Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 октября 2020 г. N Ф08-7138/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
17 июля 2020 г. |
дело N А53-39970/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гребенкиной И.П.
при участии:
от истца: Пащенко С.Н. лично, паспорт; представитель Пиотровский И.А., доверенность от 01.11.2019 (до перерыва);
от Министерства транспорта Ростовской области: представитель Кация В.В., доверенность от 27.12.2019 (до перерыва);
от ООО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2": представитель Балдин В.А., доверенность от 15.01.2020 (до перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Пащенко Сергея Николаевича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.05.2020 по делу N А53-39970/2019 по иску индивидуального предпринимателя Пащенко Сергея Николаевича (ИНН 610700156101, ОГРИП 304610723000015) к Министерству транспорта Ростовской области (ОГРН 1026103159026, ИНН 6163053715), обществу с ограниченной ответственностью "Пассажирское автотранспортное предприятие N2" о признании незаконными результатов конкурса,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Пащенко Сергей Николаевич (далее - истец, ИП Пащенко С.Н., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2" (далее - ООО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2", общество), Министерству транспорта Ростовской области (далее - министерство) о признании недействительным открытого конкурса N 29 от 21.08.2019 Лот N 2 (маршрут N 489/2 х. Рябичев- г. Волгодонск, маршрут N 678 х. Пирожок - г. Волгодонск) Министерства транспорта Ростовской области на право осуществления перевозок по следующим межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и применении последствий недействительности конкурса в виде определения победителем указанного конкурса Пащенко С.Н. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 20.05.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, предприниматель обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе истец просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы предприниматель ссылается на наличие нарушений в работе общество, что являлось основанием для отклонения заявки. Начисление обществу 40 балов по критерию стажа, по мнению истца, также является неправомерным.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель министерства возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании 13.07.2020 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации до 13.07.2020 до 15 час. 00 мин., после окончания которого, судебное заседание продолжено с участием представителя истца Пащенко С.Н.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, реализуя свои полномочия по проведению открытых конкурсов на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Ростовской, Министерство транспорта Ростовской области на официальном сайте 22.08.2019 опубликовало извещение N 29 о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Дата окончания подачи заявок и вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе - 23.09.2019, дата рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и подведения итогов открытого конкурса - 30.09.2019.
На участие в открытом конкурсе по лоту N 2 были поданы заявки от ИП Пащенко С.Н., ООО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2".
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и подведения итогов от 30.09.2019 N 29 лот N 2 победителем открытого конкурса определено ООО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2".
Не согласившись с результатами конкурса, ИП Пащенко С.Н. обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (пункт 4 статьи 447 ГК РФ).
По правилам статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
По смыслу приведенной нормы права, последствием признания недействительными торгов является недействительность договора, заключенного по их результатам с лицом, ставшим победителем, следовательно, предъявление требования о признании торгов недействительными означает, по сути, оспаривание права победителя торгов на заключение соответствующей сделки (предъявление требований о недействительности сделки, заключенной по результатам торгов, и применение последствий ее недействительности).
При этом торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом (пункт 1 статьи 449 ГК РФ).
Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки (пункт 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства").
Согласно системному толкованию, данному Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 16.07.2009 N 739-О-О и Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 20.01.2004 N 10623/03, положение части 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации направлено - в системной связи с частью 2 статьи 449 ГК РФ - на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица. Из изложенного следует, что возможность признания недействительными торгов в связи с нарушением правил, предусмотренных законом, влечет обязанность суда выяснить не только факт допущенных нарушений при проведении торгов, но также суду необходимо выяснить: могут ли права и законные интересы конкретного лица защищены и восстановлены принятием судебного акта, исполнен ли контракт, заключенный по результатам оспариваемых торгов.
Следовательно, признание торгов недействительными и применение последствий их недействительности по одним лишь формальным основаниям не направлено на защиту прав и законных интересов истца. Поэтому истец, помимо незаконности процедуры проведения торгов, должен доказать, что удовлетворение иска и признание торгов и договора недействительными приведет к защите и восстановлению его нарушенных прав и законных интересов.
Исходя из изложенного, основанием для признания торгов недействительными может служить не всякое формальное нарушение, а лишь имеющее существенное влияние на результат торгов и находящееся в причинной связи с ущемлением прав и законных интересов истца. Таким образом, истцу следует доказать факт нарушения законодательства, действовавшего в период проведения конкурса, а также нарушение защищаемого права или интереса.
Проведение открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (далее - открытый конкурс) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), постановлением Правительства Ростовской области от 27.01.2016 N 25 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Ростовской области".
Федеральным законом N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) установлено два вида регулярных пассажирских перевозок:
- осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (ст. 14);
- осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (ст. 17).
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом местного самоуправления муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, частью 2 статьи 17 Закона N 220-ФЗ установлено, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Частью 2 статьи 19 Закона N 220-ФЗ установлено, что свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
В соответствии с пунктом 1.1. Положения о министерстве транспорта Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 18.11.2011 N 133 (далее - Положение) министерство транспорта Ростовской области является органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства и транспорта. Согласно пункту 2.1.19 Положения министерство осуществляет организацию регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Ростовской области, в том числе: осуществляет мероприятия по развитию регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Ростовской области; организует работу по повышению качества транспортного обслуживания населения Ростовской области и удовлетворению потребности населения Ростовской области в транспортном обслуживании; организует проведение открытых конкурсов на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Ростовской области по нерегулируемым тарифам; выдает свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок.
Как следует из материалов дела, при определении победителя открытого конкурса министерство учитывает следующие критерии:
безопасность пассажирских перевозок;
опыт пассажирских перевозок;
характеристика транспортных средств, влияющих на качество перевозок:
A) эргономические характеристики (транспортное средство должно иметь низкий пол и (или) оборудование для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения и (или) пассажиров с детскими колясками; за транспортное средство должно иметь багажное отделение; транспортное средство должно иметь кондиционер; транспортное средство должно быть оснащено электронным информационным табло; транспортное средство должно быть оснащено системой безналичной оплаты проезда;
Б) экологические характеристики (Евро-1 и выше Евро-4);
B) тип двигателя (бензиновый, дизельный, газовый, два и более топлива).
- критерий максимального срока эксплуатации транспортных средств.
Таким образом, победитель определяется исходя из совокупности вышеназванных критериев с целью повышения качества транспортного обслуживания населения Ростовской области.
22.08.2019 министерство на официальном сайте 22.08.2019 опубликовало извещение N 29 о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Дата окончания подачи заявок и вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе - 23.09.2019, дата рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и подведения итогов открытого конкурса - 30.09.2019.
На участие в открытом конкурсе по лоту N 2 были поданы заявки от ИП Пащенко С.Н., ООО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2". Как было указано, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и подведения итогов от 30.09.2019 N 29 лот N 2 победителем открытого конкурса определено ООО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2".
К участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие требованиям, указанным в статье 23 Закона и Приложении N 1 к приказу министерства транспорта Ростовской области от 18.09.2019 N 485 "Об утверждении конкурсной документации и извещения о проведении открытого конкурса" (далее - Конкурсная документация):
5.1.1. Наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
5.1.2. Принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
5.1.3. Непроведение ликвидации Претендента - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом Претендента - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства.
5.1.4. Отсутствие у Претендента задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период.
5.1.5. Наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества).
5.1.6. Отсутствие в отношении Претендента обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 29 Закона.
5.2. Требования, предусмотренные пунктами 5.1.1, 5.1.3 и 5.1.4, применяются в отношении каждого участника договора простого товарищества.
В соответствии с пунктом 5.3 конкурсной документации не допускаются к участию в открытом конкурсе Претенденты, не представившие хотя бы один из документов или копий документов, предусмотренных пунктом 5.1 конкурсной документации или представившие документы или их копии, содержащие недостоверные сведения.
Претендентами в составе заявки были представлены документы, подтверждающие соответствие требованиям, указанным в пунктах 5.1.1 - 5.1.6 Конкурсной документации.
В обоснование исковых требований истец указывает на то, что министерством неверно начислены баллы ООО "ПАТП N 2" по критерию наличия опыта пассажирских перевозок.
Из материалов дела следует, что истцом при проведении конкурса в министерство были представлены следующие документы:
1. Нотариально заверенная копия договора N 1 от 01.05.2002 по обеспечению рынка транспортных услуг на городских, пригородных и дачных пассажирских перевозках в режиме "маршрутного такси". Конкурсной комиссией в расчет опыта осуществления регулярных перевозок данный договор не принят, в связи с тем, что данный договор заключен между ПБОЮЛ Пащенко С.Н и МУП "Волгодонсктрансзаказчик" (п. 2 ч.З 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами исчисляется исходя из количества полных лет осуществления ими перевозок по маршрутам регулярных перевозок").
2. Нотариально заверенная копия паспорта автобусного маршрута N 1 "х. Рябичев - г. Волгодонск" от 30.05.2004, нотариально заверенная маршрутная карта на транспортное средство по маршруту "х. Рябичев - г. Волгодонск".
3. Нотариально заверенная копия паспорта автобусного маршрута N 2 "Пирожок - Романовская - Волгодонск" от 30.05.2004, нотариально заверенная маршрутная карта на транспортное средство по маршруту "Пирожок - Волгодонск".
4. Нотариально заверенная копия договора N 126-П от 23.04.2009 на выполнение пассажирских перевозок автобусами на внутриобластных маршрутах Ростовской области. Срок действия с 23.01.2009 по 12.05.2013 (4 г., 3 мес., 19 дн.).
5. Нотариально заверенная копия договора N 136-Л от 14.05.2013 на выполнение пассажирских перевозок автобусами на внутриобластных маршрутах Ростовской области. Срок действия с 14.05.2013 по 14.05.2018 (5 лет).
6. Нотариально заверенные копии карт маршрута регулярных перевозок серия 61 NN 002331, 002332, срок действия с 15.05.2018 по 14.11.2019 (1 г., 3 мес.,7 дн.).
В соответствии с представленными договорами по состоянию на 21.08.2019 (дата, предшествующая дате размещения извещения) подтвержден опыт осуществления регулярных перевозок 10 лет 6 месяцев 26 дней, полных 10 лет.
Вместе с тем, конкурсной комиссией принято решение о подтверждении опыта осуществления регулярных перевозок ИП Пащенко С.Н. в соответствии с представленными паспортами автобусных маршрутов от 30.05.2004 по 23.04.2009.
В соответствии с Протоколом N 2-04 заседания областной Комиссии по регулированию рынка пассажирских перевозок автомобильным транспортом от 07.04.2004, в связи с обращением администрации Волгодонского района принято решение о предоставлении права обслуживать маршруты "х. Рябичи(АП) - г. Волгодонск(АВ)", "х. Пирожок(АП) - ст. Романовская(АП) - г. Волгодонск(АВ)" ПБОЮЛ С.Н. Пащенко автобусами особо малой вместимости в количестве 2-х ед. до проведения конкурса.
Договор N 126-П от 23.04.2009 на выполнение пассажирских перевозок автобусами на внутриобластных маршрутах Ростовской области по данным маршрутам был заключен по итогам проведенного конкурса.
Таким образом, опыт осуществления регулярных перевозок ИП Пащенко С.Н. составляет свыше 11 лет, в связи с чем министерством начислено 40 баллов.
ООО "ПАТП 2" при проведении конкурса в министерство были представлены следующие документы:
1. Нотариально заверенная копия паспорта автобусного маршрута "г. Волгодонск - х. Рябичи" от 15.11.2007.
2. Нотариально заверенная копия договора N 78-Л от 13.02.2009 на выполнение пассажирских перевозок автобусами на внутриобластных маршрутах Ростовской области. Срок действия с 13.02.2009 по 12.05.2013 (4 г., 2 мес., 29 дн.).
3. Нотариально заверенная копия договора N 131-Л от 14.05.2013 на выполнение пассажирских перевозок автобусами на внутриобластных маршрутах Ростовской области. Срок действия с 14.05.2013 по 14.05.2018 (5 лет).
3. Нотариально заверенная копия договора N 142-Л от 14.05.2013 на выполнение пассажирских перевозок автобусами на внутриобластных маршрутах Ростовской области. Срок действия с 14.05.2013 по 14.05.2018 (5 лет).
4. Нотариально заверенная копия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок 61 N 000066. Срок действия с 16.02.2018 по 16.02.2023 (1 г., 3 мес., 6 дн.).
В соответствии с представленными договорами по состоянию на 21.08.2019 (дата, предшествующая дате размещения извещения) подтвержден опыт осуществления регулярных перевозок 10 лет 6 месяцев 5 дней, полных 10 лет.
Вместе с тем, конкурсной комиссией принято решение о подтверждении опыта осуществления регулярных перевозок ООО "ПАТП 2" в соответствии с представленным паспортом автобусного маршрута от 15.11.2007 по 13.02.2009.
В соответствии с Протоколом N 7-07 заседания областной Комиссии по регулированию рынка пассажирских перевозок автомобильным транспортом от 20.11.2007 г. в связи с обращением заместителя Главы администрации г. Волгодонска по городскому хозяйству А.М. Милосердова (от 12.11.2007 г. N 3697- а 3/6.1-69) принято решение передать обслуживание действующих пригородных "маршрутов "г. Волгодонск - г. Цимлянск", "г. Волгодонск - ст.Романовская", "г. Волгодонск - х.Рябичи", "г. Волгодонск - х.Сибирьковый" и междугородных к "г. Волгодонск - х.Куберле", "г. Волгодонск - х.Задоно-Кагальницкая" предприятию ООО "Пассажирское АТП N 2" (г. Волгодонск). Обслуживание маршрутов осуществлять автобусами средней вместимости ООО "Пассажирское АТП N 2" (г. Волгодонск) по расписаниям утвержденным ранее для ОАО "Волгодонское ПАТП" до проведения очередного конкурса.
Договор N 78-Л от 13.02.2009 на выполнение пассажирских перевозок автобусами на внутриобластных маршрутах Ростовской области по маршруту "г. Волгодонск - х.Рябичи" был заключен по итогам проведенного конкурса.
Таким образом, опыт осуществления регулярных перевозок ООО "ПАТП 2" составляет свыше 11 лет, начислено 40 баллов.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и подведения итогов открытого конкурса N 29 от 30.09.2019 по результатам рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе заявка ИП Пащенко С.Н. набрала 137,5 баллов, ООО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2" - 140 баллов. Конкурсной комиссией заявке на участие в открытом конкурсе ООО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2" присвоен порядковый номер 1, заявке ИП Пащенко С.Н. присвоен порядковый номер 2. Победителем открытого конкурса признается ООО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2" заявке которого присвоен первый номер (т1., л.д. 59).
Согласно Приложению N 1 к постановлению Главы Администрации Ростовской области от 18.07.2000 N 245 утверждены "Правила организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Ростовской области", действующие до принятия Администрация Ростовской области постановления от 2 октября 2009 года N 501 "Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом" в случае принятия заказчиком (организатором) пассажирских перевозок решения о допуске перевозчика к работе на маршруте перевозчик обязан (пункт 2. 4):
а) заключить договор на осуществлении пассажирских перевозок в установленном порядке с заказчиком (организатором) пассажирских перевозок, а в случае выполнения пригородных, междугородных и международных перевозок, осуществляемых через систему автовокзалов и автостанций, - трехсторонний договор между заказчиком (организатором) пассажирских перевозок, перевозчиком и автовокзалом (автостанцией);
б) подготовить паспорт маршрута, расписание движения и представить их на утверждение заказчику (организатору) пассажирских перевозок в установленном порядке;
в) получить у заказчика (организатора) пассажирских перевозок в соответствии с заключенным договором маршрутную карту для осуществления перевозок, иметь ее на каждой единице подвижного состава и выполнять пассажирские перевозки на конкретном маршруте;
г) оформить в соответствии с требованиями заказчика пассажирских перевозок внешнюю экипировку подвижного состава.
Предоставление в подтверждение сроков обслуживания маршрутов утвержденного Министерством транспорта Ростовской области паспорта маршрута является надлежащим подтверждением критерия, оспариваемого истцом.
Приказом от 13.05.2008 N 59 установлен Порядок открытия (закрытия, изменения) внутриобластных и межобластных маршрутов Ростовской области.
Согласно пункту 1.2. приложения N 1 данного приказа, паспорт автобусного маршрута является документом, характеризующим маршрут: наличие линейных сооружений, остановочных пунктов и расстояние между ними, состояние дороги, а также работу автобусов на маршруте с момента его открытия. Предприятия пассажирского автомобильного транспорта всех форм собственности, в том числе и индивидуальные предприниматели при организации пассажирских перевозок на внутриобластных маршрутах Ростовской области, составляют паспорта внутриобластных (пригородных, междугородных) маршрутов в соответствии с приложением N 1 к настоящему порядку. Паспорта внутриобластных маршрутов Ростовской области утверждаются заместителем министра автомобильных дорог, транспорта и связи области, курирующим данное направление деятельности министерства.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в результате определения количества баллов министерством по итогам конкурса права истца не были нарушены.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что признание недействительными итогов торгов не влечет автоматического определения другого победителя либо замены стороны в заключенном договоре (выданном свидетельстве).
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права защищаются способами, предусмотренными законом. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
Правоотношения, возникающие при организации и проведении торгов, а также при заключении договоров по результатам торгов, относятся к сфере гражданско-правового регулирования, и защита прав, нарушенных при организации и проведении торгов, должна осуществляться соответствующими, предусмотренными законом способами, а именно способом, прямо установленным статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с рассматриваемой нормой права признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Иных правовых последствий, в случае недействительности торгов статья 449 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривает.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного суда РФ от 10.03.2016 N 310-ЭС16-572, от 01.07.2016 N 305-ЭС16-345, действующим законодательством не предусмотрена возможность в качестве последствия признания торгов недействительными признать победителем таких торгов какое-либо иное лицо. Признание торгов недействительными не влечет совершение на их основании никаких сделок.
Признание торгов недействительными не влечет никаких правовых последствий, кроме тех, которые связаны с их недействительностью. Следовательно, торги, признанные недействительными, не могут иметь правовых последствий в виде определения иного победителя. Лицо, выигравшее торги, в таком случае, отсутствует.
Доводы истца о том, что ООО "ПАТП N 2" не представлены документы по критерию оснащенности транспортных средств электронным информационным табло опровергаются договорами, спецификацией, актами, согласно которым был произведен монтаж электронных табло на транспортные средства общества.
Доводы истца о допущенных впоследствии нарушениях со стороны ООО "ПАТП N 2" при выполнении пассажирских перевозок на основании выданного свидетельства на право осуществления перевозок не имеют отношения к предмету спора о признании результатов конкурса недействительными.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.05.2020 по делу N А53-39970/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-39970/2019
Истец: Пащенко Сергей Николаевич
Ответчик: Министерство транспорта Ростовской области, ООО "ПАССАЖИРСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ N 2"
Хронология рассмотрения дела:
13.01.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13347/2021
07.10.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17907/2021
12.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7138/20
17.07.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8638/20
20.05.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-39970/19
15.11.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-39970/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-39970/19