Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15 сентября 2020 г. N Ф05-17764/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
20 июля 2020 г. |
Дело N А40-131961/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.М. Клеандрова,
судей В.С. Гарипова, А.Н. Григорьева
при ведении протокола секретарем судебного заседания Я.А. Алибековым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу финансового управляющего Керштейна М.Г. - Шерыханова А.Н.
на определение Арбитражного суда города Москвы от 04.02.2020
по делу N А40-131961/16, вынесенное судьей Э.В. Мироненко, об отказе в удовлетворении заявления финансового управляющего о признании недействительной сделкой Договор купли-продажи от 27.07.2015 г. по продаже Керштейн М.Г. акций KSN INVESTMENT LIMITED в пользу RINGWOOD TRADING CORP. и применении последствий ее недействительности,
в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) Керштейна Михаила Георгиевича
при участии в судебном заседании:
ф/у Керштейна М.Г. - Шерыханов А.Н. решение АСгМ от 20.12.17
Иные лица не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2017 в отношении Керштейна Михаила Георгиевича введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден Шерыханов А.Н., о чем опубликованы сведения в газете "КоммерсантЪ" от 28.12.2017.
Финансовый управляющий должника обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к RINGWOOD TRADING CORP (далее - ответчик) о признании недействительной сделкой договора купли-продажи от 27.07.2015 по продаже Керштейн М.Г. акций KSN INVESTMENT LIMITED в пользу RINGWOOD TRADING CORP. и применении последствий ее недействительности
Определением Арбитражного суда города Москвы от 04.02.2020 отказано в удовлетворении заявления финансового управляющего о признании недействительной сделкой Договор купли-продажи от 27.07.2015 г. по продаже Керштейн М.Г. акций KSN INVESTMENT LIMITED в пользу RINGWOOD TRADING CORP. и применении последствий ее недействительности.
Не согласившись с принятым судебным актом, финансовый управляющий Керштейна М.Г. - Шерыханов А.Н. обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда г. Москвы от 04.02.2020 г. по делу N А40-131961/2016 отменить в полном объёме. Принять по обособленному спору новый судебный акт. Заявление финансового управляющего удовлетворить в полном объёме.
В обоснование отмены судебного акта заявитель жалобы ссылается на то, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель финансовый управляющий Керштейна М.Г. - Шерыханов А.Н. поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате и времени её рассмотрения, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в соответствии со ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) информация о времени и месте судебного заседания была опубликована на официальном интернет-сайте http://kad.arbitr.ru.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав, лиц явившихся в суд апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого определения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Из смысла ст. 61.1 Закона о банкротстве следует, что сделки, совершенные должником или другими лицами за счет должника, могут быть признаны недействительными по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (помимо оснований, предусмотренных законом о банкротстве).
В силу положений пункта 3 статьи 61.1 Закона о банкротстве под сделками, которые могут оспариваться по правилам главы III.1 этого Закона, понимаются в том числе действия, направленные на исполнение обязательств и обязанностей, возникающих в соответствии с гражданским, трудовым, семейным законодательством, законодательством о налогах и сборах, таможенным законодательством Российской Федерации, процессуальным законодательством Российской Федерации и другими отраслями законодательства Российской Федерации, а также действия, совершенные во исполнение судебных актов или правовых актов иных органов государственной власти.
Согласно статье 61.8 Закона о банкротстве заявление об оспаривании сделки должника подается в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, и подлежит рассмотрению в деле о банкротстве должника.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.07.2015 между должником и ответчиком заключен договор купли-продажи, в соответствии с п. 2.1 которого должник обязуется продать ответчику, а ответчик обязуется купить у должника акции по контракту, без каких-либо залогов, удержаний или иных обременений и со всеми предоставляемыми ими правами, за встречное предоставление в виде оплаты в сумме 6 000 долларов США, которая произведена покупателем продавцу надлежащим образом в день заключения настоящего договора.
По мнению заявителя, исходя из условий договора и курса валюты, должник заключил сделку по продаже акций KSN INVESTMENT LIMITED в пользу RINGWOOD TRADING CORP., встречное исполнение по которой составило 348 224, 40 руб. ( 6 000 * на 58, 0374). Финансовый управляющий, ссылаясь на то, что данный договор подлежат признанию недействительным, как подозрительная сделка на основании статьи 61.2 Закона о банкротстве.
В соответствии с п. 7 ст. 213.9 финансовый управляющий вправе подавать в арбитражный суд от имени гражданина заявления о признании недействительными сделок по основаниям, предусмотренным статьями 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона, а также сделок, совершенных с нарушением настоящего Федерального закона.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 213.32 заявление об оспаривании сделки должника гражданина по основаниям, предусмотренным статьей 61.2 или 61.3 настоящего Федерального закона, может быть подано финансовым управляющим по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, а также конкурсным кредитором или уполномоченным органом, если размер его кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, составляет более десяти процентов общего размера кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, не считая размера требований кредитора, в отношении которого сделка оспаривается, и его заинтересованных лиц.
Пунктом 13 Федерального закона от 29 июня 2015 N 154-ФЗ "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что абзац второй пункта 7 статьи 213.9 и пункты 1 и 2 статьи 213.32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к совершенным с 1 октября 2015 года сделкам граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Сделки указанных граждан, совершенные до 1 октября 2015 года с целью причинить вред кредиторам, могут быть признаны недействительными на основании статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию финансового управляющего или конкурсного кредитора (уполномоченного органа) в порядке, предусмотренном пунктами 3 - 5 статьи 213.32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции настоящего Федерального закона). Из материалов дела усматривается, что оспариваемая финансовым управляющим сделка была совершена 27.07.2015.
Таким образом, к рассматриваемому обособленному спору не может применяться порядок оспаривания сделки, предусмотренный пунктами 1, 2 статьи 213.32 Закона о банкротстве.
Для установления наличия или отсутствия злоупотребления участниками гражданско-правовых отношений своими правами при совершении сделок необходимо исследование и оценка конкретных действий и поведения этих лиц с позиции возможных негативных последствий для этих отношений, для прав и законных интересов иных граждан и юридических лиц.
В силу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Приведенная норма возлагает обязанность доказывания неразумности и недобросовестности действий участника гражданских правоотношений на лицо, заявившее требования. Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 7, 8 Постановления N 25, если совершение сделки нарушает запрет, установленный пунктом 1 статьи 10 ГК РФ, в зависимости от обстоятельств дела такая сделка может быть признана судом недействительной (пункты 1 и 2 статьи 168 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Исходя из содержания пункта 1 статьи 10 ГК РФ под злоупотреблением правом понимается умышленное поведение лиц, связанное с нарушением пределов осуществления гражданских прав, направленное исключительно на причинение вреда третьим лицам или на реализацию иного противоправного интереса, не совпадающего с обычным хозяйственным (финансовым) интересом сделок такого рода.
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.04.2009 N 32 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием сделок по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что исходя из недопустимости злоупотребления гражданскими правами (пункт 1 статьи 10 ГК РФ) и необходимости защиты при банкротстве прав и законных интересов кредиторов по требованию арбитражного управляющего или кредитора может быть признана недействительной совершенная до или после возбуждения дела о банкротстве сделка должника, направленная на нарушение прав и законных интересов кредиторов. При этом для признания факта злоупотребления правом при заключении сделки должно быть установлено наличие умысла у обоих участников сделки (их сознательное, целенаправленное поведение) на причинение вреда иным лицам. Злоупотребление правом должно носить явный и очевидный характер, при котором не остается сомнений в истинной цели совершения сделки.
Нарушение участниками гражданского оборота при заключении договора купли-продажи статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, выразившееся в злоупотреблении правом, отнесено законом к числу самостоятельных оснований для признания сделок недействительными.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии в действиях сторон признаков злоупотребления правом, а также целей нарушения требований закона, прав и законных интересов лиц, вовлеченных в процесс банкротства должника.
В обоснование заявленных требований финансовый управляющий ссылается на то, что сделка совершена в условиях неплатежеспособности должника при неравноценном встречном исполнении, что причинило вред имущественным правам кредиторов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61.2 Закона о банкротстве сделка, совершенная должником в течение одного года до принятия заявления о признании банкротом или после принятия указанного заявления, может быть признана арбитражным судом недействительной при неравноценном встречном исполнении обязательств другой стороной сделки, в том числе в случае, если цена этой сделки и (или) иные условия существенно в худшую для должника сторону отличаются от цены и (или) иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки (подозрительная сделка).
Как следует из материалов дела, заявление о признании должника банкротом принято судом к производству 11.07.2016. При этом спорная сделка совершена 27.07.2015, то есть менее чем за один год до принятия заявления о признании должника банкротом.
При определении соотношения пунктов 1 и 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве надлежит исходить из следующего.
Если подозрительная сделка была совершена в течение одного года до принятия заявления о признании банкротом или после принятия этого заявления, то для признания ее недействительной достаточно обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 61.2 Закона о банкротстве, в связи с чем, наличие иных обстоятельств, определенных пунктом 2 данной статьи (в частности, недобросовестности контрагента), не требуется.
Изложенная правовая позиция закреплена в п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 "О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
В соответствии с п. 2.1 оспариваемого договора купли-продажи стоимость акций составляет 6 000 долларов США.
В обоснование заявленных требований указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства оплаты ответчиком стоимости отчужденных акций.
С учетом изложенного суд обоснованно пришел к выводу о том, что, что неравноценность встречного исполнения по договору финансовым управляющим в нарушение ст. 65 АПК РФ не доказана.
При этом обстоятельств того, что ответчик знал или должен был знать об ущемлении интересов кредиторов должника либо о признаках неплатежеспособности или недостаточности имущества должника, являлся заинтересованным по отношению к должнику лицом, судом не установлено, соответствующих доказательств, отвечающих признакам ст. ст. 67, 68 АПК РФ, лицами, участвующими в деле, не представлено.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что финансовым управляющим не доказана вся совокупность условий, необходимых для признания оспариваемой сделки недействительной.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии с частями 1 - 4, 7 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Учитывая, вышеизложенные обстоятельства, судом первой инстанции обоснованно отказано финансовому управляющему должника в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и конкретных обстоятельства, доводы лиц, участвующих в деле правильно оценены, выводы сделаны при правильном применении норм действующего законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266 - 269, 272 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда г. Москвы от 04.02.2020 по делу N А40-131961/16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу финансового управляющего Керштейна М.Г. - Шерыханова А.Н. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.М. Клеандров |
Судьи |
В.С. Гарипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-131961/2016
Должник: Керштейн М.Г.
Кредитор: АО "ИШБАНК", БАНК М2М ЮРОП АС, ИФНС России N23 по г.Москве, ОАО "Азиатско-Тихоокеанский Банк", ООО "Блуменфельд", ООО "Блюменфельд", ПАО "Азиатско-Тихоокеанский Банк", ПАО "М2М Прайвет Банк" в лице ГК "АСВ", ПАО "Промсвязьбанк"
Третье лицо: KSN Investment Limited (КСН Инвестмент Лимитед), Registrar, Supreme Court, Victoria Mahe, Republic of Seychelles, Ringwood Trading Corp (Рингвуд Трейдинг Групп), ЗАО "Юнайтед Инвесторе Компании Б.В.", ЗАО "Юнайтед Инвесторе Компании Б.В." в лице Грейвцова С.Ю., Колкасова Любовь Александровна, Шерыханов Александр Николаевич