Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 сентября 2020 г. N Ф05-14614/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Москва |
|
16 июля 2020 г. |
Дело N А40-10249/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
И.В.Бекетовой, Л.А.Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу АО "Редакция газеты "Известия"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20.11.2019 по делу N А40-10249/19 (115-179)
по заявлению АО "Редакция газеты "Известия"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по г.Москве
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Гришечкина Т.Е. по дов. от 10.12.2019; Сыркин Д.А. по дов. от 15.06.2020; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Редакция газеты "Известия" (далее также - заявитель, Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России N 10 по г.Москве (далее также - ответчик, Инспекция, налоговый орган) от 24.09.2018 N 40315 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 20.11.2019, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленных требований Общества отказано полностью.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить полностью по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на незаконность оспариваемого решения Инспекции.
Представители ответчика в судебном заседании, а также в представленном в порядке ст.262 АПК РФ отзыве на жалобу возражали против доводов и требований заявителя, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей ответчика, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит недвижимое имущество с кадастровым номером 77:01:0001098:2503, общей площадью 14 765, 80 кв.м, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Тверская, д.1.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка поданной Обществом уточненной декларации по налогу на имущество организаций за 2017 год, в соответствии с которой заявитель исчислил налог в отношении спорного объекта, исходя из его кадастровой стоимости за вычетом суммы НДС.
По результатам проведенной проверки Инспекцией принято решение от 24.09.2018 N 40315 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно указанному решению Обществу доначислена сумма налога на имущество организаций за 2017 год в размере 3 779 235 руб.
В порядке ст.139.1 НК РФ Общество обратилось в УФНС России по г.Москве с апелляционной жалобой.
Решением УФНС России по г.Москве от 12.11.2018 N 21-19/233647 жалоба Общества на решение Инспекции от 24.09.2018 N 40315 оставлена без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения АО "Редакция газеты "Известия" в арбитражный суд с настоящим заявлением с указанными выше требованиями.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции, вопреки доводам заявителя жалобы, обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
В соответствии с п.1 ст.374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст.378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст.378.2 НК РФ.
На основании положений ст.378.2 НК РФ и особенностей определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, установленных ст.1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП" определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год.
В соответствии со ст.24.17 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Правительство Москвы постановлением от 29.11.2016 N 790-ПП утвердило результаты государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве на 2017 год.
Учитывая изложенное, спорное недвижимое имущество с кадастровым номером 77:01:0001098:2503, принадлежащее заявителю, расположенное в здании с кадастровым номером 77:01:0001098:1053, которое включено в Перечень объектов недвижимого имущества г.Москвы, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, на основании постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП подлежит налогообложению исходя из налоговой базы, определяемой как его кадастровая стоимость.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 07.03.2017 N 51-1525/2017 (далее также - решение Комиссии от 07.03.2017 N 51-1525/2017) кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:01:0001098:2503 определена в размере рыночной стоимости и составила 1 769 641 400 руб.
В соответствии с п.2 ст.375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст.378.2 НК РФ.
На основании п.1 ст.378.2 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных ст.378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества.
При этом в силу п.15 ст.378.2 НК РФ изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Так, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее также - ЕГРН) кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 01.01.2016" (в редакции постановления Правительства Москвы от 01.12.2017 N 936-ПП) кадастровая стоимость спорного объекта утверждена в размере 3 250 735 661, 95 руб.
Между тем, как было указано выше, данная кадастровая стоимость объекта была оспорена по заявлению Общества от 22.02.2017, поданного в целях установления рыночной стоимости данного объекта в размере 1 769 641 400 руб., и изменена на основании решения Комиссии от 07.03.2017 N 51-1525/2017.
Заявитель указывает, что принятый Управлением Росреестра по Москве при вынесении означенного решения отчет от 22.02.2017 N ОЭ-01/02.02 содержит НДС, который, по его мнению, подлежит исключению из утвержденной кадастровой стоимости.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в частности, ведение ЕГРН, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (ст.24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Так, Минэкономразвития России в письме от 17.04.2018 N Д23и-1986 (доведено до сведения налоговых органов письмом ФНС России от 26.04.2018 N БС-4-21/8060@) разъяснило, что в случаях, когда Кодексом для целей налогообложения налогом на имущество организаций предусматривается использование сведений о кадастровой стоимости такого имущества, порядок расчета налоговой базы не предусматривает каких-либо корректировок (поправочных коэффициентов, вычетов и т.д.) к величине кадастровой стоимости.
В свою очередь кадастровая стоимость является конкретной величиной на установленный период времени, определенной в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ и внесенной в ЕГРН.
Порядок применения кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, установленный ст.24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, не предусматривает возможность использования скорректированной величины кадастровой стоимости, не содержащейся в ЕГРН.
Таким образом, использование иной кадастровой стоимости (отличной от кадастровой стоимости, внесенной в ЕГРН и применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации) для целей налогообложения налогом на имущество организаций действующим законодательством не предусмотрено.
Аналогичная позиция содержится также в письмах Минфина России от 06.07.2018 N 03-07-14/47099; от 25.04.2018 N 03-05-04-01/28063; от 16.08.2017 N ЗН-4-21/16190 от 23.04.2018 N 03-05-05-01/27098; от 21.04.2017 N 03-05-05-01/24003.
При этом в случае установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда такая кадастровая стоимость отражается в ЕГРН и только после этого используется для целей налогообложения.
Таким образом, налоговые органы при администрировании налога на имущество организаций руководствуются информацией, содержащейся в ЕГРН.
Довод Общества о том, что кадастровая стоимость объекта недвижимости должна быть установлена за вычетом суммы НДС, подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм действующего законодательства.
По общему правилу п.2 ст.375 НК РФ для исчисления налога на имущество берется кадастровая стоимость соответствующих объектов недвижимости, установленная по состоянию на 1 января года налогового периода.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками с применением Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255.
Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (ст.24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).
Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, предусмотренных в ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (в отношении объектов, у которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик), либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (ст.3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в этих случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (государственного кадастра недвижимости), носят общедоступный характер и используются для определения налоговых и иных платежей, утверждаются решением исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или решением органа местного самоуправления.
В соответствии с п.4 и п.11 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество обязаны сообщать в электронном виде сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах) и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно сведениям, поступившим в рамках ст.85 НК РФ, в ЕГРН содержится информация о том, что кадастровая стоимость спорного помещения составляет 1 769 641 400 руб., внесена в ЕГРН на основании решения Комиссии от 07.03.2017 N 51-1525/2017 и применяется для целей налогообложения с 01.01.2017.
В соответствии с письмом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 15.05.2018 N ДПР-3-871/18 налоговые органы не наделены полномочиями, а налогоплательщик не вправе самостоятельно определять размер кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также вносить изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН.
При этом в материалах дела отсутствует информация об обращении Общества в суд с целью оспаривания кадастровой стоимости, установленной решением Комиссии от 07.03.2017 N 51-1525/2017, либо об обязании органов Росреестра внести в ЕГРН кадастровую стоимость, равную рыночной без учета НДС.
Заявителем не приведены нормы права, которые предусматривают самостоятельную корректировку кадастровой стоимости организациями или налоговыми органами в целях исчисления налоговой базы по налогу на имущество организаций, в том числе на сумму НДС.
Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации в Определениях от 14.02.2019 по делу N А40-196670/17 и от 15.02.2019 по делу N А40-222618/17 указал, что установленный законодательством порядок пересмотра результатов определения кадастровой стоимости не предполагает возможность произвольного изменения сведений о кадастровой стоимости, внесенных в государственный реестр, в том числе посредством ее уменьшения на суммы НДС расчетным способом или на основании иных данных.
Следовательно, именно указанные в государственном реестре сведения о кадастровой стоимости, при условии, что они внесены без допущения технической ошибки, должны использоваться для налогообложения.
Таким образом, нормами действующего законодательства не предусмотрено самостоятельное изменение установленной в государственном реестре кадастровой стоимости в целях исчисления налоговой базы по налогу на имущество организаций, в том числе исключение из налоговой базы суммы НДС.
При таких данных в силу положений п.15 ст.378.2 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении спорного объекта на 2017 год правомерно определена Инспекцией в соответствии с кадастровой стоимостью, установленной решением Комиссии от 07.03.2017 N 51-1525/2017 и внесенной в государственный реестр кадастровой стоимости.
Кроме того, действующее законодательство, регламентируя порядок рассмотрения споров о кадастровой стоимости, не наделяет налоговые органы какими-либо функциями по определению кадастровой стоимости объекта налогообложения, а также внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН.
Соответствующие вопросы относятся к сфере компетенции иных органов власти (органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета и др.).
Налоговые органы, в силу норм НК РФ и Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" не уполномочены рассматривать основания для принятия решений комиссий, а также вопросы, связанные с правомерностью установления, изменения и утверждения величин кадастровой стоимости и порядком внесения соответствующих сведений об объектах недвижимого имущества в ЕГРН.
По этой причине в случае несогласия налогоплательщика с порядком определения налоговой базы на имущество организации он вправе заявить самостоятельное требование, направленное на оспаривание кадастровой стоимости, внесенной в ЕГРН, с соблюдением правил подсудности и подведомственности дел, определенных Гражданским процессуальным кодексом РФ, Кодексом административного судопроизводства РФ.
Соответствующие разъяснения о недопустимости совместного рассмотрения требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и требования о пересмотре налоговых обязательств содержатся в п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Таким образом, оценка законности и обоснованности включения или невключения суммы НДС в указанную в ЕГРН кадастровую стоимость объекта недвижимости для целей налогообложения по налогу на имущество организаций осуществляется за рамками арбитражного процесса об оспаривании решения налогового органа, в рамках, например, рассмотрения административного спора по обжалованию решения Комиссии в порядке, установленном КАС РФ.
Более того, Верховный суд Российской Федерации в Определениях от 14.02.2019 по делу N А40-196670/17 и от 15.02.2019 по делу N А40-222618/17 указал, что суд при рассмотрении налогового спора не вправе давать оценку тому, является ли установленная в соответствии с положениями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ кадастровая стоимость правильной и необходимо ли ее уменьшение на величину НДС, поскольку решение данного вопроса законом выведено в отдельную административную и судебную процедуру.
Доказательств оспаривания решения Комиссии от 07.03.2017 N 51-1525/2017 в порядке, установленным КАС РФ, заявителем не представлено.
Таким образом, ни налогоплательщик самостоятельно при составлении декларации и исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций, ни арбитражный суд при рассмотрении законности решения налогового органа по результатам камеральной проверки такой декларации, не вправе оценивать законность и обоснованность кадастровой стоимости, внесенной в ЕГРН по результатам рассмотрения споров о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
При таких данных подлежат отклонению как необоснованные доводы заявителя о возложении на Инспекцию обязанности по экономическому обоснованию формирования налоговой базы Общества и по проверке правильности сведений, содержащихся в ЕГРН.
Кроме того, необходимо отметить, что заявитель в обход установленных норм по оспариванию кадастровой стоимости фактически пытается возложить на суд обязанность по исключению суммы НДС из стоимости, установленной решением Комиссии от 07.03.2017 N 51-1525/2017 по заявлению самого Общества и внесенной в ЕГРН в установленном законом порядке.
Предметом настоящего дела является оспаривание решения Инспекции, а не определение размера кадастровой стоимости объекта недвижимости, принадлежащего Обществу.
Вопреки мнению Общества, исключение из налоговой базы суммы НДС в качестве льготы не предусмотрено ни Налоговым кодексом РФ, ни Законом г.Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций".
Следовательно, как обоснованно указал суд первой инстанции, у Общества отсутствовали основания для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на имущество на сумму исчисленного расчетным путем НДС.
Учитывая изложенное, вывод Инспекции о доначислении Обществу суммы налога на имущество организаций за проверяемый налоговый период является правомерным.
При таких данных оспариваемое решение налогового органа является законным, а вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований - обоснованным.
Доводы заявителя апелляционной жалобы, связанные с иным толкованием норм права, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20.11.2019 по делу N А40-10249/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-10249/2019
Истец: АО "РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ "ИЗВЕСТИЯ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 10 ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ