Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 сентября 2020 г. N Ф05-14984/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
20 июля 2020 г. |
Дело N А40-325897/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи: Александровой Г.С.
рассмотрев в судебном заседании в порядке упрощенного производства
апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 марта 2020 г.
по делу N А40-325897/19, принятое судьей Ламоновой Т.А.
по иску Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423) к ОАО "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) о взыскании долга и неустойки по договору, Без вызова сторон;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - истец) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании долга по арендной плате за землю в размере 23.116 руб. 78 коп. за период с 01.01.2017 г. по 30.06.2019 г., пени в размере 7.244 руб. 45 коп. за период с 06.01.2017 г. по 30.06.2019 г.
Исковые требования заявлены со ссылкой на статьи 307-310, 330, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением обязательств по договору аренды земельного участка N М-09-514788 от 02.10.2014 г.
Дело было рассмотрено Арбитражным судом г. Москвы в порядке упрощенного производства на основании ст. 226 АПК РФ, решением Арбитражного суда г.Москвы от 23.03.2020 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, по основаниям, изложенным в жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
Отзыв на апелляционную жалобу от истца не поступил.
Дело рассмотрено апелляционным судом в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст. ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 02.10.2014 г. между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды N М-09-514788 земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001029:2240 общей площадью 337 кв.м с адресным ориентиром: г. Москва, САО, МК МЖД, участок N 81.
Согласно п. 1.1 договора участок предоставляется для целей размещения площадки для складирования материалов на период реконструкции путепровода НАМИ на км 54 ПК 530+60.
Пунктом 2.1 Договора предусмотрено, что Договор заключен сроком до 31.12.2014 г.
В разделе 3 договора предусмотрено, что расчетным периодом по договору является квартал. Арендная плата вносится арендатором ежеквартально равными частями, рассчитанными относительно размера ежегодной арендной платы, не позднее 5-го числа месяца каждого квартала.
Размер ежегодной арендной платы счет на который она вносится, указаны в приложении 2 к настоящему договору.
В соответствии с п. 4.1 раздела "Особые условия договора" участок предоставляется исключительно для целей размещения площадки для складирования материалов на период реконструкции путепровода НАМИ на км 54 ПК 530+60.
Как полагает истец, ответчик ненадлежащим образом исполнил свои обязательства по внесению арендной платы по договору, в результате чего за ним образовалась задолженность за период с 01.01.2017 г. по 30.06.2019 г. в размере 23.116 руб. 78 коп.
В порядке досудебного урегулирования спора, истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 12.09.2019 г. N 33-6-344927/19-(0)-1 с требованием оплатить сумму долга (л.д. 6-7). Так как ответчик сумму долга истцу не оплатил, последний обратился с настоящим иском в арбитражный суд за защитой нарушенного права.
Оценив представленные доказательства, проверив расчет исковых требований, и отсутствия доказательств оплаты долга ответчиком, суд первой инстанции удовлетворяя исковые требования исходил из того, что истец доказал обстоятельство не исполнения ответчиком обязательства по внесению арендной платы за период с 01.01.2017 г. по 30.06.2019 г. и иск о взыскании долга в заявленном размере удовлетворил, в т.ч и требование о взыскании неустойки за нарушение сроков оплаты арендной платы.
Апелляционный суд с данными выводами суда первой инстанции не согласен, поскольку истцом произведен неверно расчет арендной платы, в связи со следующим.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.12.2006 N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации" (далее - Приказ Минэкономразвития РФ N 396) утверждены ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и представленные ОАО "РЖД", в соответствии с которым ставка арендной платы за земельные участки в городе Москве и Московской области составляет 91,31 руб/га в год.
Пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившим в законную силу, предусмотрено, что, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Несмотря на разграничение полномочий между Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, при определении размера арендной платы за землю законодатель с 1 марта 2015 года в пункте 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установил предельные ставки арендной платы в размере федеральных в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для размещения объектов, указанных в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Поскольку в данном случае ставки арендной платы являются ценами, регулируемыми государством, стороны обязаны руководствоваться предписанным законодательством размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Аналогичная позиция также изложена в п. 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, в пункте 16 постановления Пленума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды".
Как указано выше, между сторонами был заключен договор аренды N М-09-514788 земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001029:2240 общей площадью 337 кв.м с адресным ориентиром: г. Москва, САО, МК МЖД, участок N 81.
Следовательно, расчет арендной платы установленный договором не может быть применен в нарушение Постановления Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП и приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.12.2006 г. N 396.
Таким образом, учитывая целевое назначение предоставленного в аренду обществу "РЖД" земельного участка - для целей размещения площадки для складирования материалов на период реконструкции путепровода НАМИ на км 54 ПК 530+60, апелляционный суд приходит к выводу о том, что при определении размера арендной платы в рассматриваемом договоре аренды земельных участка должны применяться положения пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования).
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила).
Согласно пункту 5 названных Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, не указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, которые предоставлены (заняты) для размещения, в том числе инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.
Приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации" были утверждены ставки арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
Таким образом, апелляционный суд признает, что условия спорного договора, касающиеся размера и условия внесения арендной платы, противоречат пункту 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации. В данном случае ставки арендной платы должны определяться в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.12.2006 N 396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации, согласно пункту 78 приложения к Приказу от 04.12.2006 N 396 ставка по Москве составляет 91,31 руб. в год", при этом ставки арендной платы применяются с учетом их ежегодной индексации.
Так как земельный участок по договору аренды N М-09-514788 от 02.10.2014 г. предоставлен ответчику для целей размещения площадки для складирования материалов на период реконструкции путепровода НАМИ на км 54 ПК 530+60, соответственно размер ежегодной арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов ОАО "РЖД", предусмотренных п. 2 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, равен размеру ежегодной арендной платы, установленной за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные для размещения соответствующих объектов (п. 2.13 Постановления), и не могут быть применены в нарушение Постановления Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП и приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.12.2006 г. N 396.
Доводы истца подлежат отклонению как необоснованные, поскольку истцом произведен расчет аренды неверно.
Постановлением Правительства Москвы от 18.12.2018 г. N 1591-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 г. N 273-ПП, которым внесены изменения в п.2.13: "Размер ежегодной арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, равен размеру ежегодной арендной платы, установленной за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные для размещения соответствующих объектов".
Кроме того, в уведомлении от 07.03.2019 г N 33-6-96867/19-(0)-1 Департамент указал о применении в отношении вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001029:2240 предельной ставки арендной платы утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.12.2006 г. N396 "Об утверждении ставок арендной платы за земельные участки, являющиеся федеральной собственностью и предоставленные открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", по субъектам Российской Федерации" в размере 91,31 руб/га.
Таким образом, согласно уведомлению годовая арендная ставка за данный земельный участок составила всего 7 руб. 40 коп.
В отношении иных земельных участков, предоставленных ОАО "РЖД" в целях размещения площадок для складирования материалов на период строительства/реконструкции, были получены аналогичные уведомления (уведомления Департамента от 07.03.2019 N 33-6-96887/19-(0)-1, от 07.03.2019 N 33-6-96887/19-(0> 1, от 07.03.2019 N 33-6-96887/19-(0)-1 и другие).
При таких обстоятельствах апелляционный суд отказывает в удовлетворении требования истца о взыскании долга.
Поскольку в удовлетворении требования о взыскании долга отказано, оснований для применения мер ответственности в виде начисления неустойки не имеется.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что на основании пункта 2 статьи 269, части 2 статьи 270 АПК РФ решение Арбитражного суда города Москвы от 23.03.2020 г. подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска в полном объеме, по основанием изложенным выше.
Расходы по уплате госпошлины за подачу иска и апелляционной жалобы распределяются судом в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относятся на истца. Однако, Департамент городского имущества г. Москвы в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины по иску.
Руководствуясь ст. ст. 4, 9, 65-66, 110, 123, 156, 170, 176, 226-229, 266 - 268, п. 2 ст. 269, ч.2 ст. 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23 марта 2020 г. по делу N А40-325897/19 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы в пользу ОАО "Российские железные дороги" расходов на оплату государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3.000 (три тысячи) руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
Александрова Г.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-325897/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"