г. Санкт-Петербург |
|
19 июля 2020 г. |
Дело N А56-28791/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.,
судей Галенкиной К.В., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шахрзаевым М.И.,
при участии:
от заявителя: представитель Бахуревич Е.В. по доверенности от 10.06.2020;
от ответчика: представитель Войтко А.Н. по доверенности от 30.12.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3730/2020) межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2019 по делу N А56-28791/2019, принятое по заявлению
Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области (192029, Россия, Санкт-Петербург, ул.Ольминского, д.27, ОГРН: 1057810017033, ИНН: 7811312042)
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (191186, Россия, Санкт-Петербург, ул.Гороховая, д.2/6, лит.А, ОГРН: 1097847130886, ИНН: 7838426520);
об обязании принять распоряжение о прекращении права оперативного управления,
УСТАНОВИЛ:
Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области (далее - Заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее - Ответчик, МТУ Росимущества) об обязании принять распоряжение о прекращении права оперативного управления на объект недвижимого имущества, закрепленное за Управлением, расположенное по адресу: Ленинградская область, Подпорожский район, Подпорожское ГП, г.Подпорожье, ул.Волховская, д.15, пом.2, общей площадью. 105,3 кв.м. (кадастровый номер 47:05:0104006:1074), осуществить изъятие в состав казны Российской Федерации и подписать акты приема-передачи в отношении указанного объекта (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением от 30.11.2019 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области обязал Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области принять распоряжение о прекращении права оперативного управления на объект недвижимого имущества, закрепленного за Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, расположенного по адресу: Ленинградская область, Подпорожский район, Подпорожское ПГ, г. Подпорожье, ул. Волховская, д. 15, пом. 2 (кадастровый номер 47:05:0104006:1074), осуществить изъятие имущества в состав казны Российской Федерации и подписать акт приема-передачи в отношении указанного объекта.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МТУ Росимущества обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на непредставление Управлением каких-либо документов, свидетельствующим о том, что спорное помещение является излишним и неиспользуемым помещением, при этом указывая, что изъятие имущества является его правом, а не обязанностью. Также податель жалобы ссылается на отсутствие у него полномочий по самостоятельному изъятию закрепленного на праве оперативного управления имущества.
В судебном заседании представитель МТУ Росимущества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ленинградской области от 26.12.2005 N 343 за Управлением закреплено на праве оперативного управления нежилое помещение N 2 общей площадью 105,3 кв.м., этаж:1, с кадастровым номером 47:05:0104006:1104, расположенное по адресу: Ленинградская область, Подпорожский район, Подпорожское ПГ, г. Подпорожье, ул. Волховская, д. 15 (далее - Помещение), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.05.2012 серии 47-АВ N 295459. Указанное помещение находится в федеральной собственности.
Письмом от 15.09.2016 N 47-01-08-4437/16 Управление обратилось к Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с заявлением о согласовании передачи Помещения в ведение МТУ Росимущества.
Решением от 19.04.2017 N 128-РИ Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия согласовала прекращение права оперативного управления с последующей передачей в казну Российской Федерации неиспользуемого Управлением Помещения.
На основании указанного решения Управление обратилось в МТУ Росимущества с просьбой принять в ведение МТУ Росимущества Помещение, поскольку указанное имущество фактически не используется Учреждением в хозяйственной деятельности (письма от 16.05.2017 и от 23.03.2018).
Письмом N 7164-18 от 05.06.2018 МТУ Росимущества сообщило Управлению о нецелесообразности принятия Помещения в казну Российской Федерации в связи с существенным уменьшением лимитов средств федерального бюджета, выделяемых Управлению на содержание объектов государственной казны Российской Федерации.
Считая бездействие МТУ Росимущества, выраженное в непринятии в казну Российской Федерации неиспользуемого Управлением имущества, незаконным, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, указав на наличие у Истца права на отказ от неиспользуемого им имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, и обязанности Ответчика принять указанное имущество в казну Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
По правилам пункта 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 ГК РФ, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии у Истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно подпунктам 4.1.2, 4.1.9 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 N 464 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" ТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Учитывая изложенное, бездействие МТУ Росимущества, выраженное в непринятии в казну имущества, не используемого Управлением, со ссылкой на уменьшение лимитов средств федерального бюджета, выделяемых Управлению, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа.
Установив наличие у Истца права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его Ответчику по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности учреждения, согласование Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации вопроса прекращения права оперативного управления спорного имущества, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 г. N 307-ЭС18-2637.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2019 по делу N А56-28791/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-28791/2019
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области