г. Красноярск |
|
20 июля 2020 г. |
Дело N А33-26514/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей: Дамбарова С.Д., Петровской О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
при участии:
от истца - министерства лесного хозяйства Красноярского края Клюев А.И., представитель по доверенности от 18.12.2019 зарегистрированной 26.12.2019 N 86-05554, диплом серии ДВС N 1081732, рег.N 11 от 29.03.2002, служебное удостоверение от 11.05.2017 N 17-10;
от ответчика - сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива "Ковчег" Горовенко А.Н., представитель по доверенности от 11.09.2019, диплом серии ИВС N 0668486, рег.N11 от 28.11.2003;
от третьего лица - краевого государственного бюджетного учреждения "Усольское лесничество" Карпова Т.А., представитель по доверенности от 10.01.2020, диплом серии ОК N 50807, рег.N 197 от 27.06.2013, свидетельство о заключении брака от 26.06.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 20 марта 2020 года по делу N А33-26514/2019,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее - заявитель, апеллянт, истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к сельскохозяйственному потребительскому перерабатывающему кооперативу "Ковчег" (далее - ответчик, кооператив "Ковчег") о расторжении договора аренды лесного участка от 13.08.2009 N 315-з.
Определением арбитражного суда от 03.09.2020 исковое заявление принято к производству, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено краевое государственное бюджетное учреждение "Усольское лесничество" (далее - третье лицо, бюджетное учреждение "Усольское лесничество", лесничество).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20.03.2020 по делу N А33-26514/2019 в удовлетворении исковых требований министерства отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, доводы которой сводятся к следующему:
- неисполнение лесопользователем противопожарных мероприятий, а также мероприятий по лесовосстановлению является существенным нарушением условий договора и основанием для его расторжения,
- в статьях 24, 61 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрены специальные основания для досрочного расторжения договора аренды лесных участков.
Определение о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения с апелляционной жалобой, о принятии апелляционной жалобы к производству от 23.06.2020 опубликовано на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в разделе "Картотека арбитражных дел" 24.06.2020 13:10:46 МСК, где лица, участвующие в деле, могли с ним ознакомиться. Определение выполнено в виде электронного документа, подписанного электронно-цифровой подписью, и считается направленным сторонам посредством его размещения в информационной-телекоммуникационной сети "Интернет".
От бюджетного учреждения "Усольское лесничество" 15.07.2020 поступил отзыв на апелляционную жалобу. Третье лицо полагает, что апелляционная жалоба министерства подлежит удовлетворению, поскольку кооперативом противопожарные мероприятия и мероприятия по лесовосстановлению выполнялись с нарушением установленных договором сроков и не в полном объеме. Работы, к выполнению которых ответчик приступил в ходе судебного разбирательства, лесничеством не приняты в связи с тем, что часть из них выполнена не по проекту, качество работ в остальной части неудовлетворительное.
От кооператива "Ковчег" 16.07.2020 поступил отзыв на апелляционную жалобу, содержащий возражения на доводы заявителя. В отзыве указано, что арендатором в период с 2016 по 2018 годы мероприятия выполнялись в объемах, согласованных в дополнительном соглашении к договору аренды от 06.05.2011 N 1 и в таблицах 5.1.5, 5.3.3 Раздела 5 проекта освоения лесов в редакции 2016 года. Дополнительное соглашение к договору аренды было подписано, а объемы мероприятий скорректированы в меньшую сторону ввиду нахождения лесного участка в недоступном месте в весенне-летний период и невозможности круглогодичного проведения работ по лесовосстановлению и охране лесов от пожаров.
Поступившие отзывы на апелляционную жалобу приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные письменно.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При проверке законности и обоснованности обжалуемого решения судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Как следует из представленных материалов дела, 13.08.2009 между агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодателем) и кооперативом "Ковчег" (арендатором) заключен договор аренды лесных участков N 315-з.
Пунктом 2 договора предусмотрено, что лесные участки площадью 10 042 га, предоставляемые в аренду кооперативу, расположены:
Красноярский край, Тасеевский район, Усольское лесничество, Унжинское участковое лесничество, кв. N N 19-21, 43, 44, 66, 197-199, 205, 214, 216, 222-224, в том числе:
Усольское лесничество, Унжинское участковое лесничество, кв. N 19-21, 43, 44, 66, площадью 3869 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре:
24-0464-200904-3352-1,
Усольское лесничество, Унжинское участковое лесничество, кв. N 197-199,205, площадью 3425 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре:
24-0463-200904-3352-1;
Усольское лесничество, Унжинское участковое лесничество, кв. N 214,216,222-224, площадью 2748 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре:
24-0546-200905-3352-1, предназначен для следующих видов использования лесов: - заготовка древесины.
Схема расположения лесных участков и характеристика приводятся в приложениях N 1 и 2 (пункт 3 договора). Арендатору передаются лесные участки для использования в целях и объемах согласно приложению N 3 (пункт 4 договора).
Лесные участки переданы кооперативу по акту приема-передачи.
В силу подпункта "ж" пункта 13 договора арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении N 6 за счет собственных средств.
Согласно пункту 24 договора расторжение настоящего договора осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 25 договора арендодатель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора в случаях:
* систематического (более двух раз) нарушения арендатором лесного законодательства Российской Федерации;
* систематического (более двух раз) нарушения арендатором своих обязанностей, предусмотренных настоящим договором.
В случае одностороннего отказа от исполнения обязательств по настоящему договору арендодатель письменно уведомляет об этом арендатора за 30 дней до указанной даты расторжения. Договор прекращает свое действие с даты, указанной в письменном уведомлении. До даты, указанной в письменном уведомлении об одностороннем отказе от выполнения обязательств по договору, арендатор исполняет свои обязанности в полном объеме. В случае одностороннего отказа арендодателя от исполнения договора арендатор обязан возвратить лесной участок в течение 10 рабочих дней по акту приема-передачи с момента получения уведомления.
В соответствии с пунктом 26 договор аренды заключен сроком на 49 лет с момента его государственной регистрации.
В материалы дела представлен проект освоения лесов на 2011-2018 годы на участках, переданных в аренду ответчику, утвержденный в 2011 году, а также изменения и дополнения к проекту освоения лесов, внесенные в 2016 году.
В проекте освоения лесов установлены виды и объемы необходимых мероприятий по противопожарному обустройству лесов, которые арендатор лесного участка обязан выполнять в установленные проектом сроки.
Уведомлением от 05.10.2018 N МЛХ/2-03240 министерство предупредило ответчика о необходимости исполнения обязательств по уходу за лесами в соответствии с проектом освоения лесов.
Уведомлением от 09.04.2019 N МЛХ/4-0985 министерство предложило ответчику в досрочном добровольном порядке расторгнуть договор аренды и подписать соглашение о его расторжении, учитывая неисполнение арендатором своих обязательств в части мероприятий в соответствии с договором и проектом освоения лесов в предлагаемый министерством срок.
Письмами от 13.05.2019, от 27.06.2019 ответчик сообщил истцу, что существенных нарушений условий договора аренды с его стороны не допущено, мероприятия по лесовосстановлению за 2016, 2017, 2018 годы выполнены в полном объеме в соответствии с дополнением в проект освоения лесов от 2016 года.
Письмами от 19.09.2019, от 01.10.2019, от 17.10.2019 кооператив просил бюджетное учреждение "Усольское лесничество" принять выполненные им работы.
В материалы дела представлены ведомости плановых и фактически выполненных арендатором мероприятий на территории Красноярского края в 2016 году, акты приемки работ от 12.10.2016, 10.10.2016, от 26.04.2016, от 24.07.2017, от 15.09.2018, от 22.10.2018, от 12.11.2018, от 17.12.2018, акт по охране лесов от 16.07.2019, акты по воспроизводству лесов от 28.10.2016, от 22.05.2017, от 05.06.2017, от 29.06.2017, от 25.08.2017, от 06.08.2018, от 31.10.2018, сводные акты, отчеты по охране лесов, по защите лесов и акты по воспроизводству лесов за 2016 - 2018 годы.
Согласно акту натурного осмотра лесного участка от 25.09.2019, составленного лесничим Унжинского участкового лесничества, деляна N 1 в квартале 20 выделе 19 (рубки ухода за молодняком) Унжинского участкового лесничества, площадью 6,25 га не тронута рубкой (отвод лесосеки отсутствует). При осмотре были заложены пробные площади с целью определения таксационных характеристик. Согласно нормативам Правил ухода за лесом, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ N 626 от 22.11.2017, в насаждениях с таким породным составом рубки ухода за молодняком не проводятся.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, министерство указало на следующие нарушения условий договора аренды и проекта освоения лесов, допущенные кооперативом.
Мероприятия по уходу за лесами:
в 2016 году не выполнены в объеме - 6,25 га,
в 2017 году не выполнены в полном объеме - 6,25 га,
в 2018 году не выполнены в объеме - 6,25 га.
Мероприятия по лесовосстановлению за 2016 - 2017 годы:
в 2016 году искусственное лесовосстановление, га - план - 23,6, факт - 0,
агротехнический уход за лесными культурам, га - план - 47,6, факт - 0,
дополнение лесных культур, га - план - 6,5, факт - 0,
заготовка лесных семян, кг - план - 12, факт - 0.
в 2017 году естественное лесовосстановление, га - план- 96,6, факт - 0,
агротехнический уход за лесными культурам, га - план - 42,7, факт - 1,1 (не выполнено 41,6),
Мероприятия по лесовосстановлению не выполнены кооперативом в 2018 году:
искусственное лесовосстановление, га - план - 1, факт - 0,
естественное лесовосстановление, га - план - 96,6, факт - 0,
агротехнический уход за лесными культурам, га - план - 18,6, факт - 1,1 (не выполнено 17,5,
заготовка лесных семян, кг - план - 0,2, факт - 0,
Мероприятия противопожарного обустройства в 2016 - 2017 годах также были выполнены частично:
в 2016 году строительство противопожарных дорог, км - план 4,7, факт - 2,15,
реконструкция противопожарных дорог, км - план 2,1, факт - 0,
устройство противопожарных минерализованных полос, км - план 24,3, факт - 2,6,
прочистка противопожарных минерализованных полос, км - план 24,3, факт - 0,
установка стендов, шт. - план - 1, факт - 0,
устройство подъезда к водоисточнику, шт. - план - 2, факт - 0,
в 2017 году реконструкция противопожарных дорог, км - план 1, факт - 0,
эксплуатация противопожарных дорог, км - план - 1, факт - 0,
прочистка противопожарных минерализованных полос, км - план 8, факт - 0,
благоустройство мест отдыха, шт. - план - 1, факт - 0.
Не выполнены мероприятия в 2018 году по:
устройству противопожарных минерализованных полос, км - план - 5, факт - 1,9,
прочистке противопожарных минерализованных полос, км - план 8, факт - 7,916.
Согласно справке лесничего Унжинского участкового лесничества, на арендованном ответчиком участке заготовка древесины ведется в зимний период. В период выполнения работ по подготовке почвы и посадки лесных культур в весенне-летний период, а также осенний период проезд на арендуемый лесной участок из-за повышенной влажности почвы и отсутствия дорог невозможен в следующих кварталах:
- 19, 20, 21, 43, 44, 66, 197, 198, 205, 214, 216, 222, 223, 224,
- не доступны для проезда выделы 2, 3, 6, 7, 9, 11 квартала 199,
- в выделы 16, 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 32, 33, 34, 35, 36 квартала 199 возможен проезд в период выполнения лесовосстановительных работ.
В справке бюджетного учреждения "Усольское лесничество" 2018 года указано, что что 80% арендованного кооперативом "Ковчег" лесного участка находятся в зоне зимней заготовки (соответственно недоступно для хозяйственного воздействия в бесснежный период), и только 20% лесного участка находятся в зоне круглогодичного пользования.
Комиссионным актом с участием представителей администрации Тасеевского района, Усольского лесничества, кооператива установлено, что в период выполнения работ по подготовке почвы и посадке лесных культур в весенне-летний период проезд на арендуемый лесной участок из-за повышенной влажности почвы и отсутствия дорог невозможен.
В связи с изложенным, в 2016 году сторонами внесены изменения и дополнения в проект освоения лесов (т. 1 л.д. 102-109), скорректированы объемы работ:
- по реконструкции лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - ежегодный объем 1 км.,
- по эксплуатации лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров ежегодный объем 1 км.,
- по благоустройству зон отдыха граждан, пребывающих в лесах - ежегодный объем 1 шт.,
- по прочистке противопожарных минерализованных полос и их обновлению -ежегодный объем 8 км.
Ссылаясь на существенное нарушение кооперативом обязательств по договору аренды лесного участка, министерство обратилось с иском о его расторжении.
Суд первой инстанции в обжалуемом решении в удовлетворении исковых требований министерства отказал, указав на то, что расхождения в зафиксированных истцом и ответчиком нарушениях связаны с использованием проекта освоения лесов 2011 года без учета дополнений, внесенных в проект освоения лесов в 2016 году. Арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии у ответчика возможности осуществления противопожарных мероприятий, а также работ по лесовосстановлению в течение всего года из-за повышенной влажности почвы и отсутствия дорог.
При вынесении обжалуемого судебного акта арбитражный суд руководствовался положением статей 8, 309, 310, 450, 615, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 24, 61, 71, 74, 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Предметом настоящего иска является материально-правовое требование истца к ответчику о расторжении договора аренды лесного участка от 13.08.2009 N 315-з.
Правоотношения сторон возникли из договора аренды лесных участков от 13.08.2009 N 315-з, к которым применимы положения глав 29, 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Законом могут быть установлены специальные основания расторжения договора в зависимости от специфики договорного обязательства и смысла правового регулирования.
В Лесном кодексе Российской Федерации установлены специальные основания расторжения договора аренды, которые содержаться в статьях 24, 61 кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.
Согласно пункту 4 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части воспроизводства лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками, прекращения сервитута, публичного сервитута.
В пункте 23 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - постановление Пленума N 11) разъяснено следующее. Не может служить основанием для удовлетворения требования арендодателя о досрочном расторжении договора аренды земельного участка сам факт существенного нарушения договора, если такое нарушение (его последствия) устранено арендатором в разумный срок.
Расторжение договора является крайней мерой, влекущей прекращение правоотношений сторон, применяемой к недобросовестному контрагенту в случае, если все другие средства воздействия на него исчерпаны и сохранение договорных отношений становится нецелесообразным.
Из приведенных норм права и разъяснений Пленума следует, что невыполнение арендатором лесного участка лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части воспроизводства лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесных участков.
Принимая во внимание социальную значимость проведения противопожарных и лесовосстановительных работ на лесных участках, апелляционный суд приходит к выводу о том, что невыполнение указанных работ относится к существенным нарушениям условий договора, влекущим его расторжение.
Для установления факта или опровержения доводов министерства о существенном нарушении кооперативом условий договора, необходимо сопоставить объем и сроки выполнения противопожарных и лесовосстановительных работ, согласованных в проекте основания лесов с фактически выполненными ответчиком работами.
В проекте освоения лесов с изменениями и дополнениями от 2016 года (т. 1 л.д. 102-109) установлены следующие показатели проектируемого объема мероприятий:
- по реконструкции лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - ежегодный объем 1 км.,
- по эксплуатации лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров ежегодный объем 1 км.,
- по благоустройству зон отдыха граждан, пребывающих в лесах - ежегодный объем 1 шт.,
- по прочистке противопожарных минерализованных полос и их обновлению -ежегодный объем 8 км.
Как следует из сводных актов по воспроизводству лесов, отчетов об охране лесов, актов приемки работ, схем расположения мест проведения работ, кооперативом выполнены следующие мероприятия по лесовосстановлению:
|
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
выполнение в 2019 г. |
|||
|
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
|
искусственное лесовосстановление |
1 га |
0 |
1 га |
1 га |
1 га |
0 |
3,2 га (план за три года выполнен) |
подготовка почвы под искусственное лесовосстановление |
1 га |
1 га |
1 га |
0 |
1 га |
3,2 га |
плановые объемы выполнены |
естественное лесовосстановление (сохранение подроста) |
96,6 га |
84,9 га акт не оформлен |
96,6 га |
108,6 га не оформлен акт |
96,6 га |
83 га не оформлен акт |
оформление актов |
заготовка семян |
0,2 кг |
0 |
0,2 кг |
0 |
0,2 кг |
15,6 |
посадка в собственном лесопитомнике |
уход за лесными культурами |
0 |
0 |
1 га |
2 га |
2 га |
0 |
8,4 га будут выполнены в течение лета |
Кооперативом выполнены следующие противопожарные мероприятия за 2018 год
наименование работ |
ед.изм. |
потребность по проекту |
фактически выполнено |
|
|
|
всего |
ежегодный объем |
|
реконструкция |
км |
1,0 |
1,0 |
2,0 |
лесных дорог |
|
|
|
|
эксплуатация лесных |
км |
1,0 |
1,0 |
2,0 |
Дорог |
|
|
|
|
благоустройство мест |
шт. |
1 |
1 |
2 |
Отдыха |
|
|
|
|
устройство |
км |
5,0 |
5,0 |
1,9 га и 6 га |
минерализованных полос |
|
|
|
акты на оформлении |
уход за |
км |
8,0 |
8,0 |
7,916 га |
минерализованными |
|
|
|
|
полосами |
|
|
|
|
На основании приведенных выше показателей апелляционный суд приходит к выводу о том, что кооперативом выполняются работы по лесовосстановлению и противопожарные мероприятия на арендованных лесных участках. Данные работы выполняются ответчиком с учетом скорректированных показателей, а также с учетом того обстоятельства, что 80% лесных участков находятся в зоне зимней заготовки и доступ к ним в течение всего календарного года невозможен.
Апелляционный суд обращает внимание на то, что с момента заключения договора (с 2009 года) у министерства отсутствовали какие-либо претензии к кооперативу по поводу объема и качества выполняемых работ на лесных участках. Таким образом, договор длительное время исполнялся сторонами без взаимных претензий. Как следует из пояснений ответчика, кооператив продолжает выполнять запланированные мероприятия, часть актов о приемке выполненных работ находится на согласовании и подписании у лесничества. Кроме того, договор аренды заключен сроком на 49 лет, и ответчик может выполнить запланированные показатели. Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 25 договора арендодатель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора. Однако таким правом истец не воспользовался. Апелляционный суд полагает, что этим правом истец не воспользовался ввиду отсутствия соответствующих оснований.
Довод третьего лица о том, что работы выполнены ответчиком некачественно, документально не подтвержден, поэтому подлежит отклонению.
Обжалуемый судебный акт принят судом первой инстанции при правильном применении норм права, с учетом конкретных обстоятельств дела, оснований для его отмены не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края 20 марта 2020 года по делу N А33-26514/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
С.Д. Дамбаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-26514/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Ответчик: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ КООПЕРАТИВ "КОВЧЕГ"
Третье лицо: КГБУ "Усольское лесничество"