город Ростов-на-Дону |
|
20 июля 2020 г. |
дело N А32-29211/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от Краснодарской таможни: Гришко Н.В., представитель по доверенности от 20.08.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2020 по делу N А32-29211/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОПТ-ТОРГ" (ИНН 7723915002, ОГРН 1147746825104)
к Краснодарской таможне (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238)
об обязании возвратить излишне взысканные таможенные платежи,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ОПТ-ТОРГ" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Краснодарской таможне об обязании возвратить Обществу излишне взысканные таможенные платежи по ДТ N 10309180/080515/0000986, ДТ N 10309180/090515/0000997, ДТ N 10309180/110515/0001011, ДТ N 10309180/130515/0001044, ДТ N 10309180/170515/0001111, ДТ N 10309180/170515/0001112, ДТ N 10309180/200515/0001166, ДТ N 10309180/210515/0001197 в размере 1665688 руб. 49 копеек.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2020 суд обязал Краснодарскую таможню произвести возврат Обществу излишне взысканные таможенные платежи по ДТ N 10309180/080515/0000986, ДТ N 10309180/090515/0000997, ДТ N 10309180/110515/0001011, ДТ N 10309180/130515/0001044, ДТ N 10309180/170515/0001111, ДТ N 10309180/170515/0001112, ДТ N 10309180/200515/0001166, ДТ N 10309180/210515/0001197 в размере 1665688 руб. 49 копеек.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы Краснодарская таможня указывает, что: представленные Обществом одновременно с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств документы не позволяли таможенному органу рассмотреть заявление Общества по существу и принять соответствующие меры; имеют место быть противоречия между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных документах, представленных Обществом; имеются противоречия в представленных Обществом апостилированных экспортных декларациях и сведениями, указанными в инвойсах, экспортных декларациях, декларациях на товары, коносаментах и прочих документах; заявителем не представлены необходимые документы для подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров и применения метода определения таможенной стоимости товаров по цене сделки с ввозимыми товарами; корректировка таможенной стоимости ввезённых товаров произведена на основании полученной ценовой информацией об аналогичных сделках, том числе с использованием информационной системы "Мониторинг-Анализ".
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Краснодарской таможни в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Общество, извещённое надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Общества, надлежащим способом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению в виду следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьёй 9 Таможенного кодекса Таможенного Союза любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) установлено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым произведено взыскание, не позднее трёх лет со дня их уплаты либо взыскания.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы: 1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; 2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; 3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов; 4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств; 5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате; 6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений (часть 3 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ).
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления.
Согласно части 4 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ, возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган.
В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ.
Частью 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного Союза предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.
Порядок определения и контроля таможенной стоимости ввезенных товаров предусмотрен Таможенного кодекса Таможенного Союза, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение) и Решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376 "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости" (далее - Порядок).
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами в соответствии со статьей 75 Таможенного кодекса Таможенного Союза являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок, является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объём или иная характеристика).
Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза (в РФ - исходя из таможенной стоимости товаров).
Согласно части 2 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного Союза декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путём заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей. В соответствии с Соглашением основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения (метод 1).
Как следует из статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при выполнении следующих условий: 1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: - установлены совместным решением органов таможенного союза; - ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; - существенно не влияют на стоимость товаров; 2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; 3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления; 4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.
При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства - члена Таможенного союза.
Факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров.
В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства. Если указанная взаимосвязь не повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, стоимость сделки должна быть признана приемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров.
Цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары, относится к товарам, перемещаемым через таможенную границу таможенного союза, в связи с чем перевод покупателем продавцу дивидендов или иных подобных платежей в случае, если они не связаны с ввозимыми товарами, не является частью таможенной стоимости.
В случае если декларируемые товары являются частью большего количества ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза таких же товаров, приобретенных в рамках одной сделки, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за декларируемые товары, определяется в том же соотношении (пропорции), в каком соотносится количество декларируемых товаров и общее количество приобретенных товаров.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на единой таможенной территории Таможенного союза (статья 8 настоящего Соглашения), либо расчётная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения.
Лицо, декларирующее товары, имеет право выбрать очерёдность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров. В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьёй 10 настоящего Соглашения.
В пунктах 2 и 3 статьи 2 вышеуказанного Соглашения предусмотрено, что в целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности системы оценки товаров для таможенных целей она не должна быть основана на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.
При этом таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к её определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтверждённой информации.
Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.). Процедуры определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должны использоваться Сторонами в качестве антидемпинговых мер.
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения, в случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории Таможенного союза, путём использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
Таким образом, первоосновой для определения таможенной стоимости товара является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза.
В соответствии с Приложением N 1 к Порядку при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены следующие документы: учредительные документы покупателя ввозимых товаров; внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему; счёт-фактура (инвойс); банковские документы (если счёт-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платёжные документы, отражающие стоимость товара; страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки; договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счёт-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза; котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар; договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета - фактуры (инвойсы), банковские платёжные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки; договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами государств - членов Таможенного союза на вывоз товаров (если товары поставлялись на вывоз с таможенной территории Таможенного союза), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате; лицензионный договор, счёт-фактура, банковские платёжные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены в качестве условия продажи ввозимых товаров); документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о части дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); договоры, счета, банковские платёжные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам относятся: документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию; документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта; транспортные (перевозочные) документы; документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений; документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; документы, подтверждающие стран у происхождения товаров в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей; документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными настоящим Кодексом, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов; документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов; документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров; документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов таможенного союза; документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки - в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.
При подаче декларации на товары для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, не требуется представления таможенному органу документов иных, чем те, что указаны в подпунктах 1, 2, 5, 8, 9 и 13 настоящего пункта, а также в подпункте 3 настоящего пункта - при наличии таких документов. Если в документах, указанных в настоящем пункте, не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.
Перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц, может быть сокращен в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств - членов таможенного союза.
В силу пункта 1 статьи 111 Таможенного кодекса Таможенного Союза таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.
Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путём их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза.
Пунктом 3 статьи 111 Таможенного кодекса Таможенного Союза установлено, что при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах.
Согласно пункту 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного Союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Кодексом.
Как указано в пункте 1 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного Союза, в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Согласно пункту 3 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного Союза для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 настоящего Кодекса. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
Как следует из материалов дела, 15.01.2015 Общество заключило внешнеторговый контракт N 12/2015/TR с компанией "AKBELEN GIDA NAK. SAN. VE TIC LTD. STI." (далее -Поставщик) и в 2015 году в РФ на условиях Инкотермс-2010 была ввезена и задекларирована плодоовощная продукция по следующим декларациям на товары: ДТ N 10309180/080515/0000986, ДТ N 10309180/090515/0000997, ДТ N 10309180/110515/0001011, ДТ N 10309180/130515/0001044, ДТ N 10309180/170515/0001111, ДТ N 10309180/170515/0001112, ДТ N 10309180/200515/0001166, ДТ N 10309180/210515/0001197.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ 10309180/080515/0000986, декларантом, в соответствии со статьёй 183 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также в соответствии с пунктом 1 Приложения N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии ТС от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", были предоставлены: внешнеторговый Контракт от 15.01.2015 N 12/2015/TR, приложение от 26.04.2015 N 24 к Контракту, паспорт сделки от 22.01.2015 N 15010004/2269/0000/2/1, от 06.05.2015 инвойс N 050054, инвойс от 06.05.2015 N 050055, упаковочный лист к данному инвойсу от 06.05.2015 N 050054, упаковочный лист к данному инвойсу от 06.05.2015 N 050055, транспортная накладная (коносамент) от 06.05.2015 N 4.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10309180/090515/0000997, декларантом были предоставлены: внешнеторговый Контракт от 15.01.2015 N 12/2015/TR, приложение от 27.04.2015 N 25 к Контракту, паспорт сделки от 22.01.2015 N 15010004/2269/0000/2/1, инвойс от 07.05.2015 N 050056, упаковочный лист к данному инвойсу, транспортная накладная (коносамент) от 08.05.2015 N 13.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10309180/110515/0001011, декларантом были предоставлены: внешнеторговый Контракт от 15.01.2015 N 12/2015/TR, приложение от 29.04.2015 N 26 к Контракту, паспорт сделки от 22.01.2015 N 15010004/2269/0000/2/1, инвойс от 09.05.2015 N 050057, упаковочный лист к данному инвойсу, транспортная накладная (коносамент) от 10.05.2015 N 3.
По ДТ N 10309180/130515/0001044, для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, декларантом были предоставлены: внешнеторговый Контракт от 15.01.2015 N 12/2015/TR, приложение от 02.05.2015 N 27 к Контракту, паспорт сделки от 22.01.2015 N 15010004/2269/0000/2/1, инвойс от 11.05.2015 N 050058, инвойс от 11.05.2015 N 050060, упаковочный лист к данному инвойсу от 11.05.2015 N 050058, упаковочный лист к данному инвойсу от 11.05.2015 N 050060, транспортная накладная (коносамент) от 12.05.2015 N 13.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров по ДТ 10309180/170515/0001111, декларантом, были предоставлены: внешнеторговый Контракт от 15.01.2015 N 12/2015/TR, приложение от 03.05.2015 N 28 к Контракту, паспорт сделки от 22.01.2015 N 15010004/2269/0000/2/1, инвойс от 15.05.2015 N 050061, упаковочный лист к данному инвойсу, транспортная накладная (коносамент) от 16.05.2015 N 4.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10309180/170515/0001112, декларантом были предоставлены: внешнеторговый Контракт от 15.01.2015 N 12/2015/TR, приложение от 03.05.2015 N 28 к Контракту, паспорт сделки от 22.01.2015 N 15010004/2269/0000/2/1, инвойс от 15.05.2015 N 050062, упаковочный лист к данному инвойсу, транспортная накладная (коносамент) от 16.05.2015 N 5.
По ДТ N 10309180/200515/0001166, для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, декларантом были предоставлены: внешнеторговый Контракт от 15.01.2015 N 12/2015/TR, приложение от 05.05.2015 N 29 к Контракту, паспорт сделки от 22.01.2015 N 15010004/2269/0000/2/1, инвойс от 18.05.2015 N 050063, упаковочный лист к данному инвойсу, транспортная накладная (коносамент) от 19.05.2015 N 17.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10309180/210515/0001197, декларантом, были предоставлены: внешнеторговый Контракт от 15.01.2015 N 12/2015/TR, приложение от 07.05.2015 N 30 к Контракту, паспорт сделки от 22.01.2015 N 15010004/2269/0000/2/1, инвойс от 20.05.2015 N 050064, упаковочный лист к данному инвойсу, транспортная накладная (коносамент) от 21.05.2015 N 11.
При осуществлении таможенного оформления, таможенная стоимость ввезенного и оформленного по вышеуказанным ДТ, товара, была заявлена обществом по 1 (первому) методу определения таможенной стоимости, то есть по стоимости сделки с ввозимыми товарами, в соответствии со статьёй 4 и 5 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза". Сведения, указанные в декларациях на товары полностью идентифицируются со сведениями о наименовании и количестве товара указанные в спорных ДТ (гр. 31 ДТ) и представленных инвойсах, а так же коносаменте.
Наименование, количество товара, указанные в инвойсе и указанных ДТ, совпадали со сведениями, содержащимися в коносаменте.
При осуществлении таможенного оформления у Краснодарской таможни возникли сомнения относительно достоверности представленных заявителем сведений о таможенной стоимости товаров, а также документального подтверждения указанных сведений, в связи с чем Краснодарской таможней приняты решения о проведении дополнительной проверки и о предоставлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости по вышеуказанным ДТ.
Для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров у Общества были запрошены дополнительные документы: прайс-листы производителя ввозимых товаров либо его коммерческое предложение, экспортную таможенную декларацию страны отправления и её заверенный перевод, пояснения относительно условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, качества и репутации на рынке ввозимых товаров, бухгалтерские документы об оприходовании ввезённых товаров, платёжные документы, отражающие стоимость товаров, расчёт контрактной стоимости, калькуляция себестоимости товаров от производителя, договоры на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории таможенного союза.
По результатам проверки Краснодарской таможней приняты решения о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10309180/080515/0000986, N 10309180/090515/0000997, N 10309180/110515/0001011, N 10309180/130515/0001044, N 10309180/170515/0001111, N 10309180/170515/0001112, N 10309180/200515/0001166, N 10309180/210515/0001197, таможенная стоимость товара определена по шестому методу определения таможенной стоимости на основе третьего метода определения таможенной стоимости товаров.
В обоснование принятых решений Краснодарская таможня указала на несоблюдение Обществом условий о документальном подтверждении, количественной определённости и достоверности информации о заявленной таможенной стоимости декларируемого товара, выявлении признаки возможного заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости декларируемого товара, в связи с непредставлением декларантом запрошенных таможенным органом документов.
Полагая, что действия таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товара являются неправомерными, а взысканные таможенные платежи подлежат возврату Обществу на основании пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", Общество после выпуска товара обратилось в таможенный орган с заявлениями от 03.03.2017 N 4 о внесении изменений в декларации на товары после выпуска товаров, а также с заявлением о возврате (зачёте) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей от 03.03.2017 N 4.
В отношении подтверждения сведений о заявленной таможенной стоимости по каждой ДТ Обществом были приложены: внешнеторговый контракт, приложения к контракту, образец описи документов, предоставленных по каждой отдельной ДТ в рамках контракта при декларированных ввезенных товаров, паспорт сделки, ведомость банковского контроля, полученная по электронным зашифрованным каналам (банк-клиент), платёжные поручения, подтверждающие оплату и списание таможенных платежей по вышеуказанной ДТ, инвойсы, упаковочные листы, коносаменты, расчёт обеспечения и формы корректировки.
Таможенный орган в письме от 14.03.2017 за N 22.4-04/05639 в ответ на заявления Общества от 03.03.2017 указал, что в соответствии с пунктом 17 Решения N 289 таможенным органом в связи с обращением Общества проводится таможенный контроль.
О результатах таможенного контроля Обществу сообщено не было, таможенным органом не было принято решение о возврате излишне взысканных таможенных платежей, а также не внесены изменения в ДТ.
Из материалов дела следует, что основаниями для принятия таможенным органом решений о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ: N 10309180/080515/0000986, N 10309180/090515/0000997, N 10309180/110515/0001011, N 10309180/130515/0001044, N 10309180/170515/0001111, N 10309180/170515/0001112, N 10309180/200515/0001166, N 10309180/210515/0001197, послужило не устранение декларантом сомнений таможни в достоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, послуживших основанием для проведения дополнительной проверки, а именно: 1) выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости; 2) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза.
Краснодарской таможней были вынесены решения о проведении дополнительной проверки по ДТ N 10309180/080515/0000986, N 10309180/090515/0000997, N 10309180/110515/0001011, N 10309180/130515/0001044, N 10309180/170515/0001111, N 10309180/170515/0001112, N 10309180/200515/0001166, N 10309180/210515/0001197, в соответствии с которыми Обществу было предложено представить дополнительные документы и сведения для подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных по указанным ДТ.
В ответ на решения Краснодарской таможни о проведении дополнительной проверки по ДТ N 10309180/080515/0000986, N 10309180/090515/0000997, N 10309180/110515/0001011, N 10309180/130515/0001044, N 10309180/170515/0001111, N 10309180/170515/0001112, N 10309180/200515/0001166, N 10309180/210515/0001197, Обществом были представлены письма об отказе в предоставлении дополнительных документов и сведений без объяснения причин невозможности их представления, а также о согласии осуществить в установленные сроки корректировку таможенной стоимости товаров в сроки выпуска ДТ.
Исходя из указанных выше норм права и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в ДТ, а в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Следовательно, таможенный орган в соответствии со статьёй 147 Федерального закона N 311-ФЗ и Порядком внесения изменений, должен был принять меры к рассмотрению заявления о внесении изменений в ДТ, оценить правомерность корректировки таможенной стоимости, произведенной им ранее, с учётом документов, представленных Обществом, и рассмотреть вопрос о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. В соответствии со статьёй 99 Таможенного кодекса Таможенного Союза таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Таким образом, таможенное законодательство не исключает повторной корректировки таможенным органом таможенной стоимости, соответственно, принятие Краснодарской таможней оспариваемых решений о повторной корректировке таможенной стоимости в пределах трёх лет со дня выпуска товара является допустимым.
На момент обращения Общества с заявлением о внесении изменений в сведения, указанные в ДТ, срок проведения таможенного контроля не истёк, следовательно, в силу названных норм, у таможенного органа имелась возможность проверки документов и сведений, представленных декларантом. Согласно тексту письма Краснодарской таможни, таможенным органом не указаны конкретные причины отказа Обществу во внесении изменений в декларации на товары, отказа в возврате таможенных платежей, указано только на несоблюдение Обществом требований, установленных решением N 289.
Доказательства исследования Краснодарской таможней представленных Обществом дополнительных документов и сведений о таможенной стоимости товаров, в материалы дела не представлены.
Отказ таможенного органа мотивирован несоблюдением ОБществом требований, установленных решением N 289.
Порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, регламентируется Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии", в соответствии с подпунктом "а" пункта 11 которого сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров в том числе по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов, проведенного таможенным органом, в том числе в связи с мотивированным обращением декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в следующих случаях: принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376; выявление недостоверных сведений о классификации товаров, о стране происхождения товаров, о соблюдении условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, а также об иных сведениях, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных, иных платежей; выявление несоблюдения условий и требований заявленной таможенной процедуры; выявление фактов совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных в связи с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов или в нарушение целей, соответствующих условиям предоставления таких льгот; выявление фактов совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных законодательством государств-членов, за исключением случая, установленного абзацем пятым настоящего подпункта; применение (восстановление) режима предоставления тарифных преференций или режима наиболее благоприятствуемой нации; выявление необходимости внесения дополнений в сведения, указанные в ДТ; выявление несоответствия сведений, указанных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, представленных при таможенном декларировании товаров, и (или) подлежащим указанию в ДТ; выявление необходимости внесения изменений и (или) дополнений в записи (отметки) в графах ДТ, заполняемых должностным лицом.
Согласно пункту 12 Порядка внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения. Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком.
В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в неё изменений (дополнений) и обоснование необходимости внесения таких изменений (дополнений). К обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, её электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ.
Как следует из материалов дела, Обществом, было инициировано внесение изменений в названные декларации, в связи с чем, в таможенный орган Обществом были представлены документы, подтверждающие, по его мнению, необходимость внесения таких изменений.
Судом первой инстанции проведён анализ представленных Обществом таможенному органы документов и пришёл к выводу о том, что документы являются взаимосвязанными, противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных документах, относящихся к спорным ДТ N 10309180/080515/0000986, N 10309180/090515/0000997, N 10309180/110515/0001011, N 10309180/130515/0001044, N 10309180/170515/0001111, N 10309180/170515/0001112, N 10309180/200515/0001166, N 10309180/210515/0001197, не было выявлено.
Обществом в материалы дела были представлены оригиналы апостилированных экспортных деклараций на товары N 15550100ЕХ006079, N 15550100ЕХ006102, N 15550100ЕХ006206, N 15550100ЕХ006310, N 15550100ЕХ006506, N 15550100ЕХ006507, N 15550100ЕХ006754, N 15550100ЕХ006772, N 15550100ЕХ006953, N 15550100ЕХ007091, а также перевод данных деклараций на русский язык, сведения о переводчике, копия письма поставщика с переводом о невозможности предоставления указанных документов ранее (оригинал представлен на обозрение суда), список соответствия данных деклараций на товары и апостилированных экспортных деклараций. Доказательства какого либо несоответствия апостилирования представленных документов, в материалы дела не представлены.
Представленные Обществом экспортные декларации были проанализированы судом первой инстанции, которым пришёл к выводу о том, что они были апостилированы в соответствии с Конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (заключена в г. Гааге 05.10.1961) (далее - Конвенция).
Заверенные копии представленных Обществом документов были сверены судом первой инстанции с их оригиналами, представленными на обозрение. Подлинность экспортных деклараций таможенным органом какими-либо доказательствами не была опровергнута. Представленные Обществом экспортные декларации были приняты судом первой инстанции в качестве доказательств по делу.
В ходе судебного разбирательства таможенным органом не заявлялось ходатайство о фальсификации представленных Обществом доказательств, как и их поступление из Турецкой Республики от иностранного поставщика.
Из сведений иностранного поставщика Общества, следует, что Обществом каких-либо иных платежей, помимо указанных в счетах, не совершалось, задолженность отсутствует.
Расходы на доставку товаров и сопутствующие расходы соответствуют ценам, указанным в счетах, и отражены в экспортных декларациях. Таможенный орган располагал пояснениями Общества о наличии причин, препятствующих получению документов у иностранного поставщика при декларировании.
Порядком определён обязательный перечь документов, представляемых при декларирования таможенной стоимости товаров, в силу которого, экспортная декларация и прайс-листы не являются единственным доказательством достоверности сведений, использованных Обществом при определении таможенной стоимости ввозимого товара с применением метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Таким образом, на момент получения Обществом документов, срок проведения таможенного контроля истёк.
Доказательства невозможности реализации таможенным органом контрольных мероприятий, в том числе направления соответствующего запроса в Турецкую республику, в материалы дела не представлены.
Довод таможенного органа на направление международных запросов в адрес поставщиков и производителя, на отсутствие ответа на международный запрос, обоснованно был отклонён судом первой инстанции, как документально не подтверждённый, поскольку таможенным органом в материалы дела представлено сопроводительное письмо Краснодарской таможни в Южное таможенное управление о направлении обращения о подготовке международного запроса, доказательств фактического направления запроса в дело не представлено.
Судом первой инстанции, в силу представленных Обществом доказательств, обоснованно отклонён довод таможенного органа о наличии в представленных экспортных декларациях противоречивых данных.
С учётом изложенного, судом первой инстанции обоснованно указано на соответствие общей фактурной стоимости данным инвойсов и сведениям, указанным в декларациях на товары, а так же в проформе инвойс, упаковочных листах и коносаментах.
Доводы Краснодарской таможни о недопустимости использования представленных экспортных деклараций в качестве доказательств по делу судом первой инстанции обоснованно отклонены в силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательств" и статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного Союза и пунктом 3 статьи 2 Соглашения.
Таким образом, представленные Обществом документы подтверждают необходимость внесения изменений в ДТ и правомерность применения первого метода определения таможенной стоимости товара.
В отношении возврата излишне взысканных (уплаченных) таможенных платежей предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, несоблюдение которого в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для оставления заявления без рассмотрения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товаров осуществляется при соблюдении условий, одним из которых является - уплата таможенных пошлин, налогов, либо предоставлено обеспечение их уплаты.
Материалами дела подтверждается уплата заявителем таможенных платежей в полном объёме по корректировкам таможенной стоимости по спорным ДТ.
Факт обращения Общества в Краснодарскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных платежей, взысканных с заявителя в результате корректировки таможенной стоимости товаров, оформленных по спорным ДТ подтверждается материалами дела.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу, что заявленные требования Общества подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришёл к выводу о том, что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.
В соответствии со статьёй 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Краснодарская таможня освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.03.2020 по делу N А32-29211/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29211/2017
Истец: ООО "ОПТ-ТОРГ"
Ответчик: Краснодарская таможня
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9311/20
20.07.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8767/20
28.02.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-29211/17
11.12.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-29211/17