г. Хабаровск |
|
17 июля 2020 г. |
А73-2572/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Мильчиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.
от общества с ограниченной ответственностью УК "Новый дом": представитель не явился;
от главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью УК "Новый дом"
на решение от 21.05.2020
по делу N А73-2572/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью УК "Новый дом"
к главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью УК "Новый дом" (ОГРН 1172724008313, ИНН 2704025407, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N А2019-17-15-0018 главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - управление) от 30.01.2020, замены штрафа на предупреждение.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 21.05.2020 постановление управления от 30.01.2020 изменено в части назначения административного наказания, определено административное наказание в виде штрафа 125 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 21.05.2020 по делу N А73-2572/2020 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
В главное управление регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края поступило обращение гражданина, зарегистрированное за N ЭП/Ф-12006ж от 14.11.2019, проживающего в многоквартирном жилом доме N 14 по ул. Колесниченко в г. Советская Гавань Хабаровского края (далее - МКД N 14).
На основании лицензии N 027-000260 от 26.05.2017 и договора управления N 08 от 01.11.2017 г., управление МКД N 14 по ул. Колесниченко осуществляет ООО УК "Новый дом".
В соответствии с распоряжением N 6246-р от 04.12.2019 проведена внеплановая выездная проверка, в отношении ООО УК "Новый дом".
В ходе проведения проверки от 11.12.2019, должностным лицом выявлены нарушения в содержании МКД, техническое состояние которого не соответствует требованиям ч. 2.3 ст. 161, ч.2 ст. 162, п.7 ч.1 ст. 193 ЖК РФ; п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110; п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491); п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170, а именно: контейнеры для сбора бытовых отходов МКД N 14 по ул. Колесниченко переполнены, прилегающая территория к указанным контейнерам завалена бытовыми отходами.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки N П2019-03-1500 от 11.12.2019.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО УК "Новый дом" извещено уведомлением от 18.12.2019, которое получено обществом согласно отчета об отслеживании отправления 25.12.2019.
10.01.2020 в отношении ООО УК "Новый дом", составлен протокол об административном правонарушении N А2020-17-15-0018 по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Протокол с информацией о времени и месте рассмотрения дела направлен ООО УК "Новый дом" и получен обществом согласно отчета об отслеживании отправления, 20.01.2020.
Постановлением от 30.01.2020 N А2020-17-15-0018 ООО УК "Новый дом" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Порядок лицензирования в этой сфере регламентирован Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Объективная сторона правонарушения по части 2 данной статьи выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.23.1 КоАП РФ.
Субъектами данного правонарушения являются управляющие организации, деятельность которых по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
О незаконности постановления общество обратилось в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении заявленного требования с изменением размера штрафа.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ), лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензированию подлежит предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.
Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Положение о лицензировании).
Согласно пункту 3 указанного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенных положений, лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, надлежащее содержание имущества дома, что также предполагает и соблюдение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 и минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ установлено, что управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Подпунктами "а", "б", пункта 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Согласно пункту 11(1) Правил N 491 минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290, к работам по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов отнесена организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Согласно позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, управляющая организация обязана соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Состав вменяемого обществу правонарушения подтвержден материалами дела. В ходе проведения проверки установлено, что контейнеры для сбора бытовых отходов МКД N 14 по ул. Колесниченко переполнены, прилегающая территория к указанным контейнерам завалена бытовыми отходами, что подтверждается актом проверки и фотоматериалами. Обязанность по содержанию придомовой территории и выполнению работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества МКД лежит на управляющей организации, а согласно заявления гражданина мусор не вывозится с июля месяца. В данном случае качество услуг и работ по содержанию указанного МКД не соответствует требованиям установленных законодательством.
Отклоняются доводы жалобы об использовании контейнерной площадки МКД, которые находятся под управлением других компаний, о нахождении места сбора ТБО не на придомовой территории МКД N 14 по ул. Колесниченко, о не закреплении контейнерной площадки администрацией города за ООО УК "Новый дом". Указанные обстоятельства не исключают обязанность общества по выполнению работ по надлежащему содержанию МКД и территории. Данная контейнерная площадка является общим имуществом многоквартирного дома N 14 по ул. Колесниченко и используется собственниками этого дома. В материалах дела отсутствует согласованный между управляющими компаниями документ о содержании рассмотренной контейнерной площадки и вывозе с неё отходов. ООО УК "Новый дом" является субъектом установленного правонарушения.
У общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств иного в материалы дела не представлено.
Нарушений порядка и срока привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства апелляционным судом не установлено. Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных КоАП РФ.
Исключительных обстоятельств для признания правонарушения малозначительным судом апелляционной инстанции не установлено. Обстоятельства совершения рассматриваемого административного правонарушения не выходят за рамки обычной хозяйственной деятельности и не относятся к категории тех обстоятельств, которые заявитель при всей степени заботливости, осмотрительности и надлежащего поведения, не мог ни предвидеть, ни предотвратить
С учетом взаимосвязи части 1 статьи 4.1.1 и части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, совокупности указанных в них условий, статус субъекта малого и среднего предпринимательства не достаточен для замены штрафа на предупреждения, поскольку ранее ООО УК "Новый дом" привлекалось к административной ответственности постановлением комитета регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края от 07.05.2019 N А2019-17-15-0502 по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 125 000 рублей. Вступившим в силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 01.10.2019 по делу А73-15831/2019 в удовлетворении требований ООО УК "Новый дом" о признании незаконным и отмене постановления N А2019-17-15-0502 отказано.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьёй 3.1, частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ пришел к выводу о возможном снижении назначенного обществу оспариваемым постановлением административного штрафа ниже минимального размера, до 125 000 рублей. Апелляционный суд не усматривает оснований для переоценки вывода суда первой инстанции.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.05.2020 по делу N А73-2572/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2572/2020
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "НОВЫЙ ДОМ"
Ответчик: Комитет государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края
Третье лицо: Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края