город Москва |
|
15 июля 2020 г. |
дело N А40-311931/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 08.07.2020.
Полный текст постановления изготовлен 15.07.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Т.Т. Маркова, судьи О.С. Сумина, Д.Е. Лепихин,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.О. Казнаевым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской областной таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.03.2020
по делу N А40-311931/19
по заявлению ООО "Орто Медикл Групп" (ОГРН 1057746075166)
к Московской областной таможне (ОГРН 1107746902251)
о признании незаконным и отмене решения; об обязании;
от заявителя - Привалова А.Ю. по доверенности от 18.11.2019;
от заинтересованного лица - Вишневский А.А. по доверенности от 11.10.2019;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.03.2020 (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ) признано незаконным решение Московской областной таможни от 05.11.2019 N 42-52/349 и на Московскую областную таможню возложена обязанность в течение месяца со дня вступления судебного акта в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата ООО "Орто Медикл Групп" излишне взысканные денежные средства в размере 200.382, 23 руб.
Таможенный орган не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители таможенного органа и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что 08.10.2019 обществом обратилось в таможенный орган с заявлением (вх. N 28637 от 08.10.2019) о внесении изменений в таможенные декларации N 10013020/040219/0003206, N 10013020/120219/0004342 и о возврате сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 200.382, 23 руб. с представлением необходимых документов, подтверждающих доводы, изложенные в заявлении.
Решением от 05.11.2019 N 42-52/349 Московской областной таможней отказано в удовлетворении заявления.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа внесения изменений в таможенные декларации N 10013020/040219/0003206, N 10013020/120219/0004342 и возврате сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 200.382, 23 руб. явилось то обстоятельство, что товар классифицирован кодом, который не соответствует указанному в Перечне постановления Правительства Российской Федерации N 1042 от 30.09.2015, обращение декларанта не содержало обоснования для отнесения товаров к товарной позиции 9021.
Общие положения о возврате сумм излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов установлены ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Согласно п. 1 данной статьи, излишне уплаченные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика, при этом указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров.
Из материалов дела следует, заявитель в обоснование льготы по оплате НДС к заявлению приложены вступившие в законную силу решения Арбитражного суда г. Москвы от 27.07.2017 по делам N А40-55422/17-79-487, от 20.07.2018 по N А40-70778/18-154-806 3 и от 25.02.2019 N А40-289479/18-33-3165, которыми были признаны незаконными отказы Московской областной таможни в части возврата НДС, начисленного в отношении медицинского изделия "обувь ортопедическая готовая" по регистрационному удостоверению от 19.12.2017 N ФСЗ 2012/12632.
Решениями судов установлено, что медицинское изделие "обувь ортопедическая готовая" по регистрационному удостоверению от 19.12.2017 N ФСЗ 2012/12632, является малосложной ортопедической обувью, то есть предназначенной для людей с умерено выраженными нарушениями статодинамической функцией. По способу изготовления данная обувь является - ортопедической обувью на подбор. В изделиях присутствуют элементы профилактической коррекции стопы, рекомендуемые для малосложной обуви. Применение текстильных материалов, для изготовления ортопедической обуви, регламентировано ГОСТ Р 54407-2011 "Обувь ортопедическая. Общие технические условия" (Приложение В).
Согласно подп. 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация и ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежат обложению (освобождаются от обложения НДС).
В данном Перечне в разделе IV. "протезно-ортопедические изделия" - п. 45 указано "обувь ортопедическая (сложная и малосложная)" код ОКПД2 32.50.22.150.
Из материалов дела следует, что заявителем ввезены на территорию Российской Федерации медицинские изделия "обувь ортопедическая готовая (КОД ОКПД2 32.50.22.150) - обувь ортопедическая малосложная для взрослых: ботинки типа кроссовых, на подошве из резины с длиной стельки 24 см. и более с верхом из текстильных материалов. Изг. Беркеманн" и "обувь ортопедическая малосложная для взрослых: сабо женские, на подошве из резины с длиной стельки 24 см. и более с верхом из фетра. Изг. Беркеманн" по грузовым таможенным декларациям 10013020/040219/0003206, товар N 2; N 10013020/120219/0004342, товар N 10; (приложения 2, 3).
На добавочных листах к ГТД в разделах, описывающих товар, указаны наименования изделия FARINE, Артикул 01154-ХХХ; ALLEGRA, артикул 05450-ХХХ; в ассортименте размерного ряда и цветового исполнения.
07.10.2019 и 14.10.2019 в соответствии со ст. ст. 66, 67 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза общество обратилось в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в таможенные декларации 10013020/040219/0003206, 10013020/120219/0004342 с корректировками к указанным декларациям (приложения 4, 5).
Декларантом (заявитель) откорректированы графы деклараций: в графе 33 код товара изменен на код ТН ВЭД 9021101000 "приспособления ортопедические", в графе 36 "преференция" указан код классификатора льгот "ГП", что в соответствии с Классификатором по уплате таможенных платежей (утв. решением Комиссии Таможенного Союза 20.09.2010 N 378) подтверждает "освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию протезно-ортопедических изделий".
В графе 44 "дополнительная информация" указаны документы и основания, подтверждающие льготы (пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, постановление Правительства Российской Федерации N 1042 от 30.09.15, регистрационное удостоверение N ФСЗ 2012/12632 от 19.12.2017 и декларация о соответствии РОСС ОЕ.АЯ46.Д75710 от 02.02.18 (сроком действия до 01.02.2021).
В графе 47 "исчисление платежей" в колонке "СП" (специфика платежа) указано "УН" (условно начислено) и суммы НДС, подлежащие возврату по каждой ГТД, "УМ" (платеж не уплачивается) - 0 руб.
В комплекте предоставленных документов представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты НДС, в том числе: чеки квитанций об оплате по всем таможенным декларациям - от 04.02.2019 N 0081, от 12.02.2019 N 0122, регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 19.12.2017 N ФСЗ 2012/12632 и декларация о соответствии РОСС ОЕ.АЯ46.Д75710 от 02.02.2018.
Регистрационное удостоверение от 19.12.2017 N ФСЗ 2012/12632, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, подтверждает, что изделие является медицинским и допущено к обращению на территории России.
Декларация о соответствии РОСС ОЕ.АЯ46.Д75710 от 02.02.2018 подтверждает надлежащее качество изделия.
В решении Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" в Примечании к группе 64 "обувь, гетры и аналогичные изделия; их детали" в п. 1 указано "в данную группу не включаются: (д) ортопедическая обувь или другие ортопедические приспособления, или их детали или части (товарная позиция 9021)".
Основным критерием отнесения ортопедической обуви к группе 9021 является ее назначение - профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов.
Именно данные товары отнесены Налоговым кодексом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации к группе, которая имеет налоговые льготы при их ввозе на территорию страны.
Товары группы 64 "обувь, гетры и аналогичные изделия; их детали" не имеют специального медицинского назначения, направленного на восстановление здоровья людей, в связи с чем, классификация ортопедической обуви по кодам группы 64 является неверной.
Экспертные заключения ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 12.03.2018 N 12исх и от 06.09.2019 N 34758/1/2019 (приложения 9, 10) подтверждает, что медицинские изделия по регистрационному удостоверению от 19.12.2017 N ФСЗ 2012/12632, включая артикулы 01154-ХХХ FARINE и 05450-ХХХ ALLEGRA, являются малосложной ортопедической обувью, то есть предназначены для людей с умеренно выраженными нарушениями статодинамической функцией.
По способу изготовления данная обувь является - ортопедической обувью на подбор.
В изделиях присутствуют элементы профилактической коррекции стопы, рекомендуемые для малосложной обуви - детали низа обуви, такие как формованная подошва и стельки с элементами ортопедии, имеющие профилированную форму внутренней поверхности. Пяточная часть стельки выполнена с ложементом и наличием "шварцового кольца" для профилактической коррекции пяточной шпоры. В стельке присутствуют также выкладки внутреннего продольного и поперечного сводов, в носочной части стелек присутствует подпальцевый валик, препятствующий смещению стопы в обуви во время ходьбы. Применение текстильных материалов, для изготовления ортопедической обуви, регламентировано ГОСТ Р 54407-2011 "Обувь ортопедическая. Общие технические условия" (Приложение В).
Соответствие представленной на экспертизу обуви указанному ГОСТ подтверждается декларацией о соответствии N РОСС ОЕ.АЯ46.Д75710 от 02.02.2018.
Учитывая изложенное, ортопедическая обувь для профилактики и реабилитации инвалидности должна классифицироваться по коду ТН ВЭД ЕАЭС - 9021101000 "приспособления ортопедические".
Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 49 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза под льготами по уплате таможенных платежей понимаются льготы по уплате таможенных пошлин (тарифные льготы); льготы по уплате вывозных таможенных пошлин; льготы по уплате налогов; льготы по уплате таможенных сборов.
Льготы по уплате вывозных таможенных пошлин, льготы по уплате налогов, а также льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов) устанавливаются законодательством государств-членов (п. 3 ст. 49 ТК ЕАЭС).
Подпунктом 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации - медицинских изделий.
Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения протезно-ортопедических изделий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (в редакции от 20.03.2018 N 307) утвержден Перечень медицинских товаров, реализация и ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежат обложению (освобождаются от обложения НДС).
В данном Перечне в разделе IV. "протезно-ортопедические изделия" - п. 45 указаны "обувь ортопедическая (сложная и малосложная)".
Согласно сведениям в ГТД и регистрационному удостоверению на медицинское изделие заявителем ввезена "обувь ортопедическая готовая (КОД ОКПД2 32.50.22.150) в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014.
Поскольку в силу Закона ввезенный товар не подлежит налогообложению, заявитель имеет право на возврат излишне уплаченных сумм НДС на основании ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Все достаточные для принятия решения о возврате излишне уплаченных сумм НДС документы, предусмотренные ч. 2 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ обществом представлены при подаче заявлений о возврате денежных средств (форма КДТ, платежные поручения, РУ и ДС).
Срок на подачу такого заявления заявителем соблюден и у таможенного органа отсутствовали правовые основания для отказа в возврате излишне уплаченных сумм.
Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.03.2020 по делу N А40-311931/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.