлечении общества к ответственности прокуратура в порядке статьи 23.1 КоАП РФ обратилась в арбитражный суд, который правомерно удовлетворил заявленное требование с привлечением общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2012 N 69 утверждено Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (далее - Положение N 69), в котором определен порядок лицензирования работ по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
В соответствии с п. п. "г" п. 3 Положения N 69 лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры являются, в том числе, наличие у участвующих в действиях по тушению пожаров работников соискателя лицензии (лицензиата) юридического лица соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (квалификации, подтвержденной документом о прохождении профессионального обучения).
Согласно пункту 23 Порядка подготовки личного состава пожарной охраны, утвержденного приказом МЧС России от 26.10.2017 N 472 (далее -Порядок N 472) специальное первоначальное обучение должно проводиться в отношении лиц, впервые принимаемых на службу (работу) по контракту (трудовому договору) в органы управления и подразделения пожарной охраны, в целях приобретения ими знаний, умений и навыков, достаточных для самостоятельного исполнения обязанностей по должности.
Специальное первоначальное обучение должно проводиться в три этапа: индивидуальное обучение по месту службы; курсовое обучение; стажировка в занимаемой должности по месту службы.
Не позднее одного года со дня завершения индивидуального обучения по месту службы и в соответствии с ежегодным планом комплектования учебных групп, лица, завершившие индивидуальное обучение по месту службы, направляются на курсовое обучение в образовательную организацию (пункт 38 Порядка N 472).
По запросу транспортной прокуратуры в ходе проверки письмом Дальневосточной железной дороги филиала ОАО "РЖД" от 16.01.2020 было сообщено, что пожарными поездами Владивостокского отряда предприятия в 2018 году осуществлено 15 выездов, из них: на ликвидацию ЧС, связанных с перевозкой опасных грузов - 2 выезда; на ликвидацию пожаров - 1 выезд; по запросу МЧС - 7 выездов; на обеспечение жизнедеятельности объектов - 1 выезд; на пожарно-тактические учения - 4 выезда. В 2019 году - 23 выезда, из них: на ликвидацию ЧС, связанных с перевозкой опасных грузов - 1 выезд; на ликвидацию пожаров - 4 выезда; по запросу МЧС - 6 выездов; на обеспечение жизнедеятельности объектов - 3 выезда; на пожарно-тактические учения - 9 выездов.
Между тем, предприятием при рассмотрении дела не представлено доказательств соблюдения требований пункта "г" части 3 Положения от 31.01.2012 N 69, пункта 23 и пункта 38 Порядка N 472, о том, что 60 работников предприятия допущенных к тушению пожаров прошли профессиональное обучение в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на основании специального разрешения (лицензии).
Предприятие являясь профессиональным участником, осуществляющим лицензируемый вид деятельности по тушению пожаров обязано постоянно иметь в своем штате работников предприятия допущенных к тушению пожаров, прошедших профессиональное обучение.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о наличии в действиях предприятия признаков объективной стороны административного правонарушения, установленного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, предусматривающей ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Прокуратурой в январе 2020 года проведена проверка исполнения законодательства при обеспечении готовности спасательно-аварийных служб к ликвидации последствий аварий, а в феврале 2020 года анализ исполнения федерального законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.
В ходе проведенного прокуратурой анализа установлено, что предприятие имеет лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
На основании пункта 2 Положения о ведомственной пожарной охране железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного приказом Росжелдора от 07.02.2008 N 46 (далее - Положение о ведомственной пожарной охране), ведомственная пожарная охрана является составной частью ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта и представляет собой совокупность органов управления и подразделений ФГП ВО ЖДТ России, предназначенных для организации и осуществления профилактики пожаров, а также ведомственного пожарного надзора (далее - пожарный надзор) (проверок, по соблюдению организациями, подведомственными Федеральному агентству железнодорожного транспорта, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки), тушения пожаров и участия в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте Российской Федерации.
К подразделениям ведомственной пожарной охраны относятся пожарные поезда и пожарные команды согласно пункту 5 Положения о ведомственной пожарной охране.
Основными задачами ведомственной пожарной охраны являются: организация и осуществление профилактики пожаров; тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ и участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте; спасение людей и имущества при пожарах; осуществление ведомственного пожарного надзора (пункт 9 Положения о ведомственной пожарной охране).
Согласно пункту 1.4 Положения об эксплуатации и содержании пожарных поездов в ОАО "РЖД", утвержденного 26.03.2018 заместителем генерального директора ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" главным пожарным инспектором на железнодорожном транспорте и 30.03.2018 заместителем генерального директора главным инженером ОАО "РЖД" (далее - Положение об эксплуатации и содержании пожарных поездов в ОАО "РЖД"), пожарные поезда предназначены для тушения пожаров и участия в обеспечении пожарной безопасности в местах проведения работ по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами на объектах структурных подразделений филиалов ОАО "РЖД", на всех видах железнодорожного подвижного состава, находящегося в собственности ОАО "РЖД" и ином законном основании (лизинг, аренда, субаренда и т.д.), участия в обеспечении жизнедеятельности объектов ОАО "РЖД" силами и средствами пожарных поездов, в пределах их тактико-технических возможностей по распоряжению (приказу) ОАО "РЖД".
В соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на решение задач в области железнодорожного транспорта и пожарной безопасности, пожарные поезда отнесены к силам и средствам постоянной готовности функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), а также входят в состав сил и средств местных и территориальных пожарно-спасательных гарнизонов и привлекаются к тушению пожаров и участию в проведении аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров в населенных пунктах и на объектах, не входящих в инфраструктуру ОАО "РЖД", в пределах их тактико-технических возможностей (п. 1.5 Положения об эксплуатации и содержании пожарных поездов в ОАО "РЖД").
Согласно ответу аппарата главного ревизора железной дороги по безопасности движения поездов Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" от 16.01.2020, пожарными поездами Владивостокского отряда в 2018 году было осуществлено 15 выездов, из них: на ликвидацию ЧС, связанных с перевозкой опасных грузов, на ликвидацию пожаров, по запросу МЧС, на пожарно-тактические учения. В 2019 году - на ликвидацию ЧС, связанных с перевозкой опасных грузов, на ликвидацию пожаров, по запросу МЧС, на обеспечение жизнедеятельности объектов, на пожарно-тактические учения.
Кроме того ежегодно трудоустроенные в качестве пожарных работники
Владивостокского отряда проводят весенние комиссионные осмотры зданий и сооружений на предмет соблюдения пожарного законодательства. По результатам проведенных осмотров Владивостокским отрядом выписываются предписания, обязательные для исполнения. Фактически проверяются объекты железнодорожной инфраструктуры работниками, не имеющими профес-сионального обучения, соответствующего должностным обязанностям пожарного.
Осуществление тушения пожаров также подтверждается выявленным в ходе проведенной в январе 2020 года проверки нарушениями, выразившимися в не указании в разделе 8 книжки спасателя (участие в спасательных работах) выезда 23.06.2019 в качестве пожарного на пожарном поезде по запросу Управления МЧС России по Приморскому краю, договорами на оказание услуг в области пожарной безопасности на объектах ОАО "РЖД", согласно которым предприятие привлекается, в том числе для проведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров.
Кроме того, пожарные поезда имеют свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров.
Между тем, в должностной инструкции пожарного Владивостокского отряда указано, что пожарный обязан выезжать в составе караула для проведения, в том числе боевых действий по тушению пожаров (п. 2.6), должен знать требования, в том числе нормативных правовых актов Российской Федерации, МЧС России, регламентирующих организацию работы пожарных поездов, профессиональную подготовку работников пожарных команд, тушение пожаров и участие в ликвидации последствий аварийных ситуаций, охрану труда, эксплуатацию пожарной и аварийно-спасательной техники (п. 1.4).
Факты привлечения работников Владивостокского отряда для тушения пожаров подтверждаются, как и вынесение ежегодных предписаний неквалифицированными в области пожарной безопасности работниками.
Порядок подготовки личного состава пожарной охраны, утвержденного приказом МЧС России от 26.10.2017 N 472 зарегистрирован в министерстве юстиции Российской Федерации от 12.08.2018 не означает, что профессиональную подготовку должны пройти вновь принятые пожарные, поскольку вышеуказанный Порядок также содержит требования к повышению квалификации личного состава, которое должно проводиться в целях пополнения и обновления профессиональных знаний личного состава и для решения оперативно-служебных задач, приобретения новых умений и навыков, применения инновационных технологий при проведении боевых действий по тушению пожаров и ликвидации ЧС (п. 123).
Согласно пункту 124 Порядка подготовки личного состава пожарной охраны предусмотрено, что переподготовка личного состава должна проводиться в целях получения новой специальности (квалификации), необходимой при переводе на другую должность, в органах управления и подразделениях пожарной охраны.
Занятия в системе повышения квалификации и переподготовки должны проводиться в образовательных организациях. Повышение квалификации личного состава должно проводится один раз в пять лет (п. 126,128 Порядка подготовки личного состава пожарной охраны).
Таким образом, работники Владивостокского отряда, трудоустроенные на должность пожарных, не зависимо от даты трудоустройства должны иметь профессиональную подготовку, соответствующую их должностным обязанностям.
Ссылка прокуратуры в заявлении и постановлении о привлечении предприятия только на первоначальное специальное обучение не означает об отсутствии необходимости наличия профессиональной подготовки у других работников Владивостокского отряда, имеется указание на общее количество пожарных.
Из имеющихся в материалах дела приказов начальника Владивостокского отряда о допуске к самостоятельной работе следует, что принятые работники в среднем в течении месяца проходили начальную программу обучения и стажировку, то есть фактически работникам предприятия трудоустроенным в качестве пожарных, проводилось индивидуальное обучение по месту службы и стажировка, минуя курсовое (профессиональное) обучение. Приказы об окончании слушателями курсового обучения отсутствуют. В приказах о допуске к самостоятельной работе не указаны ограничения, перечисленные в п. 37 Порядка подготовки личного состава пожарной охраны, в связи с чем допуск фактически оформлен в соответствии с п. 48 Порядка подготовки личного состава пожарной охраны. Дальнейшее курсовое обучение на работников отсутствует.
Курсовое обучение должно проводиться в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно пункту 38 Порядка подготовки личного состава пожарной охраны не позднее одного года со дня завершения индивидуального обучения по месту службы и в соответствии с ежегодным планом комплектования учебных групп, лица, завершившие индивидуальное обучение по месту службы, направляются на курсовое обучение в образовательную организацию.
Довод жалобы предприятия о том, что нет доказательств того что необученные работники тушили пожар отклоняется, поскольку работникам на конкретных должностях и специальностях согласно вышеуказанного законодательства должно быть обеспечено своевременное прохождение профессионального образования. Допуск к тушению пожаров неквалифицированных пожарных при неблагоприятном развитии событий может повлечь за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде.
Довод жалобы предприятия о том, что предприятие проводит аварийно-спасательные работы и не требуется лицензия отклоняется, поскольку предприятие проводит проведение аварийно-спасательных работ, связанные с тушением пожаров, то согласно п. п. "г" п. 3 Положения N 69 лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры являются, в том числе, наличие у участвующих в действиях по тушению пожаров работников соискателя лицензии юридического лица соответствующего их должностным обязанностям.
Довод жалобы общества о том, что правонарушение выявленное прокуратурой не является длящимся в связи с тем, выезд пожарного поезда был осуществлен 05.11.2019 и находится за пределами срока привлечения, отклоняется.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении (длительное непрекращающееся невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных законом обязанностей) сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.
Соответственно, днем обнаружения административного правонарушения является день, когда прокуратура выявила факт совершения правонарушения рассматриваемом случае дата вынесения представления об устранении нарушений - 10.02.2020.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, управлением не пропущен.
У предприятия имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Состав правонарушения общества подтвержден материалами дела.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Поэтому при наличии формальных признаков состава правонарушения подлежит оценке вопрос о целесообразности меры воздействия, применяемой к правонарушителю.
Обстоятельств, отягчающих ответственность, не установлено, в связи с чем, учитывая принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, характер выявленного правонарушения, суд первой инстанции правомерно посчитал возможным применить к правонарушителю минимальное наказание, предусмотренное санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Нарушений срока и порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено. Административное наказание назначено правонарушителю по правилам КоАП РФ. Апелляционный суд не находит оснований для применения в рассматриваемом деле положений о малозначительности нарушения.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и законодательству.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.04.2020 по делу N А73-3184/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3184/2020
Истец: Дальневосточная транспортная прокуратура, Приморская транспортная прокуратура
Ответчик: ФГП ВО ЖДТ России, Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации"