г. Красноярск |
|
20 июля 2020 г. |
Дело N А33-12039/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июля 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Парфентьевой О.Ю., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Каверзиной Т.П.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Сибсервис" (ИНН 2428005222, ОГРН 1102415000060)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "01" июня 2020 года по делу N А33-12039/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ТрансВудСервис" в лице филиала "Решотинский шпалопропиточный завод" (ИНН 7708670340, ОГРН 1087746575840, далее - АО "ТрансВудСервис"; истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к муниципальному унитарному предприятию "Сибсервис" (ИНН 2428005222, ОГРН 1102415000060, далее - МУП "Сибсервис"; ответчик) о взыскании задолженности по договору N РШТ211 от 15.09.2011 за поставленную тепловую энергию за период с 01.02.2020 по 29.02.2020 в размере 4 942 777 рублей 91 копейки.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "01" июня 2020 года иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
-используемый для коммерческого учета тепловой энергии теплосчетчик КМ- 5-4 заводской номер 369676/369671 предназначен для использования в открытых водяных системах теплоснабжения, его показания не могут применяться для учета тепловой энергии в рамках настоящего спора.
-коммерческий учет тепловой энергии потребляемой по спорному договору следует вести с помощью расчетного метода, определенного Методикой МДК 4-05.2004.
-при расчете необходимо применить Методику осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденную Приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр.
-узел учета, расположенный по адресу Красноярский край, Нижнеингашский район, пос. Нижняя Пойма, ул. Смолозаводская, д.46, не соответствует нормам пункта 32 МетодикиN 99/пр.
-спорный прибор учета смонтирован с нарушением требований п. 1.1.5 Руководства РЭ 4218-010-42968951-2010, смонтирован без установки преобразователя объема на обратном трубопроводе.
-счетчик КМ-5-4 4 N 369676/369671 не позволяет определить количество теплоносителя (холодной воды), использованного на подпитку.
-в период с 01.02.2020 по 29.02.2020 на очистных сооружениях не происходило аварий или разлива сточных вод. Данные очистные сооружения не подвергались реконструкции, что исключает возможность разбора теплоносителя в количествах, указанных в посуточной ведомости учета параметров теплопотребления, предоставленной истцом.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2020 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 17.07.2020.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
16.07.2020 от истца в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителей.
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
От истца поступил отзыв, согласно которому решение суда является обоснованным, принятым с соблюдением норм материального и процессуального права.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Материалами дела подтверждается, что правоотношения сторон возникли из договора на теплоснабжение N РШТ211 от 15.09.2011 (с учетом дополнительного соглашения N 18 от 15.09.2018), предметом которого является подача энергоснабжающей организацией абоненту тепловой энергии в горячей воде через присоединенную сеть, а также оплата абонентом принятой тепловой энергии в горячей воде, режим ее потребления, на условиях, определяемых договором; обеспечение абонентом условий безопасной эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей.
Обязанности и права энергоснабжающей организации определены в разделе 3 договора; обязанности и права абонента - в разделе 4.
Согласно пункту 1.3 договора (в редакции дополнительного соглашения) срок поставки тепловой энергии в горячей воде определяется с 15 сентября 2018 года и до 15 мая 2019 года.
Таким образом, отношения сторон регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частями 1, 8, 9 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять: 1) объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем; 2) величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии; 3) уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора; 4) ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя; 5) ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором; 6) обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии; 7) иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец доказал обоснованность исковых требований.
Согласно пункту 6.1 договора на теплоснабжение N РШТ211 от 15.09.2011 плата за потребление тепловой энергии в горячей воде осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации до 20 числа месяца, следующего за расчетным, на основании предъявленного энергоснабжающей организацией счета-фактуры и подписанного сторонами акта. Расчетным периодом является месяц.
Факт поставки в феврале 2020 года тепловой энергии и горячей воды по договору на теплоснабжение N РШТ211 от 15.09.2011 подтверждается материалами дела.
На оплату оказанных услуг истцом выставлена счет-фактура на сумму 4 942 777 рублей 91 копейка, которая не оплачена ответчиком.
Заявленная в иске задолженность рассчитана истцом, исходя из тарифов на тепловую энергию, горячую воду, утвержденных Приказом РЭК Красноярского края от 25.11.2019 N 142-п.
Расчет долга повторно проверен судом апелляционной инстанции, признан арифметически верным, подлежащим применению в рамках настоящего спора.
Ответчик заявил довод о незаконности применения показаний теплосчетчика КМ-5-4 с заводским номером 369676/369671 для расчета стоимости тепловой энергии, поставленной истцом в тепловую сеть ответчика (трубопровод, на котором установлен прибор учета, имеет диаметр 320 мм, его показания неверные, не позволяют определить количество теплоносителя (холодной воды), использованного на подпитку, водяная система теплоснабжения, в которую истец поставляет тепловую энергию является закрытой), тогда как для расчета следует применить Методику осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденную Приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр.
Кроме того, ответчик ссылается на то, что в узле учета тепловой энергии, расположенном по адресу: Красноярский край, Нижнеингашский район, пос. Нижняя Пойма, ул. Смолозаводская, д.46 в основной трубопровод, по которому производится снабжение тепловой энергией, вмонтирована изготовленная кустарным способом труба, на которую смонтирован входной патрубок теплосчетчика КМ-5-4 N 369676/369671, что является нарушением требований СНиП 3.05.03-85 "Тепловые сети. Строительство новых, расширение и реконструкция действующих тепловых сетей".
Суд апелляционной инстанции отклоняет вышеизложенные доводы ответчика как основанные на неверном толковании норм материального права и фактических обстоятельств дела по следующим основаниям.
В подпункте "д" пункта 18 Правил N 124 предусмотрены обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, и объемов коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации соответствующую информацию до 1 -го числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период. Нормативы потребления применяются для расчета объема коммунального ресурса, поставленного только в многоквартирные дома, не оборудованные коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации.
В пункте 25.1 Правил N 124 указано, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года объем коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется следующим образом:
а)в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) или индивидуального прибора учета за предыдущий год (при отсутствии таких показаний - исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета, определенной в порядке, установленном пунктом 22 настоящих Правил;
б)в случае поставки коммунального ресурса в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом, не оборудованный индивидуальным прибором учета, - исходя из норматива потребления коммунальной услуги, в том числе с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию;
в)в случае поставки коммунального ресурса в домовладение, не оборудованное индивидуальным прибором учета, - исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной в жилом помещении, и норматива потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек, которые устанавливаются в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию.
Порядок определения объема горячей воды, как коммунального ресурса, предусмотрен в пункте 22 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 642 от 29.07.2013, регулирующих правоотношения между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией (исполнителем): объем полученной горячей воды определяется, исходя из объема потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды по показаниям средств измерений (приборов учета) за определенный период времени.
Исходя из статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета. Приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством РФ, до установки приборов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих. Количество тепловой энергии и теплоносителя определяются энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов его узла учета за определенный договором период. К учетным данным, помимо прочих, отнесен объем тепловой энергии, израсходованной потребителем, определенный по показаниям теплосчетчика. Коммерческому учету подлежит также количество тепловой энергии, используемой, в том числе в целях горячего водоснабжения (пункт 94 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034).
Исходя из изложенных норм, законодательство о теплоснабжении предусматривает оплату фактически поставленного объема тепловой энергии. При этом приоритетным и наиболее достоверным способом определения этого объема является учетный - по прибору учета.
Коммерческий учет тепловой энергии осуществляется расчетным путем в случае неисправности прибора учета
Согласно акту установки узла учета тепловой энергии от 16.06.2014 N 52 (л.д.70) узел учета смонтирован в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя. Технический осмотр узла учета тепловой энергии проведен с участием ответственного представителя ответчика МУП "Сибсервис" - главного инженера Агеева В.М.
Как следует из акта установки узла учета тепловой энергии от 16.06.2014 N 52, установлен прибор учета КМ-5 N 369676/369671.
В материалы дела представлен паспорт на теплосчетчик КМ-5 N 369676/369671 (л.д.58-63).
В соответствии с пунктом 1.1.1 паспорта теплосчетчики КМ-5 являются измерительными системами вида ИС-1 по ГОСТ Р 8.596 и предназначены для измерений, технологического и коммерческого учета тепловой энергии, количества и параметров теплоносителя на источниках тепловой энергии и у потребителей. С помощью КМ-5 могут измеряться расход, количество и параметры среды в системах горячего и холодного водоснабжения.
Также указано, что КМ-5 применяются как в закрытых, так и в открытых водяных системах теплоснабжения (по ГОСТ 26691), в составе измерительных систем вида ИС-2 по ГОСТ Р 8.596 (автоматизированные диспетчерские системы контроля, учета, регулирования количества энергоресурсов и т.п.). КМ-5 внесены в Государственный реестр средств измерений N 18361 -10. Кроме того, согласно пункту 1.2.7 паспорта на теплосчетчик КМ-5 длина прямолинейного участка трубопровода без арматуры до ПРЭ должна быть не менее трех DN, после - не менее одного DN.
Таким образом, в паспорте теплосчетчика напрямую указано на возможность его установки в закрытых водяных системах.
Материалами дела подтверждается, что с момента установки прибора учета тепловой энергии и по сентябрь 2019 года (л.д.74-79) ежегодно проводились комиссионные технические осмотры с участием представителей МУП "Сибсервис", проверялась комплектность технической документации прибора учета, акты установки узла учета тепловой энергии, акты допуска подписаны без замечаний.
Данные обстоятельства заявителем не опровергнуты, достоверные и убедительные доказательства обратного в материалы дела не представлены.
13.09.2019 комиссией с участием представителей МУП "Сибсервис" перед началом отопительного сезона 2019 - 2020 годов проведена проверка узла учета тепловой энергии на границе балансовой принадлежности тепловых сетей, являющихся собственностью общества "Трансвудсервис" и тепловых сетей, переданных на праве хозяйственного ведения предприятию "Сибсервис". Результаты проверки оформлены актом от 13.09.2019 (л.д.78-79), в котором указано на то, что на входящие в узел учета тепловой энергии теплосчетчик КМ-5, датчики давления и комплекты термометров сопротивления представлены свидетельства о поверке N 041019488 (л.д.66), N 1708227(л.д.65), N 1708226 (л.д.64).
С учетом изложенного, заявителем не подтвержден факт неисправности теплосчетчика КМ-5-4. Соответственно, начисления за тепловую энергию не подлежат определению расчетным путем.
Поверка теплосчетчика КМ-5 проводилась в августе 2017 года, действительна по 16.08.2021. При таких обстоятельствах основания для неприменения в расчетах показаний прибора учета отсутствуют.
Истец обоснованно рассчитал объем потребленной ответчиком тепловой энергии по показаниям прибора учета, установленного на границе раздела балансовой принадлежности сторон и допущенного в эксплуатацию в установленном законом порядке.
Поскольку доказательства оплаты задолженности в сумме 4 942 777 рублей 91 копейки в материалы дела не представлены, требование истца о взыскании с ответчика задолженности обоснованно удовлетворены в заявленном размере с учетом положений статей 9, 65 и части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "01" июня 2020 года по делу N А33-12039/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
О.Ю. Парфентьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-12039/2020
Истец: АО "ТРАНСВУДСЕРВИС"
Ответчик: МУП "СИБСЕРВИС"