г. Киров |
|
01 февраля 2024 г. |
Дело N А28-5664/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савельевой А.Г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 04.12.2023 по делу N А28-5664/2023
по заявлению акционерного общества "Горэлектросеть" (ИНН 4345467450, ОГРН 1174350009569)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области,
третье лицо: Пешнин Дмитрий Владимирович,
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Горэлектросеть" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - ответчик, Управление) от 17.04.2023 N 043/04/9.21-731/2022 о назначении наказания по делу об административном правонарушении, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Пешнин Дмитрий Владимирович (далее - третье лицо, Пешнин Д.В.).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 04.12.2023 постановление Управления признано незаконным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик указал, что, исходя из смысла нормы, указанной в подпункте "б" пункта 16 Правил технологического присоединения, при определении срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению на стадии поступления заявки о технологическом присоединении во внимание берется расстояние от границ участка заявителя (в рассматриваемом случае границ гаражного бокса заявителя) до существующих электрических сетей (кабельной линии электропередачи) необходимого класса напряжения, а не расстояние до опоры, к которой в итоге было осуществлено технологическое присоединение. В рассматриваемом случае помимо опоры 5/2, которая расположена на расстоянии 41,99 м и к которой было осуществлено подключение, на меньшем расстоянии от границ гаражного бокса Пешнина Д.В. расположена опора 5/3 (расстояние 22,9 м.), а также опора 5/4 и СИП-4*25 (кабельная линия между опорами 5/3 и 5/4), расстояние до которых явно меньше, чем расстояние до опор 5/2 и 5/3. Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что расстояние до границ размещения энергопринимающих установок Пешнина Д.В. превышает 15 метров, не основанный на обстоятельствах дела.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 09.01.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 10.01.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу опроверг доводы ответчика, указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании представители сторон поддержали занятые по делу правовые позиции.
Третье лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в УФАС поступила жалоба Пешнина Д.В. от 28.07.2023 на нарушения Обществом срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.
18.08.2022 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
При проведении административного расследования УФАС установило следующее.
27.04.2022 собственник гаражного бокса N 6 по ул. Тренера Пушкарева в Нововятском районе г. Кирова Пешнин Д.В. (имущество приобретено по договору купли-продажи 30.10.2021) обратился к Обществу с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающего устройства ВРУ-0,38 кВ с заявленной максимальной мощностью 15 кВт.
04.05.2022 Обществом на портале электросетевых услуг в личном кабинете клиента размещены условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, счет на оплату услуг по техприсоединению от 04.05.2022 N 1439 на сумму 550,00 рублей, технические условия от 28.04.2022 N 507/2022 и письмо от 04.05.2022 N 3-02/3364, содержащее инструкцию по осуществлению заявителем фактического присоединения и приема напряжения и мощности энергопринимающих устройств на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже.
Согласно техническим условиям технологическое подключение к сетям Общества производится следующим образом:
- наименование энергопринимающих устройств заявителя - ВРУ гаражного бокса N 6 в ГСК N 57;
- наименование и местонахождения объектов, в целях энергоснабжения которых осуществляется технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя, - гаражный бокс N 6 в ГСК N 57, Нововятск, ул. Пушкарева, 3,
- максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя составляет - 15,00 кВт,
- категория надежности - 3,
- класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,38 кВ,
- год ввода в эксплуатацию энергопринимающих устройств заявителя - 2022,
- точка(и) присоединения - ВЛ-0.4 кВ ГСК-37 из ТП-863 I с.ш.,
- основной источник питания - ТП-863 I с.ш.,
- резервный источник питания - нет,
- сетевая организация осуществляет: мероприятия "последней мили" в целях осуществления технологического присоединения: установку на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и заявителя (ближайшая опора ВЛ-0,4кВ ТП-863 "ГСК-57") щита учета с монтажом в нем: средства коммерческого учета электрической энергии (мощности) трехфазного прямого включения; вводного коммутационного аппарата с номинальным током отключения, не превышающим 32А;
- заявитель осуществляет электроснабжение объекта на напряжении 380/220В от щита учета на опоре ВЛ-0,4кВ ТП-863 "ГСК-57", устанавливаемого согласно предыдущему пункту технических условий, подключение выполнить с соблюдением требований ПУЭ; установку в ВРУ объекта: вводного автомата(рекомендуется с УЗО) с номинальным током отключения, не превышающим 25А, ограничителей грозовых и импульсных перенапряжений(рекомендуется), равномерное распределение нагрузки по фазам, проект и монтаж электроустановки должны быть выполнены лицом, имеющим допуск СРО на выполнение данного вида работ, проект электроснабжения согласовать с Обществом, запрещается подключение электрической нагрузки сверх разрешенной в технических условиях, а также увеличение значения номинального тока отключения вводного коммутационного аппарата в течение всего срока эксплуатации объекта;
- устанавливаемое электрооборудование должно быть сертифицировано (если оборудование подлежит обязательней сертификации);
- после проведения строительно-монтажных и наладочных работ предъявить присоединяемую электроустановку уполномоченному представителю Общества для осмотра в рамках проверки выполнения заявителем технических условий;
- заявитель обязан выполнять требования "Правил установления охранных зон объектов эпектросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160;
В пункте 5 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, размещенного на портале электросетевых услуг в личном кабинете клиента, указан срок для выполнения работ по технологическому присоединению - 30 дней со дня заключения договора.
19.05.2022 Пешнин Д.В. произвел оплату счета от 04.05.2022 N 1439 за технологическое присоединение технологического присоединения к электрическим сетям.
Общество представило в материалы дела об административном правонарушении копию дополнительного соглашения N 1 от 29.08.2022 к договору N 479/24-22тп/Л, подписанного Обществом и Пепшиным Д.В., согласно которому срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению установлен до 31.08.2022.
Согласно представленным в материалы дела об административном правонарушении актам: об осуществлении технологического присоединения N 1470/2022 от 30.08.2022 и о выполнении технических условий N 522/2022 от 30.08.2022, мероприятия по технологическому присоединению со стороны сетевой организации, предусмотренные пунктом 10 технических условий, выполнены Обществом 30.08.2022.
Проанализировав поступившие документы, Управление пришло к выводу о нарушении Обществом требований подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), так как мероприятия по технологическому присоединению выполнены 30.08.2022, а не в установленный срок: 30 рабочих дней с момента заключения договора (до 01.07.2022).
14.10.2022 должностное лицо Управления составило в отношении Общества протокол N 043/04/9.21-731/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
17.04.2023 должностное лицо Управления, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынесло постановление 043/04/9.21-731/2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности ответчиком объективной стороны административного правонарушения, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наступление административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Услугой по передаче электрической энергии в силу статьи 3 Закона N 35-ФЗ признается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
В пункте 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ определено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу абзаца 4 пункта 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Порядок и процедура технологического присоединения, правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора, требования к выдаче технических условий определены Правилами N 861.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861).
В подпункте "б" пункта 16 Правил N 861 установлено, что существенным условием договора является срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:
30 рабочих дней - для заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, при одновременном соблюдении следующих условий:
технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя осуществляется к электрическим сетям классом напряжения 0,4 кВ и ниже;
расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 15 метров;
отсутствует необходимость урегулирования отношений с лицами, являющимися собственниками или иными законными владельцами земельных участков, расположенных полностью или частично между ближайшим объектом электрической сети, имеющим указанный в заявке класс напряжения и используемым сетевой организацией для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, и земельным участком заявителя;
от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств, а также по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности);.
В рассматриваемом случае Управление пришло к выводу о том, что мероприятия по технологическому присоединению должны были быть выполнены Обществом в течение 30 рабочих дней с момента заключения договора, то есть до 01.07.2022.
Данный вывод основан на пункте 5 договора об осуществлении технологического присоединения (срок для выполнения работ по технологическому присоединению - 30 дней со дня заключения договора).
При этом соблюдение условий, при которых срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению равен 30 рабочим дням, Управление не проверяло, в том числе не установило, что расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ гаражного бокса Пешнина Д.В., составляет не более 15 метров.
При рассмотрении дела судом Общество, возражая относительно привлечения к административной ответственности, указало, что опоры 5/3 и 5/4 расположены на одинаковом расстоянии от гаражного бокса Пешнина Д.В., расстояние от опор N 5/3 и 5/2 до гаражного бокса Пешнина Д.В. составляет 22,94 м и 41,99 м соответственно.
Согласно акту о технологическом присоединении от 30.08.2022 энергопринимающие установки Пешнина Д.В. присоединены к сетям Общества на опоре N 5/2.
Сведения, представленные заявителем, подтверждают, что расстояние до энергопринимающих установок Пешнина Д.В. превышает 15 метров. Обратное Управлением не установлено.
Довод ответчика о том, что расстояние от гаражного бокса третьего лица до опоры 5/4 и СИП-4*25 (кабельная линия между опорами 5/3 и 5/4) меньше, чем расстояние до опор 5/2 и 5/3, следовательно, меньше 15 метров, является предположительным и не подтвержден доказательствами, в связи с чем подлежит отклонению.
Таким образом, Управлением не доказано, что мероприятия по технологическому присоединению должны были быть выполнены Обществом в течение 30 рабочих дней с момента заключения договора.
В силу абзацев 7 - 10 подпункта "б" пункта 16 Правил N 861 при несоблюдении любого из условий, предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего подпункта, в случае осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:
15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;
4 месяца - для заявителей (в том числе указанных в пунктах 13(3), 13(5) и 13(6) настоящих Правил), максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;
1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт.
В случаях, не предусмотренных абзацами вторым - десятым настоящего подпункта: 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности (абзацы 11, 13 подпункта "б" пункта 16 Правил N 861).
В рассматриваемом случае заявителем мероприятия по технологическому присоединению выполнены до истечения 4 месяцев с момента заключения договора, что не является нарушением подпункта "б" пункта 16 Правил N 861.
Таким образом, Управлением не доказано нарушение Обществом подпункта "б" пункта 16 Правил N 861.
Принятие Обществом на себя обязанности по подключению энергопринимающего устройства Пешнина Д.В. в срок 30 рабочих дней (пункт 5 договора), не свидетельствует о нарушении им императивных требований законодательства.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Недоказанность ответчиком нарушения заявителем подпункта "б" пункта 16 Правил N 861 свидетельствует об отсутствии (недоказанности) в деянии Учреждения признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным, обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 04.12.2023 по делу N А28-5664/2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 04.12.2023 по делу N А28-5664/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-5664/2023
Истец: АО "Горэлектросеть"
Ответчик: УФАС по Кировской области
Третье лицо: Пешнин Д.В.