г. Саратов |
|
20 июля 2020 г. |
Дело N А12-2658/2020 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Акимовой М.А., рассмотрев без проведения судебного заседания и без извещения сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 апреля 2020 года (мотивированное решение изготовлено 30 апреля 2020 года) по делу N А12-2658/2020, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Калашникова О.И.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" (ИНН 3426013572, ОГРН 1103458000337)
к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управление отходами - Волгоград" (далее - ООО "Управление отходами - Волгоград", заявитель) с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - административный орган, инспекция) от 17.10.2019 N 1420 о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях т назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 30 апреля 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Управление отходами - Волгоград" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьёй единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству размещено на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 05 июня 2020 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что в связи с обращением граждан (вх. от 22.08.2019 N Ж-5206) инспекцией проведена проверка качества предоставления ООО "Управление отходами - Волгоград" коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее - ТКО) потребителям, проживающим в частном домовладении по адресу: Волгоградская область, г. Котельниково, ул. Сербина, д. 50.
В ходе проверки установлено, что в период с января 2019 года по июль 2019 года согласно представленным к проверке выпискам из маршрутного журнала движения мусоровоза и загрузки (выгрузки) ТКО вывоз ТКО из мест (площадок) накопления (сбора) на территории жилых домов по указанному адресу осуществлялся бестарным способом два раза в месяц, в июле 2019 года - 3 раза:
в январе 2019 года - 15 и 29 числа,
в феврале 2019 года - 12 и 26 числа,
в марте 2019 года - 12 и 26 числа,
в апреле 2019 года - 09 и 23 числа,
в мае 2019 года - 07 и 21 числа,
в июне 2019 года - 04 и 18 числа,
в июле 2019 года - 02, 16 и 30 числа.
Согласно данным сайта расписание погоды (http://rp5.ru) среднесуточная температура воздуха в г. Котельниково Волгоградской области с 01 января 2019 года по 31 марта 2019 года составляла меньше +5°С, с 01 апреля 2019 года по 31 июля 2019 года стабильно составляла больше +5°С.
Установленные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении ООО "Управление отходами - Волгоград" требований пункта 17 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Допущенное нарушение квалифицировано административным органом по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
04 октября 2019 года составлен протокол N 1420 об административном правонарушении, которым зафиксировано допущенное нарушение (т.1 л.д.88-90). ООО "Управление отходами - Волгоград" извещено надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (т.1 л.д.93).
17 октября 2019 года административным органом вынесено постановление N 1420 о привлечении ООО "Управление отходами - Волгоград" к ответственности, предусмотренной статьёй 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. (т.1 л.д.79-87). Заявитель извещён надлежащим образом о времени и месте вынесения постановления по делу об административном правонарушении (т.1 л.д.91-92).
ООО "Управление отходами - Волгоград" с указанным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и его отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности события административного правонарушения и вины ООО "Управление отходами - Волгоград" в его совершении, а также соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.
ООО "Управление отходами - Волгоград" не согласилось с решением суда первой инстанции. Заявитель считает, что суд необоснованно не применил нормы Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), в котором отражено понятие мест (площадок) накопления отходов. По мнению общества, судом неверно применены положения Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156. Также в данном случае не подлежали применению положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, относительно периодичности вывоза отходов. Кроме того, заявитель указал, что в рассматриваемом случае места (площадок) накопления отходов отсутствуют. Понятие бестарного способа накопления ТКО отсутствует в нормах, регулирующих сферу ТКО.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предоставил.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтверждёнными собранными по делу доказательствами.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона указанного административного правонарушения представляет собой противоправные действия (бездействие), выразившиеся в нарушении нормативов или режима обеспечения населения коммунальными услугами, и заключается в невыполнении возложенных обязанностей, связанных с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления.
Субъектом правонарушения является лицо, обязанное обеспечивать нормативный уровень, режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 1 раздела I Правил предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Исходя из подпункта "ж" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга - обращение с твёрдыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 4 (1) Правил предоставления коммунальных услуг предоставление коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) указанных Правил.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" закреплено, что твёрдыми коммунальными отходами являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твёрдым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Накопление твёрдых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твёрдых коммунальных отходов, утверждённым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения с ТКО).
В пункте 3 раздела I Правил обращения с ТКО предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов осуществляются с учётом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твёрдых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Согласно пункту 4 раздела I Правил обращения с ТКО обращение с твёрдыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключённых с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Административным органом установлено, что 06 августа 2018 года комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области с ООО "Управление отходами - Волгоград" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области (далее - Соглашение), в соответствии с которым статус регионального оператора присвоен ООО "Управление отходами - Волгоград" на 10 лет.
В пункте 1.3 Соглашения указано, что региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов на территории Волгоградской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Исходя из пункта 1.5 Соглашения зоной деятельности регионального оператора является территория Волгоградской области. Описание границы зоны содержится в приложении N 1 к Соглашению.
Из указанного приложения следует, что зоной деятельности является территория Волгоградской области, в том числе г. Котельниково Волгоградской области.
В силу пункта 2.1.1 Соглашения региональный оператор обязуется обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Волгоградской области.
Таким образом, ООО "Управление отходами - Волгоград" является лицом, ответственным перед потребителями, проживающими в многоквартирных домах, жилых домах на территории Волгоградской области, за обеспечение своевременного вывоза твёрдых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления.
Согласно пункту 2.1.7 Соглашения региональный оператор обязан в течение месяца со дня наделения его статусом направить всем потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и проект такого договора в соответствии с формой типового договора, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
В пункте 2.1.8 Соглашения указан срок начала деятельности - не позднее 01 января 2019 года.
В силу пункта 9 Правил обращения с ТКО потребители осуществляют складирование твёрдых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов.
Складирование твёрдых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутри домовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие ёмкости, предоставленные региональным оператором (пункт 10 Правил обращения с ТКО).
На территории Волгоградской области установлен Порядок накопления твёрдых коммунальных отходов (Приказ комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской обл. от 12.07.2019 N 1923) (далее - Порядок).
Согласно пункту 3.1 Порядка на территории Волгоградской области складирование твёрдых коммунальных отходов осуществляется потребителями в местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие ёмкости, предоставленные региональным оператором;
г) предусмотренными для отдельных видов отходов в соответствии с разделами 7-9, 11 настоящего Порядка.
Таким образом, на территории Волгоградской области накопление твёрдых коммунальных отходов осуществляется также и бестарным способом, то есть не в контейнеры, а в пакеты или другие ёмкости, предоставленные региональным оператором, что не противоречит Правилам обращения с ТКО.
На основании пункта 2.1.12 Соглашения региональный оператор обязан обеспечить оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в соответствии со значениями критериев качества услуг регионального оператора, определёнными в заявке на участие в конкурсном отборе. При этом региональный оператор не вправе допускать более 40 допустимых нарушений графика вывоза твёрдых коммунальных отходов из мест накоплений в год. Допустимым нарушением графика вывоза считается нарушение данного графика в тёплое время года не более чем на 24 часа с одного места накопления твёрдых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов, в холодное время года - не более чем на 24 часа с одного места накопления твёрдых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов.
Для коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в пункте 17 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг установлена обязанность исполнителя по обеспечению своевременного вывоза твёрдых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в тёплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°С) не реже одного раза в сутки (ежедневный вывоз).
Допустимое отклонение сроков:
не более 72 часов (суммарно) в течение одного месяца;
не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5°С и ниже;
не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5°С.
Из материалов дела, в частности маршрутных журналов движения мусоровоза и загрузки (выгрузки) твёрдых коммунальных отходов за январь - июль 2019 года, следует, что сбор, накопление твёрдых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов осуществляется, в том числе, по ул. Сербина в г. Котельниково Волгоградской области.
Доказательств невозможности предоставления потребителям по указанному адресу коммунальной услуги по обращению с ТКО в данный период времени с соблюдением установленной Правилами предоставления коммунальных услуг периодичности заявителем не предоставлено.
Более того, ООО "Управление отходами - Волгоград" дважды в месяц (в июле 2019 года - трижды) осуществляло вывоз твёрдых коммунальных отходов по указанному адресу.
Таким образом, указываемое обществом отсутствие определённых мест (площадок) накопления отходов их вывозу не препятствовало.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы об отсутствии в нормах, регулирующих сферу ТКО, понятия бестарного способа накопления ТКО и об отсутствии определённых мест (площадок) накопления отходов признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Пунктом 2.1.17 Соглашения на регионального оператора возложена обязанность по организации ликвидации несанкционированных мест размещения твёрдых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора.
Пунктом 9 Правил обращения с ТКО предусмотрено, что в случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в неё сведений о местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов.
При этом отказ в данном случае от предоставления коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами собственникам, которые накапливают мусор в месте накопления, не включённым в схему, Правилами обращения с ТКО не предусмотрен.
Заявителем не предоставлено доказательств исполнения им положений пункта 9 Правил обращения с ТКО о направлении в уполномоченный орган информации о выявлении мест накопления твёрдых коммунальных отходов, не включённых в схему обращения отходов.
Административным органом установлено и подтверждено материалами дела нарушение ООО "Управление отходами - Волгоград" режима, обеспечивающего своевременный вывоз ТКО из мест (площадок) накопления по адресу: Волгоградская область, г. Котельниково ул. Сербина в период с января 2019 года по июль 2019 года.
Следовательно, выявленные проверкой нарушения свидетельствуют о наличии в действиях ООО "Управление отходами - Волгоград" состава вменённого правонарушения. Событие правонарушения полно и подробно отражено в протоколе об административном правонарушении от 04.10.2019 N 1420. Факт совершения административного правонарушения доказан административным органом.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Суд апелляционной инстанции считает, что вина ООО "Управление отходами - Волгоград" во вменённом правонарушении инспекцией доказана.
В материалы дела ООО "Управление отходами - Волгоград" в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предоставлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Существенных нарушений административным органом не допущено.
Апелляционный суд считает факт совершения правонарушения и вину заявителя доказанными. С учётом требований статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обоснованно привлёк ООО "Управление отходами - Волгоград" к административной ответственности.
Оспоренное постановление вынесено в пределах срока давности, установленного в статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания вменённого правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При определении меры наказания инспекцией учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.1.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Мера наказания соответствует совершённому деянию.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Судом первой инстанции верно применены все положения законов, подлежащих применению в рассматриваемом случае.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 апреля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Судья |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-2658/2020
Истец: ООО "УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ - ВОЛГОГРАД"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
20.07.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4377/20