Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14 октября 2020 г. N Ф05-15015/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
17 июля 2020 г. |
Дело N А40-332318/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова,
судей: |
Т.Б.Красновой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.03.2020 по делу N А40-332318/19 (145-934) судьи Кипель М.Т.
по заявлению ПАО "Первый Московский завод радиодеталей"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным предписания,
при участии:
от заявителя: |
Бирюкова Е.А. по дов. от 13.01.2020; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Первый Московский завод радиодеталей" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г.Москве (далее - управление) о признании недействительным предписания Управления Росреестра по Москве от 23.09.2019 N 396 об устранении нарушения земельного законодательства, выданное в отношение ПАО "Первый Московский завод радиодеталей".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.03.2020 требования заявителя удовлетворены, поскольку суд пришел к выводу о несоответствии оспариваемого акта управления требованиям закона, влекущих для заявителя последствий нарушения его прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на законность, обоснованность оспариваемого предписания, отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований заявителя, а также полагает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
Обществом представлен письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в данном отзыве.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. В соответствии со ст.ст.123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав объяснения заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, в порядке осуществления государственного земельного надзора государственным инспектором в городе Москве по использованию и охране земель Шибановой Татьяной Николаевной проведена проверка соблюдения ПАО "ПМЗР" требований земельного законодательства РФ, предписания об устранении нарушения земельного законодательства РФ от 30.04.2019 N 131.
В результате проведения проверки установлено, что ПАО "ПМЗР" продолжает использовать земельный участок площадью 51 954 кв.м., кадастровый номер 77:08:0009016:1002, расположенный по адресу: г. Москва, 1-й Волоколамский проезд, вл.10, не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а именно: для размещения пунктов общественного питания (кафе), магазина, салона красоты.
Факт административного правонарушения был зафиксирован в протоколе об административном правонарушении от 23.09.2019, подтверждается актом проверки соблюдения земельного законодательства от 23.09.2019 N 675.
23.09.2019 Управлением Росреестра по Москве выдано ПАО "ПМЗР" предписание N 396 об устранении допущенных нарушений земельного законодательства, путем устранения ранее допущенного нарушения земельного законодательства, а именно: привести фактическое использование земельного участка в соответствие с установленным видом разрешенного использования.
Не согласившись с вышеуказанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Срок, установленный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителями не пропущен.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ с учетом ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Из материалов дела видно, общество является собственником комплекса зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке общей площадью 51954 кв. м по адресу: г.Москва, 1-й Волоколамский проезд, вл.10, кадастровый номер: 77:08:0009016:1002.
Земельный участок площадью 51 954 кв. м предоставлен ПАО "ПМЗР" на 49 лет в соответствии с договором долгосрочной аренды от 05.12.1999 N М-08-001397, зарегистрированным 31.12.2004 за N77-01/05-1055/2004-545, для размещения административных и офисных зданий (1.2.7), для размещения гаражей и автостоянок 1.2.3).
Административное правонарушение, по мнению Управления Росреестра по Москве, выражается в нарушении норм ст.42 Земельного кодекса РФ.
В силу абзацев первого и второго ст.42 данного Кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Из оспариваемого предписания следует, что Земельный участок используется не только в соответствии с видом разрешенного использования, но и для размещения пунктов общественного питания (кафе), магазина и салона красоты.
Согласно данным ЕГРН данному земельному участку установлен вид разрешенного использования "для размещения административных и офисных зданий (1.2.7), для размещения гаражей и автостоянок (1.2.3)", что является основным видом разрешенного использования.
Способ использования земельного участка, осуществляемый заявителем, не наносит вред земельному участку и окружающей среде, доказательства обратного отсутствуют. Тем самым, использование земельного участка заявителем соответствует требованиям, установленным ст.42 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п/п.8 п.1 ст1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно абзацу первому п.2 ст.7 указанного Кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Классификатор утвержден приказом Минэкономразвития России N 540 от 01.09.2014 г. "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Вместе с этим, любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, помимо основного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства предусматривает также использование вспомогательных видов разрешенного использования, допустимых только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и осуществляемые совместно с ними.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
В соответствии с п.1 ч.6 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
В соответствии со ст.ст.1, 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки (далее - Правила), которые в Москве утверждены Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП.
Согласно письму Департамента городского имущества г.Москвы от 22.08.2019 земельный участок с кадастровым номером 77:08:0009016:1002 расположен в двух территориальных зонах: - территориальной зоне с кодами 4.1.0, 6.3.0, 3.9.2, 4.9.0; - территориальной зоне с кодами 4.1.0, 3.9.2, 4.6.0, 4.9.0.
Виды разрешенного использования земельных участок определены Приказом N 540 от 01.09.2014 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", согласно которым:
4.1.0 - Размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности);
6.3.0 - Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для текстильной, фарфоро-фаянсовой, электронной промышленности;
3.9.2 - Размещение зданий и сооружений, предназначенных для проведения научных изысканий, исследований и разработок (научно-исследовательские и проектные институты, научные центры, инновационные центры, государственные академии наук, опытно-конструкторские центры, в том числе отраслевые);
4.9.0 - Размещение постоянных или временных гаражей, стоянок для хранения служебного автотранспорта, используемого в целях осуществления видов деятельности, предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 3.0, 4.0, а также для стоянки и хранения транспортных средств общего пользования, в том числе в депо;
4.6.0 - Размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары);
В соответствии с п.1.4.3.1 Правил, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства включают:
- основные виды разрешенного использования - виды разрешенного использования, которые правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований;
- вспомогательные виды разрешенного использования - виды разрешенного использования, которые могут применяться только в качестве дополнительных к основным или к условно разрешенным видам и только совместно с основными или условно разрешенными видами на территории одного земельного участка, если иное не предусмотрено Правилами.
Согласно п.3.3.43 Правил землепользования и застройки, вспомогательными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для всех территориальных зон, являются, в том числе следующие виды разрешенного использования:
1.3.0 - Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро);
4.4.0 - Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м;
4.6.0 - Размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары);
П.3.3.4 Правил определена возможность использования объектов капитального строительства и земельных участков с учетом вспомогательных видов разрешенного использования при соблюдении условий, определенных п.3.3.5 Правил землепользования и застройки, а именно: суммарная доля общей площади всех объектов капитального строительства вспомогательных видов разрешенного использования в пределах земельного участка должна составлять не более 25% от суммарной общей площади всех объектов капитального строительства в пределах земельного участка.
При соблюдении вышеуказанных условий земельный участок может быть использован с учетом вспомогательных видов разрешенного использования без внесения данных дополнительных видов в ЕГРН.
В соответствии со ст.209 Гражданского кодекса РФ права по владению, пользованию и распоряжению имуществом принадлежат собственнику такого имущества.
Департамент городского имущества г.Москвы осуществляет управление и распоряжение земельными участками города Москвы.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что правовая позиция Департамента городского имущества г.Москвы как собственника земельного участка, была выражена в письме Департамента городского имущества от 21.08.2019 в ответ на запрос ПАО "ПМЗР" относительно видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0009016:1002, копии указанных писем содержатся в материалах дела.
Более того, суд первой инстанции отметил, что 17.10.2019 ПАО "ПМЗР" обратилось в Комитет по архитектуре и градостроительству г.Москвы с просьбой уточнения порядка и процедуры внесения вспомогательных и основных видов разрешенного использования в Правила землепользования и застройки г. Москвы относительно земельного участка с кадастровым номером 77:08:0009016:1002.
31.10.2019 письмом N МКА-02-49934/9-1 Комитет по архитектуре и градостроительству г.Москвы подтвердил, что если доля площади объектов капитального строительства вспомогательных видов не более 25% от суммарной общей площади всех объектов капитального строительства в пределах земельного участка, внесение изменений в Правила землепользования и застройки не требуется.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184- ПП (ред. от 20.09.2019) "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы", Госинспекция по недвижимости является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений независимо от прав собственности, причем с правом обследования всего здания, сооружения целиком.
При проведении проверки исполнения земельного законодательства, у Управления Росреестра отсутствуют полномочия на осуществление проверки помещений в зданиях, расположенных на земельных участках, а проводится лишь внешний осмотр и фотофиксация вывесок на фасадах зданий, что подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Таки образом, при внешнем осмотре зданий, невозможно сделать однозначный вывод о том или ином виде использования зданий, и тем более квалифицировать вид использования земельного участка, представленная в материалы дела фото-таблица вывесок на здании не свидетельствует о фактическом нецелевом использовании земельного участка.
С целью подтверждения процентов использования нежилых зданий, расположенных на земельном участке в законном порядке, а также для определения вспомогательных и основных видов разрешённого использования земельного участка, общество 18.11.2019 обратилось в Госинспекцию по недвижимости по Москве и после проведенных обследований были получены акты обследования зданий, копии которых приобщены к материалам настоящего дела.
Согласно данным актам обследования объектов недвижимости:
- Нежилое здание площадью 7 116,8 кв. м, расположенное по адресу: г.Москва, 1-й Волоколамский пр-д, д.10, кадастровый номер 77:08:0006016:1024 - используется 100% для размещения офисов;
- Нежилое здание площадью 25086,5 кв. м, расположенное по адресу: г.Москва, 1-й Волоколамский пр-д, д.10, стр.1, кадастровый номер 77:08:0006016:1017 - используется 100 % для размещения офисов;
- Нежилое здание площадью 8 934,6 кв. м, расположенное по адресу: г.Москва, 1-й Волоколамский пр-д, д.10, стр.3, кадастровый номер 77:08:0006016:1018 - используется 100 % для размещения офисов;
- Нежилое здание площадью 2 583 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, 1-й Волоколамский пр-д, д.10, стр.4, кадастровый номер 77:08:0006016:1019 - используется 100% для размещения офисов;
- Нежилое здание площадью 144 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, 1-й Волоколамский пр-д, д.10, стр.12, кадастровый номер 77:08:0006016:1021 - фактически не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
- Нежилое здание площадью 2 221,6 кв. м, расположенное по адресу: г.Москва, 1-й Волоколамский пр-д, д.10, стр.16, кадастровый номер 77:08:0006016:1022 - используется 12,88 % - для размещения офисов, 59,59% - для общественного питания, 18,26% - образование, 9,27 % - размещение технических помещений;
- Нежилое здание площадью 139,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, 1-й Волоколамский пр-д, д.10, стр.20, кадастровый номер 77:08:0006016:1023 - используется 100% для размещения склада;
Итого общая площадь всех зданий согласно свидетельствам о собственности, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 77:08:0009016:1002, составляет 46 226,4 кв. м, из них:
- 2 505,5 кв.м. используются не для целей размещения офисов и стоянок, что составляет 5,42% от общей площади всех зданий.
Следовательно, доля площади объектов капитального строительства вспомогательных видов в данном случае составляет 5,42%, что не более 25% от суммарной общей площади всех объектов капитального строительства в пределах земельного участка, и правомерен вывод о том, что общество не нарушало установленный основной вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:08:0009016:1002.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований, однако, истцом доказательств, подтверждающих ненадлежащие выполнение обязательства по договору, суду не представлено.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких данных, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемое обществом предписание нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической и предпринимательской деятельности, ввиду чего, не может быть признано законным и обоснованным.
Выводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г.Москвы.
Исходя из вышесказанного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.03.2020 по делу N А40-332318/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-332318/2019
Истец: ПАО "ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ЗАВОД РАДИОДЕТАЛЕЙ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ