г. Ессентуки |
|
20 июля 2020 г. |
Дело N А18-2822/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.07.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.07.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко А.А., при участии представителей: от Администрации МО "Городской округ город Магас" - Вышегурова З.М. по доверенности от 15.06.2020; от ООО "Элит-Строй" - Евлоева М.Б. по доверенности от 22.01.2020, генерального директора Газдиева Р.Х., в отсутствие представителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ по Республике Ингушетия, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Городской округ город Магас" на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 28.02.2020 по делу N А18-2822/2019 (судья Цицкиев Б.У.) по исковому заявлению ООО "ЭЛИТ-СТРОЙ" (ОГРН 1180608000902, ИНН 0608048630) к Администрации муниципального образования "Городской округ город Магас" (ОГРН 1090608002594, ИНН 0608014060), третье лицо: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии РФ по Республике Ингушетия, о признании сделок состоявшимися и о признании права собственности на земельные участки, и встречное исковое заявление Администрации муниципального образования "Городской округ город Магас" (ОГРН 1090608002594, ИНН 0608014060) к ООО "ЭЛИТ - СТРОЙ" (ОГРН 1180608000902, ИНН 0608048630) о возврате земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЭЛИТ - СТРОЙ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с исковым заявлением о признании незаконными решений Управления об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.01.2020 N 06/001/0001/2019-3330, N 06/001/0001/2019-3331, N06/001/0001/2019-3332, N06/001/0001/2019-3333, N06/001/0001/2019334, N06/001/0001/2019-3335, N06/001/0001/2019-3336, N06/001/0001/2019-3337, N06/001/0001/2019-3338, N06/001/0001/2019-3339, N06/001/0001/2019-3340, N06/001/0001/2019-3341, признать незаконным распоряжение Администрации от 17.12.2019 N 308-Р "Об отмене некоторых нормативно-правовых актов администрации МО "Городской округ город Магас", признать состоявшимися сделки купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 06:06:0100005:216, 06:06:0100005:215, 06:06:0100005:221, 06:06:0100005:214, 06:06:0100005:213, 06:06:0100005:212, 06:06:0100005:220, 06:06:0100005:211, 06:06:0100005:222, 06:06:0100005:217, 06:06:0100005:218, 06:06:0100005:219 находящиеся по адресу Республика Ингушетия г. Магас (далее - земельные участки), между Администрацией и Обществом, признать право собственности Общества на земельные участки и обязать Управление Росреестра совершить действия по государственной регистрации права собственности Общества на земельные участки (с учетом уточнений).
Администрация обратилась со встречными исковыми требованиями к Обществу о признании результатов торгов по продаже земельных участков недействительными и обязании Общества возвратить Администрации земельные участки, путем подписания акта приема-передачи земельных участков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Ингушетия (далее - Управление Росреестра).
Решением суда от 28.02.2020 заявленные требования Общества удовлетворены, в удовлетворении встречных требований Администрации - отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований Общества, встречные требования - удовлетворить.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда в сети Интернет, в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определениями апелляционного суда от 09.07.2020 и от 10.07.2020 удовлетворены ходатайства Администрации и Общества о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Ингушетия.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов Администрации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Управления Росреестра.
Представитель Администрации поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе. Просит решение суда отменить, по доводам жалобы.
Представители Общества поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу. Просят решение суда оставить без изменения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей Общества и Администрации, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжений Администрации от 19.07.2019 N 124-р, N125-р, 126-р, 127-р, 128-р, 129- р,130-р, 131-р, 132-р, 133-р, 137-р, 138-р проведены аукционы по продаже земельных участков. 02.09.2019 по результатам проведенных торгов между Администрацией и Обществом заключены договоры купли продажи земельных участков.
17.10.2019 для регистрации перехода права собственности Общества на земельные участки в адрес Управления Росреестра направлены соответствующие документы.
28.10.2019 Управлением приняты решения о приостановлении регистрации перехода права собственности земельных участков в связи с выявленными нарушениями.
28.01.2020 Управлением приняты решения об отказе регистрации перехода права собственности земельных участков в связи с не устранениями выявленных нарушений.
Общество, считая, что выявленные Управлением Росреестра нарушения, изложенные в решениях об отказе в государственной регистрации права собственности на земельные участки, допущены Администрацией, нарушают его права и законные интересы, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закона N 218-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 14 Закона N 218 государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления заинтересованного лица и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном законом порядке.
Основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты.
Пунктом 4 статьи 18 Закона N 218 определено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании статьи 27 Закона N 218 в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона N 128.
Согласно пункту 1 статьи 549 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130 Гражданского кодекса).
Статьей 164 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 данного Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Статьей 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно статье 27 данного Закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Закона N 218-ФЗ.
По смыслу части 4 статьи 200 АПК РФ проверка законности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов осуществляется арбитражным судом исходя из установленных им обстоятельств на дату принятия соответствующих актов, решений и совершения оспариваемых действий (бездействия) государственных органов, а также из тех документов и сведений, которые представил заявитель, то есть применительно к тем обстоятельствам, которые существовали на дату его вынесения.
Для осуществления государственной регистрации права собственности на земельные участки в качестве правоустанавливающих документов Обществом представлены соответствующие документы, в том числе договоры купли-продажи земельных участков.
Управление Росреестра, отказывая в государственной регистрации права собственности на земельные участки указало следующее. Согласно пункту 2 части 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора купли-продажи или проект договора аренды земельного участка. В извещениях о проведении торгов от 26.07.2019 N 2607/19/0178442/01, N 2607/19/0178442/02, N 2607/19/0178442/03, N 2607/19/0178442/04, N 2607/19/0178442/05, N 2607/19/0178442/06, N 2607/19/0178442/07, N 2607/19/0178442/08, N 2607/19/0178442/09, N 2607/19/0178442/10, N 2607/19/0178442/11, N 2607/19/0178442/12 на сайте https://torgi.gov.ru, а также сайте https://rossetorgi.ru был размещен проект договора купли-продажи земельного участка. Между размещенным проектом и представленным на государственную регистрацию договором имеются несоответствия.
Как следует из материалов дела, земельные участки, приобретенные Обществом по результатам торгов, образованы из земельных участков 06:06:0100005:110, 06:06:0100005:57, 06:06:0100005:58, на которые в ЕГРН уже зарегистрировано право собственности Администрации.
По результатам проведенных Администрацией 02.09.2019 торгов, победителем признано Общество, с которым заключены договоры купли продажи земельных участков.
На момент заключения договоров купли-продажи Администрация являлась собственником земельных участков. Представленные на регистрацию документы подтверждают, что воля правообладателя - Администрации направлена на исполнение условий договоров купли-продажи земельных участков и переход права собственности на них.
Учитывая, что заключенный сторонами договор исполнен, а Общество как покупатель не имеет возможности устранить и предоставить Управлению Росреестра недостатки, допущенные Администрацией, отказ Управления Росреестра, выраженный в оспариваемых решениях, нарушает права Общества.
У регистрирующего органа не имелось достаточных правовых оснований для отказа в государственной регистрации права собственности Общества на земельные участки.
В резолютивной части решения о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ).
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов Общества суд первой инстанции правомерно возложил на Управление обязанность по осуществлению государственной услуги, испрашиваемой заявителем.
Издание Администрацией распоряжения от 17.12.2019 N 308 о признании утратившими силу ранее изданных распоряжений о проведении открытого аукциона по продаже земельных участков, недопустимо. Отмена результатов торгов самим организатором торгов после их проведения законом не предусмотрена, поскольку исходя из положений статьи 449 Гражданского кодекса РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица только судом. В рассматриваемом деле, суд первой инстанции правомерно признал незаконными действия Администрации, выразившиеся в принятии распоряжения от 17.12.2019 N 308-Р.
При изложенных обстоятельствах, заявленные требования Общества подлежали удовлетворению. Оснований для удовлетворения встречного заявления Администрации не имеется.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установлены судом первой инстанции на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлиять на правовую оценку спорных правоотношений. Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 28.02.2020 по делу N А18-2822/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-2822/2019
Истец: ООО "Элит-Строй"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Городской округ г.Магас"
Третье лицо: Управление Росреестра по РИ