город Томск |
|
20 июля 2020 г. |
Дело N А03-1652/2020 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Стасюк Т.Е., рассмотрел в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Ярошенко Владимира Михайловича (N 07АП-4012/2020) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 22.04.2020 (резолютивная часть от 06.04.2020) по делу N А03-1652/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Алтайского края (ОГРН 1022201771800 ИНН 2225050251, 656049, Алтайский край, город Барнаул, улица Никитина, 90) к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского фермерского хозяйства Ярошенко Владимиру Михайловичу (ОГРН 304552615400020 ИНН 550700750967) о взыскании 216 119 руб. необоснованно полученной субсидии.
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Алтайского края (далее - Минсельхоз, истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского фермерского хозяйства Ярошенко Владимиру Михайловичу (далее - ИП Ярошенко В.М., ответчик) о взыскании 216 119 руб. необоснованно полученной субсидии.
Дело было рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 22.04.2020 (резолютивная часть от 06.04.2020) исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца взыскано 216119 руб. необоснованно полученной субсидии.
Не согласившись с решением суда, ИП Ярошенко В.М. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование к отмене судебного акта апеллянт указал, что ответчик о судебном разбирательстве надлежащим образом не извещался, копию искового заявления с приложенными документами не получал.
От истца в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение суда без изменений, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, отраженных в пунктах 47, 49 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон, без проведения судебного заседания. Суд апелляционной инстанции принимает постановление по итогам рассмотрения апелляционной жалобы по истечении срока, установленного для предоставления отзыва на апелляционную жалобу, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в апелляционный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов электронного дела, в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", постановления Администрации края от 05.10.2012 N 523 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2013 - 2020 годы" Правительством Алтайского края постановлением от 09.02.2017 N 34 утвержден порядок предоставления из краевого бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства" (далее - порядок N 34).
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами, а также на основании представленных в Минсельхоз документов на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в первом полугодии 2019 года ИП Ярошенко В.М. предоставлена субсидия на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в сумме 954 032 руб. (платежное поручение от 19.04.2019 N 34455). Субсидия была рассчитана, исходя из плановой структуры посевных площадей (с учетом семян, проверенных на посевные качества и норм их высева) - 2 258.10 га.
Во втором полугодии (31.07.2019) ответчик представил в Минсельхоз документы по итогам сева под урожай за текущий год, в соответствии с которыми субсидируемая фактическая посевная площадь составила 1 300 га.
Указывая, что во втором полугодии ответчик не подтвердил наличие посевных площадей 2 258.10 га; направленная в адрес ответчика претензия от 20.11.2019 N 26-03/02-П-5828 о возврате необоснованно полученных средств, оставлена последним без удовлетворения, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия оснований для возврата субсидий в бюджет.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правильными.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
При этом частью 3 указанной статьи установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу части 3.1 указанной статьи в случае нарушения получателями субсидий предусмотренных настоящей статьей условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно абзацу второму пункта 1.2 порядка N 34 субсидия на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям из расчета на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми, зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами, в целях возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также для повышения плодородия и качества почв.
Из содержания пункта 2.1 порядка N 34 следует, что субсидия на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства предоставляется по ставкам на 1 га посевной площади согласно приложению 2 к настоящему порядку.
В первом полугодии субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства начисляются исходя из согласованной с администрацией соответствующего муниципального образования плановой структуры посевных площадей на текущий год. Во втором полугодии начисление осуществляется из расчета на 1 гектар фактической посевной площади сельскохозяйственных культур в текущем году (с учетом средств, полученных с начала года по данному направлению государственной поддержки). При этом субсидируемая посевная площадь яровых зерновых и зернобобовых культур (как плановая, так и фактическая) не должна превышать площади, рассчитанной исходя из имеющегося количества семян указанных культур, посевные качества которых соответствуют ГОСТ Р 52325-2005 и утвержденных Министерством норм их высева.
В соответствии с пунктом 2.3.1 порядка N 34 сельскохозяйственные товаропроизводители для получения субсидии в области растениеводства в срок до 20 апреля и до 20 июля (в 2018 году - до 15 октября) текущего года представляют сведения по следующим формам, утверждаемым министерством и размещаемым на его официальном сайте (www.altagro22.ru): заявление на получение государственной поддержки; справки-расчеты; сведения о численности и заработной плате работников (доходах членов сельскохозяйственных производственных кооперативов) за предыдущий год. При этом сельскохозяйственный товаропроизводитель, среднесписочная численность работников которого в предшествующем году не превышала 15 человек, вправе представить иные документы для уточнения указанных сведений; сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур за предыдущий год; сведения о поголовье сельскохозяйственных животных (на начало текущего года); заполненный сельскохозяйственным товаропроизводителем в его части бланк соглашения, предусмотренного пунктом 2.7 настоящего порядка, в двух экземплярах (если таковое не было заключено ранее); плановая структура посевных площадей на текущий год (для получения субсидий в первом полугодии); итоги сева под урожай текущего года (для получения субсидии во втором полугодии).
Получатели субсидий, осуществляющие сев зерновых и зернобобовых культур, для получения субсидии во втором полугодии представляют также заверенные копии протоколов сертификатов соответствия семян яровых зерновых и зернобобовых культур и (или) протоколов испытаний семян указанных культур, подтверждающих их проверку на посевные качества. В случае приобретения семян у третьих лиц - заверенные получателем субсидии копии сертификатов и (или) протоколов, выданных на имя производителя указанных семян, а также заверенные копии счетов-фактур, товарных накладных и платежных документов, подтверждающих их фактическое получение и оплату.
Согласно пункту 2.8 порядка N 34 предоставление субсидий получателям ежегодно осуществляется министерством в пределах утвержденных на текущий финансовый год бюджетных обязательств. В случае недостаточности лимитов бюджетных ассигнований для предоставления субсидий, предусмотренных абзацем вторым пункта 1.2 настоящего порядка, всем получателям в полном объеме сумма начисленной каждому получателю субсидии уменьшается пропорционально размерам, указанным в справках-расчетах предприятий.
Перечисление предусмотренных абзацем вторым пункта 1.2 настоящего порядка субсидий осуществляется несколькими траншами: по факту представления документов сельхозтоваропроизводителем - в размере не менее 50% от суммы начисленной согласно справке-расчету субсидии (за вычетом ранее перечисленных средств). Средства перечисляются не позднее десятого рабочего дня после принятия по результатам рассмотрения в срок, установленный пунктом 2.5 настоящего порядка, представленных получателем субсидии документов решения об их предоставлении; по окончании сбора министерством документов сельскохозяйственных товаропроизводителей (в сроки, установленные настоящим порядком) - в размере рассчитанной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта суммы субсидии за вычетом ранее перечисленных средств.
Пунктом 3.4 порядка N 34 установлено, что субсидии, полученные в первом полугодии текущего года, подлежат возврату в случае уменьшения субсидируемой фактической посевной площади сельскохозяйственных культур в текущем году по сравнению с субсидируемой плановой площадью (пропорционально указанному уменьшению).
Согласно пункту 3.3 порядка N 34 в случае нарушения получателем субсидий условий, установленных при их предоставлении, указанные субсидии подлежат возврату в доход краевого бюджета в течение 30 дней с даты обнаружения соответствующего нарушения.
Из материалов дела следует, что ответчик во втором полугодии представил документы по итогам сева под урожай за текущий год, в соответствии с которыми субсидируемая фактическая посевная площадь составила - 1300 га. Указанное свидетельствует, что ответчиком было допущено сокращение посевных площадей с 2258,10 га до 1300 га, в связи с чем сумма, необоснованно полученной субсидии подлежит уменьшению пропорционально уменьшения посевных площадей, следовательно, имеются основания для возврата с бюджет 216 119 руб. излишне полученной ответчиком субсидии.
В своей апелляционной жалобе ответчик никаких доводов, свидетельствующих о несогласии с судебным актом по существу спора, не приводит.
Довод ответчика, что он о судебном разбирательстве надлежащим образом не извещался отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковое заявление Министерства рассматривалось судом в порядке упрощенного производства
Согласно части 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о принятии искового заявления, заявления к производству суд выносит определение, в котором указывает на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства и устанавливает для представления доказательств и отзыва на исковое заявление, отзыва на заявление ответчиком или другим заинтересованным лицом в соответствии со статьей 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок, который не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня вынесения определения о принятии искового заявления, заявления к производству. Одновременно с указанным определением сторонам направляются данные, необходимые для идентификации сторон, в целях доступа к материалам дела в электронном виде.
Частью 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что стороны вправе представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу доказательства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, в срок, который установлен арбитражным судом в определении о принятии искового заявления, заявления или в определении о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства и не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня вынесения соответствующего определения.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте "Почты России" копия определения о принятии искового заявления и рассмотрении его в порядке упрощенного производства, направленная заказным письмом N 65699844116533 получена ответчиком 18.02.2020, что в соответствии с частью 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является надлежащим извещением ответчика.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.07.2020.
Так как ответчик, получив определение суда о принятии искового заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, не воспользовался своим процессуальным правом и в установленный судом срок не представил своих возражений и доказательств, суд вынес решение на основании имеющихся документов, что соответствует требованиям части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которой установлено, что судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Также не нашли своего подтверждения доводы ответчика о том, что он не получил копию искового заявления.
Согласно почтовому реестру и почтовой квитанции копия искового заявления была направлена ответчику 07.02.2020 с почтовым идентификатором 65606838272915.
По данным отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 65606838272915 письмо Министерства вручено ответчику 11.02.2020.
Учитывая, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения, обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя. Поскольку ИП Ярошенко В.М. предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до ее рассмотрения по существу государственная пошлина на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию в доход федерального бюджета в размере 3000 руб.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 22.04.2020 (резолютивная часть от 06.04.2020) по делу N А03-1652/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ярошенко Владимира Михайловича в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Е. Стасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-1652/2020
Истец: Министерство сельского хозяйства Алтайского края
Ответчик: Ярошенко Владимир Михайлович