г. Москва |
|
20 июля 2020 г. |
Дело N А40-285604/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
В.А.Свиридова, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
Южного акцизного таможенного поста
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.01.2020 по делу N А40-285604/19 (21-1367)
по заявлению Южного акцизного таможенного поста
к ООО "СУБАРУ МОТОР"
о взыскании,
при участии:
от заявителя: |
Боброва А.В. по дов. от 22.10.2019; |
от ответчика: |
Федотов М.В. по дов. от 06.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
Южный акцизный таможенный пост (далее - истец, таможенный орган) обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ООО "Субару Мотор" (далее -ответчик, Общество) о взыскании суммы утилизационного сбора в размере 672 000 руб., пени в размере 86 307,20 руб.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 21.01.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал по доводам апелляционной жалобы.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы от истца поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве Южного таможенного поста на Центральную акцизную таможню, ввиду реорганизации с 01.11.2019 Южного акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) в форме присоединения к Центральной акцизной таможне. В обоснование ходатайства истцом представлен Приказ ФТС России от 17.06.2019 N 980, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Южного акцизного таможенного поста на 11.02.2020, согласно которой Южный акцизный таможенный пост прекратил деятельность путем реорганизации в форме присоединения 07.02.2020.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебными актами арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Рассмотрев ходатайство о процессуальном правопреемстве, суд апелляционной инстанции счел возможным его удовлетворить - заменить истца по делу на Центральную акцизную таможню.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 16 апреля 2018 года Обществом на таможенном посту по декларации на товары (далее - ДТ) N 10009242/160418/0000247 (в отношении товаров 1-3) были задекларированы товары - легковые автомобили различных марок и моделей, код ТН ВЭД ЕАЭС- 8703231981, 8703231989, в количестве 3 единиц; по ДТ N 10009242/160418/0000251 (в отношении товара 1) были задекларированы товары - легковые автомобили различных марок и моделей, код ТН ВЭД ЕАЭС - 8703231989, в количестве 1 единицы; по ДТ N 10009242/160418/0000253 (в отношении товаров 1, 2) были задекларированы товары - легковые автомобили различных марок и моделей, код ТН ВЭД ЕАЭС -8703231989, в количестве 2 единиц.
Товары, задекларированные по указанным ДТ, выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
В соответствии с расчетом таможенного органа размер суммы неуплаченного Обществом утилизационного сбора в отношении единиц техники составляет 672 000 рублей.
В связи с неуплатой указанной суммы утилизационного сбора Южный акцизный таможенный пост обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд г. Москвы руководствовался тем, что спорная техника в России не эксплуатировалась, была вывезена в Республику Беларусь, утилизационный сбор на задекларированные ответчиком автомобили был уплачен в Белоруссии.
Как установлено судом первой инстанции, ответчик с целью информирования Южного акцизного таможенного поста направил информационное письмо N 120401 от 12.04.2018 с указанием VIN автомобилей, которые не будут эксплуатироваться на территории РФ, а также с просьбой не взимать утилизационный сбор и не выпускать ПТС на указанные в письмах автомобили.
Указанные письма руководством таможенного поста были получены, ПТС на указанные в письмах автомобили не выпускались.
Автомобили, в отношении которых ответчиком не уплачивался утилизационный сбор, были переданы в собственность дилера - ООО "Ланкор", являющегося юридическим лицом, зарегистрированным и ведущим деятельность на территории Республики Беларусь. Факт перевозки указанных автомобилей на территорию Республики Беларусь подтверждается транспортными документами (Транспортная накладная (ТрН) и Актами приема-передачи): ТрН N А0000002768 от 15.05.2018 г. и Актом приема-передачи N А0000002768 от 15.05.2018 г.; ТрН N А0000002767 от 15.05.2018 г. и Актом приема-передачи N А0000002767 от 15.05.2018 г.; ТрН N А0000002765 от 15.05.2018 г. и Актом приема-передачи N А0000002765 от 15.05.2018 г.; ТрН N А0000002764 от 15.05.2018 г. и Актом приема-передачи N А0000002764 от 15.05.2018 г.; ТрН N А0000002688 от 11.05.2018 г. и Актом приема-передачи N А0000002688 от 11.05.2018 г.; ТрН N А0000003205 от 01.06.2018 г. и Актом приема-передачи N А0000003205 от 01.06.2018 г.
После доставки автомобилей ООО "Ланкор" был исчислен и уплачен утилизационный сбор в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Факт исчисления и уплаты утилизационного сбора подтверждается Документами, отражающими исчисление и уплату утилизационного сбора: 06650/180518/У000594 - для автомобиля FORESTER L W 2.0 AT JF1SJ5LC5JG385312; 06650/180518/У000593 - для автомобиля FORESTER L W 2.0 AT JF1SJ5LC5JG385314; 06650/050618/У000701 - для автомобиля FORESTER L W 2.5 AT JF1SJ9LC5JG382859; 06650/150518/У000570 - для автомобиля OUTBACK SP ES W 2.5 AT JF1BS9LC2JG155095; 06650/180518/У000596- для автомобиля LEGACY SP ES S 2.5 AT JF1BN9LC2JG022297; 06650/180518/У000592 - для автомобиля LEGACY SP ES S 2.5 AT JF1BN9LC2JG022298.
Таким образом, совокупность имеющихся документов (документы, подтверждающие ввоз автомобилей на территорию Республики Беларусь, подтверждающие исчисление и уплату утилизационного сбора на территории Республики Беларусь) подтверждает то, что автомобили, указанные истцом в Заявлении, не эксплуатируются на территории РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно пункту 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора;
являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ N 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора и Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Согласно пуекту 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 81, взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце 2 пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Пунктом 17 Постановления Правительства РФ N 81, установлено, что в случае если в течение 3-х лет с даты ввоза самоходных машин и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) постановления соответствующей отметки на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10-ти рабочих дней с даты обнаружения указанного факта информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
Пунктом 11(1) Постановления Правительства РФ N 81 установлено, что документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 настоящих Правил, должны быть предоставлены в таможенный орган в течение 15-ти дней со дня выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования). Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, указанных в пунктах 11 и 15 настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Согласно пункту 6 "ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (далее - Технический регламент) под выпуском в обращение понимается разрешение заинтересованным лицам без ограничений использовать и распоряжаться транспортным средством (шасси) или партией компонентов на единой таможенной территории Таможенного союза.
В пункте 7 Технического регламента указано, что датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления документа, идентифицирующего транспортное средство (шасси).
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что на бланке паспорта транспортного средства (бланке паспорта шасси транспортного средства), оформляемого на выпускаемое в обращение колесное транспортное средство (шасси) или прицеп к нему (далее - бланк паспорта), в отношении которого осуществляется уплата утилизационного сбора, или паспорте транспортного средства (паспорте шасси транспортного средства) (далее - паспорт), его дубликате, выданном на колесное транспортное средство (шасси) или прицеп к нему, в отношении которого уплата утилизационного сбора осуществляется плательщиками, указанными в абзаце четвертом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.
В Решении от 11.01.2018 N АКПИ17-949 Верховный Суд РФ указал, что, исходя из положений пунктов 6 и 7 Технического регламента, датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления документа, идентифицирующего транспортное средство (шасси), выпускаемого уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза на каждое транспортное средство (шасси) и содержащего сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (шасси), экологическом классе транспортного средства (шасси) и о документе, удостоверяющем соответствие транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента. В Российской Федерации таким документом является ПТС.
Следовательно, такая категория товаров, как автомобили, не может рассматриваться как выпущенная в обращение в Российской Федерации только в связи с фактом их ввоза, имеющейся у импортера целью их распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности и помещением под таможенную процедуру.
Только после получения в отношении автомобиля разрешения на его использование и распоряжение без ограничений в связи с подтверждением соблюдения требований безопасности, что оформляется выдачей ПТС, он считается выпущенным в обращение в Российской Федерации.
Как было указано выше, ПТС на спорные автомобили не оформлялись.
Исходя из буквального толкования положений пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ следует, что плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые осуществляют ввоз только тех транспортных средств, которые будут эксплуатироваться на территории Российской Федерации.
Судом первой инстанции верно определено, что обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства, самоходной машины в Российскую Федерацию.
В то же время с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, свидетельствующих о том, что спорные автомобили были вывезены в Республику Беларусь, там эксплуатируются, и в Республике Беларусь был уплачен утилизационный сбор, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии обязанности у Общества повторно уплачивать утилизационный сбор за одну и ту же технику.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.07.2019 г. N 30-П, обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, а также не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой именно фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, взыскание с ответчика заявленной суммы утилизационного сбора приведет к двойному взысканию утилизационного сбора.
Кроме того, судом первой инстанции правильно учтены положения Постановления Правительства РФ от 03.04.2019 N 389, которыми внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 г. N 1291, согласно которым плательщики из числа юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уплативших утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств (шасси), выпущенных в соответствии с таможенной процедурой для внутреннего потребления и в отношении которых паспорт не выдавался, в случае их вывоза за пределы территории Российской Федерации в государства - члены Евразийского экономического союза вправе обратиться за установлением факта излишней уплаты утилизационного сбора (п. 15(2) Правил), для чего в целях подтверждения вывоза колесных транспортных средств представляют в таможенный орган следующие документы (сведения): копии международной товарно-транспортной накладной "CMR" либо копии товарно-транспортной накладной и товарной накладной; сведения об уплате утилизационного или иного аналогичного сбора в государстве - члене Евразийского экономического союза, в том числе внесенные в электронный паспорт транспортного средства органами (организациями), уполномоченными на взимание утилизационного сбора в этом государстве - члене Евразийского экономического союза (пункт 15(3) Правил).
С учетом изложенного Девятый арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционным судом не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести процессуальную замену заявителя - Южного акцизного таможенного поста на его правопреемника - Центральную акцизную таможню.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21.01.2020 по делу N А40-285604/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-285604/2019
Истец: ЮЖНЫЙ АКЦИЗНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ (СО СТАТУСОМ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА)
Ответчик: ООО СУБАРУ МОТОР
Третье лицо: Центральная акцизная таможня