город Воронеж |
|
16 июля 2020 г. |
Дело N А36-11088/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 июля 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 июля 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Осиповой М.Б.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новиковой И.Ю.,
при участии:
от Государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации г.Липецк: Боднар Л.С. - представитель по доверенности N 52 от 30.12.2019, выдана сроком до 31.12.2020, удостоверение;
от акционерного общества "РАССВЕТ": представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации г.Липецк на решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.03.2020 по делу N А36-11088/2019 по заявлению акционерного общества "РАССВЕТ" (ОГРН 1024800671785, ИНН 4811005367) к Государственному учреждение - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации г.Липецк о признании недействительным решения заместителя управляющего государственным учреждением - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Бербенцева И.В. N71 осс от 16.07.2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "РАССВЕТ" (далее - АО "РАССВЕТ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Государственному учреждению - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительным решения заместителя управляющего государственным учреждением - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Бербенцева И.В. N 71 осс от 16.07.2019.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 12.03.2020 по делу N А36-11088/2019 заявленные истцом требования удовлетворены в полном объеме, решение заместителя управляющего государственным учреждением - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Бербенцева И.В. N71 осс от 16.07.2019 признано недействительным. С Государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Акционерного общества "РАССВЕТ" также взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Государственное учреждение - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, Государственное учреждение - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации ссылается на то, что занижение базы произошло в результате исключения из облагаемой базы сумм компенсаций расходов работников при прохождении предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу, проведенных по договорам между медицинским учреждением и физическим лицом, на оказание платных услуг в рамках ст.ст. 212, 213, 214 ТК РФ. Перечень не подлежащих обложению страховыми взносами выплат, установленный статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, является исчерпывающим и не содержит сумм выплат, направленных на возмещение расходов работников по прохождению ими предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров.
В рассматриваемом случае прохождение обязательного предварительного медицинского осмотра работника при устройстве его на работу не осуществлялось по направлению работодателя в медицинскую организацию (с которой работодателем заключен договор на проведение предварительных и (или) периодических осмотров) и за счет средств работодателя. А иной порядок прохождения данного медицинского осмотра является нарушением норм, установленных трудовым законодательством Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "РАССВЕТ" возражает против доводов апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель АО "РАССВЕТ", извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явился.
От АО "РАССВЕТ" поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В связи с наличием доказательств его надлежащего извещения, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие АО "РАССВЕТ".
От АО "РАССВЕТ" посредством электронного сервиса "Мой арбитр" поступил отказ от заявленных требований в части признания недействительным решения государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации осс от 16.07.2019 о доначислении пени в размере 13,27 руб. Указано, что последствия отказа известны и понятны.
Представитель ГУ - Липецкое региональное отделение ФСС РФ г.Липецк не возражал против удовлетворения заявленного ходатайства.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции отказаться от иска полностью или частично.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ, арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от требований и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ.
Заявителю понятны последствия прекращения производства по делу в связи с отказом от иска в части, предусмотренные ч. 3 ст. 151 АПК РФ, о недопустимости повторного обращения в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Рассмотрев поступившее заявление, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим удовлетворению, поскольку отказ от требований в части заявлен уполномоченным лицом, не противоречит закону и не нарушает прав других лиц.
При таких обстоятельствах, производство по делу N А36-11088/2019 о признании недействительным решения государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации N71 осс от 16.07.2019 в части начисления пени в размере 13,27 руб. подлежит прекращению.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Государственным учреждением - Липецкое региональное отделение фонда социального страхования РФ проведена выездная проверка AО "РАССВЕТ" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов за период с 01.01.2016 по 31.12,2016.
По результатам проведенной проверки установлено занижение АО "РАССВЕТ" базы для начисления страховых взносов за 2016 год на общую сумму 9 953,00 руб. в результате неисчисления страховых взносов с сумм компенсации страхователем денежных средств работникам за прохождение ими предварительных медицинских осмотров.
По результатам проверки составлен акт N 214 от 14.06.2019 и 16.07.2019 вынесено решение N71 осс о привлечении акционерного общества "РАССВЕТ" к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым АО "РАССВЕТ" предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 288,64 руб., пени в сумме 21,53 руб., а также штраф в размере 57,73 руб.
Основанием для начисления страховых взносов в размере 288,64 руб., пени в сумме 8,26 руб., а также штрафа в размере 57,73 руб. явился выявленный при проверке факт не начисления заявителем страховых взносов за 2016 год на компенсацию расходов при прохождении предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу, проведенных по договорам, между медицинским учреждением и физическим лицом, на оказание платных услуг в рамках ст.ст. 212, 213, 214 Трудового Кодекса Российской Федерации.
Вышеизложенные обстоятельства явились основанием обращения заявителя в арбитражный суд с рассмотренным заявлением.
Удовлетворяя требования Общества о признании недействительным решения в оспариваемой части, суд первой инстанции, руководствовался ст.ст. 212-213 Трудового кодекса Российской Федерации, ст.ст. 7, 9 Закона N 212-ФЗ, и пришел к выводу, что спорные выплаты, произведенные Обществом, не подлежат обложению страховыми взносами.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области (с учетом частичного отказа от иска), исходит из следующего.
Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), других обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований.
В силу статьи 213 ТК РФ для отдельных категорий работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, прохождение периодических медицинских осмотров (обследований) является обязательным. Целью таких мероприятий является определение пригодности данных работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. При этом медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя (часть 7 статьи 213 ТК РФ).
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, а также Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
Согласно ранее сформированной правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12, факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), другие обязательные медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (статья 214 ТК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья) медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в том числе, относятся организации.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в периодах, по которым начислены штраф, пеня, взносы, далее - Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
К таким исключениям пункт 5 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ относит суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Граждане, перечисленные в обжалуемом решении, которым работодателем компенсированы расходы на проведение предварительных медицинских осмотров, принимались на работу в общество на должности, связанные с движением транспорта, что в силу ст. 69 и ст. 213 ТК РФ накладывает на Общество обязанность по организации и проведению за счет собственных средств, обязательных и периодических медицинских осмотров. Спорные выплаты работникам производились обществом в рамках исполнения обязанности работодателя по организации медицинских осмотров обязательных в силу закона.
Оказание соответствующих медицинских услуг, в свою очередь, производилось в рамках заключенных в пределах финансового года государственных контрактов, предполагающих перечисление денежных средств заказчиком непосредственно исполнителю.
Поскольку наличие заключения предварительного медицинского осмотра являлось обязательным для рассмотрения кандидатуры для принятия на работу, Общество обязано компенсировать этому лицу понесенные им расходы на прохождение медицинского осмотра даже в случае непринятия его на работу по иным основаниям.
Подобные выплаты не являются экономической выгодой (доходом) работников, в связи с чем не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Равным образом, данная выплата не носит характера вознаграждения в рамках трудовых отношений (оплатой за труд, доходом), не является выплатой по трудовому или гражданско-правовому договорам, не является компенсационной и тем более поощрительной или стимулирующей выплатой, в связи с чем не является объектом обложения страховыми взносами применительно к положениям статьи 7 Закона N 212-ФЗ.
Сумма понесенных Обществом расходов на компенсацию гражданам за прохождение предварительных медицинских осмотров (обследований) для приема на работу подтверждена документально. Расхождения по сумме компенсационных выплат между Обществом и Фондом отсутствуют.
На основании изложенного апелляционная коллегия приходит к выводу, что события, с которыми связана выплата компенсации, имели место в силу императивных требований трудового законодательства Российской Федерации об обязательном определении соответствия состояния здоровья поступающих на работу лиц поручаемой им работе при отсутствии трудовых отношений между Обществом и физическими лицами. В рассматриваемом случае компенсация затрат (оплата) за прохождение обязательного предварительного медосмотра не является объектом обложения страховыми взносами, так как не носит характер вознаграждения в рамках трудовых отношений, не является выплатой по трудовому или гражданско-правовому договорам, не является поощрительной или стимулирующей выплатой.
Указанный правовой подход соответствует сложившейся правовой практике, в частности, содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2016 N 309-КГ16-4485, поддержавшим судебные акты нижестоящих судов, решивших, что отсутствуют правовые основания для доначисления страховых взносов на сумму расходов на проведение обязательных медицинских осмотров, поскольку они не носят характер вознаграждения в рамках трудовых отношений. Такая же правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 25.03.2019 по делу N А84-1891/2018, постановлениях Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.02.2016 по делу N А03-12606/2015, Арбитражного суда Поволжского округа от 27.01.2016 по делу А65-11279/2015.
Прохождение работниками медицинского осмотра без направления работодателя и возмещение затрат на проведение предварительного медицинского осмотра принятому на работу работнику в последующем работодателем не меняет правовую природу указанных выплат.
Если работник оплатил прохождение медицинского осмотра за счет собственных денежных средств, то в силу статьи 213 Трудового кодекса оплата работником стоимости прохождения медицинского осмотра подлежит компенсации (возмещению) со стороны работодателя.
Подобные выплаты не являются экономической выгодой (доходом) работников, не носят характера вознаграждения в рамках трудовых отношений (оплатой за труд, доходом), не зависят от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, носят социальную направленность, в связи с чем не являются объектом обложения страховыми взносами применительно к положениям 7 Закона N 212-ФЗ
Таким образом, суд верно заключил, что возмещение работнику стоимости прохождения медицинского осмотра, оплата которого возложена на работодателя в силу закона, является компенсацией и не подлежит обложению страховыми взносами.
С учетом изложенного, решение N 71 осс от 16.07.2019 (с учетом частичного отказа от иска) правомерно признано судом области недействительным.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, основаны на неправильном понимании и толковании приведенных правовых норм, а потому подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения в оспариваемой части не имеется.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в полном соответствии с заявленными требованиями.
руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ акционерного общества "РАССВЕТ" от заявленных требований в части признания недействительным решения государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации N 71 осс от 16.07.2019 в части начисления пени в размере 13,27 руб.
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.03.2020 по делу N А36-11088/2019 отменить в части признания недействительным решения государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации N71 осс от 16.07.2019 в части начисления пени в размере 13,27 руб.
Производство по делу N А36-11088/2019 в указанной части прекратить.
В остальной части решение Арбитражного суда Липецкой области от 12.03.2020 по делу N А36-11088/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации г.Липецк - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-11088/2019
Истец: АО "Рассвет"
Ответчик: ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации