Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 ноября 2020 г. N Ф07-10782/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
17 июля 2020 г. |
Дело N А56-119004/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Медведевой И.Г., Слоневской А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куляевым С.Д.,
при участии:
- от истца: Филатов К.Э. (доверенность от 01.09.2019)
- от ответчика: Андрианова Ю.В. (доверенность от 29.06.2020)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10938/2020) Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2020 по делу N А56-119004/2019,
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Энергосервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное Жилищно-Коммунальное Управление" Министерства Обороны Российской Федерации (далее - Учреждение) о взыскании 7 677 608,79 руб. задолженности по оплате потребленной тепловой энергии за июль-август 2019 года по договорам от 25.12.2017 N 19, от 25.12.2017 N 20.
Решением суда от 02.03.2020 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы указывает, что договоры, положенные в обоснование иска, не распространяются на спорный период.
Суд не учел, что ответчик является бюджетным учреждением, и в соответствии со статьей 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и статьями 1,15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при оказании услуг государственным учреждениям необходимо заключение государственного контракта.
Договоры на оказание услуг горячего водоснабжения на 2019 год между ФГБУ "ЦЖКУ" и ООО "Энергосервис" не заключены, так как существенные условия договоров по горячему водоснабжению объектов в 2019 году не согласованы.
В связи с тем, что договоры на горячее водоснабжения в 2019 году не заключены, Учреждение в 2019 году производило расчет объемов поставленного ресурса на основании СП 30.13330.2016 "Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01-85".
Обращает внимание суда апелляционной инстанции на значительное завышение объема воды на компонент теплоносителя (горячее водоснабжение) со стороны Общества по сравнению с реально потребленным количеством ресурса.
Способ расчета, примененный истцом, с очевидностью влечет неосновательное обогащение Общества, что недопустимо.
07.07.2020 в суд от представителя Общества поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, истец является энергоснабжающей организацией по заключенным Договорам с ответчиком:
- по Договору от 25.12.2017 N 19 энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде и/или паре объекта военного городка N 221 расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Петергоф, улица Разводная. дом N15,17.
- по Договору от 25.12.2017 N 20 энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде и/или паре объекта военного городка N 64 расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Морской переулок, дом 3.
По условиям Договоров ООО "Энергосервис" оказывает услуги по теплоснабжению и по передаче тепловой энергии Абоненту через присоединенную сеть, а ФГБУ "ЦЖКУ" принимает и своевременно оплачивает принятую тепловую энергию и теплоноситель, а также соблюдает предусмотренные Договорами режимы ее потребления, обеспечивает безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и теплоносителя.
Отпуск тепловой энергии, поставляемой на объект в целях горячего водоснабжения, в период с 01.01.2019 осуществлялся в соответствии с одноставочным тарифом на тепловую энергию и горячую воду в размере 2016,29 и тарифом на теплоноситель в размере 41,92, утвержденными Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 11.12.2017 N 170-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис" на территории Санкт-Петербурга на 2018-2022 годы и внесенными изменениями Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 271-р".
Во исполнение пункта 5.4. Договоров расчеты между сторонами производились на основании актов отпуска-потребления энергии.
Договорами предусмотрено, что расчеты за тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель, поставленные в течение месяца, производятся на основании подписанного Сторонами до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, акта отпуска-потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, в котором должно быть указано и количество невозвращенного теплоносителя. Абонент обязан подписать или направить мотивированный ненадлежащим количеством энергии отказ в течение 10 (десяти) дней с момента получения акта, в противном случае акт считается принятым Сторонами в редакции Энергоснабжающей организации.
На основании пункта 3.3.1. Договора Абонент обязан оплачивать тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель в соответствии с договором.
В силу пункта 5.6 Договоров направленный счет подлежит оплате Абонентом в течение 15 дней с момента получения.
В связи с неисполнением денежных обязательств у Ответчика за период июль-август 2019 года возникла задолженность по оплате потребленной тепловой энергии (ГВС) в размере: 7 677 608,79 руб., из которых:
За период июль 2019 года:
- по Договору N 19 (ВМИРЭ) в размере: 2 420 998,29 руб.
- по Договору N 20 от (ВМИ) в размере 1 525 963,47 руб.
За период август 2019 года:
* по Договору N 19 (ВМИРЭ) в размере: 2 521 954,83 руб.
* по Договору N 20 (ВМИ) в размере 1 208 692,20 руб.
В качестве мер досудебного урегулирования истцом направлена претензия с требованием об оплате образовавшейся задолженности, которую ответчик оставил без ответа, что послужило основанием для обращения в суд.
Суд первой инстанции признал предъявленные требования обоснованными как по праву, так и по размеру.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, как сделанных на основании полного исследования и оценки материалов дела (представленных доказательств), отмечая при этом, что в апелляционной жалобе не содержится каких-либо доводов, которые опровергали бы исковые требования по существу.
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В подтверждение факта поставки в спорный период тепловой энергии Общество представило счета-фактуры, в которых указаны объем и стоимость потребленной тепловой энергии.
Учреждение разногласий по объему и стоимости отпущенной тепловой энергии не представило.
Доказательства, подтверждающие потребление тепловой энергии в меньшем объеме, либо указывающие на недостоверность сведений, содержащихся в выставленных истцом счетах-фактурах, в деле отсутствуют.
Таким образом, наличие счетов-фактур является подтверждением факта надлежащего оказания услуг и их стоимости.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) устанавливает общие особенности участия органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий в гражданско-правовых отношениях именно в целях повышения эффективности осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
В Законе N 44-ФЗ не учитывается специфика, конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует рассматривать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ в качестве акцепта потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги.
При этом, отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.98 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Факт получения лицом энергоресурса как самостоятельного блага является достаточным основанием для того, чтобы обязательство по оплате этого энергоресурса возникло именно у получателя.
Пунктом 3 статьи 540 ГК РФ установлено, что в случае если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором.
В данном случае отсутствуют основания для изменения (снижения) договорной тепловой нагрузки ввиду нарушения порядка внесения изменений, предусмотренного пунктами 21.1, 21.2 и 25 Правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2009 N 610.
Принцип бюджетного законодательства о годичном сроке планирования закупок и принятии на себя договорных обязательств не является основанием для нарушения порядка расчетов с ресурсоснабжающими организациями за фактически принятое количество коммунального ресурса.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2020 по делу N А56-119004/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-119004/2019
Истец: ООО "ЭНЕРГОСЕРВИС"
Ответчик: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации