Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 ноября 2020 г. N Ф01-14250/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
17 июля 2020 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме "17" июля 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техническая эксплуатационная компания" (600001, г. Владимир, ул. Разина, д. 4 А, ОГРН 1033301805877, ИНН 3327306345) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 15 мая 2020 года по делу N А11-17452/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Техническая эксплуатационная компания" (600001, г. Владимир, ул. Разина, д. 4 А, ОГРН 1033301805877, ИНН 3327306345) о признании недействительным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области от 29.11.2019 N 1859-01-02
при участии:
от заявителя - не явился, извещен
от Инспекции Государственного жилищного надзора Владимирской области (ранее - Государственная жилищная инспекция администрации Владимирской области) - Дюкова Н.А. по доверенности от 22.05.2020 N 1 сроком действия 3 года (представлен диплом о высшем юридическом образовании)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Техническая эксплуатационная компания" (далее - ООО "ТЭК") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением от 10.12.2019, в котором просит признать недействительным и отменить предписание Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области (далее - ГЖИ администрации Владимирской области) от 29.11.2019 N 1859-01-02.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 15 мая 2020 года по делу N А11-17452/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ТЭК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.05.2020 по делу N А11-17452/2019 об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Техническая эксплуатационная компания" в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене предписания N 1859-01-02 от 29.11.2019 Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
ООО "ТЭК" считает, что судом первой инстанции не приняты меры к полному и всестороннему исследованию материалов дела в совокупности и взаимосвязи, не выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, а также нарушены нормы процессуального права, что в соответствии со статьей 270 АПК РФ является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции. Заявитель указывает, что ни один из доводов Общества не был рассмотрен судом первой инстанции, и, соответственно, не приведены мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы Общества. Также в нарушение указанного суд первой инстанции не указал мотивы, по которым суд не применил при рассмотрении данного дела нормы ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ, на которые ссылалось Общество в своем заявлении. Судом первой инстанции также не рассмотрен довод Общества о наличии решения собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Владимир, ул. 3-я Кольцевая, д. 16. которые на своем общем собрании приняли решение об утверждении порядка определения размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома согласно фактическому потреблению по показаниям обшедомовых приборов учета и действующих тарифов, оформленное протоколом N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. Владимир, ул. 3-я Кольцевая, д. 16. от 14.11.2018. приложенном к заявлению Общества. И напротив, суд первой инстанции не привел доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения.
Ответчик представил возражения на апелляционную жалобу, в которых просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчик в судебном заседании уточнил наименование своей организации в порядке ст. 124 АПК РФ, указав, что 21.05.2020 в ЕГРЮЛ внесена запись об изменении наименования Инспекции с "Государственная жилищная инспекция администрации Владимирской области" на "Инспекция Государственного жилищного надзора Владимирской области", поддержал позицию, изложенную в возражении на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представители заявителя не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя заявителя.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из обстоятельств дела, на основании приказа начальника от 27.11.2019 N 2540-01-02 ГЖИ администрации Владимирской области в период с 28.11.2019 по 29.11.2019 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "ТЭК" в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений лицензионных требований, изложенных в обращении жителя дома N 16 по улице 3-я Кольцевая г. Владимира.
В ходе проведения проверки установлено, что управляющая организация распределяет между жителями указанного многоквартирных домов объем коммунального ресурса по электроэнергии, потребленный в целях содержания общего имущества, в размере, превышающем установленные нормативы. При этом, жители на общем собрании собственников помещений решение об оплате коммунального ресурса, потребленного в целях содержания общего имущества, в полном объеме не принимали. Также управляющая организация не производит начисление платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению собственникам и нанимателям помещений многоквартирного дома N 16, по ул. 3-я Кольцевая г. Владимира.
По результатам проверки ГЖИ администрации Владимирской области составлен акт от 29.11.2019 N 1859-01-02 и выдано предписание от 29.11.2019 N 1859-01-02.
Предписанием от 29.11.2019 N 1859-01-02 на ООО "ТЭК" в срок до 13.12.2019 возложена обязанность принять меры по устранению нарушений, указанных в акте от 29.11.2019 N 1859-01-02, а именно: привести порядок начисления платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в соответствие с требованием действующего законодательства путем выставления гражданам данного дома платежных документов на оплату соответствующих коммунальных услуг; произвести собственникам и нанимателям помещений указанных домов перерасчет платы за коммунальный ресурс по электроэнергии и холодной воде в целях содержания общего имущества, входящий в состав платы за содержание жилого помещения, с момента начала управления домом исходя из фактических показаний установленных ОДНУ, в пределах установленных нормативов потребления с 01.01.2019.
Полагая, что выданное предписание не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "ТЭК" обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции и исходил из того, что у ГЖИ администрации Владимирской области имелись основания для выдачи оспариваемого предписания, поскольку ООО "ТЭК" допустило нарушение норм действующего законодательства, оспариваемое предписание ГЖИ администрации Владимирской области принято в пределах ее компетенции, соответствует положениям жилищного законодательства и не нарушает права и законные интересы ООО "ТЭК".
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм права для признания ненормативного правового акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение данным актом, решением и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ.
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора устанавливает Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение N 493).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением (пункт 4 Положения N 493).
В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона N 294-ФЗ (пункт 10 Положения N 493).
При этом в силу пункта 7 Положения N 493 государственные жилищные инспекторы при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 23.01.2006 N 21 утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области, в силу пункта 3.1 которого в целях осуществлении государственного жилищного надзора Инспекция в пределах установленных полномочий организует и проводит в установленном законом порядке плановые и внеплановые документарные и выездные проверки, предметом которых является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законом полномочий.
Пунктом 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 7 статьи 156 Кодекса размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 данной статьи.
В соответствии с пунктом 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 258-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме предоставлено право самостоятельно определять размер расходов в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, даже при наличии утвержденных нормативов.
С 01.01.2017 коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, перешли из разряда коммунальных услуг в жилищные услуги, и с этого времени плата за такие коммунальные ресурсы является составляющей платы за содержание жилого помещения.
В целях защиты прав потребителей и в соответствии с требованиями статьи 157 ЖК РФ Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Указанными Правилами регулируются отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (а не коммунальных ресурсов), устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно пункту 2 Правил N 354 коммунальные услуги это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами.
К коммунальным ресурсам данные Правила относят - холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ, тепловую энергию, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, законодатель на федеральном уровне разграничивает указанные понятия, следовательно, принятие собственниками решения в отношении коммунальной услуги не может повлечь за собой безусловного применения управляющей организацией данного решения в отношении коммунального ресурса.
Из анализа положений Правил N 354 следует, что распределение сверхнормативного объема потребления ресурса, потребленного на общедомовые нужды, осуществляется при расчете платы за коммунальные услуги и только при непосредственном управлении МКД или в случае, если способ управления МКД не выбран или не реализован.
Кроме того, статья 156 ЖК РФ позволяет собственникам помещений многоквартирного дома принимать решения об установлении порядка начисления платы за коммунальные ресурсы, потребленных на ОДН, однако указанная статья не регламентирует порядок распределения сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов, используемых при использовании общего имущества многоквартирного дома.
Согласно материалам дела, в пункте 11 протокола от 14.11.2018 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г. Владимир, ул. 3-я Кольцевая, д. 16 принято решение: определить в соответствии с ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, пропорционально размеру занимаемой общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В силу пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги.
Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила N 416), устанавливаются стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом.
Согласно подпункту "д" пункта 4 Правил N 416 заключение управляющими организациями договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающими организациями отнесено к стандартам управления многоквартирными домами, нарушения указанных требований относится к грубым нарушениям лицензионных требований.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 4 Правил N 416 управление многоквартирным домом обеспечивается организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги.
Таким образом, управляющая организация обязана предоставлять жителям многоквартирных жилых домов весь комплекс коммунальных услуг.
Основанием для предоставления потребителям коммунальных услуг является договор управления конкретным многоквартирным домом, а средством - договор приобретения коммунальных ресурсов для обеспечения коммунальными услугами жителей конкретного дома, в том числе в целях предоставления коммунальных ресурсов.
Следовательно, на управляющую организацию начисление платы жителям многоквартирных домов, в которых выбран такой способ управления, возложено в силу договора управления и требований действующего законодательства.
Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ), пункта 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154 и части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации расходы на оплату холодной и горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, с 01 января 2017 года включены в состав платы за содержание жилого помещения. При этом, если конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги, плата за жилое помещение включает в себя плату за соответствующий коммунальный ресурс.
В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный постановлением администрации Владимирской области от 18.10.2016 N 900 с изменениями, внесенными постановлением администрации Владимирской области от 17.03.2017 N 231.
С 01.06.2017 нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД установлены постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 31.05.2017 N 16/1.
Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в случае непревышения его над объемом, рассчитанным исходя из установленных нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество первоначально без решения общего собрания собственников помещений дома. Если в МКД, оборудованном ОДПУ, наблюдается превышение фактического потребления коммунальных ресурсов над нормативным, то при расчете платы на ОДН применяются установленные нормативы потребления коммунального ресурса. В случае если такое превышение отсутствует, то при расчете платы на ОДН применяются фактические объемы потребления коммунального ресурса.
В ходе проверки установлено, что ООО "ТЭК" начисляет плату за содержание жилого помещения, включая плату за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества собственникам помещений данного МКД.
Согласно данным разрешения на ввод объекта в эксплуатацию площадь мест общего пользования (далее - МОП) составляет 4064,8 кв.м, из них: лестничные клетки - 1892,7 кв.м, чердачное и подвальное помещения - 2172,1 кв.м, общая площадь жилых и нежилых помещений - 10620,4 кв.м. Департаментом цен и тарифов администрации области установлены следующие тарифы: по электроэнергии для населения, проживающего во Владимире и городских населенных пунктах Владимирской области в домах, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками: - с 01.01.2019 по 30.06.2019: в пределах социальной нормы потребления - 4,44 руб./ кВт*ч, сверх социальной нормы потребления - 5,27 руб./ кВт*ч; - с 01.07.2019 по 31.12.2019: в пределах социальной нормы потребления - 4,48 руб./ кВт*ч, сверх социальной нормы потребления - 5,40 руб./ кВт*ч; по водоснабжению: - с 01.01.2019 по 30.06.2019-28,62 руб./куб.м; - с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 29,22 руб./куб.м.
Размер платы за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества дома, по спорному дому с 01.01.2019 по 30.06.2019 составляет 6,17 руб./кв.м = 3,059 (норматив)* 4064,8 (МОП)* 5,27 (тариф)/ 10620,4 (площадь начислений).
Размер платы за холодное водоснабжение, потребленное в целях содержания общего имущества дома, по спорному дому с 01.01.2019 по 30.06.2019 составляет 0,10 руб./кв.м = 0,02 (норматив)* 1892,7 (МОП)* 28,62 (тариф)/ 10620,4 (площадь начислений).
Вместе с тем установлено, что управляющая организация начисление платы за холодное водоснабжение и электроэнергию, потребленные в целях содержания общего имущества, производит исходя из фактического потребления коммунального ресурса по показаниям общедомовых приборов учета, учитывая сверхнормативное потребление.
Вместе с тем, принятое собственниками помещений дома решение не может быть реализовано и как следствие принято во внимание в части порядка начисления платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества дома, поскольку собственниками помещений многоквартирного дома принято решение о распределении объема коммунальной услуги на общедомовые нужды (сверхнормативного потребления), однако не определено каким образом (способом) распределять указанный объем.
Размер расходов на оплату холодной воды и электроснабжения, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, может составлять меньшую величину (в том числе, при принятии собственниками помещений в доме решения о потреблении коммунальных услуг на общедомовые нужды исходя из фактического потребления), чем размер норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации.
В данном случае, норматив потребления коммунальных услуг, потребленных в процессе использования общедомового имущества, является величиной, определяющей максимальный расход ресурсов, возможность превышать который действующее законодательство не предусматривает. Исключение составляет принятие решения собственниками помещений дома о распределении сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов между всеми собственниками.
Аналогичная позиция изложена в Письме Минстроя России от 17.11.2017 N 50534-ОГ704 "О порядке перерасчета коммунальных ресурсов".
Согласно позиции Минстроя России плата за коммунальные ресурсы, потребленные на ОДН, рассчитывается как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Расчет производится следующим образом: снимаются показания общедомовых приборов учета, считается объем услуг по индивидуальным счетчикам, находится разница между общим и индивидуальным потреблением, полученная разница сравнивается с нормативом потребления.
Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив, превышение оплачивает управляющая организация.
Если разница меньше, то начисление производится по фактическому объему потребления. Размер превышения объема коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, оплачивает управляющая организация.
Данный порядок начисления платы за коммунальные ресурсы, потребленные на ОДН, установлен с целью стимулирования управляющих организаций к проведению мероприятий по энергосбережению (теплоизоляции труб, установке энергосберегающих ламп, ремонту внутридомового инженерного оборудования и т.д.) и, соответственно, снижению размера платы за указанные выше коммунальные ресурсы, поскольку потребление данных ресурсов напрямую связано с содержанием общедомового имущества.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции и административный орган пришли к обоснованному выводу о том, что жители на общем собрании собственников помещений решение об оплате коммунальных ресурсов, потребленных в целях содержания общего имущества, в полном объеме не принимали, в связи с чем ООО "ТЭК" допущено нарушение порядка начисления платы за коммунальные ресурсы.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
При этом, содержащиеся в оспариваемом предписании требования о перерасчете платы за коммунальные услуги направлены на устранение выявленных нарушений и соблюдение заявителем действующего законодательства.
С учётом изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда о том, что оспариваемое предписание, возлагающее на ООО "ТЭК" обязанность привести порядок начисления платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в соответствие с требованием действующего законодательства путем выставления гражданам данного дома платежных документов на оплату соответствующих коммунальных услуг; произвести собственникам и нанимателям помещений указанных домов перерасчет платы за коммунальный ресурс по электроэнергии и холодной воде в целях содержания общего имущества, входящий в состав платы за содержание жилого помещения, с момента начала управления домом исходя из фактических показаний установленных ОДНУ, в пределах установленных нормативов потребления с 01.01.2019, законно и обоснованно, является исполнимым, содержит сведения о выявленных нарушениях и действиях, которые нужно выполнить для устранения нарушений жилищного законодательства.
Все доводы ООО "ТЭК", изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Владимирской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 15 мая 2020 года по делу N А11-17452/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техническая эксплуатационная компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-17452/2019
Истец: ООО "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ